Механизм социальной самоорганизации в эволюции человеческого общества

Механизм социальной самоорганизации в эволюции человеческого общества

Корниенко Василий Иванович канд. филос. наук, доц.

Анализ некоторых аспектов социальной самоорганизации чрезвычайно важен для понимания механизма взаимосвязи и взаимообусловленности комплекса различных процессов, происходящих в человеческом обществе.

 

Процессы самоорганизации, происходящие в окружающем человека мире, можно условно раздели на три типа.

 

Во-первых, это тип самоорганизации, который предполагает наличие ряда общих принципов и логики развития самых различных процессов в неживой природе. Наличие таких всеобщих принципов самоорганизации оказывает весьма значительное влияние на формирование внутреннего многообразия, развития и функционирования самых различных форм материальной реальности [11, 27].

 

Во-вторых, - это природно-биологическая самоорганизация живой материи, в которой всеобщие принципы самоорганизации преломляются особым образом и принимают специфические формы. Помимо них, в мире живой материи возникает и ряд новых принципов самоорганизации, во многом отличных от самоорганизации неживой материи [10, 102-103].

 

В-третьих, - это самоорганизация, которая возникает на базе первых двух типов самоорганизации, но в процессе эволюции социальные системы, двигаясь в своем развитии в сторону постоянного усложнения, также как и в случае с живой природой, создают новый тип самоорганизации - социальный. В нем заложены и работают принципы первых двух типов самоорганизации, но существует и значительная специфика, порожденная особой логикой реализации в пределах живой и неживой природы человеческой сущности [1,25].

 

Проблема социальной самоорганизации еще только начинает разрабатываться в рамках синергетического подхода к анализу общества, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Не вдаваясь подробно во все аспекты данных исследований, коснемся только тех из них, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой проблеме.

 

Одной из главных задач социальной самоорганизации является выживание в этом постоянно меняющемся и неопределенном мире. Принцип самосохранения, получивший свое воплощение и развитие еще на биологическом уровне, в социуме принимает более усложненные формы. Проблема биологической выживаемости дополняется проблемой выживаемости социальной. Механизмы социальной самоорганизации работают на предотвращение опасностей существования социума в материальной реальности, мобилизуя в кризисные моменты развития все наличные ресурсы конкретного общества.

 

Важнейшим фактором, влияющим на сущность социальной самоорганизации, является процесс самореализации человеческой природы. Причем человек, как существо биопсихосоциальное, реализует себя в нескольких ипостасях: в биологическом, в духовном и в социальном плане. Ему необходимо не только выжить, но и реализовать свои многообразные потенции как существа и биологического, и социального. Связь между процессами социальной самоорганизации и актуализацией человеческой природы носит неявный, опосредованный социальной реальностью и культурой характер. Но именно процесс реализации человеческой сущности, обеспечение биологической выживаемости и всесторонней социальной самореализации человека является главным источником социальной самоорганизации.

 

Влияние все новых открывающихся аспектов человеческой природы через социальную реальность и культуру конкретного общества, в конечном счете, определяет основные направления социальной самоорганизации в нем. И, несмотря на то, что процессы самоорганизации обладают значительной автономностью и самостоятельностью в каждом обществе, их зависимость от особенностей социальной реальности и культуры, через которые человеческая природа реализует себя, чрезвычайно высока.

 

Весь этот комплекс взаимосвязанных и взаимообус-лавливающих друг друга процессов уже на ранних этапах развития общества образует специфический механизм социальной самоорганизации. Его можно представить как систему особого рода со своими подсистемами, свойствами и качествами, логикой развития, центром и периферией, набором особых функций. Он имеет сложную структуру и функционирует на всех уровнях социальной реальности, уничтожая и упрощая старые социальные структуры и одновременно выстраивая и усложняя новые.

В зависимости от остроты ситуации механизм социальной самоорганизации предназначен не только для небольших социальных изменений, но и для перевода социальной структуры в тот или иной режим ее функционирования. В кризисные моменты этот механизм способен не только выдержать большие социальные нагрузки и напряжения, но и в случае необходимости перевести социальную систему в одно из ее возможных устойчивых состояний.

