Главная » Статьи » Литература » Литературные статьи

Билет 3.1

Билет № 3.1

РАСШИРЕННЫЙ ОТВЕТ

1. Правительственная политика и система печати в первой трети XIX века. Типология прессы первой трети XIX века.

Цензурный устав 1804 г. – первый в России свод правил по цензуре – вновь вводил предварительную цензуру, формально уничтоженную было указом 1802 г., причем она передавалась в ведение министерства народного просвещения (в XVIII в. наблюдение за печатью осуществлялось управами благочиния, т.е. полицией). Устав как будто расширял права писателей и журналистов, допуская обсуждение в печати общественно-политических вопросов, но в то же время подчеркивал, что «исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государственного или какой бы то ни было отрасли правления», должно проводиться «скромно и благоразумно», без всякого вольномыслия. С одной стороны, устав вроде бы защищал интересы авторов (цензорам давался совет: «Когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, то в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать»), с другой – строго запрещал печатать произведения, «противные правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан». Если в цензуру поступала рукопись сочинения с критикой официальной религии и действий правительства, цензор обязан был не только запретить его, но и принять меры «для отыскания сочинителя и поступления с ним по закону».
И все же первые годы XIX в. характеризуются заметным оживлением общественно-политической жизни страны. Ведущими вопросами времени стали государственное устройство и крепостное право; эти вопросы волновали умы современников, страстно обсуждались в общественно-литературных организациях (в частности, в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств), несмотря на цензуру, проникали на страницы периодических изданий.
В начале XIX в. в русской периодике очень заметной становится публицистическая струя, не случайно также к этому времени относится формирование таких видов журнальной публицистики, как политическое обозрение, публицистическая статья, публицистический очерк и др.
В первом десятилетии XIX в. возникло 84 новых периодических издания (в Петербурге – 47, в Москве – 34, в других городах – 3), Однако они были, как правило, недолговечны, существовали по году по два, если не прекращались уже на первых номерах; исключение представлял «Вестник Европы», выходивший в 1802–1830 гг. Объяснялось это строгостью цензуры, малым числом подписчиков, отсутствием издательского опыта. Труд журналистов не оплачивался литературным гонораром, и это мешало превращению любительских занятий журналистикой в профессию.
Заметным явлением в русской печати стало развитие отраслевой периодики. Возникают журналы, газеты и сборники, посвященные экономическим, административным, научно-техническим вопросам, издаются музыкальные, театральные и педагогические журналы, журналы для женщин, журналы с преимущественным интересом к вопросам критики и библиографии и другие виды отраслевой периодики.
В годы, предшествовавшие Отечественной войне, помимо продолжавших издаваться «Санкт-Петербургских ведомостей» и «Московских ведомостей», в России появилось несколько новых газет. Это были отраслевые издания, выпускаемые правительственными учреждениями. Наибольший интерес среди них представляет «Северная почта» (1809–1819), орган почтового департамента министерства внутренних дел.
Отражая потребности развивающейся русской экономики, «Северная почта» печатала довольно широкую русскую и зарубежную информацию по вопросам промышленности, сельского хозяйства ремесел, торговли, финансов.
В 1811 г. возникает первая в России провинциальная газета «Казанские известия. Газета политико-учено-литературная». «Казанские известия» информировали читателей о состоянии промышленности и торговли, о просвещении своей губернии, помещали литературные произведения местных авторов, статьи и заметки по вопросам литературы. На базе этой газеты в 1821 г. был создан ежемесячный журнал «Казанский вестник», сухое официальное издание.
Рост газетной периодики в начале XIX в. не подорвал господства журналов. Несмотря на то, что подчас они не отличались твердостью позиций, а их редакторы – последовательностью взглядов, в русской журналистике этой поры можно наметить три основных направления:
1) умеренно-либеральная журналистика – «Вестник Европы» при H.M. Карамзине и журналы карамзинистов;
2) прогрессивная периодика – просветительские издания, связанные с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств;
3) открыто реакционная журналистика – «Чтение в беседе любителей русского слова», «Русский вестник».
