Разгром оппозиции Троцкого и Зиновьева

 

Во второй половине 20-х годов, когда партия вырабатывала курс на социалистическую реконструкцию, неустойчивые, колеблющиеся элементы партии выступили против ее генеральной линии. После разгрома «новой оппозиции» все оппозиционные группировки, разбитые ранее порознь («рабочая оппозиция», группа «демократического централизма», троцкисты, «новая оппозиция», и др.), объединились для совместной атаки на ЦК партии. Это необычайно обострило борьбу, продолжавшуюся несколько лет — до конца 20-х годов.

 

Объединение различных группировок было откровенно беспринципным. Ранее враждовавшие, критиковавшие друг друга группы заключили союз, ибо в организационном объединении они видели последний шанс, решающее средство для достижения своих целей.

 

Фактическое слияние большинства антипартийных групп произошло уже в 1926 г., несмотря на категорическое осуждение и запрещение X и XIV съездами партии фракционных методов борьбы.

 

Основу нового оппозиционного блока составили троцкисты (во главе их стояли Л. Троцкий, Н. Муралов, X. Раковский, И. Смилга, Г. Пятаков и др.) и деятели бывшей «новой оппозиции» во главе с Г. Зиновьевым и Л. Каменевым.

 

Троцкистско-зиновьевский блок принял на вооружение взгляды троцкистов, давно уже разоблаченные партией как мелкобуржуазные. Этот блок выступил против единства партии, требовал свободы фракций и группировок. Выступления оппозиционеров сопровождались демагогическими нападками на партийный аппарат.

 

Оппозиция развернула широкую антипартийную деятельность, пытаясь сорвать выполнение принятых партией решений. Фракционеры устраивали конспиративные собрания, размножали тенденциозно подобранные секретные партийные документы.

 

Летом 1926 г. оппозиционеры устроили в лесу, недалеко от Москвы, нелегальное собрание. На этом собрании выступил с докладом Лашевич (тогда кандидат в члены ЦК ВКП(б) и заместитель председателя Реввоенсовета СССР). Докладчик призывал организоваться для борьбы с партией, требуя по существу создания новой троцкистской партии. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) (июль 1926 г.) обсудил вопрос о поведении оппозиции и принял специальное постановление «По делу Лашевича и других и о единстве партии».

 

В постановлении пленума указывалось, что троцкистско-зи-повьевская оппозиция «решила перейти от легального отстаивания своих взглядов к созданию всесоюзной нелегальной организации, противопоставляющей себя партии и подготовляющей, таким образом, раскол ее рядов» '. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) исключил Зиновьева из состава Политбюро ЦК, предупредив одновременно всех оппозиционеров, независимо от их положения в партии, что продолжение ими работы по созданию фракции, противопоставленной партии, вынудит ЦК и ЦКК ради защиты единства партии сделать и по отношению к ним соответствующие организационные выводы.

 

Однако оппозиция не унималась. Осенью 1926 г. оппозиционеры решили, что наступил благоприятный момент для нового открытого нападения на партию, и попытались навязать ей дискуссию. Начало этой дискуссии положил Троцкий, выступивший 30 сентября 1926 г. в Москве на собрании ячейки Рязано-Уральской железной дороги. 1 октября состоялись выступления Троцкого, Зиновьева и Радека на заводе «Авиаприбор». Эти выступления были открыто направлены против партии, ее политики, ее единства.

 

Рабочие-коммунисты дали решительный отпор лидерам антипартийного блока. Резолюция, предложенная Зиновьевым на «Авиаприборе», была отвергнута собранием ячейки. Такой же исход имели выступления оппозиционеров на других предприятиях Москвы. Из 53 208 членов столичной парторганизации, участвовавших в партийных собраниях с 1 по 8 октября 1926 г., за оппозицию голосовал лишь 171 человек, 87 человек воздержались. Иначе говоря, число голосовавших за оппозицию и воздержавшихся от голосования составляло всего лишь 0,32% участников собраний. Все остальные московские коммунисты голосовали за политику партии, ее ЦК.

 

Не меньший провал потерпели оппозиционеры в Ленинграде, где они также надеялись найти опору. Здесь из 34 180 членов партии, присутствовавших на собраниях, за оппозицию голосовало 325 человек, 126 человек воздержались. Это составило только 0,9% голосовавших. Ленинградские коммунисты решительно поддержали политику партии. Выступившего на партийном собрании «Красного путиловца» Зиновьева рабочие просто прогнали с завода.

