Немецкая литература в конце XIX – начале XX века

Немецкая литература в конце XIX – начале XX века

В 70-х годах XIX в. в немецкой общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо ряда мелких, полуфеодальных государств выросла объединенная под властью прусской династии Германская империя с бурно развивающейся промышленностью. Большинство немецкого народа ничего от этого не получило. Бедствовало крестьянство, особенно в Пруссии, разорялась мелкая буржуазия, рабочие получали нищенскую зарплату, работая по 12 часов в день.

Маркс и Энгельс руководили немецким рабочим движением. В 1875 г. организовалась социал-демократическая партия, которая на этом этапе возглавила борьбу немецких рабочих. В начале XX в. произошел ряд рабочих волнений, особенно усилившихся после русской революции 1905 г. Но в социал-демократической партии ведущую роль стали играть оппортунистические элементы. Поэтому в начале первой мировой войны лидеры немецких социал-демократов проголосовали за военные кредиты.

Подъем немецкой общественной жизни, начавшийся в 70-х годах, дал себя почувствовать и в литературе. В сложной обстановке, в непрестанной борьбе складывался немецкий критический реализм. Его противоположностью являлись различные течения натурализма и декадентства, которые в Германии, как и во всей Европе, получили распространение в конце XIX и начале XX в.

Натурализм

В Германии хорошо знали теории -Золя, и целый ряд писателей стремился им следовать. Были и свои, немецкие теоретики натурализма. Увлекаясь теорией наследственности, немецкие натуралисты отказывались от обобщений, от создания глубоких характеров. «Вождями» немецкого натурализма были Арно Гольц и Иоганнес Шлаф, писавшие рассказы под общим псевдонимом Петера Гольмсена. В работе «Искусство, его сущность и законы» (1891) Гольц заявлял, что «искусство должно стремиться стать природой», требуя тщательного копирования природы. В произведениях Гольца и Шлафа фиксировались мельчайшие факты, переживания и впечатления героев. Эта тенденция уводила от больших жизненных проблем.

Символизм

В странах немецкого языка развивался и символизм. К символизму был близок талантливый австрийский поэт, проникновенный лирик и большой мастер формы, Райнер Мария Рильке (1875—1926). Рильке свойственно тонкое понимание природы, он умел рассказать о самых сокровенных и чистых чувствах. Таковы многие стихотворения цикла «Молитвы девушек», поэтично раскрывающие женскую психологию. Рильке был и талантливым переводчиком. Он хорошо изучил русский язык и впервые перевел на немецкий «Слово о полку Игореве».

 

Но в творчестве Рильке ощущались тяготение к туманной символике и некоторый налет мистицизма. Он много писал о страданиях и смерти, часто использовал библейские и евангельские мотивы; для него характерны покорность судьбе, болезненный страх перед жизнью.

 

Рильке дважды был в России (в 1899 и 1900 гг.), виделся с Толстым, эти поездки произвели на него сильнейшее впечатление. Но у него выработались неверные представления о России. Он увидел в русском народе только безграничную покорность судьбе, богоискательство, смирение. Эти черты отразились в его сборнике «Часослов», написанном в 1899— 1903 гг., после посещений России. Героями сборника становятся русские монахи, возносящие молитвы из глубины своих келий. Психологическая изощренность этих образов, проповедь слепой покорности провидению, некоторая изысканность формы характеризуют эту книгу.

 

Далеко не все декаденты, писавшие на немецком языке, были склонны проповедовать покорность и смирение. Многие из них испытывали значительное влияние Ницше.

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше излагал свои философские идеи в сочинениях необычной, афористической формы, под оригинальными и неожиданными заголовками; «Веселая наука», «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра». Философия его носила волюнтаристский характер и была проникнута антидемократическими тенденциями. Ницше выдвигал реакционный и аморальный идеал «сверхчеловека», стоящего выше добра и зла. Избранной расой он считал северную, германскую, а лучшим средством воспитания расы признавал войну, излечивающую от «иллюзий» жалости и гуманизма. Эти идеи Ницше получили в дальнейшем большую популярность в немецких милитаристских кругах и легли в основу чудовищной расовой теории фашизма с его культом войны. В то же время презрение к ме щанской идеологии, которое рекламировал Ницше, его кри-> тика христианства, проповедь «героического пессимизма» привлекали к нему многих писателей Европы и Соединенных Штатов, пытавшихся не замечать опасной и реакционной сути его учения.

