О системном характере предмета философии

О системном характере предмета философии

Н. С. РЫБАКОВ

Вопрос о предмете философии остро встает в периоды бурного развития философии и связан нередко с преобразованием ее структуры. Каждое исторически новое философское учение по-своему определяет сущность и задачи философии, выделяет определенный круг проблем, выражает свое отношение к предшествующим и сосуществующим течениям. В историческом плане обнаруживается многозначность интерпретаций предмета философии, порою взаимно исключающих друг друга. Т. И. Ойзерман, специально изучавший этот вопрос, пришел к заключению, что «вывод о единстве предмета философского исследования во все исторические времена неправомерен» [5, 238]. Это обстоятельство свидетельствует о сложной, диалектически противоречивой природе предмета философии, а также означает, что вопрос об исторических формах предмета философии и их преемственности имеет актуальное значение. С достаточной определенностью можно констатировать историческую тенденцию формирования научного понимания предмета философии, которая наиболее полно реализуется в системе марксистско-ленинской философии. Предмет философии обретает свою наивысшую, классически развитую форму только в философии марксизма. Именно здесь он получает свое наи‘ более полное и теоретически адекватное выражение. И говорить о предмете философии в строго научном смысле можно', только подразумевая предмет марксистско-ленинской философии.

 

Вопрос о предмете философии постоянно находится в центре внимания советской философской науки. Известно, что существуют различные толкования его природы, весьма оживленно обсуждаются тенденции его дальнейшего развития. В марксистской философии сейчас интенсивно идет процесс дифференциации, или «ветвления» философского знания, образуются новые философские дисциплины с относительно самостоятельными предметами, расширяется проблематика философского поиска. Все это делает чрезвычайно актуальным как вопрос о соотношении предметов частных философских систем, так и вопрос о предмете философии в целом.

 

Ясно, что последний должен иметь многоуровневую структуру, носить системный характер, включать в себя в качестве «подпредметов» предметы частных философских систем. В силу этого он должен выражаться спектром всеобщих и универсальных категорий, способных обеспечить возможность дальнейшей дифференциации философии. Системность означает способность к образованию систем, к существованию в виде систем [2, 30], и современное состояние марксистской философии отражает системный характер ее предмета вполне осязаемо. Рассмотрению системности философии и ее предмета посвящены работы различных авторов, например, П. В. Алексеева [1, гл. 1], Т. И. Ойзермана [4, 71—91], [5, гл. 6]. В них рассматривается структура предмета философии, выделяются его основные элементы и отношения между ними. Благодаря своему системному характеру предмет философии допускает вычленение разных уровней абстрактности и конкретности, всеобщности и универсальности, может проявляться в самых разных формах и срезах, чем и объясняются различные варианты его толкования.

 

Однако, предмет философии в целом не есть некий конгломерат «подпредметов» или же элементов. Его существеннейшей чертой является интегративность, раскрывающая предмет философии как целостную систему, обладающую такими качествами, которые не сводимы к сумме качеств отдельных «подпредметов» и элементов. Дифференциация философии не есть расчленение ее предмета на составные части, предмет философии в целом не делится поровну между частными философскими дисциплинами. Процесс дифференциации философии свидетельствует о расширении, развитии предмета философии в целом. Так, новый этап системного расширения предмета философии связан с обращением к так называемым глобальным проблемам, к проблемам культуры и цивилизации, с вычленением разных типов рациональности, с применением системного подхода к познанию мира.

 

Интегративность предмета философии обеспечивает его развитие как целостной системы. Это развитие выражается в возрастании уровня общности предмета философии, в раскрытии все более многочисленных связей и отношений между его элементами, в организации их в иерархически упорядоченную систему. Предмет философии образует системное ядро философской науки. Он не тождественен всему содержанию философии, однако, развертывание системы философского знания представляет по сути дела экспликацию предмета философии. Стремление же уместить в предмете философии все содержание философской науки оборачивается в итоге попыткой дедуцировать из него все проблемы и положения философии, что само по себе весьма проблематично.

 

Философия как теория всеобщего имеет своим предметом мир в целом. Само понятие «мир в целом» имеет довольно сложную структуру и может рассматриваться в разных аспектах, на что недавно вновь обратил внимание Б. М. Кедров [3, 34—36]. Мир в целом в его многогранных проявлениях изучают и частные науки. Чем же отличается философский подход к миру в целом от частнонаучного? Частные науки изучают, углубляют отдельную его сторону и вырабатывают методы исследования сообразно ее специфике. Поэтому можно сказать, что они абстрактно относятся к миру в целом. Философия' же изучает многогранные проявления действительности в их взаимных связях и отношениях. Она конкретизирует, углубляет понимание мира как всеобщего, как единства многообразного, показывая, сколь абстрактной оказывается каждая отдельная сторона этого мира вне ее отношения с другими. В этом раскрывается целостное видение мира философией, в этом заключается ее качественное отличие от частных наук. Но в этом же обнаруживается и ее тесная связь с ними в противоположность умозрительной натурфилософии, пренебрегающей этой связью.

 

Мир в целом — это также объект космологии и общей теории гравитации. Данное понятие имеет здесь естественнонаучное содержание, связанное с отражением строения мира: закономерностей его эволюции, причин изотропности пространства, особенностей топологии. Философия же выясняет прежде всего природу реальности мира в целом: его объективный или же субъективный характер, преломляет этот вопрос через призму основного вопроса философии, человеческого бытия. Философское понимание мира в целом является по отношению к естественнонаучному тем методологическим и мировоззренческим регулятивом, который нацеливается естествоиспытателей на раскрытие целостности, единства, системности мира путем исследования его объективной субстанциональной основы — всеобщей и универсальной связи — в ее особенных формах. Философское понимание мира в целом ответственно также и за формирование норм и идеалов, которые воплощаются в методологических установках, исследовательских программах и научных картинах мира и ориентируют ученого на определенное восприятие мира, действительности.

 

В кратких тезисах невозможно раскрыть все богатство диалектического содержания предмета философии. Отметим, что познание мира в целом — это познание всеобщего. Этой всеобщности отвечают всеобщие философские категории: материя и сознание, всеобщая связь явлений, отражение как всеобщее свойство материи, всеобщность движения, противоречия, практики и др.

Категория: Философия | Добавил: fantast (12.06.2018)
Просмотров: 946 | Рейтинг: 0.0/0