История зарубежной литературы 1917—1970 гг.

История зарубежной литературы 1917—1970 гг.

Влияние Октябрьской революции на зарубежную действительность и литературу

Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала резкое размежевание прогрессивных и реакционных сил во всем мире. Народы всех стран приветствовали ее, буржуазные правительства пытались ее задушить, субсидировали и организовывали интервенцию. В ответ в ряде стран возникали Советы рабочих и солдатских депутатов. В Англии организовалось общество «Руки прочь от России». Одна за другой создавались коммунистические партии в Германии, Англии, Франции, Соединенных Штатах и других странах. Рухнули Германская и Австрийская империи.

 

В эти годы большой борьбы крупнейшие писатели-реалисты оказались на стороне Октябрьской революции. Одни приняли ее безоговорочно, с искренним революционным пылом, как Барбюс. Другие признали ее величие и историческую закономерность, как Б. Шоу и А. Франс. Многие пришли к ее признанию постепенно, руководствуясь принципами гуманизма.

 

Анри Барбюс создал в 1919 г. группу «Кларте» — международное объединение передовой интеллигенции. Борьба за мир и демократию, поддержка молодой Советской республики стали важнейшей целью группы «Кларте». В нее вступили известные прогрессивные писатели — А. Франс, Т. Гарди, Г. Уэллс, Б. Шоу и др. В 1923 г. Барбюс стал членом Французской компартии и до конца оставался борцом за дело коммунизма. Одновременно с ним во Франции выступает Поль Вайян-Кутюрье, коммунист, редактор газеты «Юманите» и незаурядный писатель. В рядах Коммунистической партии Германии выковался талант революционного писателя И. Бехера, который в 20-е годы приветствовал Советский Союз, яркими стихами.

 

Замечательную книгу о событиях Октябрьской революции — «Десять дней, которые потрясли мир» — написал американский писатель-коммунист Джон Рид.

 

г Реалисты умеренных, вовсе не революционных взглядов под влиянием Октябрьской революции активизируются, левеют, становятся горячими защитниками Советского Союза во имя справедливости и гуманизма. Так, Б. Шоу пишет в 1921 г. статью «Диктатура пролетариата», в которой пытается разъяснить английской публике свое понимание диктатуры пролетариата. Г. Уэллс едет в 1920 г. в Советскую Россию, встречается с В. И. Лениным, публикует интересную и сочувственную книгу «Россия во мгле». Американский писатель Эптон Синклер создает роман «Джимми Хиггинс» (1919), заклеймив в нем интервенцию против Советской страны. В 20-е годы великий обличитель капитализма Теодор Драйзер создает не только свою лучшую книгу «Американская трагедия», но и новеллу «Эрнита», посвященную молодой коммунистке — строительнице социализма.

 

Одним из первых выступлений в защиту Советской республики было выступление А. Франса, подписавшего в 1919 г. вместе с 70 другими французскими интеллигентами призыв к прекращению интервенции и блокады Советской России. В. И. Ленин говорил на VII Всероссийском съезде Советов о большом значении этого обращения, о том, что это была «третья крупнейшая победа» 1, одержанная над империалистической Францией внутри нее самой. В защиту Советской России и с гневным осуждением интервенции выступал и Р. Роллан.

 

Характерно, что огромный интерес к совершающимся в России событиям, к новому строю привлек в Советский Союз многих зарубежных писателей. Не веря буржуазным газетам, клеветавшим на Советский Союз, они сами стремились разобраться в происходящем — и уезжали взволнованные, полные сочувствия. За первые 15 лет после Октябрьской революции в Советском Союзе побывали Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Джон Рид, Теодор Драйзер, Юлиус Фучик, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Луи Арагон, Рабиндранат Тагор, Мартин Андер-сен-Нексе, Иоганнес Бехер и многие другие. Это были люди разных политических и философских убеждений, разных творческих темпераментов и возможностей, но всех их в равной мере влек к себе «свет, загоревшийся на Востоке», — это выражение часто встречается в статьях, речах и поэмах тех лет.

