Древнейшие государства Закавказья. Урарту

В конце бронзового века процесс распада первобытнообщинного строя у закавказских племен был в основном завершен. Выделение богатой племенной аристократии из массы свободных общинников, образование больших племенных союзов, постоянные столкновения их между собой и грабительские походы некоторых наиболее могущественных племенных образований в дальние страны привели к тому, что закавказские племена на рубеже II—I тысячелетий до н. э. уже стояли на пороге классового общества.

 

В начале I тысячелетия до н. э. процесс классообразования был ускорен тем, что ряд закавказских областей вошел в состав молодого рабовладельческого государства, известного по ассирийским источникам под названием Урарту. Центр этого государства, сложившегося в IX в. до н. э. на основе объединения нескольких сильных племенных союзов, находился в районе озера Ван, на самой границе великого и грозного Ассирийского царства. Ассирия сразу же вынуждена была вступить в длительную и упорную борьбу с этим новым, стремительно возвысившимся противником. Но Ассирия не смогла противодействовать росту Урартского государства. Около 30 лет с постепенно затухающим для Ассирии успехом продолжалась борьба царя Салманасара III с урартами. Отдельные эпизоды этой борьбы изображены на бронзовых обивках ворот, найденных при раскопках на холме Балават, около ассирийской столицы Ниневии, и красочно описаны в дошедших до нас ассирийских летописях.

В описании одного из походов (834 г. до и. э.) говорится об урартской правителе Сидури (Сардури). От времени этого первого упомянутого в письменных ассирийских источниках урартского царя сохранились у западного склона Ванской скалы развалины циклопической крепостной стены. На стене имеются три одинаковые надписи, написанные по-ассирийски. Они дают пространную титулатуру царя Сардури, сына Лутипри, и содержат сведения о доставке камня для постройки стены. При преемнике Сардури — царе Ишпуини — были проведены большие строительные работы в районе столицы государства — г. Туш-пы, на восточном берегу озера Ваи. От этого царя дошли до нас и первые надписи на урартском языке.

 

В период становления Урартского государства ассирийское влияние на культуру и жизнь урартов было очень сильным. Они заимствовали не только ассирийскую клинопись, приспособив ее знаки к своему языку, но и самые формулы летописей, описывающих завоевания и строительство. Урартские воины пользовались оружием, изготовленным по ассирийским образцам. Придворные урартские мастера копировали произведения искусства из дворцов Ниневии и Кальху. Однако этот слой заимствований был в значительной мере поверхностным, поскольку местные элементы, идущие еще от энеолитической культуры, продолжали жить и развиваться.

 

В конце IX в. до н. э. мощь Ассирии постепенно падала, и ее прежнее положение среди государств Передней Азии стало переходить к Урарту, переживавшему бурный расцвет, длившийся около 70 лет.

 

При царе Менуа, сыне Ишпуини, вступившем на престол около 810 г. до н. э., в центре государства шло большое строительство городов, крепостей, дворцов и храмов, расширялась ирригационная система. К столице страны — г. Тушпе — была подведена питьевая вода из горных родников, расположенных к югу от р. Хошаб.

 

Значительно расширилась и территория царства, в которое вошли страны Мусасир, Мана и Наири; урарты доходили до границ Ассирии, а на западе достигли излучины р. Евфрата и проникли в Северную Сирию, завладев путями, связывавшими Переднюю Азию со Средиземноморьем. На северо-западе урарты, перейдя р. Араке, достигли богатой страны Диауехи, о чем говорят установленные там победные надписи. Началось и продвижение в Закавказье. На правом берегу Аракса, на склоне Арарата, у современного сел. Ташбурун, Менуа создал свой административный центр, назвав его Монуахинили (постройки царя Менуа).

 

Аргишти, сын Менуа, правивший в первой четверти VIII в. до н. э., начал планомерное завоевание закавказских земель, расположенных к северу от Аракса. Согласно летописи царя, высеченной на Ванской скале, на пятом году своего правления Аргишти совершил поход в район озера Севан, покорил г. Ке-хуни (находившийся около современного сел. Лчашен) и построил г. Эребунн, в который были переселены пленные из стран Хатти и Цупани (западная излучина Евфрата). Местоположение Эребуни удалось твердо установить. (В 1950 г. на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, была обнаружена надпись: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил, установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни (так называли урарты свою страну.— Ред.) и для устрашения вражеских стран...»

