Главная » Статьи » Литература » Литературные статьи

Мартин Андерсен-Нексе. Биография и обзор творчества.

Мартин Андерсен-Нексе. Биография и обзор творчества.

Датская литература в XX веке

Интенсивное развитие капитализма в последней трети XIX в., капитализация сельского хозяйства и проникновение иностранного капитала невиданно обострили внутреннее политическое положение в Дании, вызвав обнищание крестьянства и всеобщее недовольство. В. И. Ленин в работе «Аграрный вопрос и «критики Маркса» дал замечательный анализ социально-экономических отношений в Дании конца века, показав на основе статистических данных, что капитализм проник и в датское сельское хозяйство, что и в Дании существует резкий контраст между «верхними 30-ю тысячами» и массой простых тружеников.

 

Во второй половине XIX в. в датской литературе начинает развиваться реализм. Большое влияние на датских писателей оказала великая русская литература (70-е годы принято даже называть «тургеневским периодом датской литературы»). Огромную роль в ознакомлении датчан с творчеством русских писателей и поэтов сыграл известный датский литературовед и критик Георг Брандес (1842—1927). Очерки Брандеса о Ломоносове, Пушкине, Лермонтове, Достоевском, Л. Толстом, Горьком и др. показывали превосходство русского критического реализма, подчеркивали величие нашей литературы, хотя истолкование ее шло в буржуазно-либеральном плане. Ограничивал возможности Брандеса в борьбе с политической и религиозной реакцией его философский позитивизм.

 

В датской литературе в конце XIX в., так же как и в большинстве европейских литератур, развернулась борьба между прогрессивно настроенными писателями, продолжающими лучшие традиции больших мастеров, и представителями декаданса (Бангом, Керкегором, Гьеллерупом).

 

Из новейших прогрессивных писателей Дании наиболее значительный Хенрик Понтоппидан (1857—1943), которому принадлежат трилогия «Обетованная земля», роман «Счастливчик Пер», романистка Карин Михаэлис (1872—1950), писатель-коммунист Ганс Кирк (1898—1962), публицист и романист Ганс Шерфиг (род. в 1905 г.), поэт и критик Отто Гель-стед (род. в 1888 г.).

Но первое место по праву принадлежит основоположнику датской пролетарской литературы, замечательному общественному деятелю, другу Советского Союза — Мартину Андер-сену-Нексе (1869—1954). Его искусство, закалившись в борьбе против буржуазного декаданса, явилось крупнейшим вкладом маленькой Дании в сокровищницу мировой культуры. Нексе — основоположник и виднейший представитель социалистического реализма в датской литературе.

Жизнь и творчество

Мартин Андерсен родился 26 июня 1869 г. в Копенгагене, в семье рабочего-каменотеса Ханса Йоргена Андерсена. Детство и юность будущего писателя прошли на острове Борнхольм, куда его родители переехали в 1879 г., в небольшом городке Нексе (название которого стало впоследствии литературным псевдонимом писателя).

 

4 С раннего возраста Мартин Андерсен начал трудовую деятельность:       помогал, отцу,в каменоломне, был пастухом,

 

батрачил, сапожничал, работал подручным на строительстве.

 

Окончив высшую народную школу в городе Аскове, Мартин Андерсен начал работать учителем, но вскоре заболел туберкулезом — сказалось многолетнее перенапряжение. На средства друзей он отправился на юг и почти два года путешествовал по Италии и Испании, зарабатывал на жизнь привычным для него физическим трудом и небольшими очерками для датских газет.

 

В эти годы началась творческая деятельность Мартина Андерсена: он пишет стихи, переводит революционных поэтов Шандора Петефи и Хосе де Эспронседа.

 

В 1898 г. выходит первый сборник рассказов — «Тени», подписанный именем Нексе, в следующие годы — повести «Ценою жизни», «Мать», «Семейство Франк», а с 1901 г., расставшись с учительской работой, Нексе уже всецело обращается к литературному творчеству и общественной деятельности, публикует новые сборники рассказов — «Кротовые кочки» (1900 и 1905), «Солнечные дни» (1903), повесть «Пыль» (1902). Работая над новым эпическим полотном — романом «Пелле-завоеватель» (1906—1910), Нексе все время находится в гуще политической жизни страны. Он вступает в Датскую социал-демократическую партию, посещает различные страны Европы — Германию, Англию, Россию, знакомится с такими выдающимися деятелями рабочего движения, как Жан Жорес и Франц Меринг, пишет публицистические статьи, в которых защищает неимущие классы, выступает против заумной литературы буржуазного декаданса.

