Традиционные философские категории в системе современного материализма

Традиционные философские категории в системе современного материализма

Д.филос.н. С.В.Орлов, Санкт-Петербургский технологический институт сервиса

В российской философской литературе последних десятилетий сложилась устойчивая тенденция рассматривать едва ли не большую часть традиционных понятий философии как "категории диалектики". Эта тенденция приводила к тому, что даже понятие материи порой представлялось как одна из категорий диалектики, хотя материализм и идеализм являются наиболее фундаментальными концепциями философского мышления, содержание которых в свою очередь развёртывается с помощью тех или иных концепций развития, познания и т.п. Представляется, что ряд проблем современного философского материализма - например, проблемы идеального и субъективного, активности психического, материального носителя психического, природы материального, духовного и физического труда(1) - получат более глубокое разрешение на основе как новых конкретно-научных разработок, так и использования для их интерпретации материалистического содержания традиционных философских категорий, остающегося до сих пор в тени. Попытаемся обозначить основные аспекты материалистического содержания нескольких понятий, традиционно причисляемых к категориям диалектики.

 

Первым, наиболее простым и очевидным проявлением материалистической или идеалистической интерпретации так называемых категорий диалектики является отражение в их содержании того или иного решения вопроса об отношении сознания к материи. Известно, например, такие отпечатки накладывал идеалиам Юма и Канта на понимание ими причинности, теология католицизма - на трактовки единичного и общего, возможности и действительности. Разбор предложенного Гегелем механизма разрешения противоречий, выражающего идеалистическую интерпретацию развития, производится в очень сходных выражениях в "Истории новой философии" К. Фишера(2) и в "Нищете философии" К.Маркса, несмотря на глубочайшие различия во взглядах двух последних мыслителей. Достижения науки XX столетия позволяют конкретно сформулировать качественно различные аспекты стороны материалистического решения вопроса об отношении сознания к материи, описываемые каждой философской категорией. Таким образом, традиционная структура основного вопроса философии, изложенная в известной работе Ф.Энгельса, на основе данных современной науки может быть расширена. Эта расширительная трактовка, практически уже применяемая в конкретно-научном познании, включает в себя аспекты данного вопроса, выраженные во всех основных философских категориях.

 

Второе проявление материалистической интерпретации категорий философии состоит в том, что концепция современного философского материализма требует сопоставления не с абстрактно-всеобщей, в с конкретно-всеобщей концепцией развития. Конкретно-всеобщая концепция развития, разработка которой происходит в последние десятилетия (З), не останавливается на констатации общеизвестного факта, что развитие -свойство материи. Она рассматривает закономерный мировой процесс перехода от простых форм материи к более сложным - вплоть до социальной, которая эволюционирует за счёт преобразования других форы и самой себя. Философские категории, применённые к каждой отдельной форме материи, а затем использованные для описания взаимодействия этих форм, приобретают многослойную, объемную логическую структуру, выражают историческое развитие материального мира. Коли с новыми открытиями в естествознании философский материализм в целом так или иначе меняет свою форму, то проявление отдельных закономерностей развития, выраженных в традиционных категориях, изменяется при переходе от одной формы материи к другой.

 

Рассмотрим связь концепции уровней основных форм организации материи с конкретно-всеобщей интерпретацией традиционных категорий философии на нескольких примерах.

 

Категории возможности и действительности описывают развитие материи на абстрактно-всеобщем уровне следующим образом. В материальном мире имеется набор наиболее абстрактных возможностей развития, выражающий общую сущность материи. Одна часть этих возможностей постепенно конкретизируется и переходит в действительность, другая остаётся нереализованной. Концепция уровней позволяет определить последовательность и качественно различные ступени формирования и реализации возможностей природы и общества, причём сделать это на основе принципов философского материализма. Так, физическую форму материи можно описать через понятия физической возможности и физической действительности. В механистическом материализме эти категории, как известно, связывались жёстко и однозначно: веяная механическая система обладает строго определённым набором возможностей, а их переход в действительность точно вычисляется на основе законов механики. Однако в XX веке была открыта неоднозначная определённость траектории движения элементарных частиц, не укладывавшаяся в старый классический принцип: "одна возможность - одна действительность". Для характеристики "пучка" возможностей, участвующих в процессах с неоднозначной детерминацией, В. Гейзенберг предложил понятие "состояния" или "сосуществующих возможностей", В.А. Фок - понятие "потенциальной возможности". Этот термин отражает неизвестную классической науке закономерность физической материи - объективно существующую многозначность конкретных возможностей её развития, приводящую к многонаправленности последнего. Неоднозначность реализации физических возможностей в макромире была детально раскрыта в теории диссипативных структур И. Пригожина и его школы. Таким образом стало ясно, что физическая форма материи уже характеризуется неоднозначной связью между возможным и действительным, обладает творческим потенциалом развития. Неравноценность физических возможностей, преобладание в расширяющейся Вселенной тенденции к синтезу атомов над тенденцией к распаду(б) даёт основания для введения понятия физической эволюционной возможности (потенциала) - то есть способности физических объектов к усложнению в процессах масс-энергетического синтезе. Богатство физических эволюционных возможностей только начинает раскрываться в свободной физической материи, полное же их проявление продолжается в более сложных формах объективной реальности. Так, показано, что возникновение всех последующих форм материи - в том числе и общества - возможно благодаря тому, что в нашей Метагалактике значения констант сильного и гравитационного взаимодействия не выходят за рамки весьма небольшого допустимого интервала (чего, вероятно, могло бы и не быть) (7).

 

Важной составной частью материалистической картины мира является анализ перехода от одного класса возможностей - например, физического - к следующему классу (в данном случае - к химическим возможностям). Возникновение химии как более сложной формы материи - главное проявление эволюционного потенциала физического мира. Основной особенностью возможности и действительности в химической форме материи является их новое, более сложное качество: химические процессы всегда захватывают физические, масс-энергетические параметры своих компонентов, но их специфическое содержание состоит в возникновении и изменении более сложных, собственно химических качеств вещества, связанных с законами химического сродства и прямым субстратным синтезом, регулируемым этими законами. Для характеристики роли отдельных химических веществ в развитии химической формы материи можно ввести понятие эволюционных химических возможностей, или, в другой терминологии, химического эволюционного потенциале элементов и соединений^). Взаимосвязь химической и физической материи - простейшее проявление общей закономерности: у каждой из основных форм материи существует некий фонд "замороженных", зарезервированных возможностей. Денная форма материи не может самостоятельно их реализовать, не выходя за свои пределы (то есть не порождая следующую форму). В этом контексте процесс перехода материи от низших форм к высшим можно метафорически сравнить с апокалипсическим "снятием печатей": одна часть фонда абстрактных возможностей физического мира "размораживается", активизируется и реализуется в химизме, вторая - не уровне живого, третья - социального. Важной специфической чертой химизма становится явление катализа: во всех сложных химических реакциях (а также в ряде простых) возможности двух взаимодействующих химических субстратов реализуются под управляющим воздействием третьего субстрата, не входящего затем в продукт реакции. Как показано в работах А.П. Руденко, каталитическая активность химического вещества - необходимое условие реализации главной эволюционной возможности химизма - порождения жизни.

 

Биологическая форма материи создаёт несколько качественно новых типов возможности (и возникающей при её реализации действительности), которые по своему содержанию не укладываются в традиционную простую схему: абстрактная возможность - конкретная возможность - действительность. Это, во-первых, переходная от химического к биологическому уровню организации возможность, реализующаяся с механизмом самоконтроля. Она возникает у открытых каталитических систем и получает широкое распространение после формирования механизма точной пространственной редупликации. Возможности такого рода проявляются в контроле развития фенотипа со стороны генотипа, а также в отборе генотипов в ходе конкуренции между фенотипами. Во-вторых, в результате накопления мутаций в рецессивных аллелях складываются отсроченные возможности развития. Они похожи на абстрактные возможности тем, что не готовы к немедленному переходу в действительность, однако существенно отличаются от обычных абстрактных возможностей способностью очень быстро (.при соответствующих условиях) включаться в процесс эволюции, выводиться из угнетённого состояния, в котором они пребывали, будучи уже вполне сформированными. В-третьих, при переходе биологических видов к теломорфозу или гиперморфозу происходит ярко выраженное расщепление возможностей на возможности развития как возникновения новых состояний и возможности стационарного существования в неизменном виде при неизменных условиях. Последние порождаются эволюционно бесперспективной действительностью. В-четвёртых, в живой природе на уровне популяции и вида формируется многослойная структура, которую можно было бы назвать многоуровневым полем возможностей. В нём взаимодействуют адаптационные возможности фенотипа, доминантных аллелей генотипа, возможности, скрытые в рецессивных аллелях и возможности, формирующиеся под косвенным эпизодическим контролем естественного отбора в нейтральной эволюции. Наконец, в-пятых, в биоценозах в результате стохастического взаимодействия полей возможностей четвёртого типа и абиогенных условий возникают системные многоуровневые комплексные возможности. Они не определяются законами какой-либо отдельно взятой формы материи самой по себе. В этом отношении сложное поле возможностей и эволюционных запретов, складывающееся в биоценозе, отдаленно напоминает комплексные возможности трудовой деятельности человека, зависящие одновременно от внешних, природных, и от внутренних, социальных факторов.-

 