 

Раскопки, производившиеся на Арин-берде, дают полное представление об этом крупном урартском административном центре, служившем одновременно и царской резиденцией. Внутри цитадели г. Эребуни находились дворец, храмы и крупные постройки хозяйственного значения. Укрепленные ворота вели в обширный двор. Напротив ворот возвышался дворец, слева — храм с колоннадой перед фасадом, а справа — грандиозное здание, вероятно амбары для зерна. В юго-западном выступе цитадели находились кладовые для вина, где крупные сосуды — ка-расы — были вкопаны в земляной пол.

 

В Эребуни было найдено семь клинообразных надписей Ар-гишти I и одна надпись Сардури II. В них рассказывается о постройке города, дворца, храма и закромов. Особенно интересным оказался дворец. В нем был открыт дворик с колоннадой по периметру, парадные комнаты, небольшой храмик, кладовые и различные помещения. Один большой зал украшала монументальная роспись, выполненная в основном белой, синей, красной и черной красками. Она носила орнаментальный характер н состояла из полос, заполненных ступенчатыми башенками, пальметками, изображениями священного дерева со стоящими около него божествами, гирляндами бутонов и др. Центральная полоса была занята крупными изображениями львов, быков, коленопреклоненных крылатых гениев, геометрическими фигурами. Подобные или близкие к этой росписи известны в ассирийских дворцах, в частности во дворце Ашшурнасирапала II в Кальху. В цитадели Эребуни находилось два храма: один небольшой на территории дворца, другой на площади. Стены храмов также были украшены изображениями различных божеств, из которых сохранился только главный бог Халди, стоящий на льве. Крепость Эребуни служила базой для урартского войска; здесь хранились продовольственные запасы, отсюда снаряжались походы в разные страны Закавказья.

 

Присоединив к Урартскому царству южное Закавказье, урар-ты заняли Араратскую низменность, плодородную область, центр земледелия и садоводства. Летопись Аргишти I рассказывает о том, что на 11-м году своего правления урартский царь в Араратской равнине построил еще один город — Аргиштихи-нили, также ставший крупнейшим хозяйственным центром. Из клинообразных надписей, происходящих из района цитадели этого города, расположенной на холме у сел. Армавир, мы знаем о постройке крепостей, создании каналов, разведении плодовых садов и виноградников, о больших полях с посевами. Это был цветущий богатый район, игравший немалую роль в хозяйстве Урарту.

 

Из горных районов (гора Арагац и побережье Севана) урар-ты угоняли громадное количество лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Походы в горные области, как повествуют надписи, совершались два раза в год — весной и осенью, что, вероятно, было связано с полукочевой формой скотоводства у закавказских племен: урарты нападали на их поселения в тот период, когда скот находился па зимовищах. Захват горных областей Кавказа был важен для Урарту еще и потому, что горы Малого Кавказского хребта были чрезвычайно богаты медной рудой, которая на основной территории государства встречалась в очень небольшом количестве.

 

Зенита своего могущества Урартское государство достигло при сыне Аргишти царе Сардури II (вторая четверть VIII в. до н. э.). При нем урарты владели Сирией и держали в руках пути в Средиземноморье. Именно в это время предметы урартского ремесла проникали во Фригию, в Грецию и даже в Италию. Летопись Сардури II, открытая в нише на северном склоне Ванской скалы, красочно описывает военные успехи урартского войска, захват новых областей и жестокую расправу с сопротивлявшимися. В тексте часто упоминаются походы в закавказские земли, в частности в страну Эриахи, существовавшую в районе современного Ленинакана.

 

Урартское войско было хорошо организованным, в него входили отряды пеших лучников, копейщиков и всадников. Ассирийские письменные источники называют даже области, где выращивались для урартской конницы жеребята, которых тренировали специально для военного дела. Наряду с постоянными военными экспедициями в Закавказье урартские войска совершали походы и на ослабевшего южного соседа — Ассирию. Об этом также сообщают каменные летописи Сардури II.

