Методические советы по пропаганде эстетических знаний в СССР

1966 год

Пропаганда эстетических знаний — дело трудоемкое. Оно требует известного методического мастерства. Вот почему вопросам методики пропагандист должен уделять особое внимание.

 

Трудность заключается в том, что в настоящее время ощущается недостаток специалистов в области эстетики. Пропагандисты же так называемого общего типа недостаточно знакомы со многими эстетическими проблемами.

 

В связи с этим изучение вопросов эстетики целесообразно организовать следующим образом. Для общего руководства занятиями выделяется квалифицированный и опытный пропагандист. Желательно поручить такую работу философу, экономисту или филологу, так как на занятиях предусмотрено изучение тем, которые ближе всего к этим дисциплинам. Такой пропагандист, как об этом свидетельствует уже имеющийся опыт, может подготовить и провести вводное занятие «Строительство коммунизма и эстетическое воспитание советского народа», занятие по теме «Эстетика поведения» и итоговое занятие. Занятия по другим четырем темам — «Эстетика производства», «Прекрасное в быту», «Искусство и человек», «Кому служит современная буржуазная эстетика» — можно поручить специалисту в области эстетики. Например, организацию и проведение занятий по теме «Эстетика производства» часто поручали инженеру, художнику-конструктору и другим специалистам, которые разбираются в специальных вопросах эстетики производства. К изучению темы «Искусство и человек» можно привлечь работников театра и кино, искусствоведов, критиков, художников, архитекторов. В любом городе при желании можно всегда найти специалистов, познакомить их с учебным планом, порекомендовать соответствующую литературу.

 

Перед началом занятий пропагандисту необходимо выявить уровень подготовки слушателей, которые будут заниматься изучением эстетики. Желательно побывать на предприятии или в цехе, где трудятся будущие слушатели, познакомиться с ними, поговорить с каждым в отдельности, выяснить, какие вопросы эстетики их прежде всего интересуют, каков их кругозор в области искусства и литературы. Вся эта подготовительная работа не пропадет даром. Она скажется буквально на первом занятии и позволит пропагандисту определить направление и характер дальнейшей работы.

 

Сказанное выше относится и к тем товарищам, которые привлекаются для проведения занятий из числа преподавателей вузов, инженерно-технических работников. Например, готовясь к занятию по вопросам производственной эстетики, они могут побывать на предприятии, где трудятся слушатели, ознакомиться с условиями их труда, культурой производства на этом предприятии. Тогда и занятие получится живым и интересным.

 

В подготовку пропагандиста помимо знакомства со слушателями входит разнообразная дополнительпая работа. К ней, в частности, относится изучение рекомендуемой литературы, которая приводится ниже. Предварительное ознакомление с литературой позволит пропагандисту более уверенно ее комментировать, разъяснять.

 

Большинство тем в учебном плане непосредственно связано с вопросами работы, быта, поведения членов данного коллектива, с жизнью каждого человека. Это дает возможность эффективно использовать метод практических заданий. Перечень таких заданий дается ниже. Пропагандист может выбрать из них те, которые наиболее подходят в данных условиях. Важно только иметь в виду, чтобы результаты конкретных небольших исследований, которые будут проведены слушателем или группой слушателей, становились достоянием всего коллектива, чтобы о них знали руководители предприятий и общественных организаций и принимали меры к своевременному устранению недостатков. Тем самым пропагандист может повысить действенность занятий, направить энергию слушателей в нужном направлении.

 

Весьма важным моментом при изучении вопросов эстетики является активность слушателей. Пропагандисту не следует (может быть, за исключением вводного и итогового занятий) стремиться как можно больше рассказывать самому. Нужно полнее использовать активность слушателей. Для этого в распоряжении пропагандиста имеется достаточное количество методических приемов. К ним, например, относятся вопросы и ответы, дискуссии, споры по какой-либо конкретной проблеме. В отдельных случаях пропагандист может поручить одному или нескольким слушателям выступление на определенную тему. Все эти и другие приемы позволят повысить активность слушателей. Активность на занятиях, интерес к ним во многом зависят и от самостоятельной работы слушателей. Если они будут ограничиваться только посещением занятий, то прочных эстетических знаний не получат. Эти занятия должны быть дополнены вдумчивой самостоятельной работой слушателей дома, в библиотеке, чтением соответствующей литературы.