Первый литературно-общественный журнал «Вестник Европы» (1802), положивший начало русской журналистике 19 в. принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину. Он  во многом определил тип толстых журналов 19 столетия, ставивших политические вопросы. Журнал выходил почти тридцать лет, с 1802 по 1830 г., и направление его за этот срок, естественно, не раз изменялось. «Вестник Европы» был двухнедельным общественно-политическим и литературным журналом, рассчитанным на более или менее широкие круги дворянских читателей в столицах и провинции. При Карамзине «Вестник Европы» состоял из отделов: «Литература и смесь» и «Политика». Большой заслугой редактора было выделение «Политики» в самостоятельный отдел: Карамзин угадывал запросы читателя, желавшего видеть в журнале не только литературное периодическое издание, но и общественно-политический орган, способный объяснить факты и явления современности. В отделе помещались статьи и заметки политического характера, касавшиеся не только Европы, но и России, политические обозрения, переведенные Карамзиным или им самим написанные, речи государственных деятелей, манифесты, отчеты, указы, письма и т. д. Составление и редактирование политического отдела полностью лежало на Карамзине, и он делал все для того, чтобы этот отдел стал ведущим в журнале. Благодаря его стараниям статьи и сообщения отличались как свежестью и полнотой материала, так и живостью изложения. Необыкновенный для своего времени успех «Вестника Европы» В. Г. Белинский объяснял способностью Карамзина как редактора и журналиста «следить за современными политическими событиями и передавать их увлекательно.
С 1811 г., когда Каченовский стал единоличным редактором, в «Вестнике Европы» постепенно усиливаются элементы консервативности, так что в 1816 г., к началу формирования идей дворянской революционности, он окончательно переходит в лагерь реакционной журналистики. В 1816–1830 гг. «Вестник Европы» активно защищал самодержавно-крепостнические устои, поддерживал реакционные литературно-политические объединения («Беседу любителей русского слова»). Ратуя вместе с Шишковым за сохранение классицизма, Каченовский в «Вестнике Европы» постоянно выступал против всех передовых явлений в русской общественной мысли и литературе, против сентиментализма и романтизма, связывая эти литературные направления с политическим либерализмом. На страницах «Вестника Европы» жестоко преследовались произведения Пушкина, Грибоедова, писателей-декабристов. Передовые литераторы, прежде всего критики декабристского лагеря, Пушкин, Н. Полевой, вели последовательную, принципиальную борьбу с «Вестником Европы» Каченовского, вскрывая реакционную сущность журнала.
Совершенно растеряв читателей, «Вестник Европы» прекратил свое существование в 1830 г.
В начале 19 в. оппозиционные и либеральные настроения немногочисленной передовой дворянской интеллигенции нашли выход в организации ряда дружеских, литературных обществ, в издании ими периодических или непериодических печатных органонов - журналов, альманахов. Так, возникает «Вольное общество любителей сло-весности, наук и художеств», в которое входили и  сыновья Радищева - всего более двадцати молодых поэтов и публицистов. Именно здесь раздалось первое слово горячего сочувствия умершему Радищеву. Никто более не откликнулся на трагическую гибель революционера.
 Члены «Вольного общества»   издали также журнал под названием «Периодическое издание»  (1804;   вышел  один  номер). Наиболее ярким произведением этого издания является  «Негр» В. Попугаева. В основе  произведения Попугаева лежит взволнованный монолог негра Амру, захваченного работорговцами в плен. Монолог звучит предостережением всем угнетателям. Взволнованность, стремление сделать читателя активным участником событий - ценная и поучительная черта публицистики радищевцев. Желание активного воздействия на публику привело к широкому использованию жанров воззвания, письма, послания, диалога.
В 1805 г. в Петербурге «Вольное общество» начинает издавать «Журнал российской словесности». Здесь помещались статьи и политического характера.
Журналом, близким «Вольному обществу», был «Северный вестник» (1804-1805). Его редактировал образованный чиновник министерства просвещения И.И. Мартынов. Основной тематикой «Северного вестника» было просвещение и законодательство. Журнал выступал сторонником реформ того и другого. Он считал, что хорошие законы в руках монарха суть источник всех благ для человека. Благо государства, общества основывается на мудром законодательстве. Вся программа «Северного вестника» была рассчитана на либерализм молодого царя Александра I.
Издания радищевцев преимущественно были литературными. Таким образом, даже в период «либеральной весны» Александра I в творчестве левой части «Вольного общества» чувствуется оппозиционность к правительственному курсу, недовольство крепостничеством, но они не были убеждены в необходимости революционной борьбы с самодержавием.
Влияние журналистов «Вольного общества» ограничивалось исключительно средой просвещенного дворянства. Тиражи изданий колебались от 300 до 1000 экземпляров. Речь идет о развитии передовых традиций в самой журналистике, образованном обществе, а не о массовом влиянии или массовой пропаганде.
