Советское искусство в 50-е годы

Пятидесятые годы отмечены большим подъемом во всех областях художественного творчества. В центре внимания мастеров искусства стояла созидательная трудовая деятельность советского народа. Ей посвящены наиболее значительные произведения, созданные в те годы, обогатившие советское многонациональное искусство и сыгравшие большую роль в коммунистическом воспитании народа.

 

Особенно плодотворно развивалось киноискусство. Если в 1951 г. на экраны вышло всего 8 советских художественных фильмов, то в 1953 г.— 28, а в 1958 г,—около 100. Отрадным фактом явилось создание киностудий во всех национальных республиках. В конце 50-х годов в СССР насчитывалось 35 киностудий. Более двух третей кинопродукции дали национальные республики. Эти количественные показатели свидетельствуют о плодотворных изменениях в кинематографии. С увеличением числа выпускаемых фильмов расширяется и обогащается их тематика. В кинематографию вливаются новые творческие кадры сценаристов, режиссеров, актеров, операторов. Наряду с дальнейшим развитием творчества признанных мастеров крепнет мастерство многих молодых талантливых работников советского кино, начинающих играть в нем все более и более заметную роль, привносящих в советское киноискусство струю творческого новаторства.

 

Характерной чертой советского киноискусства в те годы было обращение к современной тематике, к вопросам социалистической морали и нравственности. Зритель увидел на экране своих современников в повседневном труде, в быту. Особое место занимают образ советского молодого человека, формирование его характера, вступление молодежи в жизнь. В фильмах «Высота» (сценарий М. Папава, режиссер А. Зархи) и «Весна на Заречной улице» (режиссеры Ф. Миронер и М. Хуциев) созданы образы молодых людей, отличающихся ярко выраженной индивидуальностью, сложной духовной жизнью, подлинной целеустремленностью. Многие фильмы, имеющие в основе серьезные жизненные конфликты, поднимали тему борьбы нового со старым в труде, в общественной жизни, в личных, семейных отношениях. Так, фильм «Летят журавли» (сценарий В. Розова, режиссер М. Калатозов) характерен глубоким психологическим раскрытием образа современника, прошедшего через годы военных испытаний. Фильм получил признание и советского и зарубежного зрителя. Тепло были приняты зрителями также фильмы «Земля и люди» (сценарий Г. Троепольского, режиссер С. Ростоцкий), «Чужая родня» (сценарий В. Тендрякова, режиссер М. Швейцер), «Человек родился» (сценарий Л. Аграновича, режиссер В. Ордынский). Проблемы нравственного воспитания советского человека нашли свое поэтическое обобщенно-философское выражение в фильме «Поэма о море» (сценарий А. Довженко, режиссер Ю. Солнцева).

 

Правдивое изображение активных участников революционной борьбы, их несгибаемой воли дано в фильмах «Сорок первый» (сценарий Г. Колтунова по рассказу Б. Лавренева, режиссер Г. Чухрай) и «Коммунист» (сценарий Е. Габриловича, режиссер Ю. Райзман). Ярким воплощением великой темы революции явилась экранизация таких монументальных произведений советской литературы, как «Тихий Дон» М. Шолохова (режиссер С. Герасимов) и «Хождение по мукам» А. Толстого (кинотрилогия, поставленная Г. Рошалем). Большим и заслуженным успехом пользовался фильм «Рассказы о Ленине» (сценарий Н. Погодина и Е. Габриловича, режиссер С. Юткевич), в котором М. М. Штрауху удалось глубоко и проникновенно воссоздать образ вождя социалистической революции.

 

Успешно развивалось документальное кино. Расширилась его тематика, усилилось внимание к внутренней жизни человека. В фильмах, посвященных большим событиям в жизни страны — освоению целины, строительству, трудовым победам советских людей, мы видим стремление показать индивидуальные человеческие черты. «Повесть о нефтяниках» (Р. Кармен), «Первая весна» (И. Посельский и А. Медведкин), «Счастье трудных дорог» (Р. Григорьев и И. Посельский) — поэтические и увлекательные кинодокументы, живые рассказы о героических делах советских людей. '

 

Возросшая роль науки в жизни советского общества способствовала развитию научно-популярной кинематографии. Вышли фильмы о завоевании космоса, фильмы и киноочерки, посвященные исследованиям в области атомной энергии, автоматики, очерки о развитии советской энергетики, о последних достижениях медицины.

