Билет 1

Билет 1

1. Русская журналистика периода монополии правительства на печатное слово (1702-1759). 

2. Профессиональные ценности и стандарты журналистики. Миссия, роли и социальная ответственность журналиста.

3. История возникновения и развитие телевидения  в   50-е - 60-е гг.

1. Русская журналистика периода монополии правительства на печатное слово (1702-1759).

До появления петровских «Ведомостей» Московское государство газет не знало. При царском дворе существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. Сохранились рукописные известия с 1621 г. и позже. В них говорилось о сражениях, взятии городов, о приемах послов, о государственных договорах, о прибытии кораблей с товарами, появлениях комет и т.д. Источником этих сведений служили немецкие, голландские, польские, шведские газеты. Другие источники: расспросные речи (прообраз интервью) – показания определенных лиц, чаще иностранцев; прообраз корреспондентов – на рубежах содержались информаторы, которые доносили специальную информацию; вскрытая частная переписка иностранцев (первая иллюстрированная). Юстас Филоманатус – информатор/прообраз собственного корреспондента, присылал материалы из-за границы.  Сведения поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, занося их в русском переводе на узкие длинные листы бумаги – «столбцы». Так составлялись «Вестовые письма», или «Куранты», от французского слова «courant» – текущий.
Рукописная газета в России готовилась для царя Михаила Федоровича, а затем Алексея Михайловича и была окружена строгой дипломатической тайной. Газета читалась царям вслух, на некоторых рукописях есть отметки об этом, иногда с добавлением, что новости слушали и ближние бояре.
После учреждения регулярной почты в 1668 г. «Куранты» составлялись два, три и четыре раза в месяц, большей частью в одном экземпляре, реже в двух-трех, предназначенных, кроме царя, для наиболее видных бояр, и после прочтения возвращались в Посольский приказ или в приказ Тайных дел.
Куранты существовали до царствования Петра Первого.
Конец 17 и начало 18 в. – переломный период в истории России, период создания феодально-абсолютистского государства, связанный с преобразовательной деятельностью Петра I . Для пропаганды намеченных реформ Петру Первому понадобилась собственная печатная газета.
Издание первой официальной газеты «Ведомости», положило начало русской периодической печати. Петр подчеркивал необходимость свободной продажи  «Ведомостей». Газета изготавливалась чиновниками, на должности приказов. Все важные сведения посылались в Монастырский приказ, оттуда на печатный двор.
15 декабря 1702 г. Петр I подписывает указ о печатании «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах», днем позже, он предписывает печатать газеты «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях».
17 декабря того же года вышел первый номер первой русской печатной газеты (не сохранился). Слово «газета» ничего не говорило русскому человеку, а «ведомость» (от «ведать» — знать) было всем понятно. Спустя десять дней после первого номера, 27 декабря выходит второй номер, имеющий особое название «Юриал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году». Текст его содержал описание осады Нотебурга.
В третьем номере сообщалось, что «на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды», что «индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона», что «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся», «поведением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили».
Но главная тема издания — Северная война. В неудачном бою под Нарвой в 1702 г. русская армия потеряла свою артиллерию, солдаты переживали поражение; нужно было вдохнуть в них бодрость, убедить, что армия скоро обретет и артиллерию и мощь. Поэтому в третьем номере сообщалось, что в Москве уже вылито 400 пушек, медных гаубиц и мортиров. «А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, боль-ше 40000 пуд лежит». Цели публикации этой секретной информации, раскрывающей военную тайну, очевидны: ободрить армию, предупредить шведов от новых нападений, поднять авторитет России за границей.
А через несколько лет, 27 июня 1709 года, в день победы под Полтавой, Петр I пишет первый в русской журналистике репортаж — дает описание Полтавского боя, опубликованное в № 11 «Ведомостей». Автор упоминает о мифологическом сыне бога Гелиоса — Фаэтоне, который не справился с солнечной колесницей и был поражен молнией Зевса, иносказательно высказывается о судьбе шведского короля — «с нами ли или со отцы наши обретается», т.е. жив он или умер. Все это делается для того, чтобы оживить официальный текст, сделать его интересным, ясным. Хотя первым редактором «Ведомостей» был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, а после перевода газеты в Петербург — директор столичной типографии Михаил Абрамов, Петр сам редактировал порой целые номера, он отбирал материалы для газеты, снабжал ее поступающими к нему документами и письмами.