 

Умение передать свои знания другим — большое искусство. Практика показывает, что методический опыт и навыки пропагандиста имеют решающее значение для проведения занятий по марксистско-ленинской эстетике. Это необходимо постоянно иметь в виду каждому пропагандисту, несущему людям светлые идеи передового, научного, коммунистического мировоззрения.

 

Ниже даются методические указания по изучению основных разделов книги. Разумеется, не все рекомендации могут быть равноценными для пропагандиста. Опыт изучения вопросов марксистско-ленинской эстетики пока еще невелик. Пропагандист может воспользоваться этими рекомендациями по своему усмотрению, не рассматривая их в качестве обязательных. Точно так же, в зависимости от уровня подготовки слушателей, он может определить количество часов на каждое занятие и количество самих занятий. Все зависит от конкретных условий. Важно одно: чтобы занятия эстетикой принесли максимальную пользу слушателям.

СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНИЗМА И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА

Первое занятие — вводное. Оно должно ознакомить слушателей с основным кругом вопросов, которые им предстоит изучать на протяжении всего учебного года. Для этого пропагандисту необходимо рассказать о плане занятий, его основных разделах и темах (примерный план занятий помещен в конце книги).

 

Первое занятие не только вводное, но и одно из наиболее важных с точки зрения методики. В зависимости от того, как оно будет подготовлено и проведено, определится успех дальнейших занятий.

 

Раскрывая первую тему, прежде всего нужно обратить внимание на важность эстетического воспитания, показать, что оно представляет собой неотъемлемую часть общего процесса формирования человека коммунистического общества.

 

Важно подчеркнуть, что содержание и формы эстетического воспитания совершенствуются с каждым годом, что его нельзя сводить лишь к воспитанию средствами искусства. Необходимо раскрыть содержание эстетической культуры человека социалистического общества: умение творить по законам красоты, умение вести себя в обществе, высокий художественный вкус, умение понимать и оценивать произведения искусства. Рассказывая о путях и средствах эстетического воспитания, важно подчеркнуть роль пропаганды эстетических знаний, влияние художественной самодеятельности на формирование здоровых эстетических вкусов.

 

На первом занятии пропагандисту целесообразно кратко ознакомить слушателей с узловыми вопросами каждой темы, дать общую характеристику литературы, которая будет изучаться в течение года.

 

Желательно познакомить слушателей с темами практических заданий и социальных исследований, которые им предстоит провести для того, чтобы изучение основ эстетики не носило схоластического, абстрактного характера, а было тесно связано с жизнью и трудом слушателей. Пропагандист должен поинтересоваться, какие темы привлекают наибольшее внимание слушателей, каковы их пожелания по характеру и форме занятий, с тем чтобы в дальнейшем учитывать их.

 

В конце вводного занятия необходимо рассказать о порядке изучения темы «Эстетика производства», назвать основные вопросы для обсуждения, поручить одному или группе слушателей конкретные практические задания.

ЭСТЕТИКА ПРОИЗВОДСТВА

Эта тема — одна из наиболее важных в учебном плане. В ней рассматриваются основные положения производственной эстетики. Для этого привлекается большой и разнообразный материал из экономики, техники, психологии, физиологии, медицины и других отраслей знания. При этом возникают некоторые трудности из-за недостаточной подготовки самих слушателей и неразработанности отдельных проблем производственной эстетики.

 

Основная цель занятия состоит в том, чтобы слушатели ознакомились с главными положениями производственной эстетики как науки, получили сведения об эстетическом начале в труде, о главных эстетиче ских принципах, лежащих в основе создания наилучших условий труда и требований, предъявляемых к продуктам производства. Важно ознакомить слушателей с опытом применения производственной эстетики на передовых промышленных предприятиях. По этой теме целесообразно провести четыре двухчасовых занятия примерно в такой последовательности: 1) эстетика процесса труда; 2) эстетика условий труда; 3) эстетика продуктов производства и 4) передовой опыт промышленных предприятий в осуществлении принципов производственной эстетики.

 

В своем вступительном слове пропагандист должен показать логическую связь обсуждаемой темы с темой предыдущего занятия, напомнить слушателям, что культура производства является неразрывной частью общей эстетической культуры советского труженика, а затем поставить на обсуждение первый вопрос: «Эстетика процесса труда».

