Создание школы ФЗУ в СССР и развитие техникумов

 

Унаследованная от прошлого старая система профессионально-технических учебных заведений не отвечала запросам и потребностям Советской республики ни но масштабам, ни по качеству подготовки специалистов.

 

В целях плановой централизованной подготовки кадров в системо Наркомпроса в 1920 г. был создан специальный орган — Главное управление профессионально-технического образования (Главпрофобр). Он ведал всеми учебными заведениями, дающими профессиональную подготовку, начиная со школ ФЗУ и кончая вузами и университетами. Такая централизация профессионально-технического образования на первых порах была исторически оправданна и целесообразна.

 

Самой массовой и распространенной формой подготовки кадров рабочих в 1921—1925 гг. стали школы ФЗУ. Они возникли еще в 1920 г., но бурный рост их начался в 1922 г. Являясь основным источником пополнения промышленности квалифицированной рабочей силой, школы ФЗУ демонстрировали новые, социалистические принципы подготовки рабочих кадров. Важнейшие положения марксистской педагогики о политехническом обучении, о соединении обучения с производительным трудом и сочетании общеобразовательной и специальной подготовки были положены Коммунистической партией в основу строительства не только общеобразовательной школы, но и школ ФЗУ. «В настоящее время острее чем когда-либо, — говорилось в постановлении XII съезда РКП (б) «О работе РКСМ»,— партия должна поставить вопрос о подготовке нового коммунистического поколения квалифицированных и классово-сознательных рабочих» '. Для осуществления этой цели, указывалось далее, первостепенное значение приобретает всемерное развитие и укрепление школ ФЗУ.

Большинство молодежи, поступившей в школы ФЗУ, имело подготовку в объеме начальной школы и даже ниже. Поэтому преподавание общеобразовательных предметов в школах ФЗУ было весьма значительным, обучение длилось 3—4 года. До перехода к всеобщему обязательному начальному, а затем и 7-летнему обучению такой принцип организации школ ФЗУ был необходим и правилен.

 

Школы ФЗУ были наиболее пролетарскими по составу: не менее 3U учащихся этих школ являлись детьми рабочих. Выпускники школ ФЗУ составляли более половины числа рабочих-подростков, вливавшихся в промышленность.

 

В 1922/23 учебном году в школах ФЗУ, типа ФЗУ и профессиональных технических школах СССР, расположенных по преимуществу в старых промышленных районах страны, обучалось 146,1 тыс., а в 1925/26 г.— 228,3 тыс. человек.

 

По мере развертывания хозяйственного и культурного строительства все более возрастала потребность страны в кадрах низшего и среднего технического и административного персонала (мастеров, бригадиров, десятников, механиков и т. п.).

 

Система средних профессионально-технических учебных заведений складывалась из техникумов, специальных профессиональных школ и краткосрочных курсов. Основным типом профессионального учебного заведения были индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические и художественные техникумы с 3-летним сроком обучения. К концу восстановительного периода в СССР насчитывалось около 1 тыс. техникумов, где обучалось более 178 тыс. учащихся. Подавляющее большинство учащихся — свыше 131,5 тыс.— приходилось на техникумы РСФСР, более 25,5 тыс.— на Украину, почти 12 тыс.— на Закавказье. В Белоруссии и Узбекистане было немногим более чем по 4 тыс. учащихся.

 

В 1925/26 учебном году техникумы выпустили более 27 тыс. специалистов, но все же рост и развитие системы профессионально-технического образования отставали от возрастающих запросов страны в специалистах средней квалификации. В 1925 г. работу техникумов обсуждали Центральный Комитет ВКП(б) и Совнарком СССР. ЦК партии и правительство отмстили необходимость составить реальный, обоснованный план развития сети профессионально-технического образования, установить тесную связь учебной работы с производством.

Рабочие факультеты

Более всего Советская страна нуждалась в специалистах высокой квалификации. Нужно было как можно быстрее создать свою, советскую интеллигенцию, вышедшую из народа и неразрывно связанную с народом. Формирование этих кадров обеспечивали вузы. Увеличение рабочей прослойки среди студенчества (или, как говорили тогда, пролетаризация студенчества, пролетаризация высшей школы) было серьезной не только культурной, но и политической задачей.

 

Опыт предшествующих лет показал, что рабочие факультеты (рабфаки), организуемые при вузах, являются удачной формой подготовки рабоче-крестьянской молодежи для поступления в вузы. На IV конгрессе Коминтерна В. И. Ленин отметил факт создания рабфаков как событие, имеющее принципиальное значение в решении молодым социалистическим государством проблемы кадров.

 

Весной 1921 г. на рабфаках насчитывалось более 25 тыс. слушателей (весной 1919 г. их было лишь 985). В июне 1921 г. в Москве происходил I Всероссийский съезд рабфаков. Преобладание среди делегатов съезда членов РКП (б) (187 из 215) свидетельствовало о том, что на учебу шли и командировались рабочими коллективами лучшие представители советской молодежи. Сеть рабфаков широко раскинулась по всей стране: в национальных районах (Минск, Баку, Ташкент), в рабочих центрах (Иваново-Вознесенск, Пермь, Мотовилиха), в старых университетских городах (Москва, Саратов и др.). Крупнейшие рабфаки были организованы в Москве и Ленинграде.

 

Учение рабфаковцам давалось нелегко, а их жизнь была трудной. Стипендии слушателей дневных рабфаков были крайне скудны, общежития плохо оборудованы и тесны. Полуголодный рацион питания, скверная одежда и обувь, плохо отапливаемые общежития и аудитории, большая учебная нагрузка требовали от каждого рабфаковца огромного напряжения сил. Слушателям рабфаков предстояло в ускоренном порядке (за три года) овладеть знаниями в объеме 4—5 старших классов средней школы. Им нередко приходилось сталкиваться с преподавателями и профессорами, из которых многие скептически, а иногда и враждебно относились к стремлениям рабоче-крестьянской молодежи в вуз. Но сильные духом и классовым сознанием, рабфаковцы относились к учебе как к своему гражданскому долгу, создавали в своих коллективах атмосферу высокой ответственности и товарищества.

 

Советское правительство делало все возможное, чтобы улучшить материальное положение рабфаковцев. В феврале 1921 г., в самое трудное для страны время, В. И. Ленин поручил Малому Совнаркому «специально заняться вопросом о рабочих факультетах, всесторонне его рассмотреть и добиться максимального улучшения положения рабочих факультетов» '. В апреле 1921 г. был издан декрет «Об обеспечении рабочих факультетов общежитиями». Весной 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) вновь рассматривало вопрос о материальном положении рабфаков и уровне жизни рабфаковцев. В отношении продовольственного снабжения рабфаковцы были приравнены к курсантам военных учебных заведений. На жилищные нужды рабфаков были отпущены специальные суммы.

 

Выпуск рабфаковцев с каждым годом неуклонно возрастал. Так, если в 1921 г. рабфаки окончило только 120 человек, то в 1925 г.— свыше 8,3 тыс., а всего за 1921—1925 гг.— более 26 тыс. человек. В 1925/26 учебном году на рабфаках обучалось 57 тыс. человек.

 

Рабфаки вырастили первое поколение новой, советской интеллигенции из рабочих и крестьян, которое сыграло выдающуюся роль в последующие годы — в годы социалистической реконструкции народного хозяйства.

Категория: История | Добавил: fantast (05.11.2018)
Просмотров: 2624 | Рейтинг: 0.0/0