Наивысший тираж — 4 тысячи экземпляров — пришелся на номер, вышедший 22 марта 1703 г.; известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. В 1708 г. тираж «Ведомостей» колебался от 150 до 1000 экземпляров, а в 1724 г. он снизился до 30 экземпляров. Стоила газета от одной до четырех денег, дневной заработок наборщика «Ведомостей» не превышал три деньги (деньгой называлось полкопейки). Первыми «штатными» работниками русской печати были Борис Волков — переводчик Посольского приказа, ставший редактором «Ведомостей» в 1719 году, и Яков Синявич, отвечающий за информацию о внутренней жизни страны, освещение придворной хроники и деятельности коллегий (правительства).
Хотя газетные жанры еще не сложились, тем не менее, в некоторых публикациях прослеживаются их контуры. Так, 1 июля 1719 г. в «Ведомостях» на 22 страницах описывается празднование дня Петра и Павла в Петербурге. Первая половина отчета — это пересказ проповеди митрополита Стефана Яворского о величии Петра I, вторая — содержит рассказ о самом празднике. Если проповедь можно отнести к ранним образцам публицистики в русской прессе, то в рассказе, помимо элементов отчета, есть и приметы репортажа.
Петровские «Ведомости» не имели еще постоянного наименования. Это и «Ведомости Московского государства», «Ведомости московские», «Российские ведомости», а иногда заглавием становилось определение напечатанного в газете официального документа: «Реляция», «Подлинное доношение».
После смерти Петра Великого изменился и характер задуманного им и осуществленного газетного проекта.
Тенденции:
Основное – переводы. Мало оригинальных материалов. В основном информационные материалы – жанр заметки – точнее его зародыш. Жанры только начинают вырабатываться.
«Ведомости» - это государственное официальное издание имеющее общенациональный характер.
Просветительский характер «Ведомостей», ставка на грамотность, устное влияние на остальных. Основная тема – военные действия.
Источники: письма, переводы, донесения от генералов. Заграничная жизнь не только по переводам, но и по донесениям. Петр Первый лично редактировал некоторые номера.
Участие в русской журналистике царей: Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Первый.
Развитие языка, Петр Первый бережно относился к языку. Вслед за иностранным термином должен был следовать русский перевод. Требование простоты, ясности и понятности текста. Доступность.
18 век – Эпоха Просвещения. Журналистика несла идеи просвещения. Это основная функция газеты.
Газета «СПб ведомости» создана в 1721 году при Академии Наук. Сначала издавалась исключительно на немецком языке. Ориентирована только на ученых.
В 1727 году руководить проектом начинает Герард Фридрих Миллер. Он немец. Академик на кафедре истории. Со 2 января 1728 года и на русском языке в Академии Наук. Первый тираж русской версии – 250 экземпляров. Регулярность. Тенденция: переводы из газет европейских столиц. Это первый блок. Второй блок: придворная хроника – награды, речи, поздравления. Существовал спецраздел «Русские ведомости» - информация о деятельности Академии Наук.
С 1728 года по 1742 год выходило приложение «Исторические, генеалогические и географические примечания» от 4 до 8 страниц, с 1729 - к каждому номеру. Сначала приложения тесно связаны с содержанием, с течением времени они носят более самостоятельный характер и превращаются в своеобразный журнал, который выходит вместе с газетой. Это первый русский литературный и научно-популярный журнал, да и вообще первый русский журнал.
Сначала это научная тематика, так как журнал делали академики, но потом все больше литературного элемента. В 1741 году впервые опубликованы оды Ломоносова. В 1748 году Канцелярия Академии Наук назначает несколько переводчиков в «Санкт-Петербургские ведомости». Среди них Ломоносов, который стал главным ответственным редактором. Фактически он стал главным редактором, так как большую часть газеты составляли переводные материалы. Соотношение переводов: 5-6 полос из 8. Русские новости: придворная хроника и некоммерческая реклама. Хроника – 2-3 материала. Март 1751 – Ломоносов просит об увольнении. Его место отходит Тауберту. Примечания в октябре 1742 – последний выпуск. Андрей Нартов, глава Академии Наук, конфликтовал с академиками и запретил примечания. Весной 1743 он сам спросил о причинах прекращения печати. В 1765 – издан сборник лучших статей из примечаний.
М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, поэт, просветитель — оставил заметный след и в области журналистики. Заботясь о развитии русского просвещения, Ломоносов понимал, какую большую роль в распространении и пропаганде научных знаний, в развитии русской культуры играет журналистика.