В середине VIII в. до н. э. положение Урарту среди стран Передней Азии изменилось. В 745 г. до н. э. на ассирийский престол вступил Тиглатпаласар III. Он провел реформу армии и приступил к восстановлению прежних границ Ассирии, к возврату потерянных областей. Естественно, Ассирию тревожило укрепление урартов в Северной Сирии, являвшейся центром транзитной торговли с Малой Азией и Средиземноморьем. Одним из первых походов Тиглатпаласара III был поход в Сирию, снаряженный в 743 г. до н. э. Около Арпада урарты потерпели поражение. Были захвачены многочисленные пленные и богатая добыча царского стана. Сам Сардури под прикрытием ночи, на кобыле, потеряв боевого коня, бежал, и ассирийцы преследовали его до границ Урарту, до переправы через Евфрат.

 

Восстановив прежнее положение Ассирии на подступах к Средиземному морю, Тиглатпаласар III стал готовиться к походу в центр Урарту. Поход состоялся в 735 г. до н. э. Ассирийцы прошли через всю урартскую территорию и осадили столицу страны — Тушпу, в цитадели которой, в крепости на Байской скале, отсиживался Сардури. Ассирийцам не удалось овладеть хорошо укрепленной крепостью. Тем не менее поражение, нанесенное ассирийцами Урартскому царству, привело к ослаблению центральной власти и к отпадению входивших в его состав окраинных стран и областей.

 

Урарту было конгломератом мелких стран и племен, объединенных силой оружия, но сохранивших свои язык и культуру. В покоренные области назначался наместник, обычно военачальник, становившийся полным хозяином округа. Он следил за порядком, принимал меры к своевременной уплате налогов и дани, выполнению трудовых повинностей. Система управления на местах и разделение царства на отдельные округи была проведена в Урарту с большой последовательностью. Она укрепляла закабаление присоединенных стран, но вместе с тем таила опасность чрезмерного усиления наместников и противопоставления их царской власти.

 

Таким образом, население Урартского царства было разнородным. Сами урарты не составляли большинства, они были лишь господствующей частью населения. Этнической пестроте Урарту способствовали и частые массовые переселения людей из захваченных областей. В летописях нередко встречается такая стереотипная фраза: «Страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биай-ни(ли)». Часть пленных становилась рабами и направлялась на строительство городов и крепостей, прокладку каналов, в рудники и на другие тяжелые организованные государством работы, а большинство сажалось на землю или поселялось в новых административно-хозяйственных центрах.

В результате этой политики окраины государства всегда, даже при крепкой центральной власти, были ненадежны. Там постоянно вспыхивали восстания, и урартам приходилось направлять войска в те области, которые уже считались присоединенными к Урарту. Эти особенности древневосточных царств бывали обычно причиной распада государств при ослаблении центральной власти. Так получилось и после разгрома ассирийцами войск Сардури II. Его сын Руса I вел упорную борьбу с наместниками присоединенных областей, добивавшимися полной самостоятельности. По-видимому, именно при Русе I была начата завершившаяся значительно позже реформа управления областями. В целях укрепления власти было продолжено строительство крепостей в отдаленных провинциях государства и назначены в них новые наместники. Кроме того, были заключены союзы со многими соседними странами.

 

В силу еще неясных нам причин большое строительство в центре Урарту и на его окраинах производилось не в старых центрах, а на новых местах, причем старые центры теряли свое прежнее значение. Археологам неизвестна ни одна урартская постройка, где надписи царей Менуа, Аргишти I и Сардури II встречались бы вместе с надписями последующих правителей. В центре Урарту при Русе I, а возможно, и после него, цитадель Тушпы потеряла свое значение, и царская резиденция была перенесена в новый город; в Закавказье же утратили значение такие крупные административные и хозяйственные центры, как Эребуни и Аргиштихинили.