Новые особенности критического реализма и возникновение социалистического реализма

Прогрессивные писатели-реалисты создают в 20-е и 30-е годы произведения самые разнообразные по жанрам и художественному мастерству. Здесь встречаются великолепные социально-психологические и сатирические полотна — «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» Голсуорси, «Американская трагедия» Драйзера, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека, последние романы трилогии Г. Манна «Империя», романы М. Андерсена-Нексе, «Семья Тибо» Р. М. дю Тара; здесь и утопии Уэллса, и гротескные пьесы Шоу и Брехта, и поэмы Бехера. Но критический реализм всех этих писателей, при всем разнообразии их творчества, приобретает новую глубину и заостренность. Углубляются оба важнейших аспекта — социальный и психологический. Стремясь воплотить сложное содержание новой эпохи, реалисты XX в. ищут новых форм. В области романа наиболее типичным становится создание многотомных эпопей, циклов, охватывающих жизнь нескольких поколений на фоне грандиозных общественных событий. Этот жанр был подсказан самой жизнью, эпохой социально-исторических потрясений, вовлекающих в свой круг каждого человека. Большую роль начинает играть социальноутопический и научно-фантастический роман, отражающий интерес общества к будущему и к проблемам науки, которая все сильнее влияет на жизнь человечества.

 

В области драмы характерны тяготение к парадоксальногротескному освещению действительности, выявляющему чудовищные противоречия империализма, и возросшая потребность произнести суд над происходящим, над людьми и событиями (пьесы Шоу, эпический театр Брехта с его принципом «отчуждения»).

 

В ряде произведений, таких, как «Огонь» и «Ясность» Барб'юса, «Эрнита» Драйзера, «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида, «Очарованная душа» Р. Роллана, загорается глубокий и чистый свет социалистического реализма, сильного не только критикой, но и устремленностью в будущее, верой в человека и в положительные идеалы. Октябрьская революция, грандиозный переворот в социальном мире и в психологии людей, вдохновляющий пример Советской страны — все это способствовало созданию нового творческого метода.

Сюрреалисты

В те же после октябрьские годы происходят изменения и в декадентском лагере литературы. В поэзии создаются новые группировки. Так, во Франции возникает в начале 20-х годов группа сюрреалистов, возглавленная психиатром и поэтом Бретоном и провозглашавшая требование подняться над реальностью. В своих стихах сюрреалисты пытались воспроизвести поток мыслей и впечатлений, теснящихся в мозгу человека, и порой воспроизводили бред безумного. Их стихи часто представляют собой набор беспорядочных фраз. Сюрреализм декларировал протест против буржуазной действительности, на деле анархический, и этим привлек к себе талантливых поэтов П. Элюара и Л. Арагона, которые потом нашли в себе силы преодолеть его влияние.

 

В Англии и Соединенных Штатах в 20-е годы развивается изысканная и пессимистическая поэзия Томаса Элиота и его последователей.

Литература "потока сознания"

В зарубежной прозе 20-х годов возникает так называемая «школа потока сознания». Давняя черта декадентства — крайний субъективизм — возрастает, отчасти под влиянием модного бергсонианства. Зачинателями этой литературы стали австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. и англо-ирландский писатель Джемс Джойс.

 

Зигмунд Фрейд (1856—1939) сводил всю сложную психическую жизнь к подсознательным импульсам и инстинктам. Эти инстинкты, глубоко запрятанные, влияют, по мнению Фрейда, на всю деятельность человека. Так, основой материнских, сыновних, даже патриотических чувств Фрейд считает половое влечение, подавленное или переключенное в другую сферу.

 

Фрейдистский интерес к подсознательным побуждениям, презрение к логическому мышлению заставили писателей выработать особый стиль, отражающий, по их мнению, «поток сознания», фотографирующий все обрывки мыслей, впечатлений и смутных желаний, мелькающих в мозгу человека. Сильнее всего эти тенденции проявились в романе Джемса Джойса «Улисс» (1922).

 

Во Франции изощренно-психологический роман представлен творчеством Марселя Пруста (1871—1922) и Андре Жида (1869—1951). Марсель Пруст создал гигантскую, 15-томную "эпопею «В поисках утраченного времени», представляющую собой воспоминания тяжело больного человека о детстве и юности. Автобиографический герой Пруста сосредоточивается на самых незначительных эпизодах, размышления о них занимают десятки страниц, временные планы смещаются, композиция становится причудливой. Иногда Пруст создает отталкивающую картину буржуазно-аристократической Франции, ее растленных нравов; но в целом вся эпопея представляет колоссальный внутренний монолог, в центре внимания — рафинированные переживания героя.