 

Механизм самоорганизации способствует синхронизации, нахождению оптимальных сочетаний процессов, оформляющих и способствующих сосуществованию общества и природной среды. Такой механизм, берущий свое начало в природно-биологической самоорганизации и, более того, остающийся тесно связанным с ней, с одной стороны, через деятельность людей способствует постоянному усилению давления на природу, с другой, -стремится гармонизировать отношения социума и природы, вывести определенный баланс в отношениях между ними.

 

Одной из главных функций механизма самоорганизации является функция усложнения социума. Уровень за уровнем, зачастую с возвратами и повторами, он строит сложное социальное образование, постепенно формируя сверхсложную по своим параметрам систему. Возрастающий уровень сложности сам по себе подпитывает и, в свою очередь, усложняет механизм социальной самоорганизации. Сам процесс самоорганизации в обществе, как, впрочем, все социальные процессы, идет крайне неравномерно, и лишь с прохождением определенного критического порога обретает относительную стабильность. На социальном пространстве возникают зоны интенсивной, напряженной самоорганизации и, наоборот, в силу каких-то причин в других местах это напряжение практически сходит на нет, чтобы в определенный момент, в зависимости от социальной ситуации, снова начать интенсивное развитие.

 

Процесс усложнения общества идет по нескольким направлениям, и наиболее важные из них необходимо выделить:

 

•             во-первых, - это структурное усложнение, которое подразумевает увеличение элементов социальной системы, возникновение принципиально новых отношений и связей, а также и возникновение ранее не существовавших системных свойств социума;

 

•             во-вторых, - это функциональное усложнение, когда вслед за структурным усложнением возникает комплекс новых социальных функций, обеспечивающих относительную самодостаточность общества;

 

•             в-третьих, - это культурное усложнение, подразумевающее появление новых культурных программ, новых комбинаций в культуре для освоения и обслуживания нового этапа усложнения социума;

 

•             в-четвертых, - это субъективное, личностное усложнение, способствующее процессу усложнения проявлений различных качеств человеческой природы на индивидуальном человеческом уровне;

 

•             в-пятых, - это усложнение социальной реальности данного социума, в котором благодаря усложнению всех вышеперечисленных компонентов, наряду с изменением уже существующих возможностей, свойств и качеств, возникает комплекс новых, еще неизвестных людям социальных потенций.

 

Способность общества к самоорганизации, влияющей, в свою очередь, на процессы постоянного усложнения социальной реальности и культуры, приводит к возникновению внутри общества целого комплекса новых свойств и качеств, и предоставляет людям возможности во все больших объемах реализовывать их свободу. Они, в соответствии со своими потребностями и интересами, используют вновь возникающие возможности, тем самым также дают импульс к новым социальным изменениям во все большей степени усложняя проявление эффекта самоорганизации в социуме.

 

Необходимо отметить, что процесс социального усложнения, который, в значительной степени, является логическим продолжением социальной самоорганизации, подразумевает и процесс постоянно расширяющегося и дифференцирующегося в своем развитии внутреннего многообразия общества. Такого рода многообразие является обязательным условием существования человеческого общества. С одной стороны, оно способствует большей потенциальной вариативности развития социума, что усиливает шансы на его выживаемость в этом мире. С другой стороны, внутреннее социальное многообразие способствует и расширению возможностей самореализации человеческой сущности в обществе.

 

Внутреннее многообразие общества очень тесно связано с механизмом социальной самоорганизации. Феномен многообразия в обществе - явление чрезвычайно сложное и малоизученное. Его можно разделить на многообразие реальное и многообразие потенциальное, изначально существующее в сложных социальных структурах. Мир социальных потенций - это значительная, существующая по своим законам и логике, часть социальной реальности. Направления его развития определяют такие факторы, как глобальные процессы материальной и природной реальности, но особенно мощным фактором-детерминантом является процесс реализации человеческой природы. Влияя на социальную реальность с помощью культурного опыта ее освоения, через целеполагающую деятельность людей в ней, эти факторы способствуют оформлению сложнейших комплексов социальных потенций. Затем, через систему отбора, механизмы самоорганизации общества реализуют и закрепляют данные комплексы в социальной реальности, меняя не только ее структуру, но и, зачастую, направление развития [8, 221]. Определить с помощью наличных социальных структур направление и характер будущих социальных изменений, в результате этого, в исчерпывающей степени не представляется возможным. Это можно сделать лишь, предположительно, в форме прогноза социального развития, который всегда был принципиально вариативен. То есть, в самом процессе реализации различных социальных возможностей, всегда существует спонтанность и непредсказуемость социального развития и, в первую очередь, это характерно для процессов социальной самоорганизации.