 

Успешная деятельность Русы I по укреплению Урартского государства была прервана походом ассирийцев в 714 г. до н. э. Ассирийский царь Саргон давно и тщательно готовился к походу против Урарту. В древних архивах Ниневии и Кальху сохранились интереснейшие документы — сообщения разведчиков, засланных в соседние страны, в том числе и в Урарту. На маленьких глиняных табличках, которые можно было легко спрятать за пазуху, записывались краткие сообщения о положении в Урарту, о продвижении войск, о войнах с кочевниками из Севернох’о Причерноморья — киммерийцами, о волнениях в стране и других событиях. Особое внимание разведчики уделяли мятежу, поднятому наместниками областей в центре Урарту. Мятеж этот был быстро и успешно подавлен Русой I. Чувствуя недоброжелательность со стороны Ассирии, урартский царь, кроме расширения Урарту на севере, вел последовательную политику укрепления урартского влияния на юго-востоке страны, в соседних с Ассирией странах — Мусасире и Мане. Но и ассирийцы не оставляли эти страны без внимания и также пытались упрочить в них свое влияние. На престол страны Маны попеременно возводились ставленники то ассирийцев, то урартов. Создалось очень напряженное положение, но ни один из противников не решался начать открытую борьбу, войска их не встречались и поочередно уходили из Маны.

 

Эта борьба завершилась походом Саргона в 714 г. до н. э., о котором мы хорошо знаем по большому тексту, найденному в Ашшуре и хранящемуся ныне в Лувре, а также по рельефам из дворца Саргона, раскопанного в Хорсабаде (Дур-Шарруки-не). В начале лета 714 г. до н. э. ассирийское войско выступило из Кальху и направилось на восток. Саргон через Ману прошел по направлению к странам Анди и Зикирту. В Зикирту ассирийский царь нанес поражение правителю Метатти, который убежал в горы, бросив город и оставив сокровища своего дворца. Но ассирийцы не преследовали врага, а повернули обратно.

 

Это было вызвано тем, что ассирийский царь неожиданно узнал, что Руса зашел к нему в тыл и в горном ущелье горы Уауш (Сохеида) построил свое войско «для отмщения за Метатти Зикирта».

 

Получив это известие, Саргон в колеснице и с конным отрядом своего друга Синахусура стремительно двинулся навстречу урартам. Внезапно, среди ночи, напал он на урартский лагерь и разбил врагов наголову. «Ущелья гор были заполнены трупами и кровь убитых врагов текла как река». Оставшиеся в живых, «как муравьи в беде, расползлись трудными путями». Сам урартский царь бежал.

 

После этой победы ассирийцы двинулись в глубь Урарту по восточному побережью озера Урмии, разрушая все на пути. Они вступили в богатую провинцию Сангибуту, на севере озера Урмии. «Как темная туча вечера, покрыл я эту страну, все покрыл я, подобно стае саранчи...»

 

Далее путь ассирийской армии шел севернее озера Ван, где было взято «30 городов, укрепленных на берегу волнующегося моря, у склонов великих гор». На обратном пути в Ассирию Саргон узнал об измепе Урзаны, правителя Мусасира, и двинулся с тысячным отрядом воинов в горную, труднодоступную местность. Здесь он разграбил дворец и храм, где были захвачены несметные сокровища. Разграбление храма изображено на одном из рельефов дворца Саргона. Особенно интересен сам храм, сооруженный на высокой платформе. Он имел двускатную крышу с высоким фронтоном, шесть колонн перед фасадом с дверью посредине. Стены храма были украшены круглыми щитами с сильно выступающей средней частью, помещенными как на колоннах, так и между ними.

Описание колоссальной добычи, захваченной ассирийцами в Мусасире, заканчивается словами: «Имущество дворца Урза-ны и храма бога Халди с его несметными богатствами, которые в Мусасире я захватил, я нагрузил во всей их бесчисленности на мое многочисленное войско и в Ассирию заставил я тащить эту добычу. Людей области Мусасира к людям Ассирии я причислил, повинности воинские и строительные я наложил на них как на ассирийцев».

 

Разгром Мусасира сильно ослабил государство Урарту, потерявшее защиту с юга. Положение Урарту ухудшалось и разорением всей страны. В летописи Саргон рассказывает, что когда «Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезен, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни».

 

Так закончился хорошо освещенный письменными и изобразительными источниками поход 714 г. до н. э.—характерный пример грабительских войн, несущих гибель и разрушение.

