Главная » Статьи » Наука » Научные труды КГУ

КАРЬЕРА «АНТИКА» В XIX ВЕКЕ

КАРЬЕРА «АНТИКА» В XIX ВЕКЕ

Гaeвa Елена Владимировна канд. филол. наук, доц.

Лейбниц как-то заметил: «Если трудно понять значение слов у наших современников, то тем более трудно это в отношении авторов древних книг». Прошло уже несколько веков, но высказывание немецкого ученого актуально и в наши дни.

 

Слова с хронологически ограниченной историей представляют для ученых больший интерес, чем общеупотребительные, используемые нами с древнейших времен, поскольку редкие слова непременно сигнализируют о каких-то резких изменениях в истории словарного состава. При этом лексикологу-историку важно не просто отметить, что вот в этом году слово пришло в язык, а вот в этом - ушло из языка. Нет, главное - проследить, как слово функционировало; объяснить, почему лексема закрепилась в словаре или, наоборот, ушла из языка. Поэтому одна из задач - собрать как можно больше материала о каждом слове, накопить ряды слов, и только тогда, когда материал накопится (пока это перспектива далекого будущего), появится возможность установить общие причины изменений в лексике, дать всестороннее описание этих процессов, установить хронологию этих изменений.

 

При этом особенностью исторической лексикологии является то, что объект исследования - даже не слово, а текст, в котором это слово встречается, ибо только в тексте мы можем увидеть, как слово функционирует, как оно развивает свои значения, с какими лексемами сочетается, как изменяет свои грамматические характеристики и т. д. Именно по этой причине работы лексикологов, специалистов в истории языка, изобилуют большим количеством примеров употребления описываемого ими слова. Ведь даже элементарная частотность употребления позволяет выяснить, например, период активного использования лексемы, преобладающее значение, в котором слово использовалось в тот или иной период, и т. п.

 

В свое время наше внимание привлекла лексема антик в силу небольшого периода функционирования этого слова (вторая половина XVIII в. - середина XX в.), что сделало возможным анализ употребления этого слова в сравнительно незначительных по объему научных работах.

 

В более ранней статье «Карьера антика в XVIII веке»2 нами рассматривались особенности функционирования слова антик в допушкинскую эпоху. Если в момент проникновения в русский язык (середина XVIII в.) эта лексема употреблялась исключительно в значении «античная скульптура или копия с античной скульптуры», то к началу XIX в. лексическая единица антик стала использоваться уже в четырех значениях: «античные скульптуры и слепки с них», «старинные и редкие произведения искусства», «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» и «человек, носящий отпечаток старины».

 

В первой половине XIX в. антик в значении «античные скульптуры и копии с них» преимущественно используется писателями, отдавшими дань античной традиции:

 

Мы вошли в ротонду, установленную гипсовыми слепками с антиков (1814. К.Н. Батюшков. Прогулка в Академию Художеств (письмо старого Московского жителя к приятелю, в деревню его Н ).

 

В 1835 г. появляется повесть Н.В. Гоголя «Портрет», где, конечно же, не могла не употребляться лексема антик. Да и кто купит, не зная меня по имени? да и кому нужны рисунки с антиков из натурного класса, или моя неоконченная любовь Психеи или перспектива моей комнаты, или портрет моего Никиты, хотя он, право, лучше портретов какого-нибудь модного живописца?

 

В «Очерках Рима» А Н. Майкова есть стихотворение под названием «Антики» (1843), содержание которого однозначно указывает, в каком значении поэт использовал данное слово:

 

О мрамор, хранилище мысли былых поколений!

 

В могилах тебя отыскали средь пепла и камней;

 

Художник сложил воедино разбитые члены,

 

Трудяся с любовью, как будто бы складывал вместе

 

Куски драгоценные писем от милой, безумно

 

Разорванных в гневе... Израненный, ныне пред нами

 

Стоишь ты в чертогах, и люди к тебе издалека

 

Стремятся, как к чудной святыне толпы пилигримов...

 

Антик свое исконное значение «античные скульптуры и копии с них» сохраняет и в текстах второй половины XIX-начала XX вв.:

 

[..] пред картиной, пред барельефом, пред маленьким антиком простаивали мы по целым часам (1868. П.Д. Боборыкин. Жертва вечерняя).