 

Восторженно приветствует писатель Октябрьскую социалистическую революцию в России, посылает 8 ноября 1917 г. w телеграмму В. И. Ленину, При активнейшем участии Мартина Андерсена-Нексе в Дании возникает в 1919 г. коммунистическая партия, и писатель становится одним из первых ее членов. Нексе имел полное право сказать о себе: «Из чувства чести, из чувства достоинства я стал коммунистом».

 

С 1917 по 1921 г. писатель работает над романом «Дит-те — дитя человеческое».

 

В 1921 г. появляется один из лучших сборников рассказов Нексе—«Пассажиры незанятых мест», полный сурового обличительного пафоса, любви к простым труженикам, революционного оптимизма. Характерным было посвящение сборника: «Борющемуся русскому народу».

 

В 1922 г. Нексе совершает поездку в Советскую Россию, участвует в работе IV конгресса Коминтерна, где встречается с Лениным, пишет важный для всего его творчества очерк «Навстречу молодому дню» (1923), в котором рассказывает о величии русской революции.

 

Роман Нексе «В железном веке» (1929) отразил процесс капитализации сельского хозяйства Дании, изобличил датское кулачество (в лице главного героя романа Пенса Ворупа).

 

В 30-е годы Нексе — частый гость Советского Союза. Он посещает различные уголки СССР — Карелию, Поволжье, Украину, Кавказ и Крым, где долго живет с семьей. Нексе принимает деятельное участие в работе I Всесоюзного съезда советских писателей, близко знакомится с А. М. Горьким, популяризирует опыт советской литературы и метод социалистического реализма. В этот период он создает книгу «Два мира» (1934), пишет большой автобиографический цикл «Воспоминаний» — «Малыш» (1922), «Под открытым небом» (1935), «В чужих людях» (1937), «Конец пути» (1939).

 

Во время войны в Испании Нексе едет туда, поддерживает испанских республиканцев; его именем называют один из батальонов Интернациональной бригады.

 

С апреля 1940 г. Дания оказалась оккупированной гитлеровцами, и писатель-антифашист находился в особенно трудных условиях. В день нападения на СССР, 22 июня 1941 г., Нексе был арестован. Но ни тюрьма, ни концлагерь не смогли сломить бесстрашного писателя-коммуниста.

 

Компартия Дании организовала побег престарелого и больного писателя из тюремного госпиталя. Нексе с семьей был перевезен в Швецию (осенью 1943 г.), а через год он приезжает в СССР и остается здесь до конца войны.

 

В годы второй мировой войны Нексе пишет огромное количество публицистических антифашистских статей и работает над романом «Мортен Красный».

 

В послевоенные годы, вплоть до самой смерти, Нексе продолжает кипучую творческую и общественную работу, став членом Всемирного Совета Мира.

Творчество Нексе чрезвычайно разнообразно. За 60 лет непрерывной творческой деятельности им написано несколько монументальных эпопей, огромное количество рассказов и повестей, создана драма «Люди Дангорда». Проявил себя Нексе и как поэт. Важное место в его творчестве занимает боевая публицистика, особенно такие книги, как «Испытания», «Два мира», «Почему я друг Советского Союза».

 

В многочисленных рассказах, написанных в разные годы и вошедших в различные сборники, Нексе подвергает острой критике буржуазную действительность, обличает мещанство, стяжательство, ханжество («Деньги дядюшки Петера», «Осужденный» и др.), с любовью пишет о людях из народа.

 

И в рассказах, и в романах Нексе любит обращаться к фольклорному образу великана Пера Голяка, олицетворяющему вековую мечту датского народа о справедливости и счастье.

 

Характерным приемом писателя являются аллегорические заглавия, социальный смысл которых очевиден. Так, большой цикл борнхольмских рассказов назван «Кротовые кочки» «Кротовые кочки» — символ безмолвной подспудной работы совершаемой безвестными представителями народа, влача щего жалкую жизнь в условиях капитализма. Через все твор чество Нексе проходит другой аллегорический образ — «пассажиров незанятых мест».