 

В 1958 г. советские фильмы демонстрировались на 14 международных фестивалях, где им было присуждено 30 премий и дипломов. Главную премию на XI Международном кинофестивале в Каннах получил советский фильм «Летят журавли». На фестивале в Карловых Варах главная премия была присуждена киноэпопее «Тихий Дон».

 

Не менее плодотворные процессы были характерны и для театрального искусства. Отличительные черты советского театра тех лет — активизация в разработке современной проблематики, расширение жанрового разнообразия, выдвижение новых талантливых режиссеров и актеров, таких, как Г. Товстоногов, А. Эфрос, И. Смоктуновский, М. Ульянов, Ю. Борисова и многие другие.

 

Большой творческий подъем среди работников театра вызвал Всесоюзный фестиваль драматических и музыкальных театров, посвященный 40-летию Октября. Спектакли смотра показали многообразие и богатство советского театрального искусства.

 

Высокая идейность и душевное богатство современника нашли сценическое выражение в таких спектаклях, как «Годы странствий» А. Арбузова, поставленный многими театрами страны, «Битва в пути» Г. Николаевой во МХАТе, «В поисках радости» В. Розова в Центральном детском театре, «Крылья» А. Корнейчука в Киевском театре имени И. Франко, «Ширванская красавица» Э. Мамедханлы в Бакинском театре имени Азизбекова, «Лето младшего брата» Г. Приеде в латвийском Художественном театре имени Я. Райниса, «Веселка» Н. Зарудного в Театре имени Я. Ко-ласа в Минске. Около 40 театров страны показали пьесу туркменского драматурга Г. Мухтарова «Честь семьи». Эти и другие пьесы и спектакли разных жанров в убедительных образах раскрывали черты современной жизни. Многие театры Советского Союза поставили «Золотую карету» Л. Леонова, «Сонет Петрарки» Н. Погодина, «Барабанщицу» А. Салынского.

 

Немеркнущая тема Великого Октября, исторического подвига героев гражданской войны получила свое сценическое воплощение в ряде спектакдей, преисполненных глубокой правды, высокого пафоса и революционной романтики. Среди них особенно выделялся спектакль Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссер этого спектакля Г. Товстоногов и исполнитель роли вожака Ю. Толубеев были удостоены Ленинской премии.

 

Серьезным достижением сцены в ту пору является создание образа В. И. Ленина. Многие спектакли тех лет, воплощающие образ В. И. Ленина, явились важным этапом в сценической Лениниане. Среди них «Третья патетическая», завершившая трилогию Н. Погодина о вожде революции. Н. Погодин и Б. Смирнов— исполнитель роли В. И. Ленипа в спектаклях МХАТа «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая», были награждены Ленинской премией.

 

Во второй половине 50-х годов советский театр показал весьма примечательные спектакли по произведениям классиков литературы и драматургии. Характерны для них разнообразие классического репертуара, включение в него пьес, которые долгое время не звучали со сцены: «Царь Эдип» Софокла в Тбилисском театре имени Шота Руставели (режиссер Д. Алекспдзе), «Власть тьмы» Л. Толстого в Малом театре (режиссер Б. Равенских), где яркий образ Акима создал И. Ильинский, и др. Заметным событием в театральной жизни страны стала постановка пьесы М. Горького «Васса Железнова» в Малом театре. В. Пашенная, игравшая главную роль, была удостоена Ленинской премии.

 

Многие театры ставили спектакли по инсценировкам романов Ф. М. Достоевского. Среди этих спектаклей особенно выделяется «Идиот» (режиссер Г. Товстоногов) с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина (Ленинградский Большой драматический театр). Э. Смильгис поставил в Театре имени Я. Райниса «Войну и мир» по роману Л. Толстого, Н. Охлопков — «Гамлета» в Московском театре имени В. В. Маяковского, А. Эфрос — «Бориса Годунова» в Центральном детском театре. Важным шагом в развитии сатирического направления театрального искусства была постановка пьес В. Маяковского. Особенно примечательными были спектакли Московского театра сатиры «Баня» и «Клоп», поставленные Н. Петровым, В. Плучеком, С. Юткевичем.

 

Большие достижения были характерны в тот период и для советской музыкальной культуры. Главное, к чему стремились композиторы,— это укрепить связи музыкального искусства с жизнью народа, глубоко, правдиво и многосторонне воплотить образ героя-современника в музыкальных произведениях различных жанров соответственно их специфическим возможностям. В этом направлении они добились немалых успехов, хотя имелись и существенные недостатки: не было создано полноценных оперных произведений на современную тематику, некоторый застой и обмельчание тематики был заметен в массовой песне и т. д. Критика этих недостатков прозвучала на 2-м Всесоюзном съезде композиторов (1957 г.).

