Понятия материальной и духовной культуры, относительность их разграничения

Понятия материальной и духовной культуры, относительность их разграничения

Деление на материальную и духовную культуру определяется различными видами материальной и духовной деятельности, или материального и духовного производства. Обработка земли различными орудиями труда, токарные и слесарные работы, создание машин и механизмов различной степени сложности, строительство зданий самого различного назначения, градостроительство со всей системой необходимых для жизнедеятельности людей коммуникаций — все это и многое другое представляет собой материально-производственную деятельность человека во всем ее бесконечном многообразии. Плоды же этой деятельности, ее результаты в виде орудий труда, машин и механизмов, жилищ и зданий, предназначенных для отправления общественных функций, городские и сельские поселения, средства транспорта, связи, предметы нашего быта и многое другое, призванное удовлетворять многообразие материальных потребностей людей, являются структурными элементами материальной культуры.

 

Однако известно, что периоды в развитии общества различаются не столько тем, что именно производится, сколько, прежде всего, тем, как, каким способом осуществляется процесс производства. А это значит, что понятие материальной культуры охватывает не только, допустим, технику, но и технологию, то есть способы ее создания, методы и приемы ее эксплуатации. То же можно сказать и о земле, как важнейшем элементе культуры. Вспаханные, ухоженные, окультивированные земли — плод сельскохозяйственной деятельности многих поколений людей. Но как осуществляется эта обработка земли, какие механизмы при этом используются, какие удобрения вносятся, какие физические и интеллектуальные усилия прилагаются и, наконец, как просчитывается так называемый коэффициент полезного действия этой взаимосвязи между землей и человеком, работающим на ней, — все это непременно должно учитываться при характеристике культуры землепользования, как одного из основных видов материальной культуры.

Но на земле, как и во всех других сферах материального производства, работает человек. В материальную деятельность, в ее внутреннюю ткань вовлекаются разум, чувства, воля, то есть не только физические, но и интеллектуально-волевые усилия, чувственно-эмоциональная сфера: восторг, разочарование, буйная радость, всесокрушающее отчаяние. Целая, поистине необъятная гамма чувств сопутствует человеку, связанному с землей и работающему на ней. Каким торжеством блестят глаза земледельца, когда он видит пышные всходы колосящейся на ветру пшеницы! И какая пронзительная боль охватывает человека при виде урожая, погибшего в результате разгула безжалостной стихии или сознательного варварства!

 

Хлеб — это пища, это богатство, деньги, материальное благополучие. Но разве цена хлеба включает только эти качества и характеристики? Тогда откуда такое душевное волнение? Почему хорошей традицией стало завершение страды праздником урожая, где царит поистине дионисийский всплеск радости и веселья? Почему, встречая гостей, выносят прежде всего каравай, и гости, перед тем как откусить кусочек, целуют его, отдавая дань любви и самого высокого уважения крестьянскому труду? О чем говорит и что символизирует эта утвердившаяся в народе традиция? Очевидно, это и есть знак того, что материальная культура неразрывно связана с духовной культурой изначально, образно говоря, «отягощена» ею. Духовная культура, концентрирующая духовный опыт многих поколений людей, охватывает собой исторически сложившиеся традиции, обычаи, религиозные, нравственные, эстетические, художественные и другие ценности, составляющие ее содержание и придающие человеческой жизни сокровенный смысл. Духовная культура как результат духовной деятельности выражает высшие устремления человека, его потребность в прекрасном, возвышенном, его неустанное стремление к Истине, Добру, Красоте. Сфера духовной культуры необычайно богата и разнообразна. Она охватывает все проявления духовной деятельности человека: от строительства прекрасных, величественных дворцов и храмов до скромной крестьянской усадьбы, от высокой поэзии до эпиграммы, от поражающего своим величием полотна известного художника до легкой, изящной гравюры, от божественных звуков «Крейцеровой сонаты» Бетховена до незатейливого мотива современного шлягера.

 

Понятие духовной культуры может употребляться и в узком смысле слова применительно, например, к таким словосочетаниям, как «духовная музыка», «духовная поэзия». Когда речь идет о духовной музыке, имеются ввиду такие музыкальные произведения, которые не только связаны с текстами религиозного содержания, но и имеют ярко выраженный культовый характер, то есть предназначены для исполнения во время богослужения или личного общения с Богом в молитвах. К собственно духовной музыке можно отнести, например, синагогальную музыку в иудаизме, григорианское пение в римско-католической церкви, хоровые распевы в православных храмах или сопровождение их органной музыкой в католических храмах и приходах.

 

Духовная поэзия — такие стихи религиозного содержания, источником которых могут быть, например, библейские сюжеты, апокрифы (от греч. apokryphos — тайный, сокровенный), то есть произведения раннехристианской литературы, повествующие о рае, аде, конце света, но не включенные в библейский канон и не признанные церковью. Добро и зло, начало и конец света, божественная благодать и дьявольское искушение — таковы извечные мотивы духовной поэзии.

 

Очевидно, что деление культуры на материальную и духовную, при всей значимости и необходимости такого процесса, является достаточно условным, ибо различие между ними носит относительный характер. Одно и то же явление может рассматриваться одновременно как элемент и материальной, и духовной культуры. Возьмем для примера хорошо известную скульптуру французского скульптора Огюста Родена «Мыслитель». Исполненная в русле импрессионистской традиции, скульптура символизирует устремленность мысли к вечному, непреходящему в своей высокой духовной сути. И вместе с тем этот образ воплощен в конкретном материале, высечен резцом. То есть духовное оказывается неотделимым от материального. Или, например, киноискусство — один из видов духовной культуры, где создается художественный сценический образ, где есть игра актеров, операторское искусство, художественное и музыкальное оформление, то есть по существу представлен духовный сплав всех основных видов искусства, всех средств художественно-образной выразительности. И в то же время это кинопроизводство с его экономическими расчетами, натурными и павильонными съемками, использованием декораций, кинокамеры и других материальных предметов. Таким образом, и здесь мы наблюдаем проникновение элементов материальной культуры в тонкую ткань культуры духовной. С другой стороны, любой предмет материальной культуры (например, тот же токарный или ткацкий станок) символизирует о напряженности не только физических, но и духовных усилий в процессе его создания. Мысль конструктора, его знания, воплощенные в чертеже, модели, в математически выверенных расчетах и логически обоснованных схемах — таков духовный потенциал культуры, незримо присутствующий в станке.

 

А если вспомнить пашню, обильно политую потом крестьянина, можно ли с определенностью сказать, чего здесь больше — материальной или духовной культуры? Ведь труд земледельца — неимоверно тяжелый физический труд. Но, как говорится, «сила есть, ума не надо». Отношение человека к земле, напротив, требует не только и не столько физических усилий, сколько великого душевного порыва, бережности, способности всем сердцем откликаться на боль земли, чувствовать ее красоту, быть бесконечно благодарным за выращенные на ней живительные плоды, цветущие сады, наливающиеся жизненным соком колосья. Культура землепользования — это сплав знаний и умений, духовных помыслов и их реального технологического, материального воплощения.

Категория: Культурология (В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина) | Добавил: fantast (13.07.2017)
Просмотров: 1786 | Теги: Культурология, Культура | Рейтинг: 2.2/5