Немецкая литература 1917—1945 гг.

Немецкая литература 1917—1945 гг.

Октябрьская революция в России вызвала в Германии волну демонстраций и забастовок, возникновение в Берлине и многих других городах Советов рабочих депутатов. Революционные рабочие требовали немедленного мира с Советской Россией.

После разгрома немецких войск Красной Армией на Петроградском направлении Германия согласилась на мирный договор с Советской Россией. Брестский мир был подписан в марте 1918 г.

 

С конца 1917 г. Германия потеряла инициативу на Западном фронте, попытки перейти в наступление в 1918 г. ни к чему не привели. Под влиянием поражений начался распад германской армии. 9 ноября 1918 г. в Германии произошла революция. Вильгельм II бежал в Голландию. Германия капитулировала, и было подписано перемирие с западными державами.

 

В то же время «Союз Спартака» (как именовалась в 1918 г. группа левых социал-демократов), собравшись на Всегерманскую конференцию, постановил организовать коммунистическую партию. Германская коммунистическая партия была создана 1 января 1919 г. Напуганное популярностью коммунистической партии у рабочих, правительство решило разгромить авангард пролетариата. После убийства 15 января 1919 г. Карла Либкнехта и Розы Люксембург начались массовые аресты и расстрелы. Окончательно утвердилась буржуазная республика, получившая название Веймарской, так как в Веймаре 3 июля 1919 г. была принята ее конституция. Незадолго до этого, 28 июня 1919 г., был подписан Версальский мир.

 

Для борьбы с трудящимися буржуазия использовала различные реакционные формирования. В 1919 г. возникла созданная Гитлером малочисленная партия, демагогически названная национал-социалистской. Это было зарождение фашизма. Были другие, тайные группировки фашистского толка, как «Стальной шлем», «Черный рейхсвер». К фашизму потянулись, кроме отъявленных реакционеров и мракобесов, маньяков реванша, отсталые круги мелкой буржуазии, напуганные нуждой, разорением, инфляцией и прельщенные социальной демагогией Гитлера.

 

Годы Веймарской республики (1918—1933) наполнены бурными политическими событиями. Основными веха'ми борьбы народа против реакционных сил являются революционные выступления в 1923 г., в том числе забастовка рабочих Рура, Гамбургское восстание в 1927 г., бои рабочих Вед-дингского района Берлина.

 

В 1928 г. создался Союз пролетарских революционных писателей Германии, его председателем был избран Иоганнес Бехер.

 

Несмотря на тяжелые цензурные условия, регулярно с 1918 до 1933 г. выходила газета «Роте Фане» — центральный орган компартйи (о 1938 по осень 1939 г. она продолжала выходить нелегально), издавались прогрессивные журналы «Симплициссимус», «Вельтбюне». По стране до 1933 г. ездили агитаторы, они выступали в кинотеатрах и клубах, существовало несколько прогрессивных театров, один из них организовал Эрих Вайнерт.

 

Оппортунизм социал-демократов, слабость и неорганизованность демократических сил и поддержка международной реакции позволили фашистам в феврале 1933 г. захватить власть. Начался позорный период в истории Германии — фашистская диктатура, пышно именовавшаяся третьим рейхом.

 

Немецкие антифашисты, и в первую очередь коммунисты, приняли горячее участие в борьбе испанского народа против фашистского путча (1936—1939). В самом начале гражданской войны в Испании были сформированы интернациональные бригады. Начальником штаба 11-й интернациональной бригады был немецкий писатель-коммунист Людвиг Ренн. Комиссаром немецкого батальона имени Эрнста Тельмана был Вилли Бредель. В политчасти и в строю, офицерами, бойцами и корреспондентами служили Фридрих Вольф, Эрих Вайнерт, Ганс Мархвица, Бодо Узе, Эдуард Клаудиус. Большую работу проводила Анна Зегерс. В разгар войны в Мадриде был проведен Интернациональный конгресс писателей. Немецкие делегаты на нем формулировали боевые задачи передовой литературы. Когда в марте — апреле 1939 г. республиканцы в Испании вынуждены были сложить оружие, французские власти заключили в концлагеря всех перешедших границу. В 1940 г; многие из немецких антифашистов были выданы Германии правительством Петэна.

 

Во время второй мировой войны многие немецкие писатели сражались в армиях союзников или нашли убежище в СССР.