 

В области искусства Ницше был противником реализма. Он считал, что искусство движется гениями, сильными оди-I нокими личностями, что оно должно прославлять трагических героев, далеких от толпы. В то же время он осмеивал и декадентов за их слабость и пассивность (что не мешало ему писать декадентские стихи).         *

 

Большая часть немецких декадентов соединяла позиции эстетизма и изысканности с ницшеанской проповедью войны и насилия.

 

Сильное влияние Ницше испытал Стефан Георге (1863— 1933), глава кружка эстетов, издававших журнал «Листки искусства». Этот тонкий эстет, писавший очень сложные по форме стихи (сборники «Ковер жизни», «Седьмое кольцо», 1907), идеализировал сильную личность; в поэме «Альга-бал» он изобразил римского императора Гелиогабала, не останавливающегося перед преступлением, чтобы удовлетворить свою жажду власти. Альгабал у Георге убивает родного брата, но, страшась всего «низкого», боится запачкать белоснежную одежду в его крови.

 

С проповедью войны и национализма выступал Лили-енкрон (1844—1909); он воспевал немецких офицеров и помещиков в своих военных новеллах (сборники «Летняя битва», «Война и мир»), посвященных франко-прусской войне, прославлял победу над французами, и он же давал образцы чисто импрессионистской лирики.

Реалисты

Натурализм и декаденство далеко не представляли всей немецкой литературы конца XIX — начала XX в. В ее недрах с новыми особенностями, характерными для XX в., развивался критический реализм. Это направление ярче всего раскрылось в творчестве Г. Манна, Т. Манна и Г. Гауптмана.

У ряда других, менее значительных писателей мы также можем видеть искреннее стремление к глубокой и актуальной проблематике.

Заслуженной известностью пользовались романы Крет-цера и Поленца. Кретцер в романах «Обездоленные» (1883) и «Обманутые» (1882) показывает тяжелое положение рабочих, задавленных эксплуатацией. Наиболее удачен его роман «Мастер Тимпе» (1888). Здесь писатель проявляет умение ставить большие проблемы, создавать типические образы ‘и критически подходить к современности. Кретцер говорит о поглощении крупными предприятиями мелких, что было очень актуально для 80-х годов. Честный, добросо вестный мастер Тимпе, владелец небольшой токарной мастерской, неизбежно должен погибнуть в столкновении с Урбаном, хозяином большой фабрики, ловким дельцом, не останавливающимся даже перед преступлением.

 

Значительной социальной насыщенностью и остротой отличались произведения Поленца. Он хорошо знал немецкую деревню и посвятил ей многие повести и романы. Роман «Крестьянин» (1895) получил высокую оценку Л. Толстого. В предисловии к русскому переводу Л. Толстой назвал роман Поленца настоящим образцом художественного творчества и противопоставил его «многим современным» произведениям. В романе «Крестьянин», как говорит Толстой, развитие действия вытекает непосредственно из характера героя, Бютнера, вступившего в конфликт с окружающей средой. В романе хорошо показаны быт немецкой деревни и трагедия ее темноты.

 

Поленц, может быть, сам того не желая, поднялся в своем произведении до мысли о том, что крестьянин, чтобы избежать гибели, должен отказаться от мелкособственнической идеологии и идти в ногу с пролетариатом. Эта мысль особенно понравилась Плеханову, который, так же как и Толстой, дал лестный отзыв об этом романе Поленца.

 

К реалистическому направлению принадлежал также Теодор Фонтане (1819—1898) с его социально-психологическими повестями и романами («Грешница», 1882, «Эффи Брист», 1895, и др.).

Экспрессионисты

Заслуживает внимания своеобразное и значительное литературное течение в Германии — экспрессионизм. Многое роднило его с декадентством — крайний субъективизм, идеализм, тяготение к абстрактности, Экспрессионизм получил интенсивное развитие в период первой мировой войны и после нее. Экспрессионисты выражали бурный протест против войн, насилия, эксплуатации, признавали необходимость революции, но понимали ее по-своему. Так, теоретик экспрессионизма Рубинер представлял ее себе как революцию человеческого духа. Вообще в революции всячески подчеркивали момент духовного освобождения, и она мыслилась многими экспрессионистами происходящей без всякого насилия. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом. Искусство служит лишь выражением его внутреннего «я». Отсюда название «экспрессионизм*—от французского слова expression— «выражение».