 

Душевная тонкость и мягкость, присущие болезненному герою Пруста и окрашивающие роман в поэтические тона, отсутствуют у героев Андре Жида, властных, эгоистических ницшеанцев. Андре Жид изображал себя хранителем высоких заветов французской культуры, продолжателем и поклонником Достоевского, но на деле это типично декадентский писатель, проповедующий в своих романах свободу разнузданной, аморальной личности.

Психологизм в реалистической литературе

Психологизм развивается и в реалистической литературе. Исключительное внимание человеческой психике, самым сложным и противоречивым переживаниям уделяют такие реалисты, прошедшие сквозь горнило мировой войны, как Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон. Многие писатели неопериёшимися юнцами были брошены на бойню первой мировой войны и, пережив ее, считали себя «потерянным поколением». Подавленные ужасом всего виденного, растеряв иллюзии и идеалы, они задыхались от боли за человека. Восприятие жизни стало в эпоху империализма и мировых войн таким трагическим, каким оно никогда не было в XIX в. Сосредоточившись на отдельном герое и его переживаниях, писатели этим самым утверждали ценность человеческой жизни и психики.

 

Психологизм, интерес к сложному внутреннему миру человека обогатил реалистическую зарубежную литературу XX в. В ряде случаев он сочетается с широкой социально-исторической картиной действительности и верой в человека («Очарованная душа» Р. Роллана, «Семья Тибо» Р. М. дю Тара).

 

События 30-х годов накаляли атмосферу, приближали новый исторический перелом. Сначала это были последствия мирового экономического кризиса — безработица, забастовки, открытые классовые бои. При попустительстве буржуазно-демократических правительств произошла фашизация Германии, которая стала готовить агрессию против других стран Европы.

 

Эти факты оказали сильнейшее влияние на мировую литературу. Все новые и новые писатели вступают в борьбу против фашизма. Из фашистской Германии эмигрируют лучшие литературные силы: Генрих и Томас Манны, С. Цвейг, А. Цвейг, Б. Брехт, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк и др. Если такие выдающиеся писатели, как Г. Гауптман и Б. Келлерман, и остались в Германии, то их пребывание там превратилось в своего рода внутреннюю эмиграцию.

 

Создается широкий фронт антифашистской немецкой литературы. Даже исторический роман, посвященный далекому прошлому, получает под пером Г. Манна и Л. Фейхтвангера боевое, актуальное звучание, становится орудием защиты культуры и гуманизма. В 30-е годы не остается почти ни одного крупного писателя на Западе, который не откликнулся бы на происходящие события.

Борьба в Испании. Испанская литература

В 1936 г. объединенные силы итало-германского фашизма обрушились на молодую Испанскую республику, поддержав там внутренний контрреволюционный мятеж. Испанский народ ответил героическим сопротивлением. Революционная война длилась три года (1936—1939). В этот период на стороне народа выступили в той или иной форме лучшие испанские писатели разных взглядов и направлений (Р. Альберти, А. Мачадо, Ф. Гарсиа Лорка, М. Унамуно и др.).

 

Крупнейший поэт и драматург Испании первой половины XX в. Федерико Гарсиа Лорка (1899—1936) был расстрелян франкистами.

 

Прогрессивные литературные силы всего мира откликнулись на войну в Испании. Многие передовые писатели Европы и Америки вступили тогда добровольцами в ряды интернациональных бригад и приняли участие в борьбе на стороне испанского народа (В. Бредель, Ф. Вольф, Э. Вайнерт, Э. Хемингуэй, молодые английские писатели Р. Фокс, Д. Кодуэлл, Т. Корнфорд). Многие остались лежать в испанской земле — англичане Р. Фокс и Т. Корнфорд, венгерский писатель Матэ Залка и др.

