Социалистический реализм

1977 год

Социалистический реализм в настоящее время является самым передовым и самым значительным художественным методом и литературным направлением в Мировом искусстве. Что же представляет собой социалистический реализм как художественный метод? Каковы требования, предъявляемые им к художникам слова и каковы особенности литературных произведений, написанных методом социалистического реализма?

 

Как уже показывает само название, социалистический реализм — это реализм, имеющий социалистический характер: он связан с борьбой трудящихся за социализм и коммунизм. Социалистические идеалы были и у некоторых писателей прошлого, например у Чернышевского: его роман «Что делать?» звал к торжеству социалистических форм жизни. Однако социализм Чернышевского, как мы уже говорили, носил утопический, несбыточный характер, поэтому и художественный метод автора романа «Что делать?» еще не выходил за пределы критического реализма.

 

Социалистический реализм — это реализм, связанный с реальной практикой и научной теорией борьбы трудящихся за социализм в условиях распада и гибели капитализма и смены его новым общественным строем. Социалистический реализм есть художественный метод правдивого воспроизведения действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистко-ленинского мировоззрения и в интересах победы социализма и коммунизма во всем мире.

 

Так же, как реалисты прошлого, писатели социалистического реализма ставят своей целью правдивое воспроизведение жизни в ее характерных и типичных чертах. Но если у реалистов досоциалистической эпохи главная задача заключалась в критике эксплуататорского строя и его пороков, то писатели социалистического реализма главный смысл своего творчества видят в утверждении нового, социалистического строя. Этой цели они добиваются правдивым показом Жизни в ее неодолимом движении к социализму и коммунизму. Книги социалистических реалистов проникнуты не утопической, а научной коммунистической идеологией, которая ярко освещает путь трудящимся к победе социализма и коммунизма.

 

Таким образом, социалистический реализм есть новая, высшая ступень в развитии традиций реализма (и в первую очередь критического реализма) в условиях практической борьбы народных масс за социализм под руководством пролетариата и коммунистических партий, вооруженных теорией научного коммунизма. Вот почему не случайно, а вполне закономерно то, что первое классическое произведение социалистического реализма — ромам «Мать» — было создано в России в период, когда она стала центром мирового революционного движения.

 

Вдохновляемый идеями научного коммунизма, получившими распространение в революционной среде и дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, рабочий касс России создал свою боевую революционную партию и стал в авангарде всенародной борьбы за демократию, социализм и коммунизм. В стране создались реальные предпосылки для победы пролетарской революции и торжества социалистических идеалов. В этот период не только появились условия для формирования нового художественного метода, но и стала явно ощущаться необходимость его быстрейшего создания. Обращаясь к руководителям революционного движения, В. И. Ленин неустанно призывал в это время показывать «во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал», показывать «самый близкий, самый прямой путь к полной, безусловной, решительной победе».

 

Первым из великих художников слова, кто осознал необходимость художественного воплощения социалистического идеала как реальной цели, достижимой только через революционную борьбу всего народа во главе с пролетариатом и его партией, был М. Горький. Горький счастливо соединил в своей личности все те качества, которые были необходимы для создания нового метода. Он был гениальным художником, учившимся непосредственно у таких великих реалистов, как Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко. Он с молодых лет участвовал в борьбе с врагами трудового народа, глубоко знал и понимал народные нужды и стремления. Но самым главным было то, что Горький стал учеником и соратником В. И. Ленина, воспринял идеи научного коммунизма и принял непосредственное участие в революционной борьбе русского рабочего класса как активный боец партии большевиков-коммунистов.

 

Теоретическое обоснование нового метода было дано в статье В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», напечатанной в ноябре 1905 года.

В этой статье В. И. Ленин показал необходимость создания художественной литературы, проникнутой идеями коммунистической партийности и теснейшим образом связанной с революционной борьбой пролетариата и его партии за социализм и коммунизм. «Это будет свобод-ная литература;— писал В. И. Ленин,— потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в Се ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...»