Благодаря инициативе и энергии Ломоносова в январе 1755 г. стал издаваться при Академии наук первый крупный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издатели которого обязывались публиковать «сочинения, какие только обществу полезны могут быть». Журнал стал выходить 2000-м тиражом (12 раз в год). Однако уже с 1758 г. тираж уменьшился до 1200, так как прежний тираж не расходился. Журнал был предназначен для широкого читателя. На виньетке, открывавшей каждый полугодовой номер, значился девиз: «Для всех».
Одним из требований, выдвигаемых к авторам статей, было требование ясности и доступности.
Это был интереснейший научно-популярный журнал, в котором публиковались материалы официально-политического характера, статьи о разных отраслях науки, сочинения древних и современных писателей. На страницах журнала велась пропаганда науки и борьба с невежеством, суевериями. В журнале предполагалось «исключить все из журнала статьи богословские и вообще все, касающиеся до веры...». «Ежемесячные сочинения» заполнялись переводными материалами, научными и литературными.
В журнале печатались многие крупные русские писатели и ученые: В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, И.П. Елагин, экономист П.И. Рычков. Ломоносов мало выступал на его страницах в силу серьезных разногласий с редактором журнала историком Миллером. Статьи на экономические темы поднимали вопросы о мануфактурах, ремеслах, купечестве. Большое место отводилось статьям по истории, с которыми особенно часто выступал Миллер.
Среди литературных работ, печатавшихся в журнале, следует назвать опубликованные в 1755 г. статью В. Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» и две статьи анонимные: «О качествах стихотворца рассуждение» и «Рассуждение о начале стихотворства». Статьи поднимали важные теоретические вопросы русского стихосложения и вместе с тем отражали литературную полемику того времени.
Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье М.В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Непосредственным поводом к написанию статьи послужила необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергнувшему в 1752 г. в лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты («О причине теплоты и стужи»). В 1754 г. с критикой теории теплоты выступил и «Гамбургский корреспондент».
При Академии наук с 1727 г. выходил научный журнал на латинском языке «Комментарии», в котором публиковались полностью или частично научные работы. С выходом в 1750 г. «Новых комментариев» публикуемые работы часто получали оценку в заграничных журналах. Иностранные рецензенты, весьма благосклонно относившиеся к работам, напечатанным в научных журналах Академии наук, постоянно подвергали критике научные труды Ломоносова, которые делали его первооткрывателем в ряде областей науки. Предвзятость их оценок была очевидной.
Ломоносов взялся отвечать заграничным оппонентам, в утверждениях которых он увидел беспринципность и недобросовестность, пагубную для выявления научных истин.
Статья была написана по-латыни в 1754 г., а через год опубликована на французском языке в амстердамском журнале «Nouvelle Bibliotheque Germanique».
Ломоносов не ограничивается полемикой только по научным вопросам, он поднимает ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей журналистов вообще.
Ломоносов полемично и темпераментно доказывает невежество «рецензента» и неспособность его понять новую теорию. Недобросовестные приемы критики способствуют искажению мысли ученого, ему приписывают невежественные суждения.
В заключение статьи Ломоносов излагает свои знаменитые семь правил, которые следует «затвердить как лейпцигскому журналисту, так и всем подобным ему».
Во-первых, Ломоносов считает, что журналист должен взвесить свои силы, способен ли он «уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».
Второе правило: «Чтобы быть в состоянии произвести приговор искренний и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения...»
Третье: журналист должен уметь аргументировать свои возражения, «он должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтоб быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретиться надобность».
Далее: «Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истины самые важные».
«Особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их!»
Ломоносов пишет, что одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не должен считать, «что непонятное и необъяснимое для него, таково же и для автора...»
Последнее, седьмое правило говорит о том, что журналист «никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений».
Из этих правил, изложенных Ломоносовым, вырисовывается нравственный облик истинного, серьезного журналиста
«Московские ведомости»
По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).
Вынашивал Ломоносов планы издания еще нескольких периодических изданий, но этим планам не суждено было осуществиться.
Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.
В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.