Их деятельность помогла многим немецким пленным понять свои заблуждения. При активном участии Э. Вайнерта, В. Бре-деля, Ф. Вольфа, И. Бехера был создан в -1943 г. комитет «Свободная Германия».

 

Наконец, после страшных лет террора, после ужасов второй мировой войны, благодаря героизму советского народа человечество и немецкий народ освободились от «коричневой чумы».

 

В этот длительный период (1917—1945), насыщенный для Германии напряженной борьбой и ужасающими событиями, огромную роль играло творчество крупнейших реалистов немецкой литературы — Генриха и Томаса Маннов, продолжавших борьбу против национализма, мракобесия и шовинизма. В 30-е годы всеобщее внимание привлекли исторические романы Г. Манна о Генрихе IV, Т. Манна о древнем Египте, Л. Фейхтвангера об Иосифе Флавии. В этих романах добросовестное изучение и яркое воспроизведение давних эпох сочеталось с актуальной и пламенной защитой гуманизма, терпимости', уважения к человеку: исторический роман стал острейшим оружием антифашистской борьбы. Публицистика Г. Манна и антифашистские романы Фейхтвангера дополняли это широкое выступление немецких писате-лей-реалистов, находившихся в эмиграции, против чудовищного политического строя Германии.

 

В те же 30-е годы происходит становление социалистического реализма, развитие его теории и практики. Создаются поэтические сборники и поэмы Бехера, антифашистские романы Анны Зегерс, автобиографические романы В. Бределя, отражающие борьбу немецкого пролетариата, статьи и драмы Б. Брехта.

Революционная литература 1917-1933

Октябрьская революция в России, а затем ноябрьская в самой Германии революционизировали значительную часть немецких писателей. Создалась революционная пролетарская литература. Вождь немецкого пролетариата Карл Либкнехт в стихотворении «Уверенность», написанном незадолго до своей гибели, выразил убеждение, что революция победит.

 

Непреклонным борцом за передовые идеалы с самого начала пути заявил себя поэт и драматург старшего поколения Эрих Мюзам (1878—1934). В годы первой мировой войны он выступил как антимилитарист и подвергался преследованиям за антивоенные стихи «Солдатская песня», «Военная песня». После Октябрьской революции он прославляет Советскую Россию («Пример велик»). Активный деятель Баварской советской республики, он после ее разгрома был заключен в крепость. Мюзам, который раньше был стихийным бунтарем, стал революционером. Он говорит: «Цель моего искусства та же, что и цель моей жизни: борьба, революция, победа трудящихся».

 

Он заклеймил фашизм и его пособников в сатирах «Новая Германия», «Немецкий республиканский гимн» и «Черный райхсвер». Строки Мюзама становились крылатыми фразами, их агитационного воздействия страшились фашисты. За неделю до поджога рейхстага Мюзам публично выступил против захвативших власть фашистов; в ночь поджога поэт по приказу Гитлера был арестован. Он продолжал борьбу с фашизмом и в концлагере, где был убит.

 

Весьма популярен среди трудящихся поэт-сатирик Сленг (псевдоним Франца Хампеля, 1895—1932). Сленг критиковал Веймарскую буржуазную республику, боролся за марксистскую линию партии, разоблачал соглашательство социал-демократов. К лучшим образцам немецкой партийной литературы относится его очерк «Броненосец «Потемкин», посвященный одноименному советскому фильму. В этом очерке Сленг анализирует подвиг русских моряков и революционно-воспитательное значение картины.

Буржуазно-рекреационная литература 1917-1945

В противовес революционной литературе, поднимавшей массы на борьбу, буржуазно-охранительная литература этих же лет лакировала действительность, призывала примириться с существующим положением. Вместо картин социальной жизни она выхватывала отдельные несущественные моменты, щеголяя показной правдивостью деталей. Отказ от критических традиций лучшей немецкой литературы, сформулированный в программе псевдореалистического направления «Новая вещность», сводится к любованию мелочами, к описательным подробностям. Германию 20-х годов захлестнул поток толстых описательных романов и автобиографий буржуазных писателей, прославлявших стабилизацию капитализма.

 

В эти годы эстетика декадентства все более откровенно сближается с империалистической, а позднее — с фашистской идеологией.