Литературно-художественные взгляды

«Нет в мире ничего прекраснее устало опущенных рук бедной старухи!» — так писал Нексе в одном из своих рассказов. Это восклицание типично для Нексе, пролетарского писателя, несущего новую эстетику, сознательно поэтизирующего людей труда, простых и безымянных тружеников.

 

Литературно-художественные взгляды Нексе убедительно свидетельствуют, что писатель рассматривал литературу с точки зрения борьбы за прогресс: «В будущее, а не в про-, шлое устремлен взгляд подлинного художника. Для меня лично литература не представляет собой самодовлеющей ценности. Она приобретает для меня вес и значение лишь тогда, i когда запряжена в колесницу, двигающую человечество».

 

Нексе считал, что писатель несет огромную ответственность перед людьми, поэтому должен быть ближе к жизни. Всеми своими художественными произведениями и критическими работами Нексе дает бой упадочному искусству буржуазного декаданса, в частности натурализму. Нексе выступает за новую литературу — пролетарскую, тесно связанную с жизнью народа, с традициями великих критических реалистов прошлого.

 

Характерна оценка, данная Нексе замечательному норвежскому писателю-коммунисту Нурдалю Григу:             «Он был

 

тем, кого народ называет настоящим поэтом. В поисках вдох новения он не сидел дома у печки, грызя карандаш; нет, он шел на фронт, он песней призывал к борьбе. Он был певцом человеческой свободы, света, счастья». Таким же писателем-борцом является и сам Нексе.

 

Формирование этических взглядов Нексе произошло под непосредственным и благотворным влиянием русской классической и советской литературы. Отсюда понятно его восторженное отношение к Пушкину, Горькому, Маяковскому. Нексе, например, пишет специальную статью «О Максиме Горьком», где утверждает, что Максим Горький не только исключительный художник, но и нечто большее — он живое воплощение своей эпохи.

 

Выше всего Нексе ценит в художественном произведении правду жизни и гуманизм, прокладывающий дорогу новому, — вот почему он одним из первых писателей за рубежом воспринял метод социалистического реализма и стал его горячим пропагандистом. «Социалистический реализм — наше оружие» — так называлась статья Нексе, написанная им еще до I Всесоюзного съезда советских писателей. «Только поэт, насквозь пропитанный чувством глубокой солидарности с человечеством и сознающий себя боевым представителем всех людей, является подлинным поэтом...» Вслед за Горьким Нексе считал, что литература социалистического реализма призвана «служить закваской в трудном процессе строительства», поэтому он всегда выступал за открытую, активную тенденциозность, «Для меня капитализм и преступление — синонимы», — говорил Нексе.

Трилогия о Пелле, Дитте и Мортене

Центральное место в творчестве Мартина Андерсена-Нексе занимает монументальная эпопея о Пелле, Дитте и Мортенег Свою трилогию Нексе начал в 1906 г., непосредственно под влиянием русской революции 1905 г. и растущего рабочего движения в Дании, а заключительные ее главы дописывались престарелым писателем уже перед смертью. Таким образом, почти полвека создавалось это любимейшее произведение Нексе; оно вобрало в себя самые заветные мысли и думы писателя, отразило важнейшие исторические этапы борьбы не только датского, но и всего европейского рабочего класса. Трилогия Нексе — это огромная художественная эпопея роста и развития классового самосознания в среде датского пролетариата, история деградации и предательства социал-демократии и ее вождей, история закаляющегося в борьбе коммунистического мировоззрения. Трилогия включает в себя всемирно-исторические события: русскую революцию 1905 г., Октябрьскую революцию 1917 г., первую и вторую мировые войны, всенародную борьбу за мир во всем мире и отзвуки этих событий как в Дании, так и в других странах Европы, Вместе с тем трилогия наглядно свидетельствует об эволюции творчества самого Нексе, о его переходе от метода критического реализма в изображении жизни к реализму социалистическому.

 

Первый роман эпопеи — «Пелле-завоеватель»        (19G6—

 

1910) — состоит из четырех книг: «Детство», «Годы учения», «Великая борьба», «Заря».