 

При обсуждении этого вопроса слушатели должны уяснить следующие положения: в процессе труда возникают представления о красоте, выражающиеся в том, что человек учится во внешнем облике предмета видеть целесообразность его внутренней организации, понимать гармоническое единство формы и функции; в классовом обществе эстетическое начало в труде извращается; коммунизм же освобождает труд от уродующих его черт, придает ему характер творческий, открывает возможность создавать вещи «по законам красоты» (Маркс).

 

Здесь могут возникнуть некоторые трудности. Пропагандисту предстоит особенно тщательно подготовиться к разъяснению проблем творческого характера труда — того, что человек развивает чувство красоты в процессе труда, что именно здесь рождаются и раз виваются «музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 593). Необходимо также разъяснить, что человек выступает не только потребителем прекрасного в природе, но и сам создает красоту в процессе труда. Важно подчеркнуть, что формирование материи по законам красоты осуществляется даже тогда, когда человек специально не ставит перед собой чисто эстетических задач. Это художественное начало есть в каждом виде труда, в каждой профессии.

 

Следует разъяснить слушателям, почему в антагонистическом обществе извращается сущность труда как целостной человеческой деятельности, почему труд и красота обособляются друг от друга. В связи с этим нужно показать сущность отчуждения труда при капитализме, благодаря чему он теряет свои привлекательные черты и превращается в подневольное бремя для наемного работника.

 

Социализм и коммунизм создают основу для союза труда и красоты. Вместе с формированием коммунистических общественных отношений будет возрастать и эстетическое начало в труде.

 

При обсуждении второго вопроса плана —«Эстетика условий труда» — необходимо показать, что эстетика производства помогает прежде всего создать условия для хорошего самочувствия человека на работе, а тем самым и для повышения эффективности его труда. Пропагандист может построить занятие по такому плану:

 

а)            что представляет собой правильная организация труда;

 

б)           роль цвета, освещения, планировки заводских помещений в создании спокойной, эстетически привлекательной производственной обстановки;

 

в)            организация рабочего места;

 

г)            организация службы быта на предприятии.

 

Надо добиться, чтобы слушатели ясно представляли себе, какие факторы влияют на самочувствие рабочего и повышение производительности труда. Здесь уместно привести свидетельство о том, как внимателен был Ленин к улучшению условий труда рабочих. Еще полвека назад Владимир Ильич говорил о необходимости превратить грязные, отвратительные мастерские в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. В своих воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевич отмечал, что Ленина «всегда задевала и оскорбляла неряшливость, разбросанность, непричесанность и подавляющая некрасивость строений для рабочих, владельцы которых всегда гнались лишь за выгодой, налепляя дом на дом, выгоняя как можно больше этажей, уменьшая размеры окон, дверей и лестниц».

 

Чтобы обсуждение вопроса об условиях труда не было отвлеченным, пропагандист может вместе со слушателями провести небольшое социологическое исследование на предприятии, где работают слушатели. Предметом исследования могут быть общие условия труда, чистота помещений, освещенность, бытовое обслуживание и т. д.

 

В зависимости от подготовки и специальности слушателей можно более подробно остановиться на характеристике интересующей их роли цвета, света, организации рабочего места и т. д. На конкретных примерах можно показать, насколько рационально освещение в цехах, как действуют звуковые раздражители и что нужно сделать для уменьшения вредных шумов и т. п. Для обсуждения этого вопроса можно пригласить на занятие и специалиста по технике безопасности, и врача, и инженера — возможности здесь не ограничены. Важно только, чтобы обсуждение вопросов было тесно связано с жизнью предприятия.

 

Третий вопрос темы — «Эстетика продуктов производства»,— пожалуй, может оказаться наиболее трудным для усвоения. Дело в том, что производственная эстетика сталкивается со специфической красотой, красотой, которая связана с полезностью вещи. Это означает, что, пока машина или станок отвечают своему прямому назначению, возможна и их эстетическая оценка. В противном же случае, если вещь бесполезна, то при всей внешней «красивости» она теряет подлинную эстетическую ценность. Например, карета, изготовленная в XVIII веке, по-своему изящна и красива, но в современных условиях как средство передвижения бесполезна и может представлять собой лишь музейный интерес. Вот почему так важно с самого начала занятий иметь это обстоятельство в виду.