 

Но несмотря на большую жестокость ассирийского войска, сопротивление ассирийцам возрастало и в конце царствования Саргона его военная слава стала меркнуть.

 

Урарту вскоре оправилось от поражения. Однако внимание его правительства было с тех пор обращено не на страны Передней Азии, а на Закавказье и восточную часть Малой Азии.

 

После Русы I на урартский престол вступил его сын Аргиш-ти II, современник ассирийского царя Синахериба. От этого времени до нас дошло мало источников, освещающих историю Урарту; по-видимому, это был период некоторого затишья, воспользовавшись которым Урарту и смогло окрепнуть вновь.

Новый подъем Урарту во второй четверти VII в. до н. э. относится ко времени правления Русы И, сына Аргпшти. Усиление Урарту стало вновь тревожить ассирийского царя. Опять начала функционировать ассирийская шпионская сеть в граничащих с Ассирией странах. Интересно, что даже в число вопросов оракула Асархаддона включен вопрос об осуществлении замыслов Русы, правителя Урарту, и народа гимирра (киммерийцев) .

 

Тем не менее ни один из противников не решался вести открытую борьбу, и когда Асархаддон во время похода в страну Шуприю в 673—672 гг. до н. э. захватил в крепости Уппум скрывавшихся там урартских беглецов, он вернул их урартскому царю. Урарты также избегали столкновений с Ассирией и отказались от своих притязаний на те южные области, которые находились в союзе с Ассирией.

 

Культурный и хозяйственный подъем Урарту выразился прежде всего в интенсивном строительстве как в центре Урарту, так и в закавказских его провинциях, о чем рассказывают клинописи.

 

В надписях говорится о разведении виноградников, посадке фруктовых садов, возделывании полей и прокладке каналов, в частности канала из р. Ильдаруни, как в древности называлась р. Раздан (Занга). Этот канал, пробитый в толще базальтовых скал, сохранился до наших дней. По нему идет вода, орошающая правый берег реки. Сооружение канала представляло собой невероятно трудоемкую работу, которую можно было выполнить только при использовании труда громадного количества рабов.

 

Напротив канала, на холме, называемом теперь Кармир-блур, находятся развалины крепости, общая площадь которой достигает 4 га.

 

В 1939 г. начались раскопки Кармир-блура. Была вскрыта значительная часть крепости, представлявшей собою в отличие от Эребуни не комплекс отдельных построек, а одно монументальное здание. Первый, цокольный, этаж этого здания содержал около 150 помещений с высокими и толстыми стенами (высотой до 7 м, толщиной 2,10—3,50 м), перекрытых частью бревенчатым накатом, а частью, по-видимому, сводами из сырцового кирпича. Многие помещения второго этажа были частично сложены из крупных отесанных базальтовых блоков. Это монументальное здание могло быть построено только силами огромного количества людей, вероятно военнопленных — рабов.

 

В древности цитадель на холме и поселение вокруг него называлось Тейшебаини, то есть город бога Тейшебы. Это был город урартского наместника, в него свозилась собранная в окрестных областях дань. Сельскохозяйственные продукты перерабатывались здесь же: в крепости и городе были раскопаны ремесленные мастерские.

 

Высокий уровень урартского земледелия прекрасно иллюстрируется материалами из раскопок Кармир-блура. В кладовых разного размера, вмещавших около 750 тонн зерна, в ямах и отдельных глиняных сосудах хранились запасы пшеницы, ячменя, проса. Найдены также запасы муки крупного помола и обгоревшие остатки хлеба, имевшего форму овальной лепешки с отверстием посредине.

 

В Урарту, как и в Ассирии, широкое распространение получила культура кунжута, из которого приготовлялось масло; на Кармир-блуре три помещения цитадели были отведены под мастерскую для изготовления кунжутного масла, в них обнаружен каменный чан для вымачивания зерен и остатки жмыхов — отходов производства.