 

Воплощение образов современности потребовало от композиторов напряженных поисков новых интонаций, новых форм и средств выразительности. Эти поиски привели к рождению таких выдающихся произведений, как 10-яи 11-ясимфония («1905 год») Д. Шостаковича, вокального цикла на стихи Р. Бернса и «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, произведения А. Хачатуряна и др.

 

Обогащение арсенала выразительных средств советской музыки протекало в интенсивном творческом взаимообмене культур всех народов Советского Союза. Высокую оценку общественности получили многие произведения, созданные композиторами национальных республик: 2-я симфония А. Баланчивадзе, 6-я симфония Яниса Иванова, 1-я симфония Дж. Тер-Татевосяна, 3-я симфония Ш. Мшвелидзе, 4-я симфония («Памяти Ленина») Дж. Гаджиева, оратория «Двенадцать» В. Салманова, хоры М. Бурханова и др.

 

Весьма значительны в этот период успехи композиторских школ во многих республиках страны и в сфере музыкального театра. Оперы «Муса Джалиль» Н. Жиганова, «Севиль» Ф. Амирова, «Арцваберд» А. Бабаева, «К новому берегу» М. Зариня и др., балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Семь красавиц» и «Тропою грома» К. Караева и др. с большим успехом шли во многих театрах страны. Крупные достижения творческой интеллигенции национальных республик были продемонстрированы на состоявшихся в 50-х годах в Москве декадах литературы и искусства ряда союзных и автономных республик.

 

Высокий подъем творческой жизни происходил и в области изобразительного искусства. Это сказалось и в появлении новых кадров молодых художников, и в творческих достижениях, и в активизации художественной жизни в братских республиках, из которых особенно выдвинулись в 50-е годы республики Закавказья и Прибалтики.

 

Открывшаяся 5 ноября 1957 г. в новом просторном выставочном зале в Москве (Манеж) Всесоюзная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, явилась самой крупной художественной выставкой за все годы Советской власти. В ней участвовало около 5 тыс. художников, представивших почти 10 тыс. произведений (из них выставлено около 8 тыс.). Выставка отобразила путь развития советского изобразительного искусства за 40 лет и свидетельствовала о его глубокой идейности, народности, гуманности, неразрывной связи с жизнью, народом, партией. Выставка показала высокий уровень мастерства работников изобразительного искусства всех советских республик. Центральная тема выставки — советский человек, наше социалистическое сегодня. Она показала стремление художников к углубленному раскрытию жизни во всей ее сложности, к широкому показу народа — подлинного творца истории. Выставку посетило свыше 1 млн. человек.

 

В 1958 г. широкое внимание общественности привлекли большие художественные выставки в Москве: «40 лет Советских Вооруженных Сил» и «40 лет ВЛКСМ». Выставки, посвященные этим юбилеям, были организованы и во многих других городах страны. Советские художники приняли активное участие в выставке произведений изобразительного искусства стран социалистической системы, открывшейся в декабре 1958 г. в Москве.

 

Неразрывная связь советского изобразительного искусства с жизнью народа была продемонстрирована на больших художественных выставках: «Советская Россия» в 1960 г. и в особенности на Всесоюзной художественной выставке 1961 г., посвященной XXII съезду КПСС. На ней экспонировались произведения живописи, скульптуры, графики, театрально-декоративного искусства художников всех республик.

 

Высокой оценки были удостоены произведения советских мастеров изобразительного искусства на международной выставке в Брюсселе в 1958 г. Советским художникам и скульпторам было присуждено 20 почетных дипломов, 34 серебряных и 35 бронзовых медалей.

 

Развитие живописи и графики было отмечено значительным расширением их тематики. Томы героического труда, проникнутого пафосом мирного строительства, соединялись с дальнейшим развитием мотивов, связанных с борьбой человечества против войны. Худояшики обратились в своих произведениях к трудовым будням советских людей, стремясь при этом к преодолению натуралистической иллюстративности, добиваясь большой выразительности образов. В портрете и пейзаже наметилось стремление к психологической глубине и тонкости, богатству и разнообразию настроений, которое с особой очевидностью проступило в искусстве разных республик Союза. Художники Прибалтики, Средней Азии и Закавказья, разрабатывая современные темы, развивали свои национальные традиции, создали картины, привлекавшие самобытным и свежим строем чувств, идейной цельностью и своеобразием живописных средств (произведения армянских мастеров М. Сарьяна, О. Зардаряна, азербайджанских мастеров Т. Салахова, М. Абдуллаева, картины туркменского художника И. Клычева, киргизского художника С. Чуйкова, эстонских мастеров кисти Э. Эйнманна и Э. Окаса и др.).

