Литература США в 20 веке

Литература США в 20 веке

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Великая Октябрьская социалистическая революция имела исключительное значение для развития общественной мысли и литературы в США; усилилось рабочее движение в США, увеличилось количество стачек и забастовок. Американские рабочие с сочувствием и симпатией следили за революционной борьбой в России. В 1919 г. возникла Американская коммунистическая партия.

Возникновение литературы социалистического реализма в США связано с именами Джона Рида и Теодора Драйзера.

Джон Рид, еще учась в Гарвардском университете, организует социалистический клуб. По окончании университета он становится журналистом, приобретает вскоре известность благодаря блестящим очеркам и статьям, посвященным большим общественным вопросам. Когда в Петерсоне началась крупная стачка текстильных рабочих, Джон Рид правдиво и объективно, защищая интересы трудящихся, освещал ее в печати. В дни знаменитой забастовки горняков в Колорадо он рассказал о том, как солдаты расстреливали рабочих, как в пламени подожженных палаток погибали женщины и дети.

 

С началом революционных событий в Мексике Джон Рид едет туда. Обо всем виденном там он поведал читателям в книге «Революционная Мексика».

 

В годы первой мировой войны Джон Рид побывал на полях сражений во Франции, Италии, на Балканах.

 

' Лето 1917 г. застало его в России. Джон Рид стал очевидцем великих событий, он своими глазами увидел Октябрьскую революцию. Возвратившись в Соединенные Штаты, он за короткое время написал свою лучшую книгу—«Десять дней, которые потрясли мир». «Эта книга — сгусток истории, истории в том виде, в каком я наблюдал ее» ', — писал Рид в посвящении к ней.

 

Основанная на личном опыте, подкрепленная многочисленными достоверными свидетельствами, книга рассказывала правду о Великой Октябрьской социалистической революции. Она получила высокую оценку В. И. Ленива и Н. К. Крупской, написавших к ней предисловия. «Эту книгу я желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров и переведенной на все языки, — писал В. И. Ленин, — так как она дает правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое диктатура пролетариата» *.

 

Книга Джона Рида явилась одним из первых произведений новой литературы в Америке, связанной своими корнями с революционной освободительной борьбой, с идеймй коммунизма. Блестящий публицист, талантливый пропагандист, Джон Рид своими выступлениями способствовал защите идей революции, их правильному пониманию. За революционные убеждения, за правду о России он неоднократно подвергался преследованиям со стороны реакции. Много раз его бросали в тюрьму, но он никогда не отказывался от своих взглядов.

 

Из Соединенных Штатов Америки Джон Рид в 1919 г. снова приехал в Советскую Россию. Всю свою кипучую энергию он отдавал служению новому обществу. На этом благородном посту его застигла преждевременная смерть от тифа. В ознаменование больших заслуг перед рабочим движением Джона Рида похоронили у Кремлевской стены.

 

Другим американским писателем, испытавшим на себе благотворное воздействие Великого Октября, был Теодор Драйзер.

 

В Послеоктябрьский период в американской литературе продолжается процесс развития критического реализма.

 

В 1919 г. вышел сборник новелл Шервуда Андерсона «Уайнсбург, Огайо», выдвинувший его в ряды известных американских писателей.

 

Жизнь ГЦервуда Андерсона может служить примером разочарования широких кругов американского общества в идеях меркантилизма. Преуспевающий владелец небольшой фермы в Огайо, Шервуд Андерсон в 35 лет бросает налаженное дело и уезжает в Чикаго, где посвящает себя литературной деятельности. Его первые рассказы были опубликованы в журналах в 1914 г. Затем появились два романа — «Сын Уинди Макферсона» (1916) и «В ногу» (1917).

 

В «Сыне Уинди Макферсона», носившем автобиографический характер, рассказывалось о бессмысленности деляческого существования. Герой романа обретает материальное благополучие на поприще коммерческой деятельности, но остро чувствует свое духовное убожество.

 

В романе «В ногу» писатель остановился на теме рабочего класса. Хотя в нем и не содержалось программы действий, а роль партии подменялась деятельностью одного исключительного человека — главного героя Мак-Грегора, роман Шервуда Андерсона имел положительное значение. Буржуазному обществу, основанному на угнетении и эксплуатации, писатель противопоставлял единый фронт рабочих.

 

Одними из самых значительных произведений Шервуда Андерсона, наряду с «Уайнсбург, Огайо», являются сборники новелл «Триумф яйца* (1921), «Кони и люди» (1923). В них изображается серая, однообразная жизнь американской провинции. Герои рассказов — одинокие, мятущиеся люди, не находящие себе места в окружающем мире.

 

Трагедию одиночества переживает Элен Линдер, героиня рассказа «Уроженка Новой Англии». Навстречу слабому мерцанию света устремляется Розалинда Уэскот в рассказе «Из ниоткуда в ничто*. Но само название новеллы говорит о том, что впереди ничего нет. Оторванными от мира людей чувствуют себя Энох Робинсон («Одиночество»), Кэт Свифт («Учительница»). Все эти люди, живущие тусклой, однообразной жизнью, постоянно к чему-то стремятся, слепо й страстно ищут некое сокрытое чудо. Но порыв проходит, и снова наступает нудное, тоскливое существование.

 

Рассказывая об одиночестве людей, Шервуд Андерсон обвиняет существующий строй, обрекающий их на такую жизнь. Многие новеллы писателя проникнуты пессимизмом. У него отсутствуют рассказы, в которых, бы говорилось о счастливой любви. Герои писателя жаждут любви, но не находят ее.

 

Унылая, безрадостная жизнь, серое существование — такой предстает американская действительность в рассказах Шервуда Андерсона. Но, следуя в основном традициям критического реализма, писатель не избежал влияния модного в то время фрейдизма. Некоторые его произведения, как, например, романы «Множество браков» (1923) и «Темный смех» (1925), почти исключительно посвящены вопросам пола.

 

В конце 20-х и в начале 30-х годов, в период мирового экономического кризиса, когда противоречия в США обострились, Шервуд Андерсон принимает особенно активное участие в общественной деятельности. Он выступает с речами перед рабочими, вместе с Драйзером отправляется к бастующим горнякам Харлана, принимает участие в написании книги «Говорят горняки Харлана».

 

Описанию стачечной борьбы рабочих-текстилыциков был посвящен роман «По ту сторону желания» (1932). В этой книге, как и в романе «В ногу», писателю не совсем ясны задачи, стоящие перед рабочим движением. Герой романа случайно принимает участие в стачке. Но Шервуд Андерсон и здесь протестует против эксплуатации, против нетерпимых условий жизни. Говоря о влиