О конструировании фрагментов философской картины мира

О конструировании фрагментов философской картины мира

К. филос. н., доц. В. А. Любичанковский Оренбургский технический университет

Без того, чтобы так или иначе не предполагать, что такое мир и каково его строение, не может обойтись никакая конкретная наука. За каждым осмысленным вопросом, не говоря уже об утверждениях науки, стоит определенное представление о мире. Вопрос о структуре мироздания выражается не в физических или в каких-либо других конкретно-научных понятиях, а в категориях философии. Категории философии обладают двояким характером. С одной стороны, они обладают онтологическим характером: выступают как обозначение атрибутов материи. С другой стороны, они имеют гносеологическое значение, так как служат общим определением того, что подлежит познанию в изучаемых объектах действительности. Например, представитель конкретной науки, приступая к исследованию, уже заранее настраивает себя на поиски законов, причин, качественных особенностей и т. д.

 

Философская картина мира обладает такой особенностью. Никто до познавательного процесса не может сказать, как устроен мир. Научное познание начинается с постановки проблемы. Известно, что решение конкретных проблем науки требует знания не всех свойств изучаемого объекта или процесса, а лишь некоторых. Поэтому любая конкретно-научная (например, физическая) и философская картины мира, точно выражаясь, представляют собой проекцию объективно существующего мира на класс решенных и решаемых наукой проблем, которые обусловлены, иди практическими потребностями, или внутренней логикой развития науки. Такое представление, если оно не противоречит данным практики, есть единство абсолютного и относительного, т. е. в нем воспроизведена объективно-реальная структура мира, но не исчерпывающе. Новые классы задач и их решения всегда вносят новые элементы в существующую философскую картину мира. Отсюда вытекает такой вывод: в философском исследовании правомерна деятельность по "конструированию" таких фрагментов философской картины мира, которые не вытекают из решений рассмотренных и рассматриваемых наукой проблем. Другими словами, источником развития философии следует считать и создание философских теорий, когда решается не только одна конкретная задача, как правило, представленная или практикой общественной жизни, или какой-то из конкретных наук, но и все мыслимые постановки задач данного направления, когда создается запас решений не только для данной ситуации, но и для всех возможных близких ситуаций.

Чтобы эта мысль была понята, проиллюстрируем ее на примере, взятом из математики.

Со времен А. Ыуавра было подмечено, что при суммировании большого числа независимых случайных величин распределение их сумм сближается с нормальным распределением при достаточно широких условиях. Для большинства задач практики вполне достаточно указать такие условия, но для математика это только начало работы. Он ставит перед собой задачу разыскать необходимые и достаточные условия для этого. Но и этого мало, поскольку требуется также выяснить быстроту сближения по мере увеличения числа слагаемых, возможность избавиться от предположения об их независимости, перенести результат со скалярных величин на векторные или же на объекты еще более сложной природы.

 

На названном выше виде философской деятельности пока не делается ударение. Он не пропагандируется. А это необходимо.

 

Анализ современной физики показывает, что в становлении теории относительно большую роль сыграла идея относительности пространственных и временных интервалов, в становлении квантовой механики - идея существования дополнительных свойств. Однако легко показать, что к этим идеям можно придти чисто логическим путем в рамках философии, определенным образом трансформируя существовавшее в XIX в. понятие пространства и времени в первом случае, а во втором - анализируя основные выводы, вытекающие из общепринятого в философии понятия свойства.

Рассмотрим конкретный пример такого рода философской деятельности.

В системе диалектического материализма доказывается, что структурность - всеобщее свойство форм материи. С другой стороны, многие гипотезы специалистов из области физики элементарны;: частиц исходят из того, что существует структурный фундамент материи.

 

Концепция структурного фундамента материи сводится к утверждению, что существуют "элементарные" материальные образования, лежащие в основе материи. Все формы материи, в конечном счете, состоят из них. "Частицы" этого фундамента с точки зрения закона структурности обязательно должны иметь структуру. Классическое понятие структуры к ним не применимо. Спрашивается, можно ли как-то указать общие черты этого типа структуры в рамках философии? на наш взгляд, да, но, безусловно, используя весь арсенал существующего знания.

 

По отношению к структуре этих "частиц" можно сказать следующее:

 

1.            "Частицы" структурного фундамента обязательно должны "состоять друг из друга", т. е. свойства и само существование каждой "частицы" находятся в жесткой зависимости от свойств и существования всех остальных "частиц" структурного фундамента.

 

2.            Число этих частиц может быть любое (Е), но не меньше трех, ибо при меньшем их числе нельзя осуществить программу "состоят друг из друга".

 

3.            раз "частицы" структурного фундамента "состоят друг из друга", то уже отсюда вытекает вывод, что это не однотипные образования. Значит, Е "частиц" структурного фундамента содержит в себе каких-то М их типов, качественно отличающихся друг от друга по каким-то параметрам.

 

4.            Внешне вхождение "частиц" структурного фундамента структурно друг б друз может проявиться е их универсальной взаимспревращаемости. Другими словами, взаимопревращаемость материальных образований есть наблюдаемый результат того, что они "состоят друг-из друз".

 

А вот другой пример. Можно составить таблицу всех логически возможных концепций релятивизма, независимо от того, имели они место в истории человеческой мысли или кет. Вид релятивизма будет определяться онтологической доктриной. И нельзя смешивать релятивизм вообще с любой из его модификаций.

 

Итак, все философское знание, если оно достаточно полно, можно разбить на две части: а) картина мира как срез объективно существующего мира с точки зрения существующих решений определенного класса задач; б) конструируемые фрагменты мира, которые не вытекают из решений, полученных наукой. Последние должны использоваться представителями конкретных наук, как используется ими различный математический аппарат при решении новых классов задач. Относительно знания (б; философия не указывает область его применимости. Конкретные науки сами должны ее искать.

 

Философия должна четко сказать, какие элементы ее системы относятся к знанию (а), а какие - к знанию (б). Будущее философии, на наш взгляд, связано, е частности, с усилением деятельности по получению знания, относящегося согласно введенной классификации к знанию (б). Такая ориентация философских исследований направлена не столько на обоснование готовых в естествознании методов и положений, сколько из опережение устоявшейся конкретно-научной практики, на прокладывание для нее новых путей. Естественно, что в поле зрения философии должны быть и исследования, направленные на обоснование готовых в естествознании методов и положений.

Категория: Философия | Добавил: fantast (23.06.2018)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0