 

Известные трудности могут возникнуть у пропагандиста, не имеющего соответствующего образования в этой области. Поэтому целесообразно поручить подготовку и проведение занятия специалисту в области производственной эстетики — художнику-конструкто-ру, преподавателю высшего учебного заведения или инженеру, работающему в области конструирования.

 

Обмен мнениями на занятии может касаться, например, таких вопросов: что такое художественное конструирование; как в создании машин, станков, приборов сочетаются технические и эстетические моменты; полезность и красота вещи; примеры содружества ху-дожника-конструктора с инженерами, экономистами, технологами, психологами и т. д. в создании изделий, отвечающих высшим мировым стандартам.

В зависимости от подготовки слушателей можно поручить отдельным товарищам краткие выступления. Для этого следует ознакомиться с соответствующей литературой, перечень которой дается ниже.

 

Последний вопрос темы — «Передовой опыт промышленных предприятий в осуществлении принципов производственной эстетики». Здесь имеется достаточно обширный материал для обсуждения. Пропагандисту важно с самого начала занятий обратить внимание на то, что речь идет о научном подходе к комплексному осуществлению принципов производственной эстетики, а не о кустарничестве или отдельных мелких улучшениях.

 

Нужно рассказать слушателям, что в настоящее время многие предприятия Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Тбилиси, Минска, Вильнюса и других городов накопили известный опыт внедрения принципов производственной эстетики, подробнее ознакомить их с этим опытом. Для этого пропагандист может воспользоваться журналом «Техническая эстетика», где многие материалы посвящены этому опыту. Можно также дать слушателям небольшие практические задания: пусть они сами расскажут о применении принципов производственной эстетики на конкретном предприятии. Вот один из примеров для таких выступлений.

 

На шелкоткацкой фабрике Московского комбината имени Свердлова уделяют большое внимание производственной эстетике. Ее «дыхание» чувствуется, как только подходишь к этому предприятию. Уже своим внешним видом оно не похоже на обычные, примелькавшиеся здания. Фабрика расположена в одном производственном корпусе, в нем нет ни окон, ни дверей, нет проходной в обычном смысле слова. Через краси вый вестибюль, который мало чем отличается от подъезда театра, рабочие попадают в гардеробное помещение, где переодеваются в рабочую одежду.

 

В цехах — мягкий дневной свет от люминесцентных ламп, уменьшающий зрительное утомление. Полы из разноцветного кафеля, кругом цветы. На фабрике создан микроклимат: специальные машины поддерживают определенную температуру и влажность воздуха. Учтена специфика работы ткачей: над каждым станком установлено дополнительное освещение. Поражает непривычная тишина. На обычной ткацкой фабрике грохот станков забивает все звуки. Здесь шумы меньше влияют на психику работающего.

 

Большую заботу администрация и общественные организации проявляют о быте рабочих. Бытовые помещения — а их на фабрике очень много — отличаются чистотой, простотой архитектурных форм, богатством красок и оттенков. Приятно войти в чистую столовую, где без сутолоки и очередей рабочие спокойно обедают. Все это создает дополнительные стимулы для повышения работоспособности и производительности труда. На фабрике действует художественно-конструкторский отдел. Художники вместе с инженерами, технологами разрабатывают новые образцы рисунков тканей. Не удивительно, что продукция этой фабрики пользуется большим спросом среди населения.

 

Для ознакомления с состоянием производственной эстетики в социалистических странах необходимо воспользоваться литературой, которая рекомендуется для занятий по этой теме. В ней пропагандист и слушатель найдут для себя полезные материалы о развитии производственной эстетики в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Желательно (там, где имеется такая возможность) послушать рассказ специалиста, побывавшего в социалистических странах и изучившего их передовой опыт.

 

В заключение занятия необходимо рассказать о дальнейшем развитии производственной эстетики в нашей стране. Нужно познакомить слушателей с решениями правительства по этому вопросу, с деятельностью соответствующих научно-исследовательских институтов, с подготовкой кадров специалистов.