Литература периода второй мировой войны

Вторая мировая война (1939—1945) превратилась в гигантское столкновение прогрессивных сил во главе с Советским Союзом с силами реакции. В этот период во всех странах, оккупированных фашистами, выяснилась огромная роль коммунистических партий, которые смогли по-настоящему возглавить народное сопротивление. «Коммунисты во всем мире сыграли жизненно важную роль в создании единства народов и в победе над фашизмом... Из недр подпольного движения в измученной фашистами Европе поднялись коммунисты и, невзирая на террор, взяли на себя руководство»,'—писал Уильяму Фостеру Т. Драйзер, характеризуя положение дел в период войны. Не удивительно, что все симпатии передовых, честных и значительных писателей оказываются на стороне Советского Союза и борющихся компартий, да и сами писатели с большим мужеством и стойкостью, пером, а иногда и мечом принимают участие в великой борьбе. Немецкие писатели-антифашисты создают ряд новых выдающихся произведений (стихотворения И. Бехера, «Седьмой крест» А. Зегерс, «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангера), ведут большую публицистическую и агитационную деятельность. Во Франции, в рядах Сопротивления рождались молодые таланты, достигали новых вершин уже известные писатели. Луи Арагон, Поль Элюар, Эльза Триоле, Жан Фревиль вели большую подпольную работу, печатались в тайных типографиях, звали в своих стихах и рассказах к патриотической и революционной борьбе.

 

Характерно, что к французскому Сопротивлению примкнули в те годы многие писатели, далекие от коммунистических взглядов и реалистических установок: помогали участникам Сопротивления Ж. П. Сартр, Ф. Мориак, А. Камю. Однако высшие образцы патриотической поэзии и прозы создали в тот период писатели-коммунисты.

В Англии в период войны, буквально под немецкими бомбами, создаются книги выдающихся писателей — пьесы Шона О’Кейси, романы Д. Линдсея, последние произведения Б. Шоу и Г. Уэллса. Молодой военный корреспондент Джеймс Олдридж пишет свои первые книги.

 

В Норвегии писатели-патриоты активно борются с фашистскими захватчиками. Крупнейший из них, поэт и драматург Нурдаль Григ, погибший в годы войны, создал яркие патриотические и антифашистские произведения.

 

В Чехословакии был замучен в фашистском застенке выдающийся журналист и писатель, коммунист Юлиус Фучик, оставивший замечательную книгу «Репортаж с петлей на шее».

 

Лучшие писатели Соединенных Штатов горячо сочувствовали Советскому Союзу и борющимся странам Европы, а иногда и участвовали в этой борьбе. Драйзер слал приветствия Советскому Союзу, напряженно следил за событиями. В качестве военного корреспондента наблюдал бои под Смоленском известный американский новеллист Э. Колдуэлл. Он написал потом об этом взволнованную книгу очерков. Снова кинулся в европейские бои и был дважды ранен Хемингуэй.

 

Победа прогрессивных сил над фашизмом, расширение социалистического лагеря, попытки международного империализма снова толкнуть человечество на путь «холодной войны» — все это вызвало в литературе новые процессы, новую перегруппировку сил.

 

Приветствуя победу над фашизмом, предостерегая, человечество от новых опасностей, один за другим ушли из жизни прославленные и престарелые демократические писатели-реалисты — Р. Роллан, Т. Драйзер, Г. Уэллс, Б. Шоу, братья Манны, Л. Фейхтвангер, Т. Драйзер в последний год своей жизни вступил в компартию, Шоу часто называл себя коммунистом.

 

В то же время в литературе усилился реакционный лагерь, его деятельность приняла самые разнообразные формы. Резко проявились тенденции пессимизма и индивидуализма в творчестве Альбера Камю, одного из мэтров французской литературы. Жан Поль Сартр, противореча своей практической прогрессивной деятельности периода Сопротивления, увлекся пропагандой экзистенциализма.

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от слова existence — существование) утверждает «существование» отдельного человека как единственную реальность. Экзистенциалисты, таким образом, отрицают объективные законы материального мира, провозглашая крайний субъективизм и «безграничную свободу». Человек, согласно принципам экзистенциализма, свободен от морали и общественных связей, одинок, всеми покинут, существует сам по себе. Иногда он активно вмешивается в жизнь, но лишь для того, чтобы утвеодить свою личную свободу, свое право выбора. Эта без. • радостная идеалистическая философия сочетается обычно с беспорядочной, разорванной формой.

 

Экзистенциализм имел успех в интеллигентских кругах: он привлекал растерянных и потрясенных войной людей своим субъективизмом — призрачной внутренней свободой.

