Революция 1905 года. Иваново-Вознесенская стачка

Революция 1905 года. Иваново-Вознесенская стачка

Стачка началась 12 мая и носила сначала исключительно экономический характер. Уровень развития рабочих Иваново-Вознесенска и окрестных фабричных сел был крайне низок. Многие из текстильщиков не порвали с сельским хозяйством; после продолжительного рабочего дня на фабрике им приходилось работать еще и в своем хозяйстве. Война и промышленный кризис ухудшили и без того тяжелое положение рабочих: расценки снижались, заработки уменьшались, рабочий день удлинялся плохо оплачиваемыми сверхурочными работами. Страдали рабочие и от произвольных штрафов. Жить было невмоготу. То на одной, то на другой фабрике вспыхивали отдельные стачки. В мае глухое брожение, нарастая, вылилось в дружное выступление всех иваново-вознесенских рабочих.

 

Забастовкой руководила большевистская организация, во главе которой находились опытный революционер питерский рабочий Ф. А. Афанасьев (которого ивановцы любовно называли «Отец») и бывший студент, направленный сюда в начале мая Московским комитетом РСДРП на партийную работу и быстро завоевавший доверие и авторитет у массы. Это был М. В. Фрунзе («Трифоныч»),

 

Помимо частных экономических требований, которые рабочие предъявляли владельцам предприятий, большевиками было выработано 26 общих требований от имени всех бастующих.

 

 

13 мая к бастующим текстильным фабрикам присоединились рабочие механических и химических заводов, железной дороги, типографий, а в последующие дни — ремесленники (сапожники, портные, кондитеры, прачки, прислуга). Стачка стала всеобщей.

 

Тысячи рабочих собирались па площади перед управой и за городом на берегу р. Талки. Первоначально они враждебно встречали политические речи ораторов. Но с развитием событий выковывалась пролетарская солидарность, рабочие просве-щались, расширялся их кругозор, и они все с большей охотой слушали смелые обличительные речи ораторов рабочих-боль-шевиков Е. А. Дунаева, М. Н. Лакина и др.

 

19 мая забастовали рабочие Шуи, Кохмы, Тейкова, Лежнева и других фабричных сел Иваново-Вознесенского промышленного района. В забастовке принимало участие около 70 тыс. рабочих.

 

Московский комитет РСДРП по просьбе иваново-вознесен-ских большевиков направил им в помощь пропагандистов и послал небольшую летучую типографию, которая печатала листовки и бюллетени о ходе стачки.

 

В первые дни бастующие выбрали 151 депутата, в числе которых было 23 женщины. Они образовали «Собрание уполномоченных депутатов» — фактически первый в России общегородской Совет рабочих депутатов. Председателем его был избран рабочий-гравер А. Е. Ноздрин, а секретарем — член большевистской организации рабочий Н. П. Грачев. В Совете было 57 большевиков: С. И. Балашов, Н. А. Жиделев, М. И. Голубева, Ф. Н. Самойлов, М. П. Сарментова и др. Среди депутатов было также несколько эсеров.

 

Совет руководил стачкой. Он организовал охрану фабрик и заводов; по его требованию были закрыты все винные лавки, пивные, трактиры. Революционный порядок в городе поддерживался рабочей милицией. Кроме того, была создана боевая дружина, которую возглавлял большевик И. Н. Уткин («Стан-ко»). Продовольственная комиссия Совета контролировала снабжение продуктами питания рабочих, не разрешала лавочникам повышать цены. Финансовая комиссия организовала сбор средств и выдачу пособий остро нуждающимся бастующим рабочим. Совет рабочих депутатов проявил себя как зачаток революционной власти. Царским властям приходилось считаться с ним. Явочным путем бастующие пользовались свободой собраний, слова, печати. Экономическая стачка приобретала все более политическую окраску. Рабочие выдвинули новое требование — Учредительного собрания, выбранного на основе всеобщего, прямого, равного для всех и тайного избирательного права. Депутатское собрание направило министру внутренних дел требования 8-часового рабочего дня и демократических свобод.

 

«В течение последних дней...,—доносил 3 июня владимирский вице-губернатор И. Н. Сазонов своему начальству,— собрания на Талке стали принимать явно политический характер; дошло до того, что произносились возмутительные речи против особы его императорского величества» '. Царские власти решили пустить в ход войска. В ночь на 3 июня они пытались арестовать «приезжих из Москвы агитаторов», но это им не удалось. 3 июня отряд войск и полиции стрелял в митинговавших рабочих на р. Талке. Возмущенные рабочие, бежав в город, нападали на полицейских, рвали телеграфные провода, мстили фабрикантам. Иваново-Вознесенская большевистская организация выпустила листовку, требуя гласного народного суда над виновниками расстрела рабочих.

 

Сломить рабочих силой оружия врагу не удалось. Выстрелы еще больше революционизировали массу, участились демонстрации, появились красные флаги. Раздавались возгласы рабочих: «Долой самодержавие и царя-убийцу!»

 

В ходе стачки фабриканты выражали готовность идти на некоторые уступки. Рабочие настаивали на выполнении всех своих требований. 72 дня продолжалась стачка; силы рабочих были истощены. 23 июля они возобновили работу; предприниматели снизили продолжительность рабочего дня до 10 часов и повысили заработную плату на 10—15%.

 

Стачка была превосходной политической школой для рабочих, она сделала их более сознательными, способствовала росту организованности. Увеличилась численно и стала опытнее большевистская организация; выросли такие замечательные вожаки текстильщиков, как А. С. Бубнов, Н. Н. Колотилов и другие большевики.

«Иваново-Вознесенская стачка,— писал Ленин,— показала неожиданно высокую политическую зрелость рабочих. Брожение во всем центральном промышленном районе шло уже непрерывно усиливаясь и расширяясь после этой стачки».

Категория: История | Добавил: fantast (24.10.2018)
Просмотров: 10225 | Рейтинг: 4.0/4