Оноре Домье. 1808—1879. Биография и краткий обзор творчества

Домье — один из самых выдающихся художников XIX века, родоначальник критического реализма.

 

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе в семье ремесленника. У его отца была мастерская, где он делал рамы для картин, вставлял стекла; в то же время он был известен и как местный поэт. В 1814 году семья Домье переезжает в Париж. Мальчик работает рассыльным у судебного исполнителя, затем продавцом в книжном магазине. Но в это время Домье начинает упорно рисовать. Отец разрешает ему заниматься сначала у Ленуара, затем у Будена. Академическое преподавание не удовлетворяет художника, и свое образование он пополняет, изучая старых мастеров в Лувре; часами он бродит по парижским улицам, фиксируя виденное в своей необычайной памяти.

 

С самого начала своего творческого пути Домье не остается безучастным к общественно-политической жизни страны. Домье, как и его друг Жанрон, сразу же встал в оппозицию к монархии Карла X, а впоследствии к монархии Луи Филиппа. Характерно, что с самого начала Домье избирает наиболее злободневный и агитационный вид искусства — карикатуру.

 

В 1831 году Домье выпускает литографию «Гаргантюа», карикатуру на Луи Филиппа, которая снискала ему подлинную славу у народа. За оскорбление короля Домье был приговорен к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Вслед за этим Домье делает целый ряд острых сатир, сотрудничая в журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Уже в 30-х годах появляются такие его известные листы, как: «Все мы честные люди, обнимемся»

 

(1834)   , «Вы имеете слово — объяснитесь...»

 

(1835)   , «Улица Транснонен» (1834) и многие другие. Домье прерывает работу над политической карикатурой, только когда она попала под цензурный запрет. При малейшей возможности Домье возобновлял атаки на правительство. Когда власть захватил Наполеон III, появляются карикатуры: «Прекрасная госпожа, могу ли я предложить вам руку» (1851), «Народ считает удары» (1854) и другие.

 

Менялась манера художника, совершенствовалась его техника, приобретался профессиональный опыт, но всегда его карикатуры оставались выразительны, политически остры.

 

Перед франко-прусской войной и в период войны престарелый художник со всей силой своего таланта создает ряд антимилитаристских сатир: «Проект статуи Мира» (1867), «Европейское равновесие» (1867), «Империя— это мир» (1870).

 

Однако особенно важно отметить, что искусство Домье всегда свободно в своих средствах выражения, оно чуждо всякой условности, всяких канонов. Домье мог бы под-гисаться под высказываниями Жерико, Де-ткруа, Курбе, ратовавших за выражение шдивидуальности в искусстве. В каждом хроизведении Домье мы ощущаем его тем-юрамент, его эмоциональный тонус. Небольшие жанровые сценки Домье воспринимаются как монументальные полотна, широко показывающие жизнь. Ни один живописец до Домье так смело не обобщал, так не пренебрегал деталями во имя общей выразительности. В дневниках Делакруа мы можем прочесть теоретические рассуждения о том, что художник вправе нарушать правильность рисунка. Творчество Домье показывает, что он придерживался этого принципа. Такое отношение Домье к натуре видно на целом ряде примеров. Взять хотя бы его рисунок «Ужин» (Лувр) или картину «Дон-Кихот в горах». Так же свободно обращался Домье со скульптурной формой, ища выразительности. Интересно, что Домье часто рисовал со своих скульптур; так, например, он сделал «Законодательное чрево». Он ставил скульптурные фигурки перед собой, освещая их лампой, что давало выразительные световые эффекты. И в живописи свет помогал ему создавать эмоциональную насыщенность, усиливал драматичность ощущения.

 

У Домье не было высказываний относительно искусства, но эстетическое кредо Домье четко выявлено в серии литографий 50—60-х годов, посвященных салонам, художникам, зрителям, и по этим работам мы можем судить, как Домье относился к ряду вопросов, волновавших его современников.

 

Одной из важных проблем искусства того времени была проблема пленерной живописи. Начиная с барбизонцев художники все чаще и чаще работали на природе, что привело многих к замене картины этюдом. Домье никогда не работал с натуры, и можно сказать, что он несколько насмешливо относился к такому методу. У него имеется целый ряд карикатур: «Пейзажисты за работой» (1862), «Пейзажист» (1864), «Один копирует природу, другой копирует первого» (1865), «Пейзажисты зимой» (1864) и другие. Для творчества Домье отрицание пленерной живописи вполне закономерно. Есть свидетельство, что Домье не оценил в свое время даже живопись юного Клода Моне. Однако вместе с другими художниками-нова-торами Домье боролся против салонной академической живописи. Об этом говорит все творчество Домье, а также его отдельные карикатуры, как, например, литография «Любители классического искусства все более и более убеждаются, что искусство во Франции погибло» (1862).

 

Домье высмеивал пошлое отношение буржуазии к искусству:

 

Посетитель:     «Вот уж нелепая композиция, а цвет-то!» Художник: «К черту кретина буржуа!» (1864), или «Что, по-твоему, лучше всего в Салоне в этом году?» — «Пиво» (1864).

 

Домье представляет недоумевающих зрителей перед картиной «Олимпия» Эд- Мане или перед картиной Курбе. («Не будьте же в такой степени буржуа... полюбуйтесь по крайней мере этим Курбе!»)

 

Домье высмеивает самодовольство буржуа, увидевшего свой скульптурный портрет в салоне: «Ничего не скажешь, это я, это черты моего лица, но я всю жизнь буду жалеть, что художник заупрямился и не захотел сделать очки и мой стоячий воротничок»

 

(1864)   . Домье высмеивает подобострастие художников перед влиятельным критиком

 

(1865)   . Домье не щадит и живописцев, которые восхищаются друг другом (1862) или спешно пишут картину в последние дни перед выставкой (1864).

Категория: Искусство | Добавил: fantast (25.12.2018)
Просмотров: 872 | Рейтинг: 0.0/0