Мимика, жест, такт, речь и тон в правилах этикета

1966 года

Мы охарактеризуем те стороны поведения, которые, по нашему мнению, составляют основу эстетического стиля личности.

 

Мимика. В обращении с людьми многое значит выражение лица, его мимика. Стремясь быть по-настоящему, по-человечески красивым, нужно владеть своей мимикой так же, как поступками и словами.

 

Лицо не следует напрягать при любой реакции на окружающее. Все лицевые мышцы должны быть свободны, спокойны. Это придает лицу привлекательность. Неприятно видеть напряженные мышцы скул, подергивающиеся уголки рта или перекошенный рот с брезгливо опущенной, поджатой губой. Некрасивы и брови, приподнятые в застывшем удивлении, постоянная, как бы «наклеенная» улыбка или усмешка.

 

Часто говорят о человеке: «На его лице все написано». И особенно плохо, если «написана» маска угодливости или, наоборот, презрения к окружающим. Нехорошо кривить лицо, жеманиться, бегать глазами по сторонам, шмыгать носом, подергивать щекой и т. д. Ясность, открытость, жизненная простота создают приветливость — лучший «рисунок» лица.

 

Прежде чем реагировать или возражать говорящему, надо его дослушать до конца. Известно, что если преждевременно, невпопад засмеяться или огорчиться, напрасно испугаться или некстати разгневаться, поддавшись первому мимолетному впечатлению, можно оказаться через минуту в ложном, неловком положении.

 

Особенно важно уметь «управлять» смехом. Некрасиво смеяться слишком шумно, развязно, крикливо, широко разевая рот. Воспитанные люди умеют сдержать свой смех, если другие уже успокоились. В незавидной ситуации можно очутиться, продолжая хохотать, когда все вокруг стихло. Здесь поговорка «Хорошо смеется тот, кто смеется последний» совсем будет некстати.

 

Бывает и так: в обществе вдруг раздается чей-то неожиданный смех. Человек засмеялся какой-то своей внутренней, для других непонятной мысли. Это озадачивает, смущает окружающих, даже может обидеть их. Ведь каждый может отнести этот смех на свой счет. Не надо смеяться искусственно, если на самом деле не смешно: неискренний смех оставляет неприятное впечатление. Не допускают смеха по случайному поводу или совсем «не веселой» причине: ведь только злые люди смеются над чужой бедой.

 

В обществе часто хочется рассказать что-нибудь смешное. По этому поводу Лев Николаевич Толстой говорил, что существуют три вида рассказчиков смешного: первые, рассказывая, сами смеются, а их слушатели молчат; вторые смеются вместе со слушателями, а третьи, самые лучшие, заставляют слушателей смеяться до слез, а сами не смеются.

 

В беседе лицо не должно быть скучающим, каменным. Надо слушать с живым вниманием и отзывчивостью. В обществе не принято зевать, нужно подавлять зевоту. Кашель и чихание сдерживают, стараясь успеть аккуратно прикрыть рот или нос платком; не сморкаются слишком громко.

 

Жест. Воспитанные люди, находясь в обществе, редко жестикулируют руками. В разговорах они держат свои руки под контролем, не «распускают» их. Если нужно оттенить какую-либо мысль или чувство, достаточен один скупой, но выразительный жест. У Толстого хорошо сказано: «От того, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем».

 

Со стороны неприятно глядеть на того, кто слова не скажет, не взмахнув рукой. Словно не человек перед вами, а мельница. Не случайно шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, а старайся, чтобы твои жесты были благородны», «соразмеряй жесты со словами, а слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы».

 

Вежливые манеры не допускают указывать пальцем на предмет или лицо, о котором идет речь. Обратить на него внимание или уточнить объект разговора можно иначе: показать глазами, а в крайнем случае — незаметным, легким кивком. Вообще неудобно поворачивать голову в сторону того, о ком в это время говорится.

 

Сидят всегда спокойно, не разваливаясь, не расставляя широко колен, не кладя ногу на ногу, не вытягивая ног, не тряся ими. Это не только считается признаком невоспитанности, но попросту мешает окружающим, раздражает их.

 

Заговаривая с кем-либо, не следует привлекать его внимания, дергая за пиджак, за пуговицу, хлопая по плечу и т. д. Окончив разговор со старшими и уходя от них, тотчас не оборачиваются к ним спиной. Делают шаг или полушаг в сторону, а потом уже поворачиваются. Принято считать, что сразу повернуться спиной к собеседнику — значит обидеть его. Тем более невежливо поступать так в обращении с женщиной.