 

Излюбленным жанром немецких декадентов становится рассказ-миниатюра, а роман строится как собрание разрозненных фрагментов. Немецкие декаденты развивают психологический роман «потока сознания», т. е. роман, фиксирующий поток мыслей, эмоций, впечатлений.

 

Во второй половине 20-х годов среди имен писателей-экспрессионистов в Германии начинают упоминать австрийского писателя Франца Кафку, в произведениях которого, посмертно опубликованных, увидели выступление против бюрократической австрийской монархии.

 

В мрачные годы фашистской диктатуры поощрялись только те писатели, которые пропагандировали расизм, звали прямо или косвенно к насилию, разжигали захватнические аппетиты обывателя.

Литература антифашистского подполья 1933-1945

Все же и в Германии, где, казалось, фашистская диктатура подавила всякое сопротивление, действовало антифашистское подполье. Из тюрьмы доходил голос мужественного борца Эрнста Тельмана, который в своих письмах призывал быть стойкими и верить в победу.

 

В числе подпольщиков-антифашистов был писатель А. Кук-хоф (1887—1943). В дни нападения фашистской Германии на СССР им было написано и нелегально распространено «Обращение к работникам умственного и физического труда», в котором он призывал армию повернуть оружие против гитлеровцев. Большинство его антифашистских стихотворений не найдено. В написанном в тюрьме перед казнью «Диалоге» (иначе озаглавленном «Разговор двух «я» на тюремных нарах») поэт, в противовес буржуазным интеллигентам, разобщавшим мысль и политику, утверждает единство революционного борца и поэта.

 

Когда летом 1943 г. была повешена антифашистка-студентка Лизелотта Германн, в разных городах появились плакаты, призывавшие к борьбе против фашизма, с портретом Лизелотты и стихами Фридриха Вольфа, которые подпольно были доставлены в Германию. В Германию проникали и стихи Луиса Фюрнберга и Рудольфа Леонгарда.

 

Рудольф Леонгард (1889—1953), участник немецкой революции, сумел бежать из концлагеря. Скрываясь у французских патриотов, он издавал под именем Роберта Ленцера антифашистские стихи, которые нелегально распространялись в оккупационной немецкой армии и в Германии. В стихотворении «Восточный фронт» он обращается к солдатам, требуя прекра* тить грязную, ненужную немецкому народу войну, а в стихотворении «Германия» от имени народа зовет спасти Германию и начать эру миролюбия и свободы. -

 

В подполье и концлагерях слагалось много анонимных сатир и песен. Лейтмотив популярной в лагерях песни «О, Бу-хенвальд» — призыв к мужеству. Огромной популярностью пользовалась сложенная узниками концлагерей песня «Болотные солдаты».

 

В числе «внутренних эмигрантов», известных писателей, оставшихся в фашистской Германии, но не прославлявших гитлеровского режима, были Гергарт ГауптманБернгард Келлерман, Рикарда Хух, Ганс Фаллада, Гюнтер Вайзенборн, Клара Фибих. После капитуляции гитлеровцев и освобождения Германии они опубликовали свои антифашистские произведения, выношенные или созданные ими за годы молчания.

Ганс Фаллада (1893—1947)

Творчество Ганса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции». Далекий от революционных взглядов, Фаллада тем не менее не сблизился ни с какими реакционными кругами. Его первые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел за передовой группой экспрессионистов, зачинателей революционной пролетарской литературы, но он и не примкнул к реакционерам, будь то певцы «новой верности», «почвенники» или декаденты. Постепенно он вырабатывал свой путь, свою реалистическую манеру, опираясь на традиции немецкого реализма XIX в.

 

Творческая биография Фаллады как критического реалиста начинается с романа «Крестьянские бонзы и бомбы» (1929). Горячим сочувствием к безработным проникнут роман «Маленький человек, что же дальше?» (1932). Герои Фаллады — «маленькие», раздавленные жизнью люди. Они испытывают страх перед настоящим, не верят в будущее и одиноко тоскуют по справедливости. Герой романа «Кто отведал однажды тюремной похлебки» (1939) Вилли Куфальт всем чужд, и все человеческое чуждо ему. В жалком сознании героев романа живет только ненависть к людям и эгоистическая жалость к себе. Они отщепенцы, одиночки, живут и борются только за себя и терпят поражение. В своей жизненной концепции Фаллада обнаруживает индивидуалистическую узость.

