Упадок трипольской культуры

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в областях, занятых трипольскими племенами, происходят существенные перемены. Особенности материальной культуры позволяют выделить территории по крайней мере шести племенных групп, располагавшихся от Волыни до Черноморского побережья. Объединение позднетрипольских племен в локальные группы отражает, вероятно, переход к более сложной родо-племенной организации, характерной для времени укрепления патриархального рода. Именно на этой ступени истории первобытного общества особенно часто создаются союзы племен — объединения для защиты союзных племен и упорядочения хозяйственных, торговых, политических и религиозных межплеменных связей.

 

Действительно, повсюду наблюдаются перемены, свидетельствующие о сложных исторических процессах.

 

Весьма характерна для северных областей Украины культура городско-волынской племенной группы, известная по раскопкам поселения Городок в Житомирской области. Здесь уже гораздо реже встречаются большие и сложные по устройству жилища с полами, выстланными слоями обожженной глины. Лишь круглые печи с небольшими глинобитными площадками около них в наземных жилищах свидетельствуют о связи с предшествующими традициями домостроительства. Широко распространяются небольшие полуземлянки с углублениями для очагов в центре. Возрастает роль скотоводства: его продукты находят все более разнообразное и широкое применение. Так, находки многочисленных глиняных пряслиц говорят о подъеме ткацкого дела, а сосудов-ситечек — об обработке молочных продуктов. Существенные изменения происходят в области керамического производства. Парадные сосуды с яркой росписью в три краски, столь характерные для расцвета трипольской культуры, заменяются сосудами, расписанными одной краской, и затем посудой с орнаментами, нанесенными штампом или при помощи веревочки (так называемая шнуровая керамика). Посуда, украшенная шнуровым узором, вероятнее всего, появилась под воздействием гончарного искусства степных и лесостепных племен Левобережной Украины.

 

Трипольские поселенцы в поздний период трипольской культуры спустились на юг и достигли Черного моря в низовьях Южного Буга и Днестра. По Пруту их поселки распространились до Дуная. На юге, у Черного моря, по среднему течению Днестра, частично на Пруте и на Днестре возле современных Хотина и Черновиц они составили так называемую усатовскую группу позднетрипольских племен.

 

Как происходило это расселение, можно лишь догадываться. По-видимому, оно не было только мирным проникновением. В могильниках усатовского времени найдены многочисленные погребения воинов, похороненных с оружием — медными кинжалами. Вооружение ранее мирных трипольцев нужно связывать с обстановкой, в которой они оказались при своем продвижении на юг, занятый другими племенами. Условиями этого продвижения объясняются и изменения в хозяйстве и быте южных усатовцев, которые отличают их от прежних трипольцев. В хозяйстве резко увеличилось значение скотоводства. Особенно показательны материалы, полученные при исследовании древнего поселения и могильника в с. Усатово под Одессой. Среди домашних животных на первое место выдвигается мелкий рогатый скот — козы и овцы.

 

Исследование могильников этого времени свидетельствует о значительной имущественной дифференциации в среде трипольских племен. Наряду с простыми захоронениями в ямах с бедным погребальным инвентарем появились погребальные памятники весьма сложного устройства. Для их сооружения требовались усилия значительного числа людей. Вокруг центральной могилы выкладывали каменные кольца и сверху насыпали курган, иногда достигавший в диаметре 35—40 м. В могилы клали медные кинжалы, проушные топоры из меди, серебряные и медные височные кольца, ставили много глиняных сосудов. Похороны сопровождали сложным ритуалом. Так, иногда в яму, вырытую поблизости от основного погребения, помещали высеченную из камня голову быка, культ которого играл большую роль и у племен восточного Средиземноморья. Появление памятников, подобных усатовским курганам, свидетельствует о том, что усиливается процесс разложения первобытнообщинного строя. В это время у трипольских племен юга уже окончательно сложились патриархальные отношения. Мужчина играл ведущую роль как в скотоводстве, значение которого сильно возросло, так и в земледелии. Показательно, что роговые мотыги и кремневые вкладыши для серпов встречаются в погребениях мужчин, тогда как в могилах женщин обычно находят глиняные пряслица от веретен. Процесс становления патриархальных отношений, несомненно, начался еще на более ранних этапах трипольской культуры, но этот вопрос еще недос?аточно изучен.