 

В послевоенные годы очень широко распространился термин «модернизм» как определение нереалистических и особенно антиреалистических видов литературы и искусства. В самом термине слишком подчеркнут «новаторский» характер направления, точнее — его тяготение к оригинальным и необычным приемам. На самом деле это новаторство часто оказывается мнимым, оказывается только погоней за эффектом; обычно «новации» модернизма носят глубоко кризисный характер.

 

Проявления модернизма в литературе столь многообразны, что возникает необходимость выявления общих черт, общих критериев, позволяющих отнести то или иное литературное явление XX в. к модернизму. Такой общей чертой модернистских писателей и их произведений становится пессимизм в понимании мира и роли человека. Абсурдность бытия, полная беспомощность и заброшенность человека, его обреченность на гибель, «нескончаемое поражение» (А. Камю) — таково идейное содержание модернистской литературы. Человек пытается преодолеть эту извечную трагедию своего существования различными способами, даже борьбой за какие-то свои идеалы. Модернисты могут любоваться этой борьбой и величием души человека; здесь, несомненно, намечается какой-то выход из душной темницы модернизма («Чума» Камю, пьесы Ануйля); но писатели возвращаются в нее, как только они признают лишь субъективное, по существу иллюзорное значение этой борьбы. Экзистенциалистская «свобода выбора» и самоутверждение личности оказываются лишь суррогатом подлинной высокой деятельности человека, имеющей объективное значение.

 

Не удивительно, что, оставаясь на этих позициях, Ж. Ц. Сартр, один из крупнейших модернистов Запада, являет собою пример невероятных метаний — от участия в движении Сопротивления и поддержки борьбы за мир до одобрения ле-вацки-анархистских выступлений и авантюр. Обладая ярким литературным талантом, он создал несколько пьес сатирического и социально-психологического характера, достаточно правдиво рисующих современный капиталистический мир («Лиззи», «Некрасов», 1956, «Затворники Альтоны», 1960). Но в большинстве его драм экзистенциалистское безразличие к целям борьбы и обязательное утверждение обреченности человека оставляют гнетущее впечатление.

 

Избирая своим героем «маленького человека», модернисты часто опираются на Кафку или Джойса с их безнадежной трактовкой места человека в мире. Самый психологический анализ, подчиненный принципу «потока сознания», перестает у модернистов служить своей прежней высокой цели — проникновению в глубину мыслей и чувств человека. Если внутренний монолог открывал в человеке самое главное, самое сокровенное, то беглое фотографирование случайных ощущений и наблюдений загораживает это главное, разрушает картину психической жизни и представление о данном характере. Идя через «поток сознания», некоторые романисты, создатели так называемого «нового романа» (Н. Саррот, А. Роб-Грийе и др.), разрушают и самый жанр романа, рисуя мир окружающих героя вещей как мир самодовлеющий, фиксируя мельчайшие ощущения, вызванные этим миром, всячески подчеркивая бесконечное одиночество героя. В своих теоретических работах они призывают к отказу от реализма, от традиций социально-психологического романа.

 

Еще одну разновидность модернистской литературы представляет так называемый авангардистский театр, созданный во Франции в 50-х годах и связанный с именами А. Адамова, Э. Ионеско и С. Беккета. Последние два драматурга особенно резко выразили тенденции отчаяния и распада формы в своих «драмах абсурда». Невероятные ситуации в пьесах Ионеско символизируют жестокую бессмыслицу жизни; чувство тоскливой растерянности и обреченности характеризует героев Беккета.

 

Модернистское миропонимание и изысканные новации в области формы не могли не оказать влияния на реалистов последних десятилетий, также испытывавших страх перед жестокой действительностью и искавших новых путей для раскрытия душевной жизни человека. Увлечение «потоком сознания» характерно для американского писателя У. Фолкнера ; трагическое одиночество и чувство обреченности терзает многих героев Г. Грина, Г. Бёля; почти иррациональное, мифологизированное изображение ужасов жизни проникает в романы английского писателя У. Голдинга. Но все же было бы ошибкой стирать грани между модернизмом и реализмом на этом основании; водораздел между ними существует в области как мировоззрения, так и формы. Так, «поток сознания» у реалистов все же подчинен стремлению полнее раскрыть характер и прошлое героя и остается, по существу, его внутренним монологом; отчаяние героя не отражает безграничное отчаяние автора, а лишь остается каким-то его личным состоянием, вызванным определенными обстоятельствами, определенной социальной средой. Перед автором брезжит какой-то свет, какой-то выход, его цели имеют гуманистический характер. Даже наличие сюжета, определенного хода событий, социальная и историческая обусловленность поступков действующих лиц — все это отрывает ту или иную книгу от модернизма, сближает ее с «традиционализмом*, как пренебрежительно’ именуют реализм его противники.