 

Вновь реализованные в социальной реальности и бывшие ранее потенциальными новые комплексы социальных комбинаций приносят с собой из мира потенциальных возможностей новые сочетания социальных качеств и характеристик, которые люди в своей практической деятельности начинают с помощью интеллекта осваивать и использовать. Усложняются структуры и внутреннее многообразие социума, меняется характер социальной реальности, появляются ее новые уровни с характеристиками, которые обладают целым рядом новых свойств и качеств, и в каждом из которых начинает развертываться собственное многообразие. «Фундаментальный принцип поведения нелинейных систем -это периодическое чередование стадий эволюции и инэ-волюции, развертывание и свертывание, взрывы активности, увеличения интенсивности процессов и их затухание, ослабление, схождение к центру, интеграции и расхождения, дезинтеграции, хотя бы частичного рас-

пада» [5, 229].

 

Механизм самоорганизации через действия людей, их интеллект и выбор, пытается синхронизировать между собой существующие социальные структуры и вновь реализующиеся в социальной реальности новые элементы. Если усилия подобного рода увенчаются успехом, то значит - завершился еще один этап конструктивного усложнения социума. В случае если новые элементы переводят внутреннее состояние общества в конфронтирую-щее многообразие, то невозможность людей направить развитие событий в конструктивное русло может вызвать кризис или даже привести к социальной катастрофе. Суть такого рода социальных процессов заключается, с одной стороны, в наличии достаточного опыта для всестороннего анализа возникающего социального нового, с другой - в необходимости достаточно четко представлять те опасности, которые стояли за реализацией тех или иных социальных возможностей. Опасность, в частности, может таиться и в культуре, где интерпретация таких явлений может иметь неоднозначный, а то и прямо негативный характер.

 

Весьма важным моментом является не только процесс синхронизации между собой новых и старых социальных структур, но и ряд процессов, которые придают необратимость самому ходу социального усложнения, и также представляют собой действия процессов социальной самоорганизации. Отсутствие подобных процессов не позволило бы обществу, как достаточно сложной самоорганизующейся системе, существовать и развиваться в социальной реальности. Синхронизация как раз и направлена на решение этой проблемы. Она не только связывает старое и новое между собой, но и при этом придает определенной части процессов и элементов необратимость развития [2, 216].

 

Механизм социальной самоорганизации в обществе через человеческую деятельность и интеллект из множества потенциальных альтернатив осуществляет выбор направления развития социальной системы. Для этого он переводит общество в различные режимы и состояния, синхронизируя, соотнося между собой различные социальные процессы, опираясь как на случайные, так и на закономерные сочетания различных факторов. Ведущей тенденцией в процессе этого функционирования является общее усложнение социальной системы. Процесс такого усложнения происходит весьма вариативно, и в каждой социальной системе по своему уникальному варианту, обусловленному культурой, местом в пространстве социальной реальности и социальным временем. Чем сложнее условия существования социальной системы, как природные, так и социальные, тем интенсивней механизм социальной организации занимается поиском оптимальных режимов существования, пытаясь найти и развить наиболее щадящую стратегию существования конкретного общества в социальной реальности. Все эти действия предполагают процессы усложнения социальных систем, которые, благодаря сознанию и интеллекту людей, идут в них достаточно интенсивно, приобретая специфическую логику и направленность. Разумеется, это не может гарантировать защиту конкретной социальной системы от возможных кризисов и катастроф, но, по крайней мере, позволяет ей существовать определенное время в истории. Усложнения в той или иной степени касаются всех сторон социальной системы и, в особенности, ее внутреннего многообразия. Комбинируя это многообразие особым образом, убирая ставшие ненужными элементы и создавая новые, механизм социальной самоорганизации совершает очередной цикл усложнения не методом простого количественного накопления, что уже было совершено на предшествующем этапе, а, используя адекватные методы и средства, переходит к качественным социальным изменениям, принципиально меняя соотношение и связи между различными подсистемами и элементами, которые порождают новые свойства и качества социальной системы. Е.Н.Князева и П.С.Курдюмов считают, что в процессе нового социального комбинирования, выводящего общество на новый уровень усложнения, в нем весьма интенсивно должны идти обменные процессы, имеющие форму специфического хаоса. С его помощью общество определяет и пути дальнейшей эволюции [4, 69].