Скачок от природного к социальному создаёт весьма абстрактную возможность бесконечного преобразования мира человеком (хотя в предельно абстрактном виде такая возможность существовала в материи изначально: в любой форме последней имеется обширный фонд конструктивных возможностей, которые могут быть реализованы только с помощью человеческого труда). Для характеристики возможностей перестройки мира трудовой деятельностью человека следует ввести два понятия: социально обусловленные абстрактные возможности преобразования природного субстрата и социально обусловленные конкретные возможности преобразования природного субстрата. Первый из этих двух типов возможностей - та часть фонда конструктивных возможностей природных форм материи, которая с технической точки зрения может быть реализована обществом на данном этапе его развития. Однако общество осуществляет выбор из этого гигантского фонда возможностей, руководствуясь своими интересами и отбрасывает подавляющее большинство из них как бессмысленные ила вредные. Социально обусловленные абстрактные возможности, для реализации которых складываются достаточные условия (как технические, так и чисто социальные, состоящие в заинтересованности каких-либо общественных групп), образуют фонд социально обусловленных конкретных возможностей преобразования природного субстрата. Наконец, реализовавшиеся возможности этого типа составляют социально обусловленную природную действительность, или, по терминологии К. Маркса, вторую природу. Для конкретизации категории возможности применительно к трудовой деятельности человека используется понятие трудового потенциала. Понятие трудового потенциала как совокупности возможностей саморазвития общества в целом, его производственных ячеек и отдельной личности довольно широко используется в отечественной экономической и социологической литературе, а также - с несколько иной терминологией - в зарубежной(Э).

 

Все описанные ступени развёртывания отношений возможности и действительности раскрывают конкретную специфику материальных образований, принадлежащих к различным уровням сложности. Возможности развития, заложенные в самой природе материального мира(Ю), проходят путь эволюции и образуют целостные комплексы, специфические для каждой формы материи.

 

Другая паре категорий, материалистическое содержание которых может быть существенно уточнено на материале современной науки - причина и следствие. Философский материализм всегда подчёркивал, что беспричинных явлений не бывает, любой материальный процесс имеет материальную причину и т.п. Однако тезис о всеобщей причинной обусловленности явлений требует соотнесения, увязки с идеей развития. Для этого можно, во-первых, выделить специфические формы причинно-следственных отношений на уровне физической, химической, биологической и социальной форм материи. Во-вторых, процесс развития материи состоит в том, что появляется качественно новое содержание, то есть следствия оказываются качественно сложнее, чем условия и причины их возникновения. Способность простой причины порождать более сложное следствие нужно признать атрибутивным свойством материи. В классификации типов причинно-следственных связей, основанной на признании атрибутивности развития и атрибутивности такого творческого (то есть включающего в себя возникновение нового) типа причинности, можно, выделить пять основных вариантов: причинно-следственная связь между невключениям низшим и высшимI, между включённым низшим и высшим2, между двумя явлениями одного уровня сложности 3, между высшим и включённым низшим V, между высшим и невнлйчённым низшим 5. Наиболее сложным случаем варианта5 является целенаправленное опричинивание в процессе преобразования природы человеком. Законы, открытые классической наукой, чаще всего фиксируют устойчивые причинные связи между явлениями, относящимися к одному и тому же уровню сложности. Таковы законы механики, физики, химии, основанные на причинных связях третьего типа. Однако изучение геологической формы материи, проблем экологии, техники, медицины требует исследования другого типа законов - закономерной связи между объектами разных уровней сложности: техника развивается по неким комплексным природно-социальным законам, экологические системы - по законам химии, биологии и общества и т.п. В основе таких законов лежат причинно-следственные связи, в которых процессы, инициированные низшей формой материи, влекут за собой следствия на уровне высшей, а процессы в высшем приводят к таким следствиям в системе включённого или невключённого низшего, которые без вмешательства причин высшего уровня сложности вообще не могли бы быть порождены низший. Наиболее яркий пример этому - опять же воздействие труда на вещество природы.

 

В целом можно сделать вывод, что сопоставление конкретно-всеобщей концепции развития и концепции соотношения основных форм материи выявляет новый, нетривиальный пласт материалистического содержания категорий философии.

 

Наконец, третьим проявлением материалистической или идеалистической интерпретации категорий является применение их к сознанию, духовному миру. Содержание Категорий в сфере сознания подразделяется на несколько слоёв. Во-первых, в трактовке категорий философии человеческим мышлением содержится чисто субъективный, произвольный момент.

 

Он является причиной как ошибок познания, отлета мысли от действительности, так и созидательной работы творческого воображения; необходимой для неограниченного оперирования с отображаемыми элементами реальности, достижения объективной истины(П). Во-вторых, имеется содержание категорий, отражающее внутреннюю логику развития мысли - как научных теорий, так и логику распространения идей и настроений в общественном сознании. В этом смысле можно говорить, по-видимому, о специфической нематериальной форме причинности в научном познании: идеи Юма как одна из причин формирования учения Канта, первые теории биологической эволюции как условия и причины создания теории Дарвина, борьба противоположных подходов к проблеме как причина её более глубокого осмысления и т.п. Только третий уровень составляет объективное знание о материальном мире как таковом. Особенности проявления философских категорий на этих трёх уровнях пока мало изучались.

Категория: Философия | Добавил: fantast (18.06.2018)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0