 

Многообразие форм монументальной и камерной скульптуры — вот то новое, что появилось в работах скульпторов. Плодотворно развивался скульптурный портрет (работы С. Коненкова, С. Лебедевой, Н. Томского и др.), а также жанрово-декоративная монументальная скульптура. Как и живописцы, скульпторы добиваются внутренней одухотворенности образов, их живой наполненности и выразительности пластики. Созданный Л. Е. Кербелем памятник К. Марксу удостоен Ленинской премии. Он был торжественно открыт 29 октября 1961 г. в дни работы XXII съезда КПСС. Все эти успехи свидетельствовали о непрерывном развитии принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве. Но в те годы наметились и некоторые отрицательные тенденции в творчестве ряда молодых художников и скульпторов, которые в поисках ложно понятого «современного» стиля в искусстве, некритически воспринимали опыт буржуазного искусства, подражали абстракционистским его направлениям. Отставало развитие декоративного и монументального искусства, непосредственно связанного с архитектурой.

 

По инициативе ЦК КПСС и Советского правительства в 1954 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание строителей и архитекторов, на котором были осуждены излишества и украшательство, увлечение архаическими стилевыми формами как чуждые советскому зодчеству и его общенародному назначению. Пути дальнейшего развития архитектуры были намечены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Удобство и экономичность, борьба с архаикой и безвкусицей, ясность и простота художественных образов, выгодное расположение жилых домов по сторонам света и создание больших открытых пространств в жилых районах, а также широкое применение индустриальных сборных методов строительства стали теперь обязательным условием деятельности архитекторов и строителей. В соответствии с новыми тенденциями в зодчестве были сооружены спортивный комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Москве (руководитель А. Власов), спортивный зал в Киеве (руководитель В. Гречина) и др. Поиски новаторских путей дальнейшего развития зодчества характерны для послевоенных конкурсных проектов Дворца Советов в Москве и новых станций московского и ленинградского метрополитенов.

 

Особое внимание уделялось развитию градостроительства. Завершилось восстановление разрушенных войной городов, началась комплексная плановая застройка больших жилых массивов, например Юго-Западного района в Москве, района Московского шоссе в Ленинграде, Дарницы в Киеве и во многих других городах и населенных пунктах страны.

 

Примечательным явлением этого периода в развитии советского искусства стал еще более широкий размах самодеятельного народного творчества. Многими тысячами исчислялось количество самодеятельных драматических коллективов в городах и селах всех республик страны. Лучшие из них получили название народных театров, к концу 50-х годов их было уже сотни. В народной музыкальной самодеятельности закрепляются более высокие формы, приближающиеся к профессиональным, возникают самодеятельные оперные театры и симфонические коллективы. Организуется много студий изобразительного искусства.

 

Получила развитие такая форма самодеятельного творчества, как кинолюбительство, которая прочно вошла в быт советских людей. Кинолюбители больше всего занимались съемкой документальных фильмов, но некоторые, объединившись в киногруппы и самодеятельные киностудии, создавали сценарии и ставили игровые кинокартины. В различных городах регулярно проводились смотры и фестивали любительских кинофильмов.

 

Расцвет самодеятельного творчества — одно из ярких свидетельств духовного роста советских людей, развития их творческой инициативы. Связи самодеятельного и профессионального искусства стали значительно многообразнее и глубже. В их взаимодействии раскрывалась богатейшая картина художественного творчества народов Советского Союза.

 

В эти годы советское искусство вышло на широкую международную арену. Неизменным успехом пользовались выезжавшие на гастроли лучшие театры, музыкальные и танцевальные коллективы и выдающиеся исполнители — представители советской музыкальной и вокальной школы и советского балетного искусства. Многие победы одержали наши молодые музыканты-исполнители на международных конкурсах (В. Климов, Л. Власенко, Б. Гутников и др.).

 

Представители советского многонационального искусства показали всему миру, какие неисчерпаемые возможности для творчества имеют народы страны победившего социализма.

Категория: История | Добавил: fantast (28.11.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0