Вопрос о содержании и формы в искусстве в контексте марксистско-ленинской эстетики

1966 год

Одним из важнейших вопросов марксистско-ленинской эстетики является вопрос о содержании и форме в искусстве.

 

Содержание и форма не существуют друг без друга, выступая двумя сторонами единого предмета или явления. Форма есть способ существования содержания, его внутренняя структура. В художественном творчестве, в произведении искусства содержанием является идея. Форма или ее отдельные составные части подчинены задаче наиболее полного, точного и художественно убедительного выражения этого содержания.

 

Содержание, как легко понять, гораздо подвижнее, нежели форма. Форма обладает известной устойчивостью, ее изменения происходят медленно и не так заметны на первый взгляд, как изменение содержания. После Великой Октябрьской социалистической революции, например, кардинальным образом изменилось содержание искусства; оно отразило в себе революционные преобразования во всех областях жизни. Однако форма романа, пьесы и всякого другого, вида искусства не претерпела таких же резких и быстрых изменений.

 

Дело тут, разумеется, не только в некой извечной устойчивости формы, а в том, что форма в искусстве обладает, если можно так выразиться, определенным запасом «эстетической емкости», который позволяет до известного времени пользоваться элементами старой формы для выражения нового содержания.

 

Художественная форма не самоцель. Таковой она становится в модернистском, формалистическом буржуазном искусстве. В реалистическом же искусстве форма подчинена содержанию. Однако пренебрежение формой, игнорирование ее ведет к снижению силы воздействия искусства, к принижению его общественной роли. Потому-то забота о художественном совершенствовании формы — непременное условие эстетического творчества.

 

Искусство не может не быть остро современным. Современность — сложное понятие. Кратко ответить на вопрос, что же такое современность в искусстве, можно было бы так: современно то произведение, в котором важные, коренные проблемы времени решены с позиций самого передового мировоззрения и выражены в современной художественной форме. По отношению к своему времени были современными великие творения искусства.прошлых веков, которые мы теперь именуем классическими.

 

Искусство не всегда прямо говорило о жизни, не всегда прямо изображало те или иные реальные явления. Но даже в том случае, когда искусство пользовалось сюжетами библейских легенд, как живопись эпохи Возрождения, или древними мифами и историческими сюжетами, как драматургия Шекспира или классицизма,— это искусство было остро современным, ибо раскрывало художественным языком эпохи идеи, волновавшие людей того времени.

 

Пережили века и стали классическими именно те произведения, которые с особой силой, глубиной и художественным совершенством выразили прогрессивные, гуманистические идеи своего времени.

Искусство познает и отображает жизнь особым способом, который не только допускает, но и предполагает метафоричность художественного языка, преувеличение, символику (разумеется, если при этом сохраняется верность логике жизни).

 

Правда жизни получает в произведении искусства преломление через личный опыт художника, особенности его мировосприятия, глубину философского постижения действительности. Правильное восприятие и понимание искусства требует развитой индивидуальной эстетической способности человека, его «чувстви-* тельности» к прекрасному. «Предмет искусства,— а также всякий другой продукт,— заметил К. Маркс,— создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой» *.

 

Свойственное в различной степени всем людям художественно-образное мышление проявляется в способности ассоциативно воспринимать произведение искусства, сопоставлять его с собственным жизненным опытом. И чем богаче эти ассоциации, тем глубже и полнее человек проникает в сокровенный смысл художественных творений.

Всякое искусство партийно, ибо оно всегда выражает в конечном счете те или иные общественные тенденции, интересы различных социальных групп. Модный на капиталистическом Западе лозунг «беспартийного» искусства есть лишь ширма, маскировка буржуазных идей, проповедуемых реакционным искусством.

 

Принцип открытой, коммунистической партийности литературы и искусства, сознательного служения пролетарских художников делу революционного преобразования жизни обоснован В. И. Лениным в его статье «Партийная организация и партийная литература». «В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы» '.

 

Отвечая на вопрос о свободе творчества, В. И. Ленин пишет: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».

Предвидя победу пролетарской революции, Ленин указывает, какой будет литература победившего народа: «Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность».

 

Вместе с тем В. И. Ленин предостерегал от мелочного вмешательства в творческий процесс художника, попыток механического нивелирования творчества. «Спору нет,— писал он,— литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию»

 

В этом важнейшем положении заключено и обоснование многообразия стилей, форм и жанров метода социалистического реализма, который призван помочь художникам воплотить все богатство процессов живой действительности.

 

Социалистический реализм — идейно-творческий метод советского искусства, основой которого служит жизненная правда, выраженная в художественных образах с позиций коммунистического мировоззрения, ленинских принципов партийности и народности искусства.

 

Для правильного понимания новаторской сущности метода социалистического реализма большое значение имеет вопрос о возможности прогресса в искусстве. Это очень сложный вопрос, вокруг которого часто идут споры. Отрицающие возможность прогресса прибегают к «неотразимому» на первый взгляд доводу. Они рассуждают примерно так: «Раз Пушкин как поэт не имеет себе равных, так как же можно говорить о прогрессе в искусстве?»

 

Однако такой ответ не может быть удовлетворительным, поскольку при этой постановке вопроса искусство как бы исключается из общего потока исторического прогресса, отрывается от жизни и замыкается в скорлупу «чистого искусства».

 

Рассматривая вопрос о прогрессе в искусстве, о новаторстве искусства новой эпохи по сравнению с предыдущей, следует иметь в виду не степень талантливости художника, а основные особенности метода образного мышления, форм эстетического освоения мира, обусловленные изменениями в общественной жизни людей.

 

Сам характер образного мышления историчен, поскольку он определяется не каким-либо одним, пусть гениальным, художником, а общим характером социально-политической и культурной жизни эпохи. Метод социалистического реализма и есть художественное воплощение эпохи великих революционных преобразований. Победа социализма создала качественно новые условия для художественного творчества, освободив художника от гнета буржуазных частнособственнических отношений и обеспечив ему полную свободу борьбы за идеалы коммунизма, за интересы народа.

 

Наше искусство с первых дней Советской власти встало на путь активной борьбы за новые, социалистические отношения; оно воспевало красоту людей труда. Характерной чертой последних лет является пристальное внимание художников к внутреннему миру человека — строителя коммунизма, нашего современника. «Искусство принадлежит  народу,— говорил В. И. Ленин.— Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их» ’. Советское искусство сохраняет верность этим ленинским заветам.

Категория: Искусство | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 764 | Рейтинг: 0.0/0