 

Так точно мы ставим в наши комнаты и сады раздетые совершенно статуи, именно потому, что это мифологические, а следовательно и классические, антики [..] (1873-1878. Ф.М. Достоевский. Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга. Тритон).

 

Как истинный немец, Гаузер любил искусство, хотя признавал его существование только в пределах Германии. Исключение делалось для некоторых старых итальянских мастеров и антиков (1899. Д.Н. Ма-мин-Сибиряк. Падающие звезды).

 

Антонина Борисовна сама художница, и Захар Лукьянович смыслит в искусстве, холостым ездил даже в Афины и на пергамские раскопки, толкует уверенно о всяких «антиках» и «школах» (1894. П.Д. Боборыкин. Перевал).

 

Не отрицая влияния на Родена антиков и Микель-Анджело, Рильке выводит его направление, главным образом, из двух элементов: из впечатлений готического ваяния и своеобразно понятых задач современности (15 января, 1914. А.В. Луначарский. Рильке о Родене).

 

Особо оговоримся об использовании лексемы антик Н.К. Михайловским в литературных и журнальных заметках февраля 1873 г.: Никаких ясно определенных дикостей и несообразностей он [журнал «Гражданин»] не проповедовал, а был все время некоторой кунсткамерой, хранилищем самых разнообразных антиков, монстров и раритетов, большею частью неважных даже в смысле античности и монструозности.

 

В «Словаре русского языка» (М.-Л., 1936) утверждается, что в данном отрывке антик имеет значение «о всякого рода предметах, носящих отпечаток старины; о редкостях». Однако применительно к тексту Н.К. Михайловского данное определение принять нельзя. Во-первых, в ряду однородных членов антик, монстр и раритет в значении «редкость» выступает слово раритет; во-вторых, ниже Н.К. Михайловский, развивая тему, к первым двум словам из этого однородного ряда приводит смысловые соответствия: антик - античность, монстр - монструозность, чем однозначно подчеркивается, что лексема антик здесь используется в значении «античные скульптуры и копии с них».

 

Исключительно на базе толкования «античные скульптуры и слепки с них» в начале XIX в. возникли сравнительные обороты, в которых используется данное слово. При этом в основу сравнения были положены два разных признака. И.И. Лажечников, например, в романе «Ледяной дом» (1835), употребив антик как сравнение, подчеркнул точеную правильность линий человеческого лица:

 

Одежда его - красный шелковый колпак на голове, фуфайка из сине-полосатого тика, шелковое исподнее платье розового цвета с расстегнутыми пряжками и висячими ушами, маленький белый фартук, синеполосатые шелковые чулки, опущенные до икры и убежавшие в зеленые туфли. Взглянув на него, не можешь не смеяться. Но, прочтя на лице чудака, правильном, как антик, безмятежную совесть и добродушие, ирония, готовая выразиться, скрывается внутри сердца.

 

В. Г. Белинский, выбрав слово антик, обратил внимание на другой признак - на редкость, даже уникальность явления: Прошло только двадцать пять лет со смерти Державина, а уж его стихотворения, точно как дорогие антики - кабинетная редкость3.

 

Вероятно, развитие сравнительных оборотов с лексемой антик позднее привело к развитию нового значения у этого слова: поскольку при сравнении подчеркивались исключительно положительные черты предмета, то и само слово антик во второй половине XIX в. в разговорной речи стало использоваться для выражения похвалы или восхищения:

 

И таким манером он, этот степенный татарин, смотрел, смотрел на эту кобылицу, [..] все с одной точки взирал и вдруг кнут опустил, а сам персты у себя на руке молча поцеловал: дескать, антик! [..] (1873. Н.С. Лесков. Очарованный странник).

 

Но знаток и любитель резвых лошадей пришел бы в одинаковый восторг как от этих признаков «породы», так и от характерных статей, некрасивых на взгляд неопытного человека. Эти некрасивые стати изобличали в Кролике большую резвость и большую силу. [..]

 

-              Антик! - сладко пролепетал Онисим Варфоло-меич. [..]

 

-              Стати на удивленье, призовые! - добавил Онисим Варфоломеич (1889. А.И. Эртель. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги).

 

Да вот что... я вижу, и платьице тебе, Митревна, нужно обновить. У дьячковой дочери я посмотрел: что

3Цит. по: Словарь русского языка. Т. I. Выл. 4. - М.-Л., 1936. - Стб. 661.

ж это за платьице такое... антик! Эдакое в празелень (Там же).