 

Роман М. Горького «Мать» явился первым практическим подтверждением ленинского предвидения. В основу идейного содержания романа автор положил глубоко прочувствованные им идеи научного социализма. В свете этих идей он правдиво и с горячей любовью изобразил жизнь и революционную борьбу русских рабочих. Смысл и назначение романа заключались в том, чтобы вызвать у читателей сочувствие к революционной борьбе за социализм; показать ее непобедимость, несмотря на временные неудачи и поражения; звать к сплочению рабочих, крестьян-бедняков и революционно настроенных интеллигентов; внушать им веру в торжество социалистических идеалов. Это было тем более необходимо, что буржуазно-дворянские писатели клеветали на революцию и революционеров, порочили социалистические идеалы; прославляли индивидуализм и социальную пассивность; Вот почему В. И. Ленин, прочитав «Мать» еще в рукописи, назвал роман «очень своевременной книгой».

 

Возникнув на грани двух эпох, еще до победы пролетарской революции, социалистический реализм превратился в мощное литературное направление после того, как социализм в нашей стране победил. В 1934 году на Первом всесоюзном съезде советских писателей социалистический реализм был признан основным методом советской литературы.

 

Литература социалистического реализма сыграла и продолжает играть огромную роль в формировании высоких морально-политических качеств советских людей доказывает благотворное влияние на сознание миллион Иов людей во всем мире. В приветствии ЦК КПСС Чет? рертому всесоюзному съезду советских писателей сказано: ^Рожденная на крутом повороте истории, в, огне революции, советская литература открыла новый этап в развитии художественной культуры человечества. Ее международное значение и авторитет определяются тем, что она отразила всемирно-исторический опыт революционного преобразования общества, борьбы за социализм, всегда несла людям высокие идеи коммунизма, свободы, мира и прогресса. Советская литература, проникнутая революционно-гуманистическим, созидательным пафосом, верой в безграничные возможности человека, противостоит упадочному буржуазному искусству».

 

Характерной особенностью литературы социалистического, реализма является то, что она развивается под благотворным влиянием политики и идеологии Коммунистической партии. Советские писатели, независимо от того, являются ли они членами КПСС или не состоят в рядах партии, в своем творчестве партийны. Они с радостью признают руководящую роль КПСС в развитии литературы социалистического реализма, ибо партия выступает как ведущая сила советского общества, строящего, коммунизм. «Мы, деятели советской литературы,— говорится в обращении участников Четвертого всесоюзного съезда советских писателей к ЦК КПСС,— все свое творчество, все свои помыслы связываем с партией, выражающей глубинные интересы народа».

 

Во время вступительных экзаменов абитуриенты, говоря о сущности социалистического реализма, обычно ограничиваются лишь указанием на то, что социалистический реализм дает правдивое и исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии. Такое определение метода не дает возможности провести четкую границу между социалистическим реализмом и реализмом критическим. Ведь по существу любой реализм в принципе дает изображение жизни в ее революционном развитии. То принципиально новое, что присуще писателям социалистического реализма, заключается в их коммунистическом мировоззрении и, следовательно, в активной коммунистической идейности их произведений. Поэтому при перечислении существенных признаков социалистического реализма следует обязательно указывать на связь этого метода с коммунистической идейностью, которая является основой основ социалистического реализма, его движущей силой и его социальным пафосом. Социалистический реализм, говорится в одной из статей журнала «Коммунист»,— «это современный реализм (ибо реалистический метод не есть нечто застывшее, а непрерывно развивается), оплодотворенный социалистической идеологией... Суть дела в том, что именно марксистско-ленинское мировоззрение дает возможность художнику отражать действительность на основе глубоко понятых за-крнов общественного развития и достигать подлинной правды жизни».

 

Иногда в рассуждениях о социалистическом реализме можно встретить и такое мнение: социалистический реализм — это метод правдивого изображения социалистической действительности. Мнение это неверно потому, что новый метод служит для изображения не только настоящего, но и исторического прошлого, если оно показывается с позиций научного коммунизма. Ярким примером произведения социалистического реализма, дающего изображение давно прошедшей эпохи, является роман А. Н. Толстого «Петр I».

 

Социалистический реализм не ограничивает писателя ни в выборе тем, ни в применении художественных средств для воссоздания жизненной правды и передачи тех идей и чувств, которыми воодушевлен художник. Но как бы ни была широка тематика литературы социалистического реализма и как бы разнообразны ни были средства, применяемые писателями, пишущими этим методом, главное направление новой литературы связано с изображением современной борьбы народных масс за социализм и коммунизм в таких произведениях и в такой форме, которые близки этим массам, понятны им и любимы ими.