2. Профессиональные ценности и стандарты журналистики. Миссия, роли и социальная ответственность журналиста.

Профессиональные ценности журналиста: то, что важно, значимо в процессе деятельности журналиста, те признаки, по которым будут оценивать качество их работы. Профессиональные принципы, стандарты, правила, предписания, максимы (жизненные правила). "Золотые правила" работы репортёра. 1. Точность 2. Честность 3. Информационный баланс 4. Объективность 5. Ссылка на источник 6. Краткость и ясность 7. Ответственность. Честность: не вводить в заблуждение, не скрывать информацию. Если вы не получили информацию - скажите об этом. Не наносить вред и тем более не причинять боль ни в чём неповинным людям. Информационный баланс: Это когда представлены все точки зрения и оглашены все позиции. Особенно важно когда речь идёт о конфликте. Объективность: честность + информационный баланс. Нейтральность. "Быть над событием". Не показывать или не высказывать своё мнение. Ответственность: отношение к своей работе, ей принципам и нормам. Ответственность включает все вышеизложенные компоненты - точность, честность, баланс, объективность, качество. И на самом деле – это отношение к аудитории, которой вы служите. Приоритеты интерфакса: скорость, достоверность, сбалансированность, полнота информации, стиль. Принципы Reuters: точность, независимость, непредвязятость (вобода от пристратсности), честность, единство корпоративных стандартов.

3. История возникновения и развитие телевидения  в   50-е - 60-е гг.


50-е годы: на телевидение пришли журналисты

Первые послевоенные годы (1945–1948) не принесли в телевизионное вещание ничего принципиально нового по сравнению с предвоенными. Программы Московского телецентра, возобновленные 15 декабря 1945 г., велись в том же духе, что и до перерыва, вызванного войной. Ленинградский телецентр смог возобновить вещание 18 августа 1948 г. Передачи велись сначала два раза в неделю по два часа, с 1949 г. – три раза в неделю, а с 1950 – через день. И лишь с октября 1956 г. телевизионное вещание в Ленинграде стало ежедневным; московское телевидение перешло на вещание без выходных дней в январе 1955 г.
Московский телецентр с октября 1948 г. и до июня 1949 г. не работал: он был остановлен для реконструкции и переоборудования новой, отечественной аппаратурой. В Ленинграде с мая 1948 г. начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС); ее обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они и провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж – показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, показ без текстового комментария. Лишь в 1950 г. ПТС была передана в эксплуатацию Ленинградскому телецентру.

Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г. Появление ПТС в советском телевидении означало нечто гораздо большее, чем очередное техническое усовершенствование – возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ.
Первая (не считая технических экспериментов) внестудийная телевизионная передача в Москве – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» – состоялась лишь в 1949 г. Возможность ведения передач с помощью ПТС весьма существенно повлияла на содержание телевизионных программ в целом, сделав телезрителя очевидцем событий, происходивших на стадионах, в концертных и театральных залах.
ПТС включила в сферу деятельности Московского телевидения театральные и концертные залы. Внестудийные передачи очень быстро, за несколько месяцев, заняли в программах видное место. Ощутимо обогатив вещание, они сыграли важную роль в развитии публицистического телевизионного репортажа. Режиссеры и операторы, используя ПТС, оказывались в непривычных условиях, когда творческий процесс протекал во многом импровизационно. Предварительно отрепетированный показ из студии адаптированных для телевидения театральных спектаклей такого опыта, разумеется, не давал. Для зарождающегося жанра телерепортажа новый опыт имел значение чрезвычайное.
Первые попытки ведения публицистического телерепортажа были предприняты в 1952–1953 гг. Передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радиовещания и кинематографа.
22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана (в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации) Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.
Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и, наконец, общественно-политическая редакция. Впоследствии (в 1954 г.) были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.
В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.
Ленинградская студия телевидения была образована 26 января 1952 г. (До этого передачи вел телецентр – организация сугубо техническая.). Но общественно-политические передачи начались лишь в 1953 г.: как и в Москве, это были по преимуществу репортажи (с выставок, торжественных собраний и митингов, из Высшего мореходного училища, из Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и т. п.).
В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием. Так впервые в телевизионный кадр вошел автор; журналист стал видимым человеком, обрел качество, принципиально отличающее тележурналиста от его коллег в прессе и на радио.
Затем, в январе 1955 г. последовал репортаж из Дворца тяжелой атлетики на Цветном бульваре; содержанием репортажа был рассказ о работе секций дворца, о тренерах и спортсменах, об их учебе и спортивных успехах. Следует отметить скромный с сегодняшней точки зрения, но тогда весьма значительный факт: репортер вел передачу по краткому сценарному плану, не имея предварительно написанного текста. Это позволило ему по форме приблизить свой комментарий к устной речи.
В феврале 1955 г. состоялся репортаж с промышленного предприятия, первый в истории нашего телевидения (его вел Ю. Фокин с кондитерской фабрики «Красный Октябрь»). Препятствия технического характера, стоявшие на пути развития жанра репортажа в телевидении оказались мнимыми. Так перед тележурналистами открылась возможность проникнуть в цеха заводов, в лаборатории и конструкторские бюро.
В июле 1955 г. состоялся еще один телерепортаж, о котором нельзя не упомянуть. Длился он всего полчаса, шел среди дня, не был заранее объявлен в программе, почему и не собрал большой аудитории- репортаж с Центрального аэродрома Москвы о встрече президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина. Тогда впервые была продемонстрирована возможность показа по телевидению события, развитие которого (во времени и в пространстве) заранее не предопределено. Ни репортеру, ни режиссеру, ни операторам не был известен порядок церемонии.
В конце 50-х годов телевидение стало все шире пользоваться репортажем не только как жанром, но и как методом отражения действительности, позволяющим наиболее полно использовать специфические качества языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком.
Сообщение о событии, полученное, распространенное и воспринятое по каналу телевидения, существенно отличается от сообщения о том же событии, полученном с помощью другого средства информации. Телевидение способно передать «факт в форме самого факта», в этом одна из причин силы воздействия и популярности экранных средств выражения.
Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи; с расширением зоны приема ЦСТ – программы для работников сельского хозяйства. Увеличение объема вещания позволило начать ведение учебных программ (первой из них был учебный кинокурс «Автомобиль» в январе – мае 1955 г.), программы для воинов, для женщин, для родителей и т. д.
С июля 1957 г. телевизионные «Последние известия» стали передавать два раза в день – в 19 часов и в конце программы; второй выпуск «Последних известий» повторялся на другой день в конце дневных передач (в 14–16 часов), с некоторыми добавлениями. Одиннадцать съемочных групп ежедневно выезжали на съемки. Кроме того, привлекались и внештатные авторы-операторы. Каждый сюжет длился 2–3 минуты, но нередко доходил до 4–5 минут и более. Пока же, к концу 50-х годов, информативная ценность «Последних известий» иногда повышалась путем включения в них «живых» сюжетов. К примеру, еще до возвращения советских спортсменов с зарубежного матча телезрителям показали пленку, присланную в Москву по просьбе ЦСТ. А на другой день победители соревнований через час после приземления самолета в Москве рассказали в студии «Последних известий» о своих впечатлениях от поездки.
Первые шаги в создании фильмов, предназначенных для показа по телевидению, были продиктованы отнюдь не высокими идеологическими или эстетическими соображениями, но простым стремлением преодолеть организационно-технические трудности «живого» вещания, прежде всего в области художественных программ. Производство первых телефильмов (возникновение термина «телефильм» относится лишь к середине 50-х годов) началось со съемки в 1951 г. кинокартины, в которой был «сфотографирован» спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше» (киностудия им. Горького, по заказу ЦСТ).
Фильм получился не хуже, а даже лучше обычной внестудийной передачи (не было брака ни по изображению, ни по звуку) и обладал еще одним, огромным преимуществом перед ней: показанный поздним вечером 31 декабря 1951 г., он освободил работников ЦСТ от обременительных хлопот в канун праздника. Программа этого вечера была составлена как всегда: концерт, киножурнал, художественный фильм и театральный спектакль. Для большей убедительности между актами спектакля на экране был показан снятый на пленку занавес Малого театра.