 

Именно в этом значении («хорошая вещь») лексему антик стали употреблять в составе разговорных и профессиональных фразеологизмов антик с гвоздикой, антик-маре с гвоздикой, антик на замше, антик с мармеладом. И только фразеологизмы пережили слово антик, которое в начале XX в. практически уже не звучало. Но, скорее всего, в двадцатое столетие эти словосочетания встречались преимущественно в речи «старшего поколения» - людей, получивших образование еще до революции:

 

-              С приездом, Егор Егорыч... - говорил он, чокаясь рюмкой.

 

-              Здравствуй, Третий пункт.

 

-              Отведай нашей двинской семужки, будет получше вашей печорской. И сальце малороссийское - антик с гвоздикой.

 

Просить гостя не приходилось. Он всей закуске отдал надлежащую дань уважения, а особенно своему любимому салу.

 

-              Добрая закуска, - похвалил он, делая передышку (1904. Д.Н. Мамин-Сибиряк. В некоторое время).

 

Сунул руку и тут же закурил, болтая о разных пустяках: о ковровых дорожках, полученных для санатория, о новом шеф-поваре чехохбилисте, о прибывшей из Москвы медсестре - антик-маре с гвоздикой... (1966. А.А. Первенцев. Календарь природы).

 

Ай, да я, антик с гвоздикой,

 

Государев поставщик! (1970-е гг. Худ. фильм «Табачный капитан»)4.

 

В целом ко второй половине XIX в. употребление лексической единицы антик в исходном значении «античные скульптуры и копии с них» сокращается, и на первый план начинают выступать иные значения этого слова, развившиеся, как мы ранее указывали, еще в XVIII в. При этом вторичные значения - «старинные и редкие произведения искусства» и «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» - недолго сохраняются в своем первозданном виде.

 

Толкование «старинные и редкие произведения искусства» можно применить только к нескольким текстам XIX в., датируемым буквально первыми десятилетиями:

 

Крекшин, Новгородский дворянин, любезный памяти нашей по своему трудолюбию и тщательности в собирании Российских Антиков и редкостей, особливо достоин примечания по своей огромной истории Петра Великого, которая как видно (из экстракта Журналов великославных дел Великого Государя Императора Петра Великого Самодержца Всероссийского тома 28, содержащего 1709 год и Полтавскую компанию, найденного мною в богатой и весьма исправной рукописи) состоит из 45 томов, и содержит в себе все подробности жизни сего Героя (1802. Корифей, или Ключ литературы)5.

 

Его [Иосифа Флавия]: древности Иудейские, состоящие в XX книгах, с описанием его жизни - суть драгоценный памятник высоких дарований сего автора, и превосходный Антик Литературы, сохраненный целостно до наших времен (1802. Корифей, или Ключ литературы). Со временем значение «старинный предмет», нередко употребляясь на протяжении всего XIX в., полностью вытеснило, а точнее, поглотило толкование «старинное и редкое произведение искусства»:

 

-              Как подал мне муж билет, я и говорю: Настька, сбегай к помощнице да попроси серег с антиком надеть только на вечер... Приходит назад... Что ж ты? «Помощница, сударыня, сама на бал приглашена, сказала, сама наденет; приказала просить извинения» (1838. А.Ф. Вельтман. Сердце и думка).

 

В стихотворении А. С. Пушкина «Сон» («Пускай Поэт с кадильницей наемной...») (1816) лексемой антик называется старинная одежда няни.

 

У И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.И. Куприна слово антик также обозначает старинный предмет (явление):

 

И с этим он подал Ахилле два новые сторублевые билета, а его объедки прибрал для приобщения к фамильным антикам (1872. Н.С. Лесков. Соборяне).

 

Представь: оазис! Ни политика, ни литература, ни что современное туда и не заглядывает. Домик какой-то пузатенький, каких теперь и не видать нигде; запах в нем - антик; люди - антик; воздух - антик... за что ни возьмись - антик, Екатерина Вторая, пудра, фижмы, XVIII век! [. .]

 

Уж одно то: хотите вы узнать, как жили сто, полтораста лет тому назад? Так спешите, идите за мною. А то придет вдруг день и час - один и тот же час непременно для обоих, - и свалятся мои перекпит-

 

ки со своих жердочек, и всякий антик тотчас с ними прекратится: пузатенький дом пропадет [..] (1876. И. С. Тургенев. Новь).

