Расцвет трипольской культуры

На III тысячелетие до н. э. приходится расцвет древней земледельческо-скотоводческой культуры Украины и Молдавии. Трипольские племена, расселяясь, осваивают новые территории, а их хозяйство и домашние промыслы достигают значительного подъема. Поселения земледельцев и скотоводов появляются в Среднем Приднепровье, в северной и южной частях Бугского бассейна. Быстрый рост населения и освоение новых областей повсюду были одной из характерных черт истории ранних земледельцев. Памятники трипольской культуры, распространенные на весьма значительной территории, оставлены группой родственных племен, но иногда можно отметить небольшие различия в культуре отдельных районов. Видимо, каждый из таких районов был занят отдельным племенем, объединявшим ряд родов.

 

Однако эти различия весьма невелики, и в целом трипольские племена III тысячелетия до н. э. выступают перед нами как весьма устойчивая этническая общность.

 

Полевые культуры, возделывавшиеся трипольцами, в основном остались теми же, что и на раннем этапе. При раскопках найдены зерна и отпечатки таких злаков, как пшеница, ячмень, полба и просо. Остатки поселений, расположенных по берегам рек на надпойменных террасах или на пологих склонах плато, показывают, что посевы трипольских земледельцев охватили довольно обширные пространства. С земледелием связана и значительная часть производственного инвентаря древних трипольцев. В каждом доме находилось несколько каменных зернотерок. Археологи нашли глиняные модели домов, изготовленные трипольцами. В одном из таких домиков мы видим фигурку женщины, согнувшейся над зернотеркой. Особые ямы-хранилища, обмазанные изнутри глиной, и большие сосуды служили для хранения запасов зерна. Как и на раннем этапе, весьма многочисленны сланцевые и роговые наконечники мотыг и серпы с кремневыми вкладышами.

 

Значительное развитие получает скотоводство. Если на раннетрипольских поселениях количество костей диких и домашних животных приблизительно одинаково, то теперь остатки таких домашних животных, как бык, коза, овца, свинья, составляют уже от 60 до 80%. Несомненно, земледелие способствовало улучшению кормовой базы, что, естественно, отразилось и на скотоводстве. И в ранний период, и особенно в пору расцвета трипольской культуры главную роль в скотоводстве играет разведение крупного рогатого скота. Охота на диких животных — лося, благородного оленя, косулю — в последние периоды занимает уже сравнительно ограниченное место в экономике трипольцев.

 

Однако обработка шкур как диких, так и домашних животных у трипольских племен еще остается одним из важнейших домашних промыслов. Более трети кремневых орудий, находимых на поселениях, еще составляют скребки различных видов, в то время как глиняных пряслиц, связанных с ткачеством, нет. Вероятно, изготовление одежды из обработанных шкур еще не уступило места выделке шерстяных тканей.

 

Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства сказалось и на типе поселений трипольских племен. Землянки, широко распространенные в раннее время, сооружаются редко. Возможно, их иногда использовали не для жилья, а для каких-либо хозяйственных надобностей. Основным типом жилого строения стал наземный дом, построенный по строго определенному плану. Стены такого дома были, скорее всего, деревянными и поверх дерева обмазывались глиной, как это практиковалось и земледельцами Закавказья. В условиях сравнительно сурового климата трипольцы особое внимание уделяли устройству сухого пола. С этой целью его делали из одного или нескольких пластов обожженной глины. Иногда из вальков обожженной глины выкладывали и основания стен. Трипольские дома, прямоугольные в плане, часто достигали весьма значительной величины: их площадь составляла 100—150 кв. м. Несомненно, такие крупные строения были местом обитания довольно большой группы людей. Действительно, эти большие дома, как правило, разделены на несколько отсеков. В каждом отсеке находилась сводчатая печь из обожженной глины, рядом стояли зернотерки. В некоторых домах около печи сооружали небольшое глиняное возвышение, скорее всего лежанку. Иногда видно, как дом увеличивался в результате пристройки дополнительного отсека.

 

По-видимому, каждое такое помещение служило местом обитания парной семьи, а дом в целом, подобно тому, как это было у среднеазиатских земледельцев, занимала большесемейпая община. Внутри помещений, прямо на полу, находились овальные или крестовидные возвышения, сделанные с особой тщательностью и, вероятно, являвшиеся своеобразными жертвенниками.

 

Трипольские поселения иногда занимали значительную площадь и состояли из 50—200 жилищ. Дома часто располагали по кругу, оставляя посредине поселения большой незастроенный участок, возможно использовавшийся для загона скота. Показательно стремление оградить поселки. На некоторых из трипольских поселений, расположенных на мысах, отмечены остатки вала (с напольной стороны), который, вероятно, укрепляли дополнительно частоколом. Многочисленные сельские поселки были центрами различных домашних производств. Медных предметов, как правило, еще весьма немного. Формы их просты и однообразны. Это — шилья, колечки, крючки и клиновидные топоры. Как и на раннем этапе, применялась лишь горячая ковка, а литье еще не было известно. Металл получали издалека, видимо из района Карпат. В связи с этим трипольская металлургия значительно уступает закавказской, возникшей на основе богатой рудной базы. Даже в пору расцвета трипольской культуры орудия, сделанные из камня, играли большую роль.

 

Значительного совершенства достигает изготовление глиняной посуды. Теперь ее украшают расписными орнаментами, нанесенными вначале двумя или тремя красками, позднее — одной. На трипольской посуде спиральный орнамент, овалы и полуовалы гармонически заполняют почти всю поверхность сосудов. Хотя сам принцип украшения красками глиняных сосудов одинаков и у трипольцев, и у анаусцев, художественные стили в обеих племенных группах восходят к разным традициям. Украшены росписью и глиняные статуэтки, среди которых по-прежнему первое место принадлежит женским фигуркам. Культ популярнейшего божества древних земледельцев — богини-матери, покровительницы плодородия — был распространен у трипольских племен столь же широко, как и у их современников, обитавших в Закавказье и Средней Азии.

Категория: История | Добавил: fantast (13.11.2018)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0