 

Значительное произведение Фаллады — роман «Волк среди волков» (1937). Антифашистскую направленность этого романа поняли нацисты, и роман был изъят из продажи. Гоман типичен для настроений «внутренней эмиграции». По жанру это воспитательный роман, но у Фаллады нет эпического полотна жизни. Имя героя — Вольфганг Пагель — напоминает о волке. Вначале он человек ожесточенный, морально опустившийся, это волк среди волков. В погоне за счастьем он бросает свою возлюбленную и мать. Но в нем не все человеческое умерло: из порывов сострадания, на которые он еще способен, постепенно родится сочувствие к людям, готовность помочь им в беде. Вольфганг Пагель — не передовой человек, но в школе жизни он отказывается от нацизма, его призванием становится профессия врача, служение людям. Положительным было то, что в эпоху насилия писатель призывал к человеческой доброте.

 

В последние годы жизни, в романе «Каждый умирает в одиночку» (1947), писатель обратился к антифашистской теме. Он изобразил Берлин времени фашизма, стремясь показать протест населения против гитлеровцев. Но, не имея представления о том, что существовало организованное антифашистское подполье, он понимал борьбу как стихийный протест одиночек, честных энтузиастов. Его герои — незаметные, скромные супруги Квангель. Им невмоготу стало терпеть и молчать, они решили запугать фашистов и открыть на них глаза согражданам своими письмами. Фаллада с любовью говорит о мужестве своих героев. Но поведение супругов Квангель — это только протест одиночек, обреченных на гибель. Изображение их деятельности не лишено отпечатка фатальной обреченности, характерной для мировоззрения Фаллады.

Э. М. Ремарк (1898—1970)

Один из самых популярных немецких писателей 30—40-х годов — Эрих Мария Ремарк. Ремарк — уроженец Ое-набрюка в Вестфалии. Сразу после школы он записался добровольцем в армию и сражался на Западном фронте.

 

Преследуемый за роман «На Западном фронте без перемен», Ремарк в 1931 г. вынужден был уехать из Германии и жил до 1939 г. во Франции и Швейцарии. В 1939 г. ему, как и другим немецким антифашистам, пришлось покинуть Францию. Он поселился в Нью-Йорке, фашисты лишили его немецкого подданства. В 1947 г. он принял американское подданство, но последние годы жил в Швейцарии.

 

Первый роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) был направлен против войны и реваншистов. Он написан с позиций «потерянного поколения», как называли в 20-х годах молодежь, прошедшую войну. Роман пронизан ненавистью к милитаризму. В нем с гневом и болью повествуется о трагедии юношей, которых ничему не научили, кроме убийства.

 

Ремарк говорит о бесцельности жертв, о гибели молодежи на империалистической бойне. В романе много картин, свидетельствующих о развале кайзеровской армии: солдаты и низшие офицеры сражаются, а высшие чины пребывают в недоступной дали от фронта. Жизнь в окопах ужасна, питание солдаты добывают мародерством.

 

С критической линией романа связана и его центральная тема — тема солдатской дружбы, товарищества, рожденного одной судьбой. Ремарк с большой теплотой рисует рядовых солдат. Хотя на войне эти люди превратились в автоматы, действующие по инерции, хотя ежедневная опасность выработала в них циническое равнодушие, но в глубине души у них остались человеческие чувства. Им жаль каждого погибшего фронтового товарища. Они начинают видеть людей и во врагах. Это чувство расшатывает их прежние убеждения: шовинизм, веру в непогрешимость монарха, религиозность.

 

Солдаты задумываются о причинах войны, переживают душевное смятение. Настроение этой массы выражает Пауль Боймер. Страдая за погубленную молодежь, писатель не поднимается до социального протеста. Несмотря на пронизывающую всю книгу искреннюю боль за человека и тревогу за его будущее, политическая близорукость приводит Ремарка к пессимизму, к признанию неизбежности зл&. Эту концепцию пассивного созерцания и непротивоборства Ремарк сформулировал в эпиграфе к роману: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью».

 

Одним из виновников трагедии молодежи Ремарк считает прусскую школу. Он с возмущением рисует образ Канторека, учителя-милитариста, прививавшего юношам бездумное повиновение и шовинизм.

 

Антимилитаристский пафос романа в целом был настолько очевиден и убедителен, что фашисты в 1930 г. на специальном аутодафе сожгли книгу Ремарка как «социалистическую».