 

-              А на самого Малахая, увидишь, какую шляпу наложили.

 

-              А что в ней такого замечательного?

 

-              Антик-другой такой нет. Гсворят, из Москвы, из Гсановитой палаты выписали на подержание - еще сам царь Гэрох носил (1883. Н.С. Лесков. Печерские антики).

 

Возьми, брат, себе на память портсигар... вот он на столике... бери, бери, не стесняйся... Портсигар хороший, черепаховый... теперь таких больше не делают. Антик(1902. А.И. Куприн. На покое),

 

Однако наиболее активно в XIX в. лексема антик используется в значениях «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» и изредка «человек, носящий отпечаток старины». При этом, как и текстах XVIII в., слово не имеет особой стилистической маркированности:

 

Кто в шестидесятых годах повторяет то, что казалось новым и смелым в двадцатых годах, тот, конечно, должен представиться нам каким-то ископаемым литератором. Люди, начавшие в 1856 году издание журнала, не могут сходиться в мнениях с антиком, подобным Гсюту; действительно, редакция «Русского Вестника» говорит совсем другое (1862. Д.И. Писарев. Московские мыслители).

 

-              Это между нами: я говорил, Петр Лукич солнце, а Помада везде антик. Петр Лукич все-таки чего-нибудь для себя желает, а тот, не сводя глаз, взирает на птицы небесные, как не жнут, не сеют, не собирают в житницы, а сыты и одеты. Я уж его пять лет сряду стараюсь испортить, да ни на один шаг в этом не продвинулся. Вы обратите на него внимание, Лизавета Егоровна, - это дорогой экземпляр, скоро таких уже ни за какие деньги нельзя будет видеть. Он стоит внимания и изучения не менее самого допотопного монстра (1864. Н.С. Лесков, Некуда).

 

Вера Филипповна. [..] Да с тех пор, вот уж пятнадцатый год, и сижу дома. Я уж не говорю о театрах, о гуляньях...

Ольга. Как, тетенька, неужели же ни в Сокольники, ни в Парк, ни в Эрмитаж?

 

Вера Филипповна. Какие Сокольники, какой Эрмитаж! Я об них и понятия не имею.

 

Ольга. Однако, тетенька.

 

Аполлинария Панфиловна. Да, уж нынче таких антиков немного, чтоб Сокольников не знать (1880. А Н. Островский. Сердце не камень).

 

Как видно из приведенных цитат, антик в значении «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» употребляется без особой стилистической маркированности (если не считать присущего этому слову еще изначала оттенка книжности) в текстах, имеющих книжный характер: в полемической статье, в словах автора, в речи образованных героев. Однако в течение первой половины XIX в. антик, еще не изменяя значения, приобретает и ярко выраженную отрицательную маркированность: Но вот антик,

 

Седой старик,

 

Ударить шпорой хочет;

 

А наш jeune homme Перед окном

 

Виски себе ерошит (1813-1815. Национальные песни И К.Я. Грот. Литературные занятия первенцев Лицея).

 

Он был в немецком кафтане старого покроя, в шелковых чулках, в башмаках с пряжками, в рыжеватом парике с длинным пучком и держал в руке толстую камышовую трость с золотым набалдашником. [..]

 

Хозяйка села подле нового гостя и стала с ним разговаривать; а князь, наклонясь к Закамскому, спросил его вполголоса: - Из какой кунсткамеры вырвался этот антик с красным носом и длинным пучком?

 

- Это деревенский сосед мой, Пугин, - отвечал Закамский, - весьма хороший и, не прогневайся, очень умный и просвещенный человек (1838. М.Н. Загоскин. Искуситель).

 

Видимо, со временем лексема антик из речи «аристократов духа» постепенно проникла в язык недостаточно образованных людей и, покинув границы двух крупнейших российских городов - Москвы и Петербурга, обосновалась в провинции. При этом значение «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)», имевшее яркую отрицательную эмоциональную окраску, в речи провинциалов несколько изменилось, соединившись в сознании простолюдинов с такими словами, как «блаженный», «дурак» и стало использоваться нередко фактически как бранное. Только с 60-х годов позапрошлого века, когда употребление слова антик в этом значении стало повсеместным, оно проникло в художественную литературу и активно употреблялось там на протяжении второй половины XIX века:

 

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!