 

Особенно заметные изменения произошли в быте и хозяйстве тех трипольских племен, которые покинули обжитые земли и переселились на север — за р. Тетерев — и на юг —в Причерноморье. На старых территориях в усатовское время трипольцы в значительно большей степени сохраняли традиционные особенности древней трипольской культуры. Это видно по материалам раскопанных поселений и особенно могильников. В погребениях Выхватинского могильника на Днестре сосуды изготовлены преимущественно в прежней расписной манере, хотя и сюда проникла посуда, украшенная шнуровым узором. Кроме характерных расписных сосудов, в погребениях обнаружено множество глиняных, в основном женских, статуэток, типичных для эпохи развитой трипольской культуры. Тем не менее и здесь наиболее богатыми были захоронения мужчин, что говорит о появлении и развитии новых, патриархальных отношений. Интересно, что в могилы мужчин положено было не оружие, как в Причерноморье, а орудия труда: серпы, мотыги и топоры. Это объясняется более спокойной обстановкой на среднем Днестре, в глубине трипольских земель.

 

Таким образом, повсеместно на территории распространения трипольских племен на позднем этапе их существования не только наблюдается дальнейшее развитие местных традиций, но заметны и влияния, идущие со стороны. Пути, по которым передавались эти влияния, ведут нас на восток, в степные просторы Южной России. Скорее всего, в Правобережную Украину проникли скотоводческие племена с соседних территорий. Некоторые исследователи полагают, что земледельцы днепровского правобережья были вытеснены воинственными пришельцами. Однако нельзя полностью отрицать сохранение древних традиций в позднетрипольских комплексах.

 

Заключительный этап трипольской культуры обнаруживает те же тенденции, которые прослеживались на Кавказе. И там и здесь заметно возрастает роль скотоводства. Оно давало в исторических условиях того времени большие возможности для получения прибавочного продукта, чем земледелие. Так завершается история третьего центра древнейшего земледелия на территории СССР.

 

Преимущественное развитие скотоводческого хозяйства знаменует начало нового исторического этапа, связанного на этой территории уже с бронзовым веком.

Историческое значение периода, когда в трех отдаленных друг от друга областях нашей страны произошло становление производящего хозяйства и человечество уверенно двинулось по новому пути, активно воздействуя на природу и стремясь подчинить ее своим интересам, очень велико.

 

Во всех трех областях территории СССР — на Украине и в Молдавии, на Кавказе и в Средней Азии — переход к новым формам хозяйства представлял собою скачок в развитии производительных сил. Повсюду происходил заметный рост населения, расселявшегося в поисках плодородных земель на довольно обширной территории. Повсеместно был виден и значительный прогресс в области культуры. Оседлый образ жизни вел к развитию домостроительства. В Средней Азии и Закавказье возникла и достигла совершенства сырцовая архитектура, сохранившая свое значение в этих районах до наших дней. Мелкая глиняная скульптура и богатая орнаментика расписной посуды свидетельствуют о больших успехах в области искусства. Многое в последующем развитии культуры в трех рассматриваемых областях было по существу лишь продолжением традиций, сложившихся в обществе древнейших земледельцев. Высокоразвитая культура земледельческо-скотоводческих племен повсеместно оказывала прогрессивное воздействие на культуру и хозяйство их соседей, находившихся еще на стадии присваивающего хозяйства.

 

В течение IV— II тысячелетий до н. э. новые формы прогрессивной экономики — скотоводство и земледелие — охватывают огромные территории на юге нашей страны. Важнейшими предпосылками этих процессов были воздействия, идущие со стороны трех древнейших центров земледельческой культуры.

 

Мы не знаем ни названий племен, живших в то время, ни имен удачливых вождей или талантливых изобретателей, сделавших те или иные открытия, с результатом которых знакомит нас массовый археологический материал. Тем не менее мы явственно ощущаем неуклонный прогресс, который происходил во всех областях хозяйства и культуры. Древние труженики тех племен, которые мы условно именуем анаускими, кавказскими или трипольскими, были создателями значительных материальных и духовных ценностей. Их упорный и настойчивый труд, их талант и творческие способности вписали одну из интереснейших страниц в историю нашей страны. Их успехи и достижения, иногда весьма совершенные даже с современной точки зрения, были особенно выразительны в те времена, когда в большинстве стран земного шара господствовал примитивный быт охотников и рыболовов.

Категория: История | Добавил: fantast (13.11.2018)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0