Франсуа Рюд. Биография и краткий обзор творчества. (1784—1855)

Франсуа Рюд — один из виднейших представителей романтизма в скульптуре. Рюд родился 4 января 1784 года в Дижоне в семье умелого ремесленника, кузнеца, специалиста по каминным решеткам. Получив хорошую подготовку в Дижонском художественном училище, Рюд едет в Париж (1807), чтобы принять участие в соревновании на Римскую премию. В 1812 году, выполнив работу на тему «Аристей оплакивает потерю своих пчел», Рюд добивается первой премии, которая дает ему право на поездку в Италию, однако из-за политических событий рта поездка не состоялась. После поражения Наполеона Рюд, будучи бонапартистом, Эмигрирует в Бельгию вслед за своим другом Фермье. Женившись на его дочери, ученице Давида, он попадает в круг последователей Давида. Есть предположения, что Рюд сделал портрет знаменитого живописца. Помимо работы над портретными бюстами Рюд принимает участие в декорировании многих зданий. Среди рельефов, исполненных им в это время, наиболее значительны барельефы дворца Тервюрн. Однако работы бельгийского периода не выходят за пределы обычной академической скульптуры. В 1827 году Рюд возвращается в Париж уже сложившимся художником. В том же году он выставляет грациозную статую «Меркурий, завязывающий сандалию» (Париж, Лувр), в которой больше связи с искусством XVIII века, чем с будущим творчеством Рюда. Выполненный несколько позднее «Неаполитанский рыбак с черепахой» (1833, Париж, Лувр) говорит о том, что Рюд теперь пристально наблюдает натуру, стремится к большой жизненности движения. В это время Рюд уже работает над декорированием Триумфальной арки на площади Этуаль (Звезды). В 1830 году он выполняет часть опоясывающего арку фриза на тему «Возвращение армии Наполеона из Египта». Но эта работа — лишь равнодушный отклик на официальный заказ и не представляет большого интереса. Совсем по-другому Рюд выполнил горельеф «Выступление в поход добровольцев 1792 года», или «Марсельеза» (1830—1836). В это произведение скульптор вложил всю свою страсть, весь свой темперамент художника. Рюд поставил перед собой задачу передать пафос революции, показать порыв народа в борьбе за свою свободу. Эта задача заставила Рюда искать новых средств выражения. Ниспровергая академические представления б границах пластики, Рюд в этом произведении достигает необычайного драматического и вместе с тем героического напряжения. В резком движении, выражающем эмоциональный порыв, даны женщина, олицетворяющая Свободу, и воины. «Марсельеза» с ее соединением аллегорических и жизненных черт, с ее повышенной экспрессией является наиболее ярким воплощением романтизма в скульптуре. И это впечатление не ослабляют некоторые реминисценции классицизма:   изображение французских граждан подменяется образами античных воинов, а вместо мушкетов мы видим луки и мечи.

 

Внутренней свободой и жизненной силой отличаются и последующие работы Рюда: статуя маршала Саксонского (1836—1838, мрамор, Париж, Лувр), геометра Гаспара Монжа (1846—1848, бронза, Бонн), статуя «Жанна д’Арк, прислушивающаяся к голосам» (1845—1852, мрамор, Париж, Лувр). Правда, эти памятники еще перегружены аксессуарами, разъясняющими, по мнению Рюда, замысел произведения.

 

От этой перегруженности внешними атрибутами Рюд освобождается в памятнике маршалу Нею (1852—1853). Героического Звучания скульптура достигает самим созданным Рюдом образом. Новым в этом памятнике было изображение переходного движения, эту черту Рюда позднее оценит Роден.

 

Большая сила выразительности ощущается и в памятнике Годфруа-Кавеньяку (1845—1847, Париж, кладбище Монмартр). Однако не все в творчестве Рюда до конца убедительно. Нельзя признать удачным памятник Наполеону (1845—1847) в парке Фиксен (около Дижона), в котором детальная трактовка головы Наполеона идет в ущерб общей пластичности памятника и не вяжется с аллегорическими эмблемами.

 

В 1850-х годах, в последние годы своего творчества, Рюд часто обращается к религиозным («Голова распятого Христа», 1855, Париж, Лувр) и мифологическим («Геба играет с орлом Юпитера», 1855, Дижон, Музей; «Амур-повелитель», 1855, Дижон, Музей) сюжетам. Но и в этих сюжетах он стремится сохранить жизненность натуры.

 

Стремление к правде — вот основной принцип Рюда. «Каждый шедевр — это сгусток действительности, созданный художником, умеющим видеть», — говорит он своим ученикам. Высказывания Рюда — это не стройная эстетическая система. Рюд ие был теоретиком, и его мысли интересны в первую очередь как творческие советы. Они также свидетельствуют, что Рюд был про-1рессивным художником, приверженцем демократических идей того времени. Творчество Рюда, как и всех прогрессивных художников той эпохи, было идейным. Как Делакруа, а позднее Курбе, Рюд отстаивал искусство яркое, впечатляющее, считал, что художник должен выражать свою индивидуальность, остерегаться штампов, предостерегал от слепого подражания каким-либо образцам.

 

Интересны его мысли по поводу бюста г-жи Кабе (1853—1855, Париж, Лувр). По его словам, работая над бюстом, он не искал героики, а стремился изобразить молодую женщину такой, какова она есть. Художественная манера Рюда в этом портрете, спокойная и мягкая, отличается от энергичной трактовки его произведений героического характера. Это лишнее доказательство, что для Рюда художественный язык произведения определяется той идеей, которую он хотел воплотить. В конце своей жизни Рюд сожалеет, что отказался от принципов классицизма, что «не предоставил более достойного места вечной красоте». Однако вклад Рюда в историю искусства ценен именно тем, что он преодолел «вечный» идеал красоты и нашел новый идеал, созвучный современности.

Категория: Искусство | Добавил: fantast (23.12.2018)
Просмотров: 2277 | Рейтинг: 2.0/1