 

Кудряш. Нешто.

 

Кулигин. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

 

Кудряш. Ну, да ведь уж с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик! (1860. А. Н. Островский. Гроза).

 

Ахов. [..] Ждали ль такого гостя-то? (Поглядывает косо на Ипполита)

 

Круглова. И ждали, и нет.

 

Ахов. Как же? Ведь я с твоей дурой-то приказывал вам, чтоб ждали.

 

Круглова. Да ведь слуга-то у нас антик; не дождешься ее, пока у ней язык-то поворотится (1871. А.Н. Островский. Не все коту масленица). В речи же более образованных людей лексема антик сохранила нейтральную окраску, переоформив значение «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» просто в понятие «оригинальный человек»:

 

Мне это не нравилось: я понял, почему все бежали от этого антика. Оригинал действительно был оригинален [..] (1883-1884. Н.С. Лесков. Справедливый человек).

 

[..) он [..] отправился на восток, куда давно тянули его мечтания и нравы, и попал [.,] в большую милость к тогдашнему хедиву Измаил-паше, которого тоже спо-ил-де насмерть. Сведения мои об этом «антике», как назвал мне его однажды известный в те дни в Одессе фактор Мошка, засим прекращаются (1884. Б.М. Маркевич. Из прожитых дней).

 

Почему-то значения «блаженный» («дурак») и «оригинал» для слова антик в современных толковых словарях понимаются очень упрощенно и подменяются словом чудак. Как видно из приведенных цитат, 60-80-е годы XIX в. - время наиболее активного употребления лексемы антик в значении «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)» (в том числе и с отрицательной маркировкой). Можно даже сказать, что в то время это значение пережило пик популярности. Но антик с данным толкованием принадлежит одному поколению: А.Н. Островскому, Н.С. Лескову, И.С. Тургеневу, А.И. Эрте-лю. Ушли из жизни шестидесятники, семидесятники и восьмидесятники - ушло из активного употребления и слово антик.

 

Эта лексема потомкам вообще оказалась не нужна: последнее употребление слова антик нами отмечено только в первые послереволюционные годы. При этом в первом случае лексема употреблена в нетрадиционном для нее значении - «классические (латинские и греческие) тексты»:

 

Нескромные стихи Полежаева, Лермонтова (напр., «Друзья, вы помните, конечно, наш Петергофский Гэш-питаль» и неск. dp.), Логинова не идут во сравнение с «Опасным соседом» по их исключительному пристрастию к голому сквернословию и прилежанию, потраченному на описание чудовищно грязных подробностей, восходящим к Гзрчакову или непосредственно к пресловутому Баркову (неудачному, хоть и академическому, переводчику антиков), если не прямиком к рассейской заборной литературе (Июнь 1918. С. Бобров. Вступительная статья к «Опасному соседу» В. Л. Пушкина).

 

Во втором случае слово использовалось, если судить по контексту, в значении какой-то книжной серии:

 

До сих пор нами сдано в набор 80 книжек таких пьес разного времени и самого разнообразного направления. [..]

 

Развивая деятельность в таком направлении, мы, в сущности, встаем на путь, на который давно встали в Европе, на который перед самой революцией стала становиться и русская книжная промышленность. Это путь - Rec/am'oe, «Bibliotheques universelles», Антиков и т.д.; здесь преобладает принцип количественный, с той существенной разницей, что, тогда как там преследуются цели коммерческие, мы преследуем противоположные цели (1919. А. Блок. Доклад в Коллегию ответственных работников Театрального отдела).

 

Так выглядит история лексической единицы антик, если ее проследить по текстам. В словарях же мы увидим несколько иную картину. Но информация из текстов и словарей, сложенная воедино, позволит более ясно представить историю этого слова.

 

Если самым ранним употреблением лексемы антик в текстах пока считается 1748 г., то в словарях она впер-

вые зафиксирована в 1769 г. в «Русском словотолке» Н. Курганова: Антик, старина, древность (Курганов, ч. 2, с. 226)6.