 

Это первое крупное произведение Нексе подводило итог идейно-художественной эволюции его раннего творчества. Писатель непрестанно искал нового героя— не жертву, а актуальную силу — и нашел его в лице рабочего. Роман был посвящен датскому писателю Хенрику Понтоппидану, старшему современнику Нексе, с которым, однако, автор не согласился по основному вопросу. «Мысль Понтоппидана, что все пришло к концу, раз буржуазное общество себя исчерпало, возмутила меня, — и я написал моего «Пеле», — говорил позднее Нексе.

 

Действие романа происходит в последней четверти XIX — начале XX в. на острове Борнхольм, в отдаленной датской провинции, и в столице страны Копенгагене. Основу романа составляет история жизни его главного героя Пелле, сына шведского крестьянина-бедняка Ляссе Карлсона. Но это не просто традиционная бытовая хроника: роман «Пелле-завоеватель» рассказывает о жизни целого ряда типичных представителей крестьянства и пролетариата Дании — таких, как отец героя Ляссе, его дядя Калле, рабочие и ремесленники Дуэ, Андрес, Петер Сила, его сын Мортен, неимущие обитатели «Ковчегам и множество других.

 

Нексе выступает одним из новаторов в европейской литературе потому, что он не только изобразил народные страдания, но и показал процесс зарождения и развития активного протеста со стороны широких масс; в этом шаг вперед от критического реализма прошлого к реализму нового типа — социалистическому, жизнеутверждающему. Однако это еще не начало; в первом романе трилогии еще нет образа подлинного революционера. Датская действительность не давала почвы для созданий подобного образа, и Нексе, как чуткий художник, не погрешил против исторической правды. Более того, уже в этом романе автором тонко намечены в главном герое черты, которые позднее приведут его к ренегатству, — Нексе вскрыл корни социал-реформизма в датском' рабочем движении, хотя вначале, несомненно, симпатизировал своему герою-простолюдину.

 

Пелле вырастает в трудовой обстановке: пасет скот, работает на гумне, исполняет различные поручения хозяев — и все время пытливо вглядывается в жизнь. Писатель рисует становленце характера мальчика, постепенно избавляющегося от наивности и легковерия, закаляющегося в житейских битвах. Пелле видит, что плоды труда достаются другим, с дет ства учится разбираться в социальной несправедливости, ненавидит угнетателей.

 

Нексе рассказывает о закалке будущего пролетарского бойца, каким станет Пелле, пройдя годы учения в сапожной, мастерской, окунувшись в гущу рабочего движения в Копенгагене. Пелле жаждет странствовать, искать места, «где уже начали крошить бар», он стремится к борьбе — и проявляет свои незаурядные способности, став профсоюзным деятелем с лестным прозвищем «Молния». Тем больнее чувствовать колебания Пелле и постепенный его отход к примиренчеству, его сближение с мещанской средой, увлечение «кооперативным» движением вместо революционной борьбы.

 

Это движение захватило массы датского рабочего класса и было особенно активным в 1910 г., когда вопрос о кооперативах обсуждался на Международном социалистическом конгрессе в Копенгагене.

 

Типичность Пелле для датской действительности обусловлена тем, что он изображен отнюдь не «злодеем», не наделен какими-либо резко отталкивающими чертами. Наоборот, в первых книгах эпопеи Пелле выглядит в полном смысле слова положительным героем; в образе Пелле проступают автобиографические черты, собственные впечатления автора о природе Борнхольма, когда он рисует детство Пелле; сходится, например, даже день рождения обоих — 26 июня и т. д. Стоит вспомнить, что Нексе изображает Пелле отзывчивым, честным и добрым человеком, с легко ранимым самолюбием, — и одновременно мужественным и сильным, способным на героические поступки (поведение во время пожара «Ковчега», спасение ребенка и т. д.), чтобы оценить многогранность его характера.