Отечественная война 1812 года и русская журналистика: «Русский вестник» С.Н. Глинки и «Сын Отечества» Н.И. Греча.
Правительство Александра I, несмотря на весь свой либерализм, в условиях обострения международной обстановки в 1811 г. снова ввело ряд ограничений в области печати. А начавшаяся война 1812 г. сократила и без того незначительное число русских периодических органов. Подъем национального самосознания, вызванный войной 1812 г., позволил реакционно-монархической печати уйти от острых социальных проблем внутренней жизни. Тема патриотизма, защиты своего дома, своей страны от захватчиков выдвинулась на первый план. Поэтому нельзя отказать в патриотическом воодушевлении С.Н. Глинке, издателю «Русского вестника», Ф.В. Ростопчину, автору прокламаций для москвичей, и др. Однако и в защите идей патриотизма было достаточное различие между журналистами-монархистами и журналистами прогрессивного лагеря: первые стремятся воспитывать читателей в духе героического самопожертвования ради царя-батюшки и церкви православной, а вторые - чувство собственного достоинства граждан, больше всего ценящих свою свободу. Эти две тенденции ясно обнаружились в журналистике периода Отечественной войны 1812 г.
В октябре 1812 г. в Петербурге начал выходить новый журнал «Сын Отечества», вызванный к жизни событиями войны 1812 г. Редактором его был утвержден Николай Иванович Греч, образованный, грамотный и способный, хотя и неустойчивый в идейном отношении человек. Тираж журнала достигал 600 - 1000 экземпляров. Выходил он один раз в неделю и посвящался истории и политическим новостям. Журнал, созданный с одобрения царя и будущего министра просвещения Уварова, интересен тем, что в нем нашли яркое выражение идеи гражданского патриотизма, отразился общенародный патриотический подъем. На титульном листе «Сына отечества» значилось: журнал исторический, политический и литературный (последнее слово появилось в 1814 г.).
Как журнал исторический, «Сын отечества» обращался к знаменательным событиям прошлого России и прежде всего к «грозе двенадцатого года». Как журнал политический «Сын отечества» обращался к событиям внешней и внутренней жизни страны.
Состояние литературной жизни России находило постоянное отражение в журнале. В статьях А. Бестужева, В. Кюхельбекера, К. Рылеева рассматривались магистральные вопросы развития отечественной словесности, утверждалась идея самобытности литературы.
В журнале сотрудничали многие передовые, прогрессивные деятели своего времени. Греч ищет авторитетных сотрудников, способных поддержать популярность журнала, практикует приглашение в помощники — соредакторами литераторов А.Е. Измайлова, затем А.Ф. Воейкова, П.А. Вяземского и даже Ф.В. Булгарина. Журнал наполняется стихами, много места отводится театральной и литературной критике, полемике.
«Сын Отечества» много рассказывал о храбрости русских солдат, офицеров и партизан, показывал превосходство русских воинов над французами. По количеству информации журнал соперничал с газетами. При нем с 1813 г. издавался специальный «Политический листок», т.е. бюллетень последних новостей.
В журнале печатаются небольшие заметки из действующей армии, патриотические стихи песенного склада, воспевавшие гражданские и воинские доблести народа, рисунки и карикатуры, в которых запечатлен героизм русского народа, бесславное поражение французской армии. Многие жанровые формы рассчитаны на восприятие людьми, недостаточно образованными.
По сравнению с «Русским вестником», с его шовинистически-монархическим патриотизмом «Сын Отечества» является прогрессивным журналом, хотя Греч в это время печатал охранительные статьи, направленные против идей французской революции, материалистической философии, пытался подчас истолковать патриотизм и героизм русского народа как проявление верноподданнических чувств. Однако окончательный поворот Греча к реакции произойдет несколько позже, в год восстания декабристов.
С окончанием военных действий военная информация уходит со страниц журнала. Издание претерпевает реорганизацию. Литература и литературная критика вытесняют вопросы политики. Уже в 1813-1814 гг. в журнале публикуются литературно-критические статьи декабристов.
В журнале все шире защищается идея национальной самобытности русской литературы, горячо обсуждаются проблемы классической и романтической поэзии. Появляется жанр годового обозрения литературы и политики.
После событий на Сенатской площади «Сын отечества» претерпел существенные изменения в направлении, составе сотрудников и сделался заурядным официозным изданием. «Сын отечества» становится рупором реакционной политики. Соредактором Н. Греча стал Ф. Булгарин, журнал постепенно растерял подписчиков (с 1200 до 300).
К числу новых газетных изданий принадлежал «Русский инвалид», основанный в феврале 1813 г. в С.-Петербурге П. Пезаровиусом. Члены императорской фамилии субсидировали частное издание П. Пезаровиуса. Число подписчиков на «Русский инвалид» быстро росло (к концу апреля 1813 г. их было 800), что объяснялось исключительной оперативностью, с какой освещался в нем ход войны. Видя огромный интерес читателей к военной информации, Пезаровиус стал выпускать «Чрезвычайные прибавления» к газете, в которых сообщалось о победоносных сражениях русской армии с наполеоновским войском. Издатель впервые применил необычную для России и популярную за рубежом форму распространения газеты: «Чрезвычайные прибавления» раздавались за наличные деньги (по 25 коп. медью за экземпляр) детям, преимущественно солдатским, которые продавали их на улицах и бульварах и получали, обыкновенно, вдвое или втрое более, тем самым Пезаровиус преследовал благотворительные цели.
Новым жанром русской прессы стало обозрение – политическое и литературное. Оно появилось в «Вестнике Европы», «Сыне отечества», «Русском инвалиде». Под пером А. Бестужева жанр литературного обозрения обрел свою специфику: концептуальность, аналитичность, сюжетную стройность, четкие хронологические рамки. Литературные обозрения А. Бестужева открывали каждую из трех книжек альманаха «Полярная звезда» (1823–1825).
Журнально-публицистическая деятельность декабристов.
С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825).
Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России создаются тайные политические организации. Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Членами Общества были К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев и другие передовые литераторы и критики.
В 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр.
В ходе подготовки восстания против самодержавия декабристы создали достаточно разнообразную сеть периодических изданий, использовали формы нелегальной публицистики и тем самым способствовали развитию революционной пропаганды следующих поколений борцов с самодержавием.
Они охотно использовали в своей публицистике исторические параллели, умели с помощью литературы и литературной критики заострить общественно-политические вопросы, успешно употребляли приемы ораторского красноречия, умели писать просто и понятно для солдат и народа. Широк и оригинален был их жанровый поиск.
Альманах «Полярная звезда»
Самым замечательным, самобытным изданием декабристов стал альманах «Полярная звезда» (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев. 1823-1825 гг). сборник литературных произведений, было легче издать по цензурным условиям.
Альманах представлял собой книжку карманного формата в 391 страницу. Иллюстраций в первой книге, кроме заглавной виньетки, не было. Цензурное разрешение помечено 30 ноября 1822 г. «Полярная звезда» состояла из двух отделов: прозы и стихов. Но в начале отдела прозы первого и последующих томов помещались обзорные статьи Бестужева о литературе.
Умно составленная первая книжка альманаха имела огромный успех. Ее распространение дало 2 тыс. чистого дохода издателям.
После восстания декабристов был принят новый цензурный устав (1826 г.), прозванный современниками «чугунным». Согласно уставу запрещалось пропускать в печать места, «имеющие двоякий смысл», если цензор заподозрил намерение автора высказать крамольные мысли. Новый устав 1828 г., хотя и отменил этот казуистический параграф, существенно ограничивал права журналистов. Новый род полиции и корпус жандармов, преобразование особой канцелярии МВД в Третьего отделение тайной полиции, призванной следить за общественным мнением. Начальник Бенкендорф Александр Христофорович. Иерархия: во главе Главное управление цензуры, потом Верховный цензурный комитет из трех министров – МВД, Просвещения, Иностранных дел, потом Главный цензурный комитет в Питере и других городах. В состав главного управления цензуры кроме трех министров входит представитель третьего отделения.
Запрещается касаться политических видов его величества. Только перепечатка из официальных источников.  Завуалирование. Эзопов язык, иносказание. На первый план выходят научные и литературные интересы. Цензура при многих учреждениях. Мед цензура, театральная и т.д. С 1830 в 3 отделение доставляются экземпляры абсолютно всех изданий России. 1831 – циркуляр, еще большая осторожность.
Разрешения на новые издания с 1832 г. утверждались Николаем I. В 1836 г., в соответствии с циркуляром министра просвещения, временно приостанавливалась выдача таких разрешений, что побудило журналистов перекупать право на издание частных журналов. Усилились позиции правительственной печати. С 1838 г. в губернских центрах России стали издаваться официальные ведомости по утвержденной правительством программе. Напуганные карательными мерами некоторые издатели частных газет и журналов открыто поддержали репрессивные действия правительства. В их числе были Ф. Булгарин и Н. Греч. После событий 14 декабря 1825 г. Булгарин сделался агентом Третьего отделения тайной полиции.
Газета «Северная пчела», которую он издавал с 1825 г., удостоилась привилегии, единственная из частных газет, публиковать политическую информацию и тем самым обеспечила себе широкий круг читателей (до 3 тыс. подписчиков). В 1829 г. журнал Греча «Сын отечества» слился с журналом Булгарина «Северный архив», а с 1831 г. они стали совместно издавать «Северную пчелу» и сделались монополистами в журналистике.
Становление энциклопедизма в журналистике
Русская периодическая печать испытывает в этот период тенденцию к разносторонности, энциклопедичности содержания. Раньше других запросы времени почувствовал Н. Полевой. Он объявляет целью своего журнала «Московский телеграф» «споспешествовать к усилению деятельности просвещения,... к сближению средних состояний с европейскою образованностию». В распространении просвещения, или в росте «невещественного капитала», заинтересованы «обладатели капиталов» и «производители капитала».
Приступая в 1825 г. к изданию «Московского телеграфа», Н. Полевой учитывал опыт европейской периодики, традиции отечественной печати и современные общественные потребности. Первые полтора-два года «Московский телеграф» имел научно-литературный характер, а затем стал энциклопедическим, благодаря усилению общественно-экономической проблематики, разнообразию и популярности изложения материала, интересу к практическим знаниям. «Московский телеграф» включал в себя следующие отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Библиография и критика», «Известия и Смесь», «Моды». Просветительская по своей сути программа была обширной, разнообразной и ориентированной на популяризацию научных знаний. В первом отделе журнала присутствовали история, археология, география, статистика, эстетика, изящные искусства. Во втором – новейшие произведения русских и иностранных писателей, переводы с арабского, китайского, английского, итальянского языков. В третьем – известия о новых русских и иностранных книгах, критические разборы и обозрения. В четвертом – коммерческие известия, научные открытия, заседания ученых обществ, жизнеописания знаменитых современников.
«Московский телеграф» выступал за преобразования отечественной экономики на буржуазных началах. По мнению издателя, экономическое развитие страны откроет «народу иметь средства сбыть внутри государства свои произведения» и позволит «образовать, просветить народ».
Журнал издавался раз в две недели, каждая его книжка имела объем от четырех до пяти печатных листов. В «Московском телеграфе» принимали участие писатели, историки, археологи, географы, филологи, педагоги, в том числе П. Вяземский, С. Полторацкий, С. Соболевский, Е. Баратынский, В. Одоевский, И. Киреевский, М. Максимович, П. Кеппен, А. Вельтман, А. Галахов, эпизодически А. Пушкин, В. Жуковский. В последние три года существования «Московского телеграфа» ведущую роль в нем играл брат издателя К. Полевой, а сам Н. Полевой занимался преимущественно драматургией и историей. Первоначальный тираж журнала составлял 700 экз., к третьей книжке он возрос до 1200 экз. «Московский телеграф», вызывавший беспокойство властей предержащих, был запрещен в 1834 г. за публикацию критической рецензии Н. Полевого на верноподданническую пьесу Н. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла».
В числе изданий, подвергшихся гонениям, была «Литературная газета» А. Дельвига, в которой принял участие А. Пушкин в качестве автора, а в отсутствие своего друга поэта Дельвига – и редактора. В «Литературной газете» Пушкин впервые разоблачил литератора и журналиста Ф. Булгарина как агента Третьего отделения тайной полиции. Поэт использовал форму библиографической заметки, известив читателей об изданных во Франции записках начальника полицейского отряда, а до того – уголовного преступника Видока. Современники, знавшие биографию Булгарина, смогли без труда разглядеть его под личиной Видока. Пушкин считал, что журналистика управляет общим мнением публики и не признавал монопольного права «указателей общественного мнения» за официозными газетами и журналами, потому что сами эти издания не являлись голосом общественного мнения. Пушкин противопоставлял европейскую периодику русской и указывал на качества, которых лишена последняя, – широкий спектр политических направлений, свобода мнений. Ареной новых пушкинских сатирических разоблачений Булгарина стал журнал Н. Надеждина «Телескоп», где поэт напечатал в 1831 г. свои фельетоны «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем». Под ним стоял псевдоним Феофилакт Косичкин. Под пером Пушкина Булгарин сделался литературным типом, олицетворением корыстолюбия и доносительства. Прием литературной маски, использованный поэтом, получил дальнейшее развитие в отечественной сатирической журналистике. С именем Пушкина связано зарождение жанра фельетона в русской периодической печати.