ПРЕКРАСНОЕ В БЫТУ

Эта тема как бы продолжает рассмотрение предыдущих вопросов, но уже в сфере быта. На ее изучение рекомендуется отвести три двухчасовых занятия. Во вступительном слове пропагандисту важно подчеркнуть, что строительство коммунизма предполагает глубокое преобразование всех сторон материальной и духовной жизни общества, в том числе и быта людей. Основой для таких преобразований является неуклонный подъем производства, рост материального благосостояния народа. Однако высокий уровень общественного производства сам по себе еще не обеспечивает высокую бытовую культуру. Это значит, что необходимо воспитывать чувство прекрасного в быту, раскрывать, в чем состоит красота бытовых предметов.

 

На первом занятии целесообразно рассмотреть общие вопросы эстетики быта. Здесь нужно показать, какие факторы обусловливают появление нового, современного стиля в быту, в чем сущность основных эстетических требований к различным сторонам быта.

 

На втором занятии могут быть обсуждены конкретные вопросы оформления зданий и жилых кварталов, интерьера квартиры, эстетики одежды. Это занятие открывает широкие возможности для обмена мнениями, активного обсуждения слушателями различных вопросов культуры быта: как обставить квартиру, как модно и со вкусом одеваться и т. д. Слушатели могут также обсудить работу службы быта в своем микрорайоне, ее положительные стороны и недостатки.

 

На третьем занятии можно поговорить о формировании хорошего вкуса в быту. Пропагандист должен стремиться к тому, чтобы это занятие оставило глубокий след в сознании слушателей, вызвало у них горячее желание активно бороться с мещанскими представлениями и вкусами, до сих пор господствующими среди некоторой части населения.

 

Так как эстетические вкусы человека индивидуальны, то пропагандисту при обсуждении этих вопросов необходимо соблюдать известный такт, учитывая личный, своеобразный характер понимания их слушателями. Пропагандист не должен быть голословным в суждениях, не навязывать своего мнения, а добиваться того, чтобы слушатели на собственном опыте учились разбираться в эстетических достоинствах предметов, становились проводниками хорошего вкуса в быту.

ЭСТЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ

Изучение этой темы имеет свою особенность. Она состоит в том, что проблемы эстетики поведения тесно связаны с проблемами морали. Поэтому при рассмотрении вопросов темы нужно учитывать эту связь.

 

Работа над темой «Эстетика поведения» предполагает, что слушатели уже имеют некоторую первоначальную подготовку, известный жизненный опыт, позволяющий им давать соответствующую оценку раз личным действиям и поступкам людей. Несколько более трудным для пропагандиста будет освещение вопросов в эстетическом плане. Но здесь ие следует бояться, что многие из этих вопросов неизбежно будут соприкасаться с моральной оценкой поведения.

 

Можно рекомендовать следующий примерный план занятий:

 

1.            Красота подлинная и мнимая. Взаимосвязь внутренней и внешней культуры в поведении личности. Красота поведения как отражение высокой идейности человека. Связь этического и эстетического в поведении. Эстетическая культура поведения как часть общей коммунистической культуры.

 

2.            Основные манеры общения, их происхождение и содержание. Роль личного примера строителя коммунизма в утверждении единых норм поведения и борьбе с нарушениями правил социалистического общежития.

 

По этим разделам целесообразно провести два двухчасовых занятия.

 

В кратком вступительном слове пропагандист обращает внимание слушателей на связь внутренней и внешней культуры в поведении человека, этической и эстетической сторон этикета.

 

При проведении первого занятия необходимо добиваться, чтобы слушатели достаточно хорошо уяснили себе связь между внутренней и внешней культурой в поведении. Следует подчеркнуть, что деление культуры поведения на внутреннюю и внешнюю весьма условно. Они существуют не отдельно друг от друга, а в тесной связи, хотя на практике не всегда соответствуют друг другу. В частности, иногда действительно внутренне культурный человек может внешне быть грубым, неприятным, обладать некрасивыми мане рами, а пустой, неинтересный человек, наоборот, тщательно соблюдать все правила «хорошего тона».

 

Внутреннюю культуру прежде всего характеризует широта, богатство внутреннего мира человека. Человек высокой культуры всегда скромен, аккуратен, подтянут, ведет себя с достоинством, внимателен и чуток к окружающим. Для него органически неприемлемы всякая спесь и зазнайство, высокомерие и кичливость.