 

В знаменитом «Новом словотолкователе» Н.М. Яновского (1803) более подробно объясняется, что такое антик:

 

Так называются все в древности сделанные вещи, как то медали, печати и пр. Собственно же называется Антиком все то, что было сделано со времен Александра великого до нашествия Варваров. - Древность оставила нам многие антики ваятельного художества, каковы суть: Лоакоон, Венера Медицис, Аполлон, Гвр-кулес Фарнеэский и пр.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что лексема антик расширила свое значение. Если Е.Р. Дашкова в своих записках о путешествии по английским провинциям разделяет понятие медаль и антик, подразумевая под антиками только «античные скульптуры или слепки с них», то в словаре Н.М. Яновского лексическая единица антик имеет широкое значение: «все в древности сделанные вещи».

 

Думаем, что такое изменение значения произошло под влиянием европейских языков, где антик толкуется весьма широко: У Французов, Немцев, Итальянцев проч. слово Антик имеет весьма обширное значение. Под ним разумеют они всех родов художественные произведения, сохранившиеся или до нас дошедшие, по части Живописи, Скульптуры, Резьбы на камнях, Медальерного искусства, Архитектуры и проч. У нас оно означает только древние произведения Скульптуры, как то: статуи, бюсты, барельефы, а также вазы, медали, монеты и резные камни (см. эти слова). Гзворя о живописных и архитектурных произведениях древнего художества, употребляют слово древний, так напр., древняя живопись, древний храм и проч. Слово Антик преимущественно означает произведения Греков и Римлян, до нашествия варваров; позднейшие же, от времен Гэтов и других народов оставшиеся, не называются Антиками [..]» (В.И. Григорович // Энциклопедический лексикон. Т. 2. СПб., 1835. С. 356).

 

Толкования, аналогичные данному (только менее развернутые), встретились в «Общем церковно-славянороссийском словаре» П.С.<околова> (СПб., 1834), «Словаре церковно-славянского и русского языка, составленном Вторым Отделением Императорской Академии наук» (СПб., 1847), в первом и во втором изданиях «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (1863, 1880), в словаре «30000 иностранных слов, вошедших в состав русского языка с означением их корней» И.Ф. Бурдона и А.Д. Михельсона (М., 1871).

 

Как мы видим, словари XIX в. не включали переносные, профессиональные и просторечные значения в состав словарной статьи.

 

Первым эту традицию сломал И.Ф. Наумов в своих «Дополнениях и заметках к толковому словарю Даля» (Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. XI, № 6. СПб., 1874): (у торговцев) товар самого лучшего сорта; также редкий по качеству в торговле (С.З). Причина фиксации профессионального значения, на наш взгляд, одна: если предшествующие словари, ориентируясь на литературный язык, были консервативны в своем отборе, то словарь В.И. Даля, ориентированный на «живой великорусский язык», наоборот, старался фиксировать каждое значение. Именно эта особенность словаря В.И. Даля и позволила И.Ф. Наумову дать торговое толкование лексической единицы антик. Интересен следующий факт: торговое значение впервые отмечено в 1874 году, в первом издании словаря В.И. Даля (первый том, где и находится антик, вышел в 1863 г.) его нет. Это показательно, поскольку, анализируя художественные тексты, мы установили, что лексема антик в значении «хорошая вещь» в русской речи стала употребляться во второй половине

 

XIX         века. Поэтому можно предположить, что и профессиональное значение «товар самого лучшего сорта; также редкий по качеству в торговле» (Наумов. С.З) возникло не ранее 60-х годов XIX века, поскольку это подтверждается тем, что данное толкование отсутствует в словаре В.И. Даля. Позднее это значение включил в третье издание словаря В.И. Даля И.А. Бодуэн де Куртенэ (1903), что свидетельствует, на наш взгляд, о том, что еще в начале

 

XX          века это значение было в ходу. Доказательством этой мысли могут быть и данные «Малого толкового словаря русского языка» П.Е. Стояна (Пг., 1915), в котором встретилось аналогичное, но более широкое толкование: [..] 2. На о. Дорогая вещь; очень вкусное и приятное (С. 21).

 

Переносное значение, возникшее для обозначения человека еще в конце XVIII в. и несколько изменившееся ко второй половине XIX столетия, впервые встретилось в первом томе «Полного филологического словаря русского языка» А.И. Орлова (М.,1884):[..] 2) человек с отсталыми привычками, или одетый в старинное платье (Т.1. С. 74); и с некоторыми вариациями наблюдается в различных толковых словарях дореволюционного периода: [..] 2. Вообще: все старинное, носящее отпечаток старины; между прочим: человек старомодный, с устарелыми понятиями, чудак. В этом знач. слово антик произносится иногда с ударением на первом слоге. [..]» (Словарь русского языка, составленный Вторым отделением Императорской Академии наук. Т. 1. Вып. 4. СПб., 1891. Стб. 50); [..] редкость; в переносном смысле - чудак (Ильин. Энциклопедический словарь общеполезных сведений по всем отраслям знания с общедоступным объяснением значения иностранных слов и выражений, вошедших в русский язык. М., 1909. С. 34).