 

романе «Возвращение» (1931) Ремарк говорит о судьбах «потерянного поколения# по окончании войны. Главный герой романа ЭрнС* Брикхольц продолжает линию Пауля Боймера, главного героя романа «На Западном фронте без перемен». Герои романа «Возвращение» не приемлют реваншистской юнкерской демагогии, они постигли связь милитаризма с ажиотажем наживы. Но их возмущение войной и сознание, что солдаты всех армий воевали за интересы капитала, носит слишком общий характер.

 

Когда реакционный рейхсвер, собранный из офицеров, вчерашних фронтовиков, расстрелял безоружных рабочих, также бывших фронтовиков, героям романа пришлось расстаться со своими иллюзиями «солдатской дружбы». Они поняли, что бывших воинов разделяет социальное неравенство и разница интересов. Но даже столкновение с военизированным, молодежным отрядом, будущими фашистскими силами, не вызывает в них желания включиться в активную борьбу.

 

Роман «Три товарища» (1938) тематически примыкает к антивоенной дилогии, но сюжетно самостоятелен. Жизнь, думы, настроения его героя Роберта Лакампа подытоживают концепцию Ремарка о судьбах «маленького человека». Роберта Лакампа, Кестнера и Ленца связывает не просто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы. Они не гнушаются никаким трудом, не стыдятся бедности; они одиноки, бесприютны, но сохранили под налетом цинического остроумия душевную чуткость и доброту. Острее, чем ранние герои Ремарка, они ненавидят толстосумов и ханжей. Они пробовали отстаивать передовые взгляды, но после реакционного путча 20-го года, когда арестовали Кестнера и Ленца, больше не борются. Труд и дружба скрашивают их жизнь, но порой они чувствуют себя разбитыми и опустошенными и заливают свое смятение вином.

Невеселое существование трех друзей озарилось любовью -Роберта к Пат. Старые друзья Роберта окружают влюбленных вниманием и заботой. Без колебаний продает Кестнер автомобиль, чтобы Пат могла лечиться. Хотя Пат безнадежно больна, друзья до конца борются за- ее жизнь. Ремарк великолепно показал силу настоящего чувства.

 

Наряду с утверждением радости любви и дружбы в роман вошла поэтизация труда. В этом прославлении любви, дружбы и труда — своеобразие и обаяние романа, причина его успехк у читателей.

 

Но герои романа при всем их демократизме — отщепенцы и индивидуалисты, отгородившиеся от политической борьбы. Ни разу не возникает в романе серьезного политического разговора между друзьями. Ленц, казалось, хотел быть более активным, но его робкие шаги оборвала рука фашиста-убийцы.

 

С начала второй мировой войны главным героем Ремарка стал антифашист. Обличение фашизма и борьба с ним — основная тема романов «Обломки кораблекрушения» (1941), «Люби ближнего своего» (1941).

 

В романе «Триумфальная арка» (1945—1946) Ремарк рисует жизнь немецких беженцев и общую политическую обстановку во Франции накануне второй мировой войны.

 

В лице немецкого эмигранта-антифашиста Равика Ремарк создал своего положительного героя. Это человек благородной души, волевой, мужественный и стойкий. Пытки и концлагерь не убили в нем воли к жизни. Бежав из лагеря, он сражался против фашизма в Испании. В Париже ему приходится жить под чужой фамилией. Дельцы от медицины эксплуатируют талант Равика и его бедственное положение, они строят свою популярность и богатство на его успехах хирурга, а ему выплачивают гроши. Но Равик не только проявляет исключи--тельное упорство, отстаивая свое право на жизнь и на любимую профессию. Он в этих невероятных условиях сохраняет доброту и чуткость, любовь к людям и стремление им помочь.

 

Как главную цель жизни Равик стдвит перед собой убийство гестаповца Хааке, палача, загубившего многих людей.

 

В этом деянии Равик смутно ощущает свой общественный долг, и оттого успокоение наполняет его, когда этот свой долг он выполнил.