 

Раскопки Кармир-блура позволили воссоздать яркую картину урартского виноградарства. Сорта винограда, разводившиеся урартами, существуют и доныне. В восьми винных кладовых, открытых в различных частях здания, находилось более 400 крупных сосудов — карасов, вкопанных в земляной пол и имеющих под венчиком клинописные и иероглифические отметки их емкости или количества залитого вина. В них хранилось не менее 400 тыс. литров вина. При таком количестве вина необходима была соответствующая посуда для его розлива. В одной из кладовых было обнаружено 1036 красных кувшинов, сделанных местными гончарами, и 97 бронзовых плоских чаш с вычеканенными именами урартских царей VIII в. до н. э.

 

В хозяйстве Тейшебаини наряду с земледелием и садоводством важное место занимало животноводство. При раскопках найдены целые скелеты животных, погибших во время пожара, возникшего при гибели крепости, а также отдельные кости — остатки мясной пищи. В основном это остатки крупного и мелкого рогатого скота. Разведение овец давало урартам не только молочную пищу, но и шерсть для ремесла. Шерсть дошла до нас как в клубках, так и в готовых тканях разной плотности, украшенных иногда вытканным цветным узором. Обнаруженные в крепости скелеты лошадей позволяют установить две породы: низкорослую (рабочую) и высокорослую (военную).

 

Таким образом, археологические материалы позволяют с исключительной полнотой восстановить облик хозяйства и ремесла в урартском административно-хозяйственном центре Закавказья.

 

Совершенно исключительное значение для изучения жизни Тейшебаини имеют документы, написанные клинописью на глиняных табличках. На Кармир-блуре их найдено немного, всего шесть целых табличек и пять обломков. Пять табличек представляют собой царские приказы или письма высоких должностных лиц, направленные из Тушпы в Тейшебаини. Они касаются передела земли, отправки лошадей, быков и фуража, возврата беглой рабыни и др. Одна табличка, написанная скверным почерком и не совсем грамотно, является распиской в получении или отправке кож и шерсти. Благодаря этой находке можно предполагать, что в крепости существовал свой хозяйственный архив, к сожалению, не сохранившийся.

 

Раскопки поселения у крепости открыли жилые комплексы, представлявшие собой не отдельные дома, а кварталы, состоявшие из жилищ в две комнаты с открытым двориком. В этих жилищах отсутствовали помещения для скота и хранения продуктов. Они заменялись общими кладовыми для всего квартала в целом. Другой тип жилых помещений, оформленных в урартском стиле, представлен большим зданием с контрфорсами по фасаду и угловыми башнями. Здание состояло из четырех десятикомнатных жилищ одинаковой планировки, с входами, расположенными по одной стороне. Несомненно, в этом «четырехквартирном» доме жили не простые ремесленники или воины. Раскопки в других местах поселения у Кар-мир-блура открыли жилища более самостоятельных и состоятельных представителей населения города. В одном из таких домов была обнаружена кладовая, в которой находилось два караса, подобных карасам винных погребов цитадели.

 

В кладовых цитадели Тейшебаини хранились разнообразные железные и бронзовые предметы: орудия, оружие, сосуды, предметы обстановки, утварь и украшения.

 

Обращает на себя внимание большое количество железного оружия — мечей, кинжалов, наконечников копий и стрел. Урартские железные изделия были очень высокого качества. Нет сомнения, что широкое применение железа в быту закавказских племен обязано влиянию урартов. Большинство закавказских железных предметов VII—VI вв. до н. э. повторяет урартские формы.

 

Помимо рядового оружия в подвалах Тейшебаини были собраны и богатейшие коллекции украшений и бронзового художественного оружия с надписями урартских царей VIII в. до н. э.: Менуа, Аргишти I, Сардури II и Русы I. Было обнаружено 14 бронзовых крупных щитов декоративного назначения с клинообразными посвятительными богу Халди надписями. Кроме щитов, в Тейшебаини было найдено 20 бронзовых шлемов, украшенных крупным символическим знаком на лобной части и изображением священных деревьев с божествами около них, колесницами и всадниками. Наряду с крупными изделиями из бронзы и меди на Кармир-блуре обнаружено несколько великолепных образцов мелкой урартской скульптуры из бронзы. К их числу принадлежат реалистически выполненная голова коня, служившая навершием дышла колесницы, и фигурка бога войны Тейшебы, бывшая навершием военного штандарта. Помимо бронзовых изделий, были найдены вещи из кости, рога, камня, серебра и золота, а также множество ассирийских изделий: характерные цилиндрические печати, фаянсовые прониз-ки, каменные великолепно изготовленные бусы и бронзовые чаши — фиалы. Попадались отдельные предметы из Египта, в частности миниатюрная подвеска, изображающая богиню Сохмет, и скарабеи. Некоторые стеклянные и фаянсовые сосуды, ювелирные изделия и бусы из кладовых Тейшебаини указывают на связи Урарту со Средиземноморьем.