 

Рассказывая о росте своего героя, Нексе попутно вскрывает глубочайшие пласты народной жизни, показывает Данию без прикрас, обнажая типичные социальные контрасты города и деревни. Растленному миру господ писатель настойчиво противопоставляет крепкий, добрый, нравственный мир тружеников. Таков рабочий Дуэ с его трогательным отношением к детям; таков мягкий и чуткий Андрес, любящий книги и мечтающий о лучшем будущем, но умирающий от туберкулеза в сыром хозяйском подвале. Поэтичен образ бабушки, отказывающейся от лечения, чтобы не разорять зятя, и с улыбкой вспоминающей перед смертью о цветущем вереске: простые люди умеют видеть и ценить красоту.

 

В романе дана выразительная картина спасения рыбаками людей с тонущего во время шторма корабля. Этот героический подвиг совершается просто и обыденно, как самое естественное дело; суровы и прекрасны сердца простого народа — как бы хочет этим сказать писатель. Особенно ярок и трагичен выведенный в романе образ талантливого рабочего-изобретателя — богатыря Петера Силы. Сила — отец Мортена — тщетно пытался бороться с социальным злом, отстаивать свое человеческое достоинство; Сила погиб, пытаясь спасти от взрыва двух товарищей.

 

Помимо главного героя, важное место в романе занимает образ его отца, старого бати Ляссе, как его всегда любовно называет Пелле. Это простой, неграмотный крестьянин, любящий землю и свой труд и, конечно, страстно желающий работать на себя, а не на хозяина.

 

Обаятелен в романе образ рабочего-каменотеса Калле. Бедняк, он полон неистощимого юмора, никогда не унывает; обремененный огромной семьей, он добр и бескорыстен, всегда готов поделиться последним. Никакие житейские удары и невзгоды не колеблют оптимизма Калле.

 

В романе появляется и истинный герой всей трилогии — молодой писатель Мортен, который, несмотря на дружбу с Пелле, уже вдесь несколько противопоставлен ему. Вырастая в труднейших условиях, Мортен много читает, размышляет над теорией революционной борьбы и постепенно начинает понимать, что Пелле идет по ложному, реформистскому пути. Однако и .Мортен в этом первом романе трилогии еще остается борцом-одиночкой.

 

Роман «Пелле-завоеватель» явился в истории западноевропейской литературы новаторским произведением необычайной мощи и революционного размаха. Вскоре же после выхода в свет он был переведен на многие языки мира, принеся Нексе широкую международную известность.

 

Второй крупный роман, вошедший в знаменитую трилогию, — «Дитте — дитя человеческое» (1917—1921). Это социальный реалистический роман, написанный с революционных позиций писателем, ощутившим всю силу классовой солидарности трудящихся в период, когда на одной шестой части мира уже возникло государство рабочих и крестьян.

 

Сам автор следующим образом характеризует свое произведение и его главную героиню: «Роман «Дитя человеческое» — это повесть о женщине из пролетарской семьи, о том, как она жила до начала нынешнего столетия, о бесконечном труде ее, непрестанных заботах и лишениях. Незаметно прошла ее жизнь... Немало видела она горя и в борьбе пролетариата играла не меньшую роль, чем мужчина. В страданиях, выпавших на долю ее близких, она должна была нести самое тяжкое бремя. Еще маленькой девочкой Дитте, которая сама требовала материнской нежности и заботы, должна была работать, вести хозяйство, заменять мать младшим братьям и сестрам, — и этот долг матери она пронесла через весь свой жизненный путь. За сострадание к людям и заботы о близких «Дитте — дитя человеческое» заслужила почетное звание: «Мать человеческая».

 

Действительно, показав трагическую и короткую жизнь Дитте, полную тяжкого труда и лишений, Нексе раскрыл характерную судьбу женщины-пролетарки в буржуазном обществе.

 

Дитте, или Керстина Манн, принадлежит к «самому древнему и самому многочисленному в стране роду Маннов», как с иронией пишет автор, т. е. к роду человеческому, к трудящимся.

 

Дитте — наивная, простодушная женщина с поистине золотым сердцем, безропотно несущая свою тяжкую долю, обезоруженная с детства привитым сознанием, что ей на роду написано работать на других. Силы в беспрерывной борьбе за кусок хлеба Дитте находит лишь в свойственной' ей неиссякаемой, самоотверженной любви к человеку, к таким же беднякам, как она сама.

 

Автор подробно рисует агонию несчастной женщины: умирающая Дитте в полубреду, борясь с приступами удушья, продолжает думать о других. Она слышит, что где-то наверху заплакал ребенок, и боль ее усиливается; она пытается утешить рыдающего у ее изголовья Карла, — и это прследнее движение стоит ей жизни.