 

Социальные процессы самоорганизации, как и все процессы в материальной реальности, имеют свои пространственно-временные характеристики. В пространстве социальной реальности, в зависимости от той или иной исторической ситуации, возникают комплексы различных сочетаний социальных возможностей, и механизм социальной самоорганизации выбирает несколько из них в качестве специфических центров самоорганизации. Но в процессе такой реализации каждый из таких комплексов не остается неизменным, постоянно варьирует и, в силу ряда причин, при определенных условиях, может кардинально измениться и даже превратиться в свою противоположность, в том смысле, что его дальнейшая реализация может не только перестать приносить ожидаемые результаты, но стать социально опасной. Процесс такого изменения, значительного для социальной системы, в той или иной степени коснулся бы всех ее сторон, что привело бы к затуханию ее старых свойств и качеств и появлению новых. Такого рода ситуации, постоянно возникающие в пространственно-временном континууме социальной реальности, находят свое выражение и в появлении принципиально новых проявлений человеческой природы. Это, в свою очередь, оказывает кардинальное влияние на развитие социальной реальности, культурных процессов и, в конечном счете, на направления и характер комбинирования процессов социальной самоорганизации [7, 59].

 

В социальном пространстве это можно представить как крайне неравномерное распределение в нем очагов самоорганизации, где, в силу ряда причин, начинается активное строительство новых социальных конструкций, и развитие социума переходит на новый уровень, точнее, предполагает возможность такого перехода. Такого рода переход совершается комплексно, с опорой на несколько очагов самоорганизации на разных уровнях социальной реальности, которые связаны между собой системой различных связей, отношений, коммуникаций. Это специфическое многообразие в общем, социальном многообразии придает общий импульс остальным зонам социального пространства, развитие которых имеет различное направление и время функционирования. После выхода на новый уровень самоорганизации общества ситуация меняется: из внутреннего многообразия в пределах социального пространства начинает формироваться новая комбинация центров самоорганизации. Старые центры, исчерпав свою энергию, переходят в категорию затухающих, новые - набирают силу, используя вновь возникшие социальные возможности. Практически любая значимая или ставшая, в силу каких-либо причин, значимой точка социального пространства, где на определенный момент времени сконцентрировались человеческие, культурные, материальные и интеллектуальные ресурсы, может стать таким центром, вокруг которого начинает концентрироваться новое потенциальное многообразие. Эта комбинация многообразия, если и не сыграет решающей роли в будущем, может оказывать стабиль-

ное, длительное влияние на всю социальную ситуацию в целом, активно влияя на конкретный вариант развития социума.

 

Всегда возможен, наряду с этим, и иной вариант развития событий. Так как социальное время и пространство весьма неоднородны, всегда существуют специфические анклавы, где складываются условия, противоречащие общему ходу самоорганизации. Эти антицентры также связаны между собой, и в состоянии не только противодействовать равномерному, то есть более или менее стабильному процессу развития и усложнения социальной системы, но и способны развернуть, в определенные моменты времени, ход событий вспять. «Не-равновесность системы оказывается столь велика, что нарушается принцип корректности... достаточно локальное событие может послужить пусковым механизмом мощному потоку деструктивности» [6, 50].

 

Механизм социальной самоорганизации, несмотря на сложность и неопределенность развития социальной системы, обладает значительными компенсаторными свойствами и способен путем комбинирования различных режимов социальной системы и регулирования пространственно-временного распространения социальных процессов ограничить действие негативных факторов, влияющих на общий процесс социальной самоорганизации. Правда, превышение социальных нагрузок выше определенного предела способно вывести его из строя на некоторое время, что впоследствии приводит либо к полному распаду социальной системы, либо к постепенному восстановлению механизма самоорганизации на новой основе.