 

Но Равик ведет борьбу в одиночку, он не ищет связи с антифашистской организацией, свое законное презрение к буржуазным партиям он распространяет на любую партию и организацию. В этом проявляется характерный для героев Ремарка индивидуализм, их изолированность от большой, коллективной борьбы. С другой стороны, в этом романе не ощущается обычного пессимизма. Равика в конце романа, когда началась война, вместе с другими немецкими эмигрантами задерживают для отправки в концентрационный лагерь. Захватив свои хирургические инструменты, он спокойно едет в машине, утешая плачущих, потрясенных людей, Он думает'о жизни, о той маленькой пользе, которую сможет принести людям.

 

В последний раз Равик Видит перед собой Триумфальную арку со статуей Нике, богини победы. Триумфальная арка давно стала для него символом Парижа. Он задумывается, покинет ли Нике Париж.

 

Важную роль в раскрытии характеров у Ремарка играет профессия героев и их отношение к Ней. Герои Ремарка — люди, которые находятся в конфликте со средой и обществом, но всегда горячо любят свою профессию и в совершенстве ею владеют. Равик всего себя вкладывает в каждую операцию.

 

Антифашистской борьбе внутри Германии. и восстанию в концлагере посвящен роман «Искра жизни» (1952).

 

В романе «Время жить и время умирать» (1956) Ремарк ставит вопрос об ответственности немецкого народа. Немецкие солдаты разделяют вину и позор фашизма. Писатель говорит и о наличии антифашистского подполья. Солдат-коммунист Иммерман, направленный из концлагеря на советский фронт, мужественно просвещает одураченного, но не испорченного фашизмом Гребера. Симпатии вызывает учитель Польман: он ведет в тылу антифашистскую работу, укрывает от гестапо еврея Глезера и сохраняет твердое убеждение, что «еще не существовало такой тирании, которой бы не пришел конец». Общение с передовыми людьми и любовь к Элизабет, дочери погибшего антифашиста, морально очищают Гребера. Он задумывается о степени своей вины. Он приходит к пониманию, что пассивность, слепое выполнение приказов являются прямым соучастием в преступлении фашистов. Он начинает действовать и бороться в одиночку на свой, риск (убивает эсесовца, выпускает из плена русских партизан), но эти первые его шаги оборваны смертью. Однако мрачный, трагический финал смягчается верой автора в будущее Германии, которое в какой-то мере воплощено в Элизабет, ожидающей ребенка.

 

Позитивный план часто слаб у Ремарка. Это сказалось и в романе «Черный обелиск» (1956), не лишенном острых критических зарисовок;

 

В пьесе «Последняя остановка» (1957) писатель обратился к последнему дню войны на улицах Берлина. Антифашистский пафос в этом произведении сочетается с гражданским оптимизмом. Фашистские застенки не сломили моральный дух антифашистов — немца Росса и еврея Коха. Кох погибает, бросая вызов фашистам. Росс полон решимости бороться. Гуманизм проявляется в суровой справедливости — для обеспечения счастья людей надо решительно судить фашистов. Радостная развязка пьесы не похожа на обычные концовки Ремарка.

В романе «Жизнь взаймы» (1959) многое напоминает о «Трех товарищах», но тема этого произведения значительно уже. Порочна концепция романа, согласно которой жизнь — бессмысленный круговорот, а человек фатально обречен. Любовь и дружба не могут изменить к лучшему жизнь героев, и они заглушают вином чувство безнадежности и отчаяния. Критицизм проявляется только в изображении профессионального спорта в капиталистическом мире.

 

Боль за простого человека, психологическое мастерство — таковы сильные стороны творчества Ремарка. Он владеет искусством наделять своих героев, вплоть до эпизодических персонажей, живыми характерами. Сюжеты Ремарка драматичны, каждая деталь быта, окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев.

 

В посмертно опубликованном романе «Тени в раю» (1970) дана безрадостная картина пребывания немецких эмигрантов в Соединенных Штатах. Заглавие иронично, так как не только сами эти выброшенные из жизни люди кажутся тенями, но и рай американского процветания производит довольно гнетущее впечатление. Среди немецких эмигрантов мы встречаем и благородных, пламенных антифашистов (прежде всего того же Равика, героя «Триумфальной арки»), и всевозможных авантюристов и шкурников. Для главного героя (как и в ранних романах Ремарка) единственно ценным и важным переживанием остается любовь к русской девушке из эмигрантской семьи, но он покидает ее, чтобы после падения гитлеровского режима вернуться на родину.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (11.01.2017)
Просмотров: 5646 | Теги: Германия, фашизм, Литература, нацизм | Рейтинг: 0.0/0