 

О богатстве или бедности общей культуры личности свидетельствует и внешняя культура поведения. По мысли В. Г. Белинского, внешняя культура, внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. Однако следует заметить, что внешняя благопристойность, подчеркнуто изящные манеры могут быть и своеобразной ширмой для сокрытия истинных мотивов поведения.

 

На втором занятии целесообразно рассмотреть конкретные внешние формы поведения в различных областях жизни: в быту, в общественных местах, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Умение вести себя в обществе отражается на моральном здоровье всех окружающих, радует или огорчает людей. Поэтому первым и основным принципом подлинно красивого поведения является внимание к людям, уважение их интересов. Здесь пропагандист и слушатели могут многое рассказать из практики повседневного общения людей, привести собственные наблюдения.

 

Значительную часть своего времени человек проводит на работе. Поэтому на внешних формах поведения на производстве следует сосредоточить пристальное внимание. Желательно поставить на обсуждение такие вопросы, как отношение труженика к своим обязанностям, взаимная тактичность и вежливость на чальника и подчиненного, формы общения с товарищами по работе.

 

Не меньшее внимание на занятиях целесообразно уделить формам поведения человека дома, в семье. Быт до сих пор сохраняет возможности неконтролируемого поведения. Здесь человек остается наедине со своей совестью, и от того, как он воспитан, будет зависеть, сумеет ли он распространить общепринятые манеры красивого поведения на свое общение с близкими, друзьями и родными.

 

Особенно нетерпимы в быту сквернословие, хулиганство, пьянство, циничное отношение к женщине. Многие еще не научились красиво вести себя В общественных местах, на улице, во дворе. И на эти вопросы пропагандист должен обратить внимание. Полезно поручить одному или группе слушателей провести небольшое социальное исследование, например поведения подростков в общественных местах, и подготовить выступление на эту тему в кружке.

 

Рассматривая вопрос о поведении человека в кругу семьи, дома, важно подчеркнуть большую роль личного примера родителей, взрослых для привития навыков культурного поведения детям. Ведь дети как губка впитывают в себя и хорошее, и дурное. Поэтому грубость, невоспитанность, нетактичность отца или матери, брата или сестры в семье чрезвычайно болезненно отражаются на психике ребенка. Интересный разговор о семейном воспитании детей могут завязать сами слушатели, среди которых большинство являются родителями.

 

Изучение темы «Эстетика поведения» должно показать слушателям важность этих вопросов, пробудить в них необходимость личного самоконтроля.

ИСКУССТВО И ЧЕЛОВЕК

В этой теме сосредоточены основные вопросы воспитания человека средствами искусства. Трудность для пропагандиста при изучении темы состоит в том, что она включает в себя большую группу вопросов. Поэтому целесообразно выделить главные, основные. Например, нельзя подробно рассмотреть все виды искусства: художественную литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, музыку, театр, кино, танец и т. д. Поэтому пропагандисту лучше сосредоточить внимание на общих проблемах искусства, а затем остановиться на более детальной характеристике одного-двух его видов, предварительно посоветовавшись со слушателями и учитывая свои возможности.

 

Таким образом, общий план изучения данной темы может быть примерно следующим: искусство как специфическая форма отражения действительности; природа и особенности художественного образа; принципы социалистического реализма, партийность, идейность, народность искусства; содержание и форма в данном конкретном виде искусства, его воспитательное значение.

 

Здесь пропагандист может проявить инициативу, организовав встречи с деятелями кино и театра, мастерами художественной литературы, изобразительных искусств, композиторами и архитекторами.

 

Изучение темы должно способствовать повышению интереса слушателей к проблемам искусства, вызвать у них желание продолжить свое эстетическое образование, получить более глубокие знания по теории и истории искусств.

КОМУ СЛУЖИТ СОВРЕМЕННАЯ БУРЖУАЗНАЯ ЭСТЕТИКА

Этой темой завершается изучение основ марксистско-ленинской эстетики. На базе знаний, полученных в ходе рассмотрения предыдущих тем, слушатели получают возможность критически подойти к основным положениям буржуазной эстетики, глубже разобраться в той идеологической борьбе, которая идет в сфере эстетики.