 

Невольно напрашивается сопоставление: буржуа-миллионер Гранде у Бальзака в предсмертной агонии пытается схватить позолоченный крест священника — и умирает; пролетарка Дитте, надорвавшись на непосильной работе, умирая, делает матерински-мягкое движение, чтобы приласкать человека; она гибнет, отдав себя всю, без остатка людям...

 

Но в момент смерти Дитте издали сышится, словно ливень, звук шагов по мостовой, — это многотысячное похоронное шествие направляется к зданию ригсдага и заворачивает на улицу к Дитте, чтобы выразить ей сочувствие (хоронят ее приемного сына, трагически погибшего при сборе угля). Люди поют марш социалистов — подымается мощная волна протеста.

 

О новаторской сущности романа-эпопеи Нексе «Дитте — дитя человеческое» хорошо сказала в одной из своих речей Клара Цеткин: «Страдать — и все же верить в жизнь, страдать — и бороться за лучшую жизнь. Такого героя-женщину сумел нарисовать только один из западноевропейских писателей— Мартин Андерсен-Нексе».

 

О злободневности замечательного романа Нексе, пользующегося до сих пор огромной популярностью, говорит, например, такой небезынтересный факт: в Дании некоторые священники запрещают родителям называть своих детей именем Дитте.

Роман «Дитте — дитя человеческое» явился идейным продолжением «Пелле-завоевателя»: он с той же обличительной силой показывал ужасы капиталистического рабства, но ставил по-новому вопрос о дальнейшем развитии рабочего движения. Недаром о Пелле говорят в романе иронически: «Выдохся! Да и не хочет он вмешиваться в новые дела. Сажает себе капусту на огороде и твердо уповает, что мир будет спасен потребительскими обществами и огородными колониями». Роман свидетельствует об идейном росте самого автора под влиянием великого Октября: Нексе решительно осуждает социал-реформизм, ставит вопрос о новом пути преобразования мира — революционном.

 

В конце романа появляется Мортен, «человек нового поколения», который твердо верит в грядущее освобождение, в светлое будущее. Именно он и станет подлинным героем Нексе — Мортеном Красным.

 

Третью книгу своей трилогии—«Мортен Красный» — писатель начал создавать спустя много лет после первых двух, в годы второй мировой войы, и работал над ней вплоть до самой смерти. Эта третья часть эпопеи в свою очередь состоит из трех романов: «Ничья страна» (1945), «Потерянное поколение» (1948), «Жанетта» (1954).

 

Нексе указывал, что мысль о продолжении, эпопеи родилась у него уже после издания «Пелле-завоевателя», так как он чувствовал, что этот роман — лишь «пролог к эпосу о рабочем движении». «Содержанием эпоса о пролетариате, — писал Нексе, — должно быть пробуждение рабочего в его борьбе за завоевание человеческих прав. Третья часть трилогии будет посвящена новому поколению... Только тогда книги о Пелле и Дитте получат свое завершение й предстанут в настоящем свете».

 

«Мортен Красный» — публицистический роман, в котором автор уже полностью владеет методом социалистического реализма. Роман охватывает большой период, полный важнейших всемирно-исторических событий — от кануна первой мировой войны до настоящего времени.

 

Писатель ставит перед собой злободневные задачи: разоблачить гибельный путь оппортунизма и социал-реформизма, приведший к предательству народных интересов, духовную деградацию датской и немецкой интеллигенции; провозгласить величие революционного пути — пути Советского Союза и стран народной демократии; отобразить борьбу народов за мир и свободу в современных условиях.

 

Обаятельный образ пролетарского писателя Мортена во многом автобиографичен: сходны детали биографии, творческой и общественной деятельности автора и его героя. Недаром роман «Мортен Красный» имеет подзаголовок: «Роман-воспоминания».

Многие действующие лица романа — реальные исторические фигуры, например: немецкий поэт Эрих Мюзам, революционер-коммунист Отто Куусинен, советский дипломат М. М. Литвинов, немецкий ревизионист Эдуард Бернштейн и др.