60-е годы: становление телепублицистики


Два важнейших жанра информационной публицистики – репортаж и интервью – на первых порах могли успешно существовать и даже развиваться в рамках «живой» передачи. Во второй половине 50-х годов эти жанры занимают в программах место, достаточное для того, чтобы посредством интервью и репортажа, сочетаемых с заметкой («сюжетом») в бюллетене новостей, телевидение начало выполнять свою информационную функцию, столь важную в наши дни.
Впервые слово «телефильм» было произнесено, когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по телевидению наряду с фильмами-спектаклями кинокартины по оригинальным сценариям. Их, в отличие от остальной продукции киностудии (кинофильмов), и стали называть телефильмами. Регулярное их производство началось в 60-е годы, со времени создания творческого объединения «Телефильм». Вслед за игровыми появились и документальные телефильмы. Большинство их по жанру относилось (и до сих пор относится) к очеркам.
Возросшее значение телевидения в общественной жизни и перспективы его роста и совершенствования обозначены в постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения». Этим постановлением был форсирован процесс развития телевидения, процесс раскрытия его возможностей. В те годы советское телевидение на деле было именно тем, чем провозглашалось: «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». Постановление отметило, что телевидение открывает новые возможности для повседневного политического, культурного и эстетического просвещения населения, в том числе и тех его слоев, которые менее всего охвачены массово-политической работой. ЦК партии обратил особое внимание на то, что телевидение становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. Телевидение, как и вся журналистика, служило партийной пропаганде, а, следовательно, интересы партийного руководства ставились выше интересов народа. В своей повседневной деятельности работники телевидения ориентировались на указания ЦК КПСС, поэтому роль постановления 1960 г. оказалась весьма заметной. Так, ЦК предложил ввести в практику регулярные выступления по телевидению передовых людей промышленности и сельского хозяйства, министров, руководителей партийных, советских и общественных организаций, деятелей науки, литературы, искусства. С тех пор приглашение этих людей к телекамерам перестало быть проблемой для журналистов. Всем студиям телевидения было предложено обеспечить передачи программ для детей в объеме не менее одного часа в день; пропаганда физкультуры и спорта, показ различных спортивных соревнований должны были занять в программах важное место.
Исходя из того, что дальнейшее развитие телевидения требует съемки программ на кинопленку или записи их на магнитную ленту, ЦК КПСС обязал промышленность обеспечить студии телевидения соответствующей аппаратурой. Госкомитету по радиовещанию и телевидению было поручено создать для производства телевизионных фильмов свою киностудию. Постановление предусматривало создание вторых каналов телевидения в союзных и автономных республиках, а также введение дневного вешания. ЦК КПСС обязал центральную и местную печать регулярно формировать читателей о работе телевидения, публиковать рецензии на телевизионные передачи, т. е. развивать телевизионную критику.
В 60-е годы материально-техническая база телеинформации укрепляется: редакции оборудуются телетайпами (ТАСС и иностранных агентств), растет сеть собственных корреспондентов-кинооператоров, кинопроизводство оснащается новой съемочной, лабораторной и осветительной техникой. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с выпусками кинохроники – в смысле актуальности, и в смысле представительности экранной информации.
Развитие телевидения во второй половине 50-х годов, как уже отмечалось, носило «взрывной» характер. Число штатных работников телевидения увеличилось с 402 до 8295 (в 1965 г. их было уже 17813). Столь бурный численный рост кадров телевидения привел к тому, что профессиональный уровень творческих работников в массе был невысок, особенно на местных студиях. Положение усугублялось разобщенностью студий, строительство трансляционных линий отставало от строительства программных телецентров. Тысячи людей, пришедших работать на телевидение, должны были овладеть новыми профессиями – новыми не только для них, но новыми в принципе. Учеба шла прямо в эфире, в полном смысле слова на глазах у зрителей.
До 1960 г. штатное расписание студий предусматривало только одну категорию литературных работников – редакторов. В отличие от газет и журналов, радиовещания, телеграфных агентств, советское телевидение не имело штатных комментаторов, обозревателей, корреспондентов; не было в числе штатных работников телевидения и сценаристов. Вся литературная работа, в том числе и репортерская, выполнялась редакторами, во многих случаях не имевшими ни опыта, ни специального журналистского образования (это были педагоги, историки, агрономы, юристы и т. п.), и внештатными авторами. Такое положение, конечно, препятствовало совершенствованию программ, прежде всего публицистических.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (08.05.2018)
Просмотров: 1825 | Рейтинг: 5.0/1