 

В энциклопедических словарях и словарях иностранных слов переносные значения лексической единицы антик не фиксировались ни в XIX, ни в XX веках.

 

По поводу этих толкований необходимо сделать несколько замечаний. Значение «человек с отсталыми привычками, или одетый в старинное платье», на наш взгляд, - это частный случай более широкого значения: «человек, редкий по каким-либо качествам (признакам)». Значение же «чудак» мы вообще считаем несколько неуместным, поскольку чудак - это «человек со странностями», а антик с отрицательной маркированностью ближе по значению к таким словам, как блаженный, дурак, помешанный.

 

В заключение остановимся еще на одной особенности - на произношении лексемы антик в XIX в.

 

В «Словаре русского языка» (1891) отмечено: [..] человек старомодный, с устарелыми понятиями, чудак. В этом знач. слово антик произносится иногда с ударением на первом слоге (Т. I. Вып. 1. Стб. 50). Слово «иногда» подчеркивает нерегулярность этого явления, и можно предположить, что данное употребление было нехарактерно для литературного языка и, вероятно, использовалось исключительно в простонародной речи, поскольку в работе Александрова «Ударение имен существительных с суффиксом -ик в русском языке (1882 /Оттиск из Русс. Фил.) слово антик дается только с ударением на последнем слоге.

Употребление П.Д. Боборыкиным в романе «Ходок» (1895), очень чутко реагировавшим на любое изменение в языке, формы антики с ударением на первом слоге позволяет нам более уверенно выдвигать предположения: Через заезжего торговца-туляка передал он [Леонид Антонович Балахнин] на днях Таман-цеву просьбу завернуть к нему при «оказии». И туляк, торгующий по усадьбам книжками и галантерейным товаром, от себя рассказал ему, что Леонид Антонович «очень нуждаются» и «желали бы продать благородному дворянину» свою тройку лошадей. [..]

 

- А между прочим, - добавил туляк, - есть у них и вещицы две-три - антики, по нашему брату не подходящие, потому как цены настоящей по нынешнему времени дать нельзя, да и прогадаешь как раз. И эти самые Антики, по их крайности в деньгах, им оченно желательно продать стоющему человеку, такому вот, как вы, ваше сиятельство.

 

В романе форму антики с ударением на первом слоге использует мелкий торговец, вынужденный ходить по усадьбам. При этом автор неоднократно подчеркивает, что торговец - туляк родом. Через несколько страниц эта же форма заключена в кавычки, поскольку повествование уже ведется с позиции Таманцева, «благородного дворянина», для которого форма Антики с ударением на первом слоге - явление весьма необычное:

 

И Таманцеву стало почему-то ясно, что старик продает лошадей и ищет покупщиков на свои «Антики» для этого сына. Кто знает, - может, тот офицер — проиграл полковые деньги, а штатский - подделал вексель или что-нибудь в таком роде?

 

Анализ этого текста позволяет дополнить данные «Словаря русского языка» (1891). Во-первых, форму антик употребляли не только применительно к человеку, но и применительно к любому старинному предмету. Во-вторых, данную лексическую единицу использовали в малообразованной среде и, может быть, даже в диалектной. А поскольку мы выяснили, что слово антик стало широко употребляться простолюдинами во второй половинеXIX в., то мы можем предположить, что ударение на первом слоге действительно появилось только в последние десятилетия XIX в., а не на рубеже XVIII—XIX веков, как без достаточных на то оснований считает В. В. Виноградов7.

 

Однако слово антик, хотя и получило очень широкое распространение в XIX в. как в образованной, так и малообразованной среде, уже в начале XX в. во всех значениях практически ушло из активного употребления, встречаясь иногда, как мы указывали раньше, либо в речи людей, получивших образование до революции, либо в составе фразеологизмов, которые способны дольше сохранять информацию о старом слове.

Категория: Научные труды КГУ | Добавил: fantast (24.06.2017)
Просмотров: 115 | Рейтинг: 0.0/0