 

Экспрессионисты переоценивали роль интеллигенции в революции. Судьбы революции решают, по мнению экспрессионистов, не массы, а отдельные личности. Особенно много может сделать художник своим вдохновенным словом. На таких по зициях стояли и левые экспрессионисты — Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И. Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион» («Действие»), основанный в 1910 г., но развернувший активную деятельность во время первой мировой войны. Излюбленным жанром экспрессионистов стала драма, так как именно она давала простор страстному эмоциональному выражению мыслей и чувств художника.

 

Экспрессионисты были противниками войны. Но, протестуя против насилия, они видели насилие и в любой справедливой войне, и в классовой борьбе. Для них характерны непротивленческие тенденции.

Э. Толлер

Типичным в этом отношении является творчество Толлера. Отправившись в 1914 г. добровольцем на войну, он быстро избавился от шовинистического угара и сделался ярым противником кайзеровской монархии. Еще до конца войны он попал в военную тюрьму. После падения империи Толлер участвовал в создании социал-демократического мюнхенского правительства. Но он своим прекраснодушием и боязнью насилия ускорил капитуляцию республиканских войск перед силами контрреволюций

 

Сам Толлер провел пять лет в тюрьме и написал там пьесы «Человек-масса» и «Разрушители машин», шедшие в 20-х годах в Советском Союзе. На первом представлении пьесы «Человек-масса» в 1920 г. в Мюнхене Толлер присутствовал .под конвоем. Выйдя из тюрьмы, он отошел от политической жизни. После фашистского’ переворота Толлер эмигрировал.

 

Творчество Толлера характерно для стихийного бунтарства экспрессионистов. В драме «Человек-масса» Женщина измира угнетателей пришла к народу, чтобы быть с ним до конца. Она пожертвовала для этого своим счастьем, любимым, который отвернулся от нее. Во время восстания Женщина защищает пленных и заложников, умоляет восставших не мстить, ломнить, что они—«любящий народ». Ее подозревают в измене и хотят арестовать, но войска, оставшиеся на стороне буржуазии, внезапным нападением побеждают восставших, й Женщина-предводитель арестована уже врагами. Приходит Безымянный (олицетворение «массы» рабочих) и предлагает ей бежать. Но для этого нужно убить сторожа. Женщина отказывается. Напрасны слова Безымянного о том, что она нужна людям.

 

В другом произведении Толлера -^«Разрушители машин»— показана Англия начала XIX в. и бунт рабочих .против замены их труда машинным. Но сами они темны, и бунт их бессмыслен, он разрушают машины и убивают человека, который стоял за них. Толлер все время подчеркивает организующую роль интеллигенции, дает интересный образ Байрона, произносящего речь против закона о казни для разрушителей машин.

Г. Кайзер

Другой экспрессионист, Георг Кайзер (пьесы «Коралл» — 1918, «Газ I» и «Газ II» — 1918—1920), дает трагическую картину положения рабочих в капиталистическом обществе — они превращены в какие-то придатки к машинам. Но он противопоставляет капитализму патриархальную жизнь на лоне природы, вдали от города с его шумной культурой.

Формальные особенности творчества экспрессионистов очень своеобразны. В их произведениях часто встречаются, вместо конкретных образов, обобщенные понятия, выражающие «сущность» того, что они хотят изобразить. Вместо собственных лиц — Женщина, Воин, Рабочий. Экспрессионистские драмы ставились обычно без декораций, только в сукнах, режиссеры отказывались от изображения быта и подчеркивали абстрактную сущность образов.

Экспрессионисты, при всех присущих им недостатках, сумели выразить протест против войны и бурно откликались на события современности. Они оказали определенное влияние на развитие западноевропейской драматургии.

В те же годы (в первые десятилетия XX в.) продолжает развиваться и критический реализм в немецкой литературе. Значительную роль для развития немецкой литературы сыграла деятельность группы критиков — левых социал-демократов Ф. Меринга, К. Цеткин, К. Либкнехта и Р. Люксембург. Близкие по своим взглядам к большевизму, они в основном правильно ставили и решали важнейшие вопросы партийности и народности литературы, защищали место классического наследия в новой, пролетарской культуре, боролись с реакционной фальсификацией творчества великих писателей. Труды немецких левых социал-демократов по истории и теории литературы (особенно «Легенда о Лессинге» Ф. Меринга, написанная в 1892 г., а также статьи К. Цеткин о Шиллере, Ибсене и Бьернсоне, статьи Р. Люксембург о Мицкевиче и о творчестве Л. Н. Толстого) имели принципиальное значение для развития марксистской эстетической мысли и были направлены против ревизионизма и реформизма.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (08.10.2016)
Просмотров: 5174 | Теги: Германия, Литература | Рейтинг: 0.0/0