 

Во время анализа процесса социальной самоорганизации всегда возникает проблема оценки характера такого рода процессов. Представляется, что процессы социальной самоорганизации можно условно развести на конструктивные и деструктивные. Социальная реальность устроена таким образом, что, в принципе, допускает наличие как процессов, способствующих максимальной самореализации человеческой сущности, так и, напротив, препятствующих этому. С этой точки зрения, ряд процессов, происходящих в социальной реальности и попадающих под действие основных направлений гуманитарного прогресса, при всей своей изменчивости и вариативности, может квалифицироваться как процессы конструктивной социальной самоорганизации. Возникает вопрос, почему в мировой истории такого рода процессам люди так и не смогли в полной мере обеспечить поступательное развитие? Скорей всего, дело заключается как в противоречивом характере самого процесса самореализации человеческой природы, так и в чрезвычайно сложных процессах социального развития, где не существует никакой предопределенности. В процессах социальной конкуренции и борьбы сталкиваются противоречивые интересы и цели людей, и зачастую аккумулируются, берут верх самые темные стороны человеческой сущности.

 

Наличие и воспроизводство деструктивной социальной самоорганизации можно еще объяснить и существованием в культуре бесстрастно запечатленных образцов нечеловеческого поведения некоторых людей и социальных групп. Такова природа культуры, а, видимо, никакой иной она не может быть. Показывая человеку, каким высоким и каким низким он может быть, она ставит его в ситуацию морального выбора, но ответственность за свой выбор он несет только сам. И, как уже говорилось выше, в обществе всегда существовали и всегда будут существовать как гуманитарные, гуманистические, так и антигуманитарные тенденции, которые будут опираться, соответственно, на конструктивную и деструктивную формы самоорганизации.

 

В связи с этим необходимо заметить, что провести четкую линию, разделяющую эти две формы самоорганизации, достаточно сложно. Между ними существуют неоднозначные связи, которые опосредованы единым противоречивым по своей сути источником социальной реальности и культуры - человеческой природой. Зачастую в обществе эти процессы взаимопроникают и взаимообус-лавливают ход социального развития в целом. К примеру, такое явление как война в человеческом обществе как раз представляет собой не только противоречивый образец человеческой культуры, но и является полем столкновения двух противоположных форм самоорганизации - конструктивной и деструктивной.

 

В целом в истории наблюдается общая тенденция к доминированию в обществе конструктивной формы самоорганизации. Иначе невозможно было бы говорить о поступательном характере гуманитарного прогресса в истории. Можно привести немало случаев, когда общество под влиянием антигуманных тенденций, взявших верх на определенное время, благодаря доминированию в нем деструктивной социальной самоорганизации, выбирало такие варианты развития, которые заводили его в исторические тупики. И лишь возврат к гуманистическим и гуманитарным ценностям способствовал, через конструктивную самоорганизацию, его выходу из такого тупика. Р.Хиггинс так говорит о выходе из современной глобальной ситуации, сложившейся в мире: «Многое можно еще спасти. Страшные истины не должны нас парализовать. Самый совершенный тип смелости имеет своим источником реализм. Он одинаково твердо отвергает и пораженчество, и бездумный оптимизм. Сегодня самая жизненно важная наша потребность - обрести полноту сознания нашей реальной ситуации, как глобальной, так и индивидуальной» [9, 74].

 

Необходимо еще раз особо подчеркнуть принципиально вариативный характер процессов социальной самоорганизации. Если бы социальная система не обладала подобной вариабельностью, она никогда не смогла бы существовать и развиваться в условиях материальной (природной) реальности, которая также является принципиально вариативной в своей эволюции. Разумеется, не существует вариативной социальной самоорганизации самой по себе. Она является важнейшим компонентом, специфическим качеством общей вариабельности развития человеческого общества. Но внутри такого свойства социальной системы процессы самоорганизации обладают значительной самостоятельностью и автономностью, а также, благодаря своей вариативной природе, зависят от действий людей опосредовано. К примеру, действуя в определенном направлении, обладая опытом прошлого, технологиями, культурным и интеллектуальным потенциалом, люди надеются, что в той или иной сфере общественной жизни в результате своих действий они придут к тем же результатам, что и раньше. Но ряд изменений в социальной реальности, культуре способствует и изменению конкретного фрагмента общей функционирующей структуры самоорганизации, связанного с этими процессами, и необходимый эффект никогда больше не будет достигнут этим, казалось бы, уже проверенным способом В результате накопления в обществе значительного количества подобного рода изменений, происходит, в конечном счете, качественное изменение не только структуры социальной самоорганизации, которая теперь опирается на новую комбинацию факторов,

но меняется, как правило, и вариант исторического развития данного общества.