Возникновение «торгового направления», его оппоненты.
Ярким представителем «торгового направления» в журналистике является журнал «Библиотека для чтения» заявленый в 1834 г. как «журнал словесности, наук, художеств, промышленности, известий и мод». Журнал выходил регулярно первого числа каждого месяца, объем одного номера составлял 25–30 печатных листов. «Библиотека для чтения» имел привлекательный внешний вид: отличная бумага, четкий шрифт, цветные картинки мод.
Основал «Библиотеку для чтения» известный книгоиздатель, хозяин самой популярной книжной лавки в Петербурге А. Смирдин. Редактором он пригласил О. Сенковского – университетского профессора-ориенталиста, хорошо знавшего Восток, много путешествовавшего. «Библиотека для чтения» создавалась по европейскому образцу как коммерческое предприятие. Редактор получал значительное по тем временам жалованье – 15 тыс. руб. в год, помимо гонорара. Вводилась полистная оплата авторского труда – 200 руб., а для знаменитых писателей гонорар повышался до 1000 руб. за печатный лист. Преследуя рекламные цели, издатель платил до 1000 руб. за согласие известного писателя или поэта назвать свое имя в числе сотрудников журнала. Невысокая подписная цена – 50 руб. ассигнациями в год позволила расширить читательскую аудиторию, к концу третьего года «Библиотека для чтения» имела около 7 тыс. подписчиков.
«Библиотека для чтения» ориентировалась на средний класс населения, ставка делалась на семейное чтение, отсюда – внимание к разнообразию материалов, занимательности изложения, учету вкусов и повседневных интересов широких кругов читателей.
Еще один представитель «торгового направления» - газета Ф. Булгарина и Н. Греча «Северная пчела»
Редакторы поставили издание как коммерческое предприятие, приносящее значительный доход. Они придали содержанию газеты занимательность, доступность, разнообразие, сориентировали его на вкусы и потребности широкой публики, преимущественно из «среднего состояния». В записке «О цензуре в России и о книгопечатании вообще» (1826) Булгарин рассматривал «среднее состояние» как опору правительства и относил к нему чиновников, промышленников, купцов, небогатых дворян, мещан.
Коммерческая направленность газеты Булгарина и Греча сближала ее с «Библиотекой для чтения» О. Сенковского. Эти издания дополняли друг друга: читатель энциклопедического журнала подписывался на политическую и литературную газету.
«Библиотека для чтения» Сенковского и «Северная пчела» Булгарина и Греча утверждали тенденцию к развлекательности, беспринципности, спекулятивности в журналистике.
Журналистская деятельность А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин — один из виднейших русских журналистов. Его журналистская деятельность началась еще в 20-е годы 19 в. В канун восстания декабристов он выступал как поэт и публицист в журналах «Сын отечества», «Московский телеграф», в альманахе «Полярная звезда». Темы его публицистических выступлений — борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского. Особо отметим его участие в «Полярной звезде». Сотрудничая в декабристском альманахе как поэт, Пушкин тем не менее был вовлечен в журнальную жизнь и борьбу. Здесь он впервые понял, какой силой в утверждении тех или иных истин, понятий является периодическая печать.
Еще будучи в южной ссылке, Пушкин мечтал о своем журнале или газете, но реализовать это желание очень долго не мог по политическим причинам.
В течение 1825 года, некоторое время после разгрома декабристов, Пушкин участвует в «Московском телеграфе» Полевого, защита романтизма на страницах которого вполне устраивала поэта. Здесь было напечатано несколько стихотворений и замечательная статья о баснях Крылова.
Поэт продолжает участвовать в борьбе против «Вестника Европы», а вскоре активно включается в борьбу против Булгарина и Греча.
Однако длительное сотрудничество с Полевым оказалось невозможным, и поэт ищет себе новых союзников.
В 1827 г. Пушкин принимает активное участие в организации журнала «Московский вестник».
