Ценностная теория культуры (П. Сорокин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

Ценностная теория культуры (П. Сорокин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

Ценностный подход к культуре представлен в произведениях таких социологов и культурологов, как Питирим Сорокин (1899-1968), Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936) и других мыслителей XX в.

 

Питирим Сорокин — автор многочисленных работ, наиболее известные из которых «Система социологии», «Социальная и культурная динамика», «Человек, цивилизация, общество». Рассматривая вслед за Шпенглером и Тойнби культуру как целостный, живой, развивающийся организм во внутренней взаимосвязи всех составляющих его элементов, Сорокин основное внимание уделяет анализу ее ценностного смысла. Ценности, по Сорокину, — это незыблемый фундамент культуры, ее субстанциональное ядро, определяющее весь ход и направленность культурно-исторического процесса. Ценности (познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые, политические и др.) в разные исторические периоды, у разных народов неоднозначны по роли, которую они играют на конкретном этапе их исторического и культурного развития. В иерархии ценностей с достаточной определенностью обозначается та или иная доминирующая ценность, в соответствии с которой Сорокин выделяет три основных типа культуры: идеациональный, идеалистический, сенситивный, или чувственный. Основу идеационального типа культуры составляет сверхчувственное и сверхразумное постижение Бога, являющегося не только высшей ценностью, но и единственной безусловной реальностью. Идеациональный тип, согласно классификации Сорокина, наиболее полное воплощение получил в средневековой европейской культуре. Нравы, обычаи, весь образ жизни и образ мысли выражали стремление к единению с Богом, безоговорочный отказ от радостей и наслаждений чувственного мира во имя торжества божественных заповедей.

 

Чувственная культура представляет собой антипод культуре идеациональной, ибо в ее основе лежат земные, чувственно-вос-принимаемые ценности. Возникшая еще в XVI в., то угасая, то вновь возрождаясь, она достигает своего расцвета и окончательно утверждается в середине XX в., века жестокого и меркантильного, озабоченного не высотами духа, а реальностями земной, повседневной жизни. Ее герои — не отшельники, монахи, отрекшиеся от земных радостей во имя служения Богу, а рабочие, фермеры, преступники, домохозяйки — люди простые, отягощенные повседневными заботами, чуждые каких-либо возвышенных целей и идеалов. Их ценности — это ценности реальной, повседневной жизни. Религия, мораль, угрызения совести и другие ценности идеациональной культуры рассматриваются как балласт, от которого необходимо избавиться.

 

Современный мир, как считает Сорокин, — это мир господства чувственной культуры, неизбежным следствием которой является усиливающаяся деградация человека, забвение им божественных заповедей, ориентирующих на нравственное самосовершенствование личности, на любовь к Богу, на святость, бескорыстие, на высокую духовность. Конформизм, пошлость, агрессивность, утрата индивидуальности, не только насильственное, но нередко вполне осознанное растворение неповторимого «Я» в безликом «Мы» — таковы основные, достаточно зримые проявления чувственной культуры на современном этапе исторического развития общества.

 

Опосредующим звеном между идеациональной и чувственной культурой является, по классификации Сорокина, идеалистический тип культуры, охватывающий «сверхчувственные и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого многообразия»1. Античность V-IV вв. до н. э., а также западноевропейская культура XIII-XIV вв. являли, по мысли П. Сорокина, именно такой тип культуры с ее ориентацией как на материальные, так и на духовные ценности.

 

И хотя гибель современной чувственной культуры, приводящей к деградации личности и общества, неизбежна, это отнюдь не значит, что ею завершится род человеческий и созданная им культура. В ее глубинах кроются неисчерпаемые возможности созидания и творчества, которые способны вызвать к жизни новые формы и разновидности культуры, сформировать новые плодотворные ценности. Человек и культура, по мысли Сорокина, — едины и нерасчленимы. Пока человек жив, культура не погибнет, а пока существует культура, не исчезнет с лица нашей планеты род человеческий.

 

Большое внимание анализу культуры как системы ценностей, уделяли также немецкие культурологи В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Особую актуальность в настоящее время представляют их размышления о технике, фетишизация которой, по их мнению, не только не оправдана, но и чревата самыми серьезными, подчас непредсказуемыми последствиями. Техника не имеет самостоятельной ценности. Ее значимость, равно как и значимость технической культуры в целом, определяется ценностью самой жизни, гуманностью задач и целей, которые решает и к которым стремится человек. Поэтому, подчеркивает Риккерт, «техническая культура не может быть поставлена на одну доску с тем, что мы называем научной, художественной, социально-этической и религиозной культурой»'.

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (29.06.2017)
Просмотров: 5022 | Теги: Культурология | Рейтинг: 0.0/0