 

Для процессов социальной самоорганизации характерно такое явление как инерция, которое, в том или ином виде, присуще, видимо, всем процессам, происходящим в материальной реальности. Если в пространстве социальной реальности и культуры начал выстраиваться новый вариант социальной самоорганизации того или иного общества, то существует специфический процесс инерции, который в течение определенного времени не позволяет перейти на новую модель самоорганизации. Эта социальная инерция имеет ряд положительных сторон, не позволяющих очень быстро менять конфигурацию и направления социальных процессов. Но она обладает и отрицательными аспектами, так как из-за инерции социальных процессов не удается быстро использовать ряд возможностей и повлиять на социальные процессы, которые могли бы изменить ситуацию к лучшему.

 

Вариативность социальной самоорганизации общества, как, впрочем, и ее инерционность, в определенной степени обусловлены действиями конкретных людей, социальных групп, общностей и т.д., преследующих свои интересы и цели. Как свободен человек в своих действиях по реализации собственной природы, как изменчива и неопределенна реальность, в рамках которой это происходит, так четко не предопределены в своей деятельности процессы социальной самоорганизации. В пространстве социальной реальности и культуры не только существуют в потенции, но и одновременно реализуются через деятельность людей несколько комбинаций самоорганизации конкретного общества. Как правило, эти варианты противоречат друг другу по своему содержанию и направленностям, сталкиваются и конкурируют между собой, как создавая социальное напряжение в обществе, так и формируя специфическое пространство социальной самоорганизации в рамках конкретного общества. Именно в нем механизм социальной самоорганизации выстраивает постоянно варьируемую и зависящую от множества факторов модель социальной самоорганизации общества, в соответствии с которой протекают и синхронизируются между собой все социальные процессы. Эта модель зависит от особенностей социальной реальности, культуры, специфики использования интеллекта, хода гуманитарного и технического прогресса в конкретном обществе, и связана с ними огромным количеством специфических связей и отношений. Являясь, с одной стороны, порождением всех этих компонентов человеческого общества и, в значительной степени, человеческой природы, социальная самоорганизация, в то же время, связана с сущностными свойствами природной (материальной) реальности, обладает специфическими характеристиками и собственной логикой развития [3, 125].

 

Являясь невидимой и зачастую малоосознаваемой, она часто тысячами различных нитей соединяет между собой отдельных людей, различные социальные группы, общности, народы и т.д. Синхронизируя процессы социального развития между собой, самоорганизация обеспечивает, наряду с другими компонентами, целостность конкретного общества, объединяя людей в нечто чрезвычайно противоречивое, но вместе с тем единое. Процессы социальной самоорганизации способствуют нормальному функционированию и развитию человеческого общества, не спасая его, между тем, от кризисов и катастроф. Они не действуют автоматически, а лишь являются продолжением сознательных, а также и бессознательных действий людей в социальной реальности. Самое главное заключается в том, что они не отнимают у человека его свободу и самодеятельность, но, одновременно, возлагают на него ответственность за собственные действия в обществе.

 

Список литературы

 

1.            Алтухов В. Философии многомерного мира/Общественные науки и современность. - 1992 - № 1. - С 15-27.

 

2.            Василькова В В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Изд-S0 «Ланьи, 1999,- 480 С

 

3.            Гэстев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов: (Очерки по конфликтологии)//Социальные и гуманитарные науки. Реферат, жур. Сер.11. Социология 2. - М , 1994. - С. 123-130.

 

4 Князева Е.Н., Курдюмов С П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии - 1997. - № 3. - С. 62-79.

 

5.            Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила нелинейного синтеза

 

коэволюционирующих структур//Философия, наука, цивилизация. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 222-230

 

6.            Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности

 

(философское размышление о порядке и хаосе). - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та. 1994. -232 с.

 

7.            Майнцер К. Сложность и самоорганизация/ТВопросы философии. -

 

1997. - № 3. - С. 48-61.

 

8.            Пригожий И. Время всего лишь иллюзия?//Философия, наука.

 

цивилизация. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С 214-222

 

9.            Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе//

 

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности - М.: Прогресс, 1990. - С. 26-75.

 

Ю.Штеренберг М.И. Синергетика и биология//8опросы философии. -1999. -Ns 2 - С. 95-108.

 

11.Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе. - М: Изд-во МГУ. 1990.-137 с.

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (24.01.2017)
Просмотров: 2792 | Рейтинг: 0.0/0