Предмет философии и система философских проблем

Предмет философии и система философских проблем

Ю. Г. ЕРШОВ

В современной дискуссии о предмете марксистской философий и; соответственно, о структуре философского знания центральное место занимает вопрос о характере соотношения диалектического и исторического материализма.

Но корректно ли вообще мыслить ядро системы философского знания, т. е. собственно философию, как некоторое единство двух самостоятельных теорий — философской и философско-социологической (согласно преобладающим /точкам зрения в научной и учебной литературе)?

 

В этом плане нам близок пафос вывода о том, что диалектический и исторический материализм не являются структурными компонентами философии марксизма, а образуют органически единую систему взглядов — диалектико-исторический материализм [1, 12]. Здесь в известной степени тавтологично выражена та верная, по нашему мнению мысль, что употребляя термин «исторический материализм», мы тем самым подчеркиваем, что диалектический материализм — это высшая форма философии материализма, связанная с материалистическим пониманием развития человеческого общества.

 

В литературе убедительно показано, что’ и исторически, и логически высшая форма материализма связана с пониманием практического характера общественного развития, позволившего научно решить основной вопрос философии и определить ее предмет как «...систематически-теоретическое изображение универсальных схем, форм и законов развития и природы, и общества, и самого мышления» [2, 227]. Другими словами, предмет философии марксизма (= диалектического материализма^ материалистической диалектики) задается принципом совпадения диалектики, логики и теории познания, позволяющим освободить (в тенденции, т. к. этот процесс далеко еще не закончен) философию от специального, частнонаучного, «положительного» знания (вслед за формальной логикой, психологией, этикой, эстетикой, и т. д.).

 

’ Отсюда с необходимостью вытекает и отрицание существования какой-либо двойственной по характеру философско-социологической теории общества, которая является философской потому, что решает основной вопрос философии в форме соотношения общественного бытия и общественного сознания, а социологической потому, что изучает наиболее общие законы развития общества как системы. Еще раз подчеркнем, что именно разгадка «тайны» социальной материи, общественного бытия Марксом и Энгельсом позволила создать диалектический материализм как науку об универсальных законах и формах деятельности и познания человеческого общества. Но тогда нет исторического и диалектического материализма, а есть философия диалектического материализма и общая теоретическая социология марксизма. Соотношение между ними принципиально не отличается от той роли, которую философия играет по отношению к другим частным наукам как всеобщая методология. Другое дело, что мировоззренческое значение философских основ общей социологии проявляется гораздо острее и рельефнее, чем, скажем, философские принципы естественнонаучной теории, поскольку в теоретической социологии классовые интересы отражаются непосредственно.

 

Процесс кристаллизации предмета собственно философии закономерно сопровождается усложнением ее связей с системой научного знания. Но это не процесс расширения философии как системы [3, 16—37], а процесс углубления методологической роли философии, происходящей в ее взаимодействии с «верхним», предельно общим, теоретическим уровнем той или иной науки. Это процесс, приводящий к образованию особой, пограничной сферы между философией и конкретнонаучным знанием, в котором и происходит взаимообогащение, взаимооплодотворение материалистической диалектики, с одной стороны, и естествознания, социально-исторического знания, с другой.

 

Поскольку эта «промежуточная» область, строго говоря, не принадлежит полностью ни к философии, ни к конкретнонаучному знанию, мы считаем целесообразным именовать ее сферой философских проблем конкретно-научного знания. Разумеется, теперь нельзя не согласиться с тем, что диалектика дифференциации и интеграции в современной системе научного знания увеличивает число точек соприкосновения философии с ней, отражая углубление и расширение сфе|) практики и познания человеческого общества. Такими точками соприкосновения являются философские проблемы физики, биологии, исторической науки и т. д. Не является здесь исключением и теоретическая социология.

 

Таким образом, по нашему мнению, пора отказаться от квази-диалектических определений философии в «узком» и «широком» смыслах. Существует диалектический материализм как философия марксизма-ленинизма и сложная, внутренне многообразная система философских проблем научного знания.

 

Возможно, не так уж и важно, будем ли мы называть их философскими проблемами или философскими науками, но главная цель нашего краткого* по необходимости, рассуждения в том, что четкое определение предмета философии, осознание границ ее содержания ведет к повышению методологической роли материалистической диалектики, освобождению философии от суммы примеров и надуманных схем и теорий развития, навязываемых в качестве философской методологии.

Категория: Философия | Добавил: fantast (12.06.2018)
Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0