 

Писателей-реалистов, стремящихся № правдивому изображению действительности, на Западе немало. Среди писателей буржуазных стран мира мы можем назвать англичан Д. Пристли, А. Кронина, Д. Олдриджа, Г. Грина, американцев Э. Колдуэлла, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Д. Стейнбека, М. Уилсона, немцев Э. М. Ремарка и Г. Бёля, французов Ф. Эриа, Л. Веркора, Р. Мерля, А. Лану и многих других; для всех них характерна верность важнейшим заветам литературы — стремлению отражать объективную действительность и искать выход из ее противоречий.

 

Литература социалистического реализма, сильная своей верой и устремленностью в будущее, ширится во всем мире. В ней убедительно показано преодоление трагизма действительности, победа человека над враждебными ему силами, встает во весь рост положительный герой нашей эпохи — борец за счастье человечества. Первое место здесь принадлежит в настоящее время литературе передовых демократических Стран — Польши, ГДР и др. Метод социалистического реализма стал здесь ведущим. Опираясь на опыт богатейшей советской литературы, писатели этих стран на съездах и дискуссиях пришли к выводу, что этот метод обеспечивает наиболее многогранное отражение действительности, наиболее соответствует эпохе величайших социальных сдвигов и преобразований. А. Зегерс, В. Бредель, А. Цвейг в ГДР, В. Броневский, Л. Кручковский, К. Брандыс в Польше и многие другие пошли по пути социалистического реализма. Они продолжили этим славное дело тех, кто вместе с ними начинал борьбу за новое общество и его литературу, —И. Бехера, Ф. Вольфа, Э. Вайнерта, Б. Брехта, Ю. Фучика, Ю. Тувима и др.

 

В романах, поэмах и драмах социалистических реалистов отражаются процесс общественного и хозяйственного переустройства и те коренные изменения в психике человека, которые он влечет за собой; показана Ведущая роль Коммунистической партии в этом процессе; встают многогранные и яркие образы — героических борцов за будущее и просто скромных тружеников, вырастающих и обретающих счастье в коллективном труде; при изображении прошлого выявляются прогрессивные пути и законы истории.

 

Значительного развития литература социалистического реализма достигла во Франции. Это закономерно. Франция имеет большие революционные и пролетарские традиции. Среди родоначальников социалистического реализма на Западе ведущее место занимают французские мастера Р. Роллан и А. Варбюс. Годы Сопротивления закалили и выковали боевой дух французских писателей-коммунистов. Не удивительно, что в творчестве А. Стиля, Ж. Лаффита, Ж. Фревиля и многих других Франция имеет богатую литературу социалистического реализма.

 

В Англии по принципам социалистического реализма развивалось творчество Щона О’ Кейси и Джека Линдсея. Теорию социалистического реализма развивают в своих статьях вслед за Ральфом Фоксом критики-марксисты.

 

Литература социалистического реализма, развивающаяся в странах с различным общественным строем и привлекающая широкие слои читателей, свидетельствует о многом — о растущем авторитете коммунистических партий этих стран, о растущей вере в будущее и о крушении того пессимистического и злобного отчаяния, которое империализм пытается сделать единственной верой человечества.

 

Середина XX в. ознаменована необычайным расширением литературного процесса, включением в него все новых и новых национальных литератур — творчества народов, освободившихся, от колониального ига или ведущих активную национально-освободительную борьбу. Рядом с богатыми и древними литературами Индии, Китая, Японии, пережившими в XX в. бурный расцвет, интенсивно развивается литература других стран Азии, литература стран Африки. Велик вклад в общий литературный процесс и, в частности, в литературу социалистического реализма писателей Латинской Америки.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (05.01.2017)
Просмотров: 1930 | Теги: франция, Европа, Испания, Германия, зарубежная литература, Англия, Литература | Рейтинг: 0.0/0