Особый интерес для древней истории народов СССР представляют находки предметов, принадлежавших скифам Предкавказья и Приднепровья. Именно от скифов урарты заимствовали бронзовые втульчатые двухграп-ные и трехгранные наконечники стрел, встречающиеся во множестве на Кармир-блуре. Стрелы этой формы распространились по всей Передней Азии, даже в центре Ассирии, около Ниневии, была найдена портативная бронзовая формочка для отливки наконечников стрел «скифского» типа. Элементы орнамента на бронзовых урартских поясах из Кармир-блура находят аналогии, с одной стороны, в причерноморском скифском искусстве, а с другой — в вещах, обнаруженных в иранском Курдистане. В то же время нет сомнения в том, что многие скифские предметы, отражающие и копирующие образцы древневосточного искусства, связаны с Урарту. Очевидно, связи скифов с Древним Востоком не могли миновать урартских административных центров в Закавказье.

 

В первой половине VII в. до н. э. к Урарту были присоединены, кроме Араратской и Ширакской долин, также районы горы Ара-гац и озера Севан. В новых областях были построены крепости, закреплявшие власть и служившие оплотом для дальнейшего продвижения и походов. Северной границей Урарту был лесистый Лори-Памбакский хребет, а восточной — горы к востоку от озера Севан. В дальнейшем урарты, захватившие самую плодородную часть страны, не стремились расширять свою территорию и избегали открытых столкновений с местными племенами, жившими за пределами подчиненных районов.

 

Наоборот, они старались поддерживать с ними мирные отношения и торговлю — на это указывает большое количество предметов древневосточного происхождения, найденных в закавказских могилах.

 

Кроме того, особенно важно, что в богатых закавказских могилах хоронили рядом с гробницей вождя убитых рабов или военнопленных. Очевидно, у соседних с Урарту племен под непосредственным воздействием этого рабовладельческого государства появилось рабство, появились вожди-рабовладельцы.

 

Несмотря на то, что культура второго периода истории Урарту известна нам несравненно лучше,, чем первого, историческая канва этого периода еще во многом неясна. Мы до сих пор не знаем последовательность правления царей, имена которых упоминаются в надписях. После Русы II на престол вступил его сын Сардури, упоминаемый в летописи Ашшурбанипа-ла. С его именем связаны два документа, обнаруженных на Кармир-блуре. В последнее время стали известны имена царя Сардури, сына Сардури, царевича Русы, сына Русы, которых еще трудно поставить в общую линию царей Урарту.

 

До сих пор еще не установлено время гибели Урартского царства. Можно предполагать, что Урарту прекратило свое существование около 585 г. до н. э., когда мидийцы прошли через его территорию. Как бы там ни было, но ясно, что Урарту пережило своего постоянного и грозного врага — Ассирию, столица которой Ниневия пала под ударами вавилонян в 612 г. до н. э.

 

В начале VI в. до н. э. объединенными силами местного населения, стремившегося сбросить урартское иго, и скифов был положен конец урартскому владычеству в Закавказье. Именно в это время была разрушена цитадель Тейшебаини, штурм которой так хорошо прослеживается по археологическим данным. В наружной стене крепости были найдены наконечники стрел скифского типа, а вся обстановка гибели крепости свидетельствует о стремительном захвате ее, сопровождавшемся грандиозным пожаром.

 

Разгромом Тейшебаини закончился период урартского господства над некоторыми областями Закавказья — период интенсивного формирования кавказских пародов, создавших несколько позднее самостоятельную культуру и свои государства.

 

Категория: История | Добавил: fantast (15.11.2018)
Просмотров: 811 | Рейтинг: 0.0/0