 

Так как критика современной буржуазной эстетики тесно связана с критикой буржуазной идеологии вообще, то необходимо построить это занятие по следующему примерному плану:

 

1.            Программа КПСС о глубочайшем кризисе современной буржуазной идеологии. Конкретные проявления этого кризиса в области эстетики.

 

2.            Основные черты и тенденции современного буржуазного искусства.

 

3.            Критика основных направлений современной буржуазной эстетики.

 

4.            Демократические и гуманистические традиции и тенденции в прогрессивном искусстве и эстетике капиталистических стран. Эстетика социалистического реализма в борьбе с упадочническими течениями в современной буржуазной художественной культуре.

 

Само собой разумеется, что этот план является примерным. Учитывая особенности аудитории, пропагандист сам может наметить основные вопросы и составить план проведения двух или трех занятий.

 

При изучении первого вопроса слушатели должны глубоко усвоить связь между общим кризисом капитализма, основные черты которого сформулированы в Программе партии, и кризисом в области эстетики, как отражением общего кризиса буржуазной идеологии. Задача пропагандиста состоит в том, чтобы на конкретных фактах и примерах показать характерные черты этого кризиса.

 

Переходя ко второму вопросу, следует подробнее остановиться на двух разновидностях буржуазного искусства: так называемой «массовой культуре» и «искусстве-модерн», показать их особенности, их декадентский характер.

 

Второй и третий вопросы темы для пропагандиста, не имеющего соответствующей подготовки, представляют известную трудность. Поэтому кроме тщательной подготовки и изучения материала необходимо подумать, как и в какой последовательности его изложить. Можно, в частности, объединить второй и третий вопросы, рассмотреть вместе проблемы искусства и современной буржуазной эстетики, остановившись подробнее на ее основных направлениях — неотомизме, фрейдизме и экзистенциализме.

 

Характеризуя неотомизм, важно подчеркнуть тенденцию подчинения буржуазного искусства религии. Для этого полезно воспользоваться материалами V конгресса по эстетике, состоявшегося в августе 1964 года (см. брошюру П. С. Трофимова «Две концепции в искусстве», «Знание», 1964). Пропагандист может выбрать соответствующие примеры для иллюстрации несостоятельности концепции «искусства-религии», показать, что история мирового искусства свидетельствует о том, что подлинное искусство никогда не может стать союзником религии.

 

Наряду с неотомизмом и другими религиозными концепциями большой популярностью в буржуазных странах, особенно в США, пользуется фрейдизм. Неплохо будет, если пропагандист покажет, почему фрей дизм приобрел влияние на Западе. Как известно, многие характерные черты реакционной эстетики, такие, как прославление секса, жестокости, насилия, иррационализм, человеконенавистничество и другие, заимствованы у Фрейда. Фрейд извращает природу человека, а также сущность искусства и художественного творчества. Фрейдистская эстетическая теория представляет собой образец полного маразма буржуазной реакционной идеологии.

 

Большую трудность представляет анализ и критика эстетики экзистенциализма. Здесь пропагандисту придется особенно внимательно познакомиться с рекомендуемой литературой.

 

В заключение занятия по данной теме следует сказать о борьбе, которую ведут прогрессивные художники Запада с реакционной буржуазной эстетикой и искусством, о гуманистических и демократических тенденциях в искусстве капиталистических стран.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Итоговое занятие — важное событие в деятельности пропагандиста и слушателей. Поэтому к его подготовке пропагандист должен отнестись со всей тщательностью и серьезностью.

 

Целесообразно заранее продумать, какие вопросы поставить на обсуждение, какие практические задания дать слушателям, чтобы они помогли провести занятие на высоком уровне. Необходимо сделать все возможное, чтобы закрепить пройденный материал, возбудить у людей живой интерес к дальнейшему изучению вопросов эстетики. Возможно, что некоторые товарищи захотят изучать эстетику более углубленно, путем индивидуальных занятий. Этим товарищам можно порекомендовать соответствующую литературу.

 

Итоговое занятие весьма поучительно и для самого пропагандиста. Он может учесть и проанализировать недостатки прошедшего года, обобщить положительный опыт, с тем чтобы применить его в будущем. Целесообразно также подумать о повышении своего теоретического уровня и методического мастерства для руководства занятиями по эстетике.

Категория: Искусство | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0