Юлий Осипович Мартов. Биография

Юлий Осипович Мартов. Биография

Автор - Г. 3. ИОФФЕ

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Написать политический, а значит, и духовный портрет Юлия Осиповича Мартова сегодня? Возможно ли это после стольких лет попрания и фактического табу? Да и задача эта слишком велика по масштабам российского революционного движения конца XIX — начала XX века и той необычной роли, которую играл в нем Мартов. Нет, время для полного политического портрета Ю. О. Мартова еще не пришло. Но оно придет. Мартов должен возвратиться к нам в дни переосмысления пройденного страной пути, глубокого осознания великой ценности единения, сплочения демократии как спасительной силы, противостоящей раздору, конфликтам, ожесточенной борьбе, как орудие гражданского мира против гражданской войны. Эта статья — только первый набросок, только первые штрихи для будущего портрета...

Он родился в 1873 году в Константинополе в зажиточной семье (отец его работал в Русском обществе пароходства и торговли). В семье было семеро детей — почти все вступили в революционное движение, в котором они видели путь к справедливому обществу. Сестра Мартова Л. О. Дан вспоминала, что в детстве они создали собственную утопию — фантастический город. Приличенск— идеальный мир, построенный на началах правды, справедливости, любви к ближнему. Все они, в том числе, конечно, Ю. О. Мартов, остались верны мечте и заветам своего детства и юности. Приличенск и революционная борьба остались для Мартова нерасторжимыми. Он верил в это, страстно желал, чтобы это было так...

Потом жизнь в Одессе, учеба в гимназии, картины еврейских погромов. Мартов был первый раз арестован еще студентом Петербургского университета в 1892 году, выслан в Вильно. В 1895 году он вместе с В. И. Лениным — в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». С тех пор, несмотря на глубокое политическое расхождение, последовавшее в 1903 году на II съезде партии, Мартов всегда жил в сердце Ленина. Западный историк И. Гетцлер, автор, кажется, единственной большой монографии о Мартове, говорил мне, что он думает, что в Ленине всегда «был Мартов»; «его не было в Сталине, а в Ленине все-таки был». Но в Мартове никогда не было того, что было в Ленине. Ленин являл собою вождя, человека огромной, непреклонной воли, беспощадного к противникам, решительно «отсекавшим» все, что мешало достижению поставленной им цели. Мартов же скорее был человеком интеллекта, а не одержимой воли. Небольшой, но показательный штрих. По известным воспоминаниям А. М. Горького, Ленин любил музыку, с большим волнением слушал «Аппассионату» Бетховена, но словно бы «боялся» ее: она, как он говорил, его «расслабляла» в дни, когда все вокруг было охвачено жестокой, кровавой борьбой. Мартов так же страстно любил музыку, но иначе. В одном из писем, написанных в канун Октября, рассказывая о жизни в Петрограде, о «свинцовом небе», нависшем над ним и, кажется, «над всем человечеством», о яростных политических страстях, пронизывающих эту жизнь, о «хаосе бурлящей страны», он жаловался: «Я, увы, за все время ни одного музыкального звука не слышал». С некоторым высокомерием Л. Троцкий в 1918 году говорил, что у Мартова всегда по одному и тому же вопросу два мнения. Но слабость это или сила? Ум Мартова охватывал, оценивал всю сложность, всю противоречивость события, явления.

Категория: Политика | Добавил: fantast (31.07.2017)
Просмотров: 1396 | Теги: Биография. История, революция, политика | Рейтинг: 0.0/0