Таким образом, и эта попытка Пушкина создать «свой» журнал не увенчалась успехом. Его уже не удовлетворяет участие в периодических изданиях только в качестве поэта, он хотел иметь возможность влиять на общественное мнение, выступать с острым словом публициста. Борьба с продажной журналистикой, Булгариным и Гречем становится насущной задачей. Органом печати, где Пушкин мог в начале 30-х годов выступить против Булгарина и Греча, стала «Литературная газета».
«Литературная газета» А. Дельвига
«Литературная газета» издавалась друзьями Пушкина и редактировалась Антоном Антоновичем Дельвигом, бароном и другом по лицею. Выходила газета в 1830-1831 гг., один раз в пять дней. Это одно из интереснейших изданий первой половины 19 в. Главная заслуга этого периодического органа - смелая борьба против Булгарина и Греча, против засилья реакционеров и циников в отечественной литературе. В «Литературной газете» Пушкин приобщился к редактированию периодического издания. В 1830 г. во время отъезда Дельвига из Петербурга Пушкин как редактор подготовил и выпустил ряд номеров газеты.
Создание «Современника» (1836).
Пушкинский «Современник» положил начало типу «толстого» журнала, ставшего властителем умов многих поколений читателей. Цель пушкинского журнала состояла в защите подлинно художественных ценностей, популяризации достижений науки и культуры, утверждении гуманистических начал в жизни общества.
Журнал был чрезвычайно ограничен в своей программе, в своих возможностях. Журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре номера в год.
К моменту выхода «Современника» положение на журнальном фронте было особенно трудным. Всего издавалось менее десяти журналов общего содержания. Цензурные условия были тяжелыми. Но все же желаемого результата правительство не достигло. Журналистов «Современника» не удалось приблизить к официальщине.
Пушкин, выступая руководителем издания, сосредоточивает все свое внимание на литературной части журнала. В «Современнике» почти нет переводов. Это традиция «Полярной звезды» Бестужева и Рылеева. Редактор предпочитает печатать своих, русских литераторов. Пушкин очень серьезно относился к литературной работе и принял решение платить твердый гонорар - 200 руб. за печатный лист. Это было нелегко для Пушкина, ибо его журнал не давал значительного дохода. Тираж его колебался от 2400 до 900 экземпляров.
Пропаганда отечественной литературы, новой литературной школы, особенно прозы, - вот что стало предметом заботы Пушкина. И в этом отношении важно отметить его исключительное внимание к творчеству Гоголя. Пушкин пишет и печатает ряд послесловий, примечаний к отдельным произведениям Гоголя, печатает критические заметки, в том числе о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Не случайно самая острая статья в «Современнике» принадлежала Гоголю. Она называлась «О движении журнальной литературы...» (№ 1). В этой статье отразились взгляды молодого Гоголя на журналистику. Многими читателями статья Гоголя была принята за программную. Это обеспокоило Пушкина, и в третьем номере «Современника» Пушкин, признавая достоинства статьи, все же отверг ее программность. Эта позиция издателя еще раз демонстрирует трудное положение прогрессивного журнала в николаевской России.
Кроме Гоголя  в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. Пушкин-редактор широко привлекал в журнал наряду с опытными литераторами молодежь, новых неизвестных авторов, в том числе участников Отечественной войны 1812 г., офицеров армии, бывших партизан (Надежду Дурову, Дениса Давыдова и др.).
Отдел прозы пополнялся воспоминаниями, документальными материалами, отражавшими интерес Пушкина к русской истории. Сам поэт печатает «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», «Путешествие в Арзрум» и другие произведения.
 «Путешествие в Арзрум» — один из первых очерковых циклов в нашей литературе и журналистике. «Путешествие» — это яркие дорожные впечатления, рассказ о живых событиях и живых людях. Фактичность, точность воспроизведения подлинного объекта, стремление охватить сумму очень важных, злободневных вопросов - все это публицистические элементы, составляющие существенную сторону очерка как жанра. Обобщения сделаны на материале конкретных событий и судеб людей без участия творческого воображения.
Пушкин сознавал некоторые недостатки своего журнала и в конце 1836 г. задумал его реорганизацию. Хотел пригласить в отдел критики Белинского, других сотрудников, но смерть оборвала его планы.
При жизни Пушкина вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после смерти поэта его друзьями Жуковским, Вяземским, П.А. Плетневым.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (08.05.2018)
Просмотров: 28 | Рейтинг: 0.0/0