 

Такт— это чувство меры в общении, чуткость к окружающим. Такт — это и учет настроения собеседников, стремление даже случайно не досадить им, не задеть каким-либо неуместным словом или движением. Такт — это и уважение к человеку и коллективу, приветливость, скромность, сдержанность, учтивость. Например, допустив какую-либо оплошность или ошибку в манерах обращения, не надо смущаться, лучше сохранять спокойствие и самообладание. Тактичный человек не станет злорадствовать над чужим промахом, не привлечет внимания к такой ошибке. Чехов говорил: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соус на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». Лучше даже постараться отвлечь внимание присутствующих от ошибки, чтобы скорее прошло чувство неловкости у оплошавшего. Считается бестактным делать громкие замечания другим об их прическе, одежде и т. д., во всеуслышание «исправлять» их манеры. Добрый совет подают без шума, незаметно.

 

Необходимо воспитывать в себе и уступчивость. Речь идет, конечно, не о том, чтобы поступаться своими убеждениями, принципами и т. д. Но предупредительно уступить место другому, особенно женщине или старшему, пропустив их вперед, уступить им очередь, позаботиться о них, оказать помощь всегда будет признаком хорошего воспитания, настоящего такта.

 

Такт особенно несовместим с фамильярностью. Часто «добродушной» грубостью манер, их кажущейся непринужденностью прикрывается обыкновенная невоспитанность, неуважение к людям. Иной начальник или начальница привыкают говорить «ты» всем своим подчиненным, считают это своего рода «демократизмом». Им кажется, что это сближает и нравится, другим. Глубокое заблуждение! Такая «начальственная» фамильярность рождает только лицемерие. Люди терпят ее, негодуя в душе, особенно если им приходится к этому «демократу» обращаться на «вы». Такт — единство культуры движений, жеста, позы, сдержанности чувств. Он должен быть внутренней потребностью каждого. Огромное значение при этом играет характер речи.

 

Речь — это тоже действие, сильное и впечатляющее. И как всякое действие, как наши поступки, она может быть красивой или уродливой. Важное место в речи занимает правильное произношение, интонации, точность смысловых и грамматических ударений. К сожалению, многие еще не умеют правильно пользоваться богатствами великого русского языка. Словно бурьян, разрастаются в разговорной и даже публичной речи слова с неправильными ударениями: «портфель», «квартал», «добыча», «средства», «начал», «молодежь» и т. п. Еще в ходу и нелепые выражения вроде: «обратно дождь пошел» (вместо «опять»), «я за ним соскучилась», «я с него смеялся», «дай пять» и т. п. Они засоряют речь, лишают ее выразительности.

 

Следует избегать штампованных тусклых фраз, однообразных, бедных эпитетов. Ведь речь — это зеркало культуры человека. Свои мысли нужно уметь выразить кратко, точно, ясно, без нарочитой цветистости, пустословия и повторений. В формировании правильной и красийой речи большую роль играет чтение художественной литературы, особенно стихов.

 

Рассказывая о чем-либо, следует говорить по существу, целеустремленно, сжато, чтобы другие тебя свободно могли понять. Тактичный человек, находясь в обществе, говорит не о том, что интересует только его, а о том, что занимает собеседников. Неприятно находиться вместе с человеком, который неумеренно следует известной поговорке: «У кого что болит, тот о том и говорит».

 

А есть слова, которые писательница В. Осеева справедливо назвала волшебными. Они открывают нам путь к доверию, к теплому отношению окружающих. Это очень простые и всем известные «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «разрешите спросить», «спасибо», «сделаю с удовольствием» и т. п.

 

Тон. Обращаясь с чем-нибудь к человеку, нужно избегать всякого намека на категоричность, требование или приказ. Лучше всего попросить: «будьте любезны, покажите», «передайте, пожалуйста», или: «сделайте одолжение, достаньте». И всякий раз, когда просьба выполняется, следует благодарить, отмечать внимательность и вежливость других.

 

По отношению к детям, женщинам и старшим требуется особая предупредительность. В любом случае им уступают место, дают дорогу, приглашают пройти вперед, заботятся о них, чтобы им было удобнее, легче, спокойнее.

 

«Как аукнется, так и откликнется». Характером обращения к другим, его тоном и приветливостью часто определяется тон и характер ответов. Значит, надо «задавать хороший тон».

Кто должен учить красивым манерам? Конечно, прежде всего преподаватели в школах.

 

Между тем не раз отмечалось, что навыки культурного поведения у выпускников наших школ и даже вузов оставляют желать лучшего. И это во многом зависит от продуманной системы подготовки самих будущих учителей-воспитателей. Они не только обязаны знать свои предметы и методику их преподавания, но и должны обладать большими знаниями, навыками и умениями в области эстетической культуры, в частности эстетики поведения, уметь передавать их своим воспитанникам. Особенно большую роль здесь могут сыграть уроки физической культуры в школе, на которых ребят нужно обучать красивой осанке и походке, изяществу движений и поз.

 

В данной главе, конечно, не ставилась задача подробного описания манер и рекомендаций красивого поведения на все случаи жизни. Здесь охарактеризованы лишь основные стороны красоты манер, «хорошего тона», с тем чтобы привлечь внимание слушателей и пропагандистов к этому важному и нужному делу.

Категория: Искусство | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 1017 | Рейтинг: 0.0/0