 

Главный герой литературы социалистического реализма — активный борец за социализм и коммунизм, человек, живущий одними мыслями и стремлениями со своими товарищами по борьбе. На разных этапах становления нового общества герой этот показан в самых различных ситуациях и жизненных обстоятельствах. В дооктябрьских произведениях М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного он изображен как участник подпольной борьбы пролетариата против его классовых врагов и в огне первых открытых революционных выступлений рабочих. Позже литература социалистического реализма создала образы участников Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Таковы, например, герои «Чапаева» Д. Фурманова, «Железного потока» А. Серафимовича, «Разгрома» А. Фадеева, поэмы В. Маяковского «Хорошей», пьесы К. Тренева «Любовь Яровая». Со второй половины 20-х годов наибольшее внимание советской литературы привлекает участник социалистических преобразований в городе и деревне '(«Цемент» Ф. Гладкова, «Танкер Дербент» Ю. Крымова, «Поднятая целина» М. Шолохова). Героическая борьба советского народа против фашизма вдохновила писателей на создание произведений, в которых наши патриоты беззаветно отдают все свои силы, а нередко и жизнь на защиту завоеваний социализма от посягательств жестокого врага («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Нашествие» Л. Леонова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Знамя бригады» А. Кулешова и др.). В послевоенные годы герой советской литературы показан прежде всего в мирном созидательном труде, в научном поиске, в борьбе за мир и братство народов всего мира («Журбины» В. Кочетова, «Искатели» Д. Гранина, «За далью — даль» А. Твардовского и др.).

 

Героям литературы социалистического реализма присущи коммунистическая убежденность, преданность делу партии, патриотизм, гуманизм и другие высокие морально-политические качества. Особое место в литературе социалистического реализма занимает образ В. И. Ленина как образ человека, в котором наиболее ярко и полно воплощены черты подлинного коммуниста, пред-; ставителя нового коммунистического мира. В очерке М. Горького «В. И. Ленин», в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», в драматургической трилогии о Ленине Н. Погодина и во многих других произведениях литературы народов СССР великий вождь трудящихся изображен как «самый человечный человек», который «и теперь живее всех живых».

 

Сказанное вовсе не означает, что в центре каждого; произведения социалистического реализма должен стоять положительный герой. В соответствии с конкретным замыслом писателя на первый план в произведении мо-жет быть выдвинут и такой персонаж, в котором показаны противоречивые и отрицательные черты. Таков, например, роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главный герой этого романа казак Григорий Мелехов не сумел выбрать правильной дороги в жизни, совершил немало непоправимых ошибок и тягчайших преступлений перед народом. Своим романом Шолохов предупреждает читателей об опасности, которая грозит человеку, не умеющему определить свое правильное место в великой борьбе двух миров. Ошибочному пути Григория Мелехова, по чьей вине Погибло много невинных людей, в том числе и самых близких ему, автор противопоставляет жизненный путь Михаила Кошевого и других героев романа, отдавших все свои силы делу революции.

 

В литературе социалистического реализма могут быть созданы и такие произведения, в которых положительные персонажи вообще отсутствуют, а их роль остается за автором. Это произведения сатирических жанров, «герои» которых разоблачаются писателями как носители тех или других пороков и недостатков, несовместимых с представлением о настоящем человеке социалистического и коммунистического общества. Таковы персонажи многих сатирических стихотворений В. Маяковского, фельетонов И. Ильфа и Е. Петрова, их сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

 

Враги социализма предпринимали и предпринимают отчаянные попытки «ниспровергнуть» социалистический реализм и его художественные завоевания, однако все их усилия обречены на явный провал. Социалистический реализм существует не в качестве выдумки нескольких «заговорщиков», не по приказу «партийного начальства» (как заявляют его буржуазные недоброжелатели), а как неизбежное порождение нового общественного строя, побеждающего капитализм, и как законное развитие лучших сторон и традиций литературы прошлых эпох. Вот почему, несмотря на неоднократные заявления буржуазных хулителей социалистического реализма о его «истощении», «разложении», «растворении», «исчезновении», этот метод властно притягивает к себе лучших художников всего мира и находит в их творчестве дальнейшее развитие и совершенствование. По пути социалистического реализма идут не только писатели социалистических стран, но и наиболее прогрессивные литераторы, живущие в странах капитала,— писатели, связавшие свою литературную деятельность с жизнью и борьбой рабочего класса (Анна Зегерс, Бер-тольд Брехт, Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда и многие другие).

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (31.12.2018)
Просмотров: 1437 | Рейтинг: 0.0/0