Программа большевиков против Первой мировой войны

Программа большевиков против Первой мировой войны

С первых же дней войны большевистские организации России возглавили борьбу пролетариата против кровавой бойни и ее виновников. Функции партийного центра — Русского бюро ЦК РСДРП — взяли на себя в это трудное время члены большевистской фракции Думы. За первые три месяца войны члены большевистской думской пятерки Г. И. Петровский, А. Е. Бадаев, М. К. Муранов, Ф. Н. Самойлов и II. Р. Шагов провели большую работу по сплочению сил партийного подполья в Петрограде, Москве, Иваново-Вознесенске, Ека-теринославе, Харькове, Баку, Костроме и других городах. В самые последние недели перед войной Муранов объехал около 10 крупнейших большевистских организаций Урала и Поволжья. В отличие от европейских парламентариев-социалистов, кичившихся своим краснобайством и вхожестью в буржуазные салоны, депутаты-большевики неизменно шли к массам, выполняя самую тяжелую и опасную работу — работу нелегальных пропагандистов и организаторов. Главным средством большевистской агитации в период войны стали листовки. Уже в июле — августе 1914 г. с антивоенными прокламациями выступили большевики Петрограда, Москвы, Харькова, Киева, Екатеринослава, Сызрани и других городов. Очень активно действовали в этом направлении и латышские социал-демократы, выступавшие вместе с большевиками. За первые три с половиной месяца войны, т. е. до получения Манифеста ЦК РСДРП о войне, большевистскими организациями России было выпущено около 70 прокламаций. Всего же в период войны большевики распространили более 600 листовок общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Уже в первых июльских листовках 1914 г. большевики разоблачали грабительский характер войны и призывали пролетариат и крестьянство готовиться к вооруженной борьбе за свержение царизма. Наиболее популярными большевистскими лозунгами были призывы: «Долой войну!», «Долой царское правительство!», «Да здравствует революция!» В ряде листовок в качестве конкретной программы действий партии на ближайший период выдвигались в различной комбинации знаменитые «три кита» — борьба за демократическую республику, конфискация помещичьих земель и 8-часовой рабочий день, а также требование национального равенства. Одиако первым большевистским листовкам военного времени не хватало еще глубины в анализе характера войны и четкости в определении ближайших задач и перспектив революционного движения. Эта гигантская теоретическая работа легла на плечи Ленина.

 

В первых же программных документах партии военного периода — «Тезисах о войне» и Манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», написанных Лениным в сентябре 1914 г. в Швейцарии, был вскрыт империалистический характер мирового конфликта и определены основные задачи революционной социал-демократии. Ленин пришел к выводу, что единственно правильным лозунгом пролетариата является превращение империалистической войны в гражданскую, подготовка социалистических революций в передовых капиталистических странах и завершение буржуазно-демократических революций с последующим перерастанием их в социалистические в таких странах, как Россия.

 

Особое значение придавал Ленин беспощадному разоблачению всех проявлений буржуазного патриотизма и социал-шовинизма вождей II Интернационала. Он постоянно подчеркивал, что пролетариат не только не может защищать отечество в империалистической войне, но должен стремиться к поражению «своего» правительства. «В каждой стране, — писал Ленин, — борьба со своим правительством, ведущим империалистическую войну, не должна останавливаться перед возможностью в результате революционной агитации поражения этой страны» '. Военные поражения империалистических правительств должны были ускорить назревание революционной ситуации, способствуя обострению и углублению тех социально-экономических противоречий, которые составляли объективную основу революции в каждой стране. Пораженческую тактику большевики считали обязательной для революционных социалистов всех без исключения воюющих стран, неизменно подчеркивая, что войну с войной нужно начинать со своей страны, с борьбы против «своей» буржуазии и («своего» правительства, с решительного отказа строить благополучие своего народа за счет угнетения и ограбления трудящихся других стран. Они выступали не только как революционеры-интернационалисты, но и как подлинные патриоты своей родины, отдавая все силы борьбе за свободную, демократическую Россию, строящую свои отношения с другими народами на принципах равенства и братства.

 

С гневом и презрением обрушился Ленин на оппортунистов II Интернационала во главе с Каутским, перешедших на сторону своих правительств. «Да здравствует пролетарский Интернационал, освобожденный от оппортунизма!» 1 2 — эти ленинские слова стали девизом большевиков в борье за сплочение всех левых революционных сил на международной арене.

 

Свое дальнейшее развитие эти идеи получили на страницах центрального органа партии газеты «Социал-демократ», издание которой было возобновлено в Швейцарии 1 ноября 1914 г. (н. ст.), а затем в решениях Бернской конференции заграничных секций большевиков в марте 1915 г. Борьба с социал-шовинизмом и Центризмом в России и в партиях II Интернационала стала с осени 1914 г. основной осью всей деятельности большевистского заграничного центра во главе с Лениным. Большевики использовали для этой цели публичные рефераты, страницы «Социал-демократа» и левой социалистической прессы нейтральных стран, международные социалистические конференции (Лондонская конференция социалистов стран Антанты, женская и юношеская конференция в Берне и др.). Активное участие в этой многообразной и напряженной работе принимали Н. К. Крупская, И. Ф. Арманд, А. М. Коллонтай, М. М. Литвинов, Я. А. Берзин, В. А. Карпинский и многие другие 3.

 

Огромное значение придавал Ленин установлению связей с большевистскими организациями в России и регулярной доставке туда очередных номеров «Социал-демократа». В годы войны Заграничное бюро ЦК неоднократно посылало в Россию своих представителей (А. Г. Шляпникова, Е. Ф. Розмирович, Н. Б. Крыленко, С. И. Гопиер н др.).

 

В середине сентября 1914 г. тезисы Ленина были доставлены в Россию и получили одобрение сначала Русского бюро ЦК РСДРП, а затем и местных большевистских организаций (Москва, Баку, Тифлис, Харьков, Уфа). В это же время Бюро выработало текст ответа на телеграмму бельгийского министра-со-циалиста Э. Вандервельде, призывавшего русских социал-демократов принять участие в единении «всех живых сил Европы» для борьбы с германским империализмом. В своем ответе большевики заявили, что российский пролетариат ни при каких условиях не может идти рука об руку с царским правительством и будет и во время войны продолжать борьбу за осуществление старых революционных лозунгов 1905 г.

 

2 ноября в Озерках, близ Петрограда, открылась конференция большевиков, в которой приняли участие члены Русского бюро ЦК РСДРП и представители партийных организаций Петрограда, Харькова, Риги и Иваново-Вознесенска. Предстояло обсудить ленинские тезисы и полученный к тому времени в Петрограде Манифест ЦК о войне, вопрос о создании рабочей газеты, а также наметить конкретные пути к оживлению и координации деятельности большевистских организаций в стране. Однако 4 ноября участники конференции за исключением депутатов были арестованы. Через два дня аресту подверглись и члены большевистской фракции Думы.

 

10—13 февраля 1915 г. в Петрограде состоялся открытый судебный процесс над участниками конференции, которые были приговорены к ссылке на поселение в Енисейскую губернию. В статье «Что доказал суд над РСДР фракцией?» Ленин отметил огромное агитационное значение суда, продемонстрировавшего «невиданную еще в международном социализме картину использования парламентаризма революционной социал-демократией» *. Опубликованные в буржуазной печати материалы суда, в том числе выдержки из Манифеста ЦК, помогли донести живое ленинское слово до самых отдаленных уголков России, способствуя тем самым распространению антивоенных лозунгов большевизма в массах.

Категория: История | Добавил: fantast (31.10.2018)
Просмотров: 1395 | Рейтинг: 0.0/0