 

В романе полностью разоблачен реформист Пелле, ставший к этому времени министром и агентом буржуазии, бесстыдно предающим интересы рабочего класса и народа Дании. Нексе рисует гротескный образ немецкого социал-шовиниста Сервуса (похожего даже по созвучию фамилии на Парвуса, известного ренегата), который приезжает в начале войны к Пелле, чтобы договориться о поставке в Германию дешевой рабочей силы для военной промышленности. Таковы эти продавшиеся буржуазии лидеры социал-демократии.

 

Писатель Мортен, совершивший многочисленные поездки по странам Европы, посещавший Советский Союз, становится активным пропагандистом коммунистического мировоззрения, борцом за народное счастье. Он выступает против буржуазного искусства, обличает предательство социал-демократа и своегб бывшего друга Пелле, поддерживает революционную молодежь — Свена, порвавшего со своим отцом Пелле, молодого батрака Вигго, Фредерика Стольпе и других.

 

Неутомимый борец за правду и справедливость, Мортен горячо приветствует возникновение Советской республики. «Мортен убедился в том, — пишет Нексе, — что непосредственное восприятие человеком русской революции служило безошибочным критерием для определения, является ли он в глубине души человеком передовым или реакционером. Это был пробный камень, точно устанавливающий; где золото, а где только позолота».

Художественное своеобразие М. Андерсена-Нексе

Своеобразие творческого метода Нексе заключается в том, что в его произведениях — особенно в знаменитых романах трилогии, очерках и публицистике — наглядно видно осуществление принципов социалистического реализма, вначале тесно переплетающегося с реализмом критическим и вырастающего из него. Характерной особенностью творчества Нексе является естественное, свободное сочетание искусства и политики, их поистине органическое слияние, делающее его произведения политически актуальными и в высшей степени художественными.

 

Творчество Нексе, взятое в целом, восхищает своей суровой мужественностью, как бы отражающей облик датского народа — одного из самых северных народов Европы. Весь свой богатейший жизненный опыт, превосходное знание действительности, условий жизни и труда рыбаков, матросов, рабочих и крестьян Нексе вложил в свои произведения, насытив их страстным гневом на несправедливый общественный строй, глубоким сочувствием к простому труженику. При этом Нексе всегда сдержан, суров — это отличительная особенность писателя.

 

Художественное мастерство Нексе и его оригинальность заключаются в исключительном лаконизме, в умении передать двумя-тремя выразительными штрихами живую сцену, изобразить одной фразой глубокие внутренние переживания чело-^ века.

 

Нексе порой беспощаден в своих ударах по нервам и эмоциям читателя и тем активизирует его мысль, его возмущение. Вспомним сцену с Дитте, когда она работала кормилицей в столичном тайном приюте; прощаясь с очередным умершим ребенком, она случайно нащупала головку булавки в темечке младенца и с криком упала на пол, — этим сказано все. С дан-товским лаконизмом дана потрясающая картина, возбуждающая законное негодование читателя против общественного строя, где допускаются подобные преступления.

 

Своеобразен любимый прием Нексе, когда он перемежает несколько суховатое хроникально-очерковое повествование яркой жизненной сценой.

 

Большие размеры романов Нексе — это не следствие их «растянутости», это естественное следствие огромности заключенного в них жизненного материала, масштабности показанных писателем картин, их поистине эпохального значения.

 

Часто Нексе ведет повествование от первого лица, а в образы любимых героев вкладывает свое авторское «я», всегда используя элементы автобиографические (Пелле в ранних книгах, Нильс Фиксер из романа «В железном веке» и особенно, конечно, Мортен), — это также специфические черты творческого метода писателя.

 

Умело использует Нексе прием настойчивых повторов, чтобы рельефнее подчеркнуть свою мысль. О горькой судьбе бедняков, об ухудшении их материального положения Нексе умеет подчас поведать одним красноречивым диалогом.

 

В прекрасно выполненных пейзажных зарисовках Нексе выразил свою огромную любовь к родной природе.

 

Творчество великого датского писателя Мартина Андер-сена-Нексе имеет мировое значение, оно тесно связано с борьбой пролетариата и всего прогрессивного человечества.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (15.01.2017)
Просмотров: 148 | Теги: Литература, Дания | Рейтинг: 0.0/0