Партийные организации на местах заявляли о полной поддержке ЦК партии, требовали принятия решительных мер против оппозиции.

 

Потерпев провал, оппозиционеры решили временно отступить. 16 октября 1926 г. лидеры оппозиции Троцкий, Зиновьев, Каменев и Сокольников подали в ЦК ВКП(б) заявление, в котором осуждали свою фракционную деятельность и обещали впредь быть лояльными. Однако на деле оппозиция не прекратила антипартийной деятельности. Она продолжала сколачивать свою подпольную партию, создавать нелегальные типографии и даже начала сбор членских взносов.

 

Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 23 и 26 октября 1926 г. принял решение исключить Троцкого из Политбюро, а Каменева — из кандидатов в члены Политбюро. В связи с тем, что Зиновьев, являвшийся одним из лидеров антипартийного блока, не выражал линии партии в Коминтерне и лишился доверия со стороны зарубежных коммунистических партий, заявивших об этом в своих решениях, пленум ЦК и ЦКК признал невозможным пребывание его на руководящей работе в Исполкоме Коминтерна (ИККИ).

 

26 октября — 3 ноября 1926 г. состоялась XV партийная конференция. Кроме вопросов о развитии народного хозяйства, конференция рассмотрела также вопрос о троцкистско-зиноБь-евском блоке. Она подвела итоги внутрипартийной борьбы после XIV съезда ВКП(б). Заслушав и обсудив по этому вопросу доклад И. В. Сталина, конференция осудила взгляды троцкист-ско-зиновьевекого блока и охарактеризовала их как социал-демократический уклон в партии. Оппозиция не получила на конференции ни одного голоса, она была полностью изолирована.

 

В ноябре — декабре 1926 г. состоялся VII расширенный пленум ИККИ. Он принял решение считать резолюцию XV конференции ВКП(б) «Об оппозиционном блоке в ВКП(б)» также своим решением. Однако оппозиция не прекратила своей антипартийной деятельности. В 1927 г. имели место факты публичных нападок оппозиционеров на линию партии.

 

Летом 1927 г., когда нависла реальная опасность новой интервенции против СССР, Троцкий в письме от И июля на имя председателя ЦКК Г. К. Орджоникидзе сделал чудовищное заявление, сущность которого заключалась в том, что оппозиция поддержит борьбу против интервентов лишь в том случае, если произойдет замена правительства и руководства партии.

 

Оппозиция составила антиленинскую «платформу 83-х» и стала распространять ее среди членов партии, требуя от ЦК ВКП(б) новой общепартийной дискуссии. В этой платформе против партии выдвигались обвинения в том, что она якобы защищает кулака, что ЦК в условиях обострившихся трудностей собирается отменить монополию внешней торговли, медленными темпами проводит индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства и т. п.

 

На объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (21—23 октября 1927 г.) был заслушан доклад Президиума ЦКК о фракционной деятельности Троцкого и Зиновьева. Пленум постановил исключить их из состава ЦК партии.

 

23 октября 1927 г. на основании постановления объединенного пленума ЦК и ЦКК Центральный Комитет партии опубликовал тезисы по вопросам порядка дня XV съезда и объявил по ним общепартийную дискуссию. Ее результаты для троцки-стско-зиновьевского блока оказались самыми плачевными. За политику ленинского ЦК голосовало 99,5% коммунистов и лишь менее 0,5 % — за оппозицию.

 

Но и этот урок не учли оппозиционеры. Еще до окончания дискуссии они решили прибегнуть к более острым формам борьбы против партии и Советского правительства. 7 ноября 1927 г., в день 10-летия Октября, троцкистско-зиновьевский блок совершил антисоветскую вылазку. Кучка лидеров блока во главе с Троцким, Зиновьевым, Каменевым выступила на улицах Москвы и Ленинграда с антипартийными лозунгами. Эта попытка, как и следовало ожидать, закончилась для них полнейшим провалом. И ноября 1927 г. ЦК партии в своем обращении «Ко всем организациям ВКП(б)» отмечал, что троцкистско-зиновьевский блок, потерпев полное поражение в партийных организациях, стал обращаться за помощью к враждебным партии силам и готовил новые антисоветские выступления.

 

14 ноября 1927 г. объединенное собрание ЦК и ЦКК ВКП(б) исключило из рядов партии лидеров оппозиционного блока Троцкого и Зиновьева.

Категория: История | Добавил: fantast (10.11.2018)
Просмотров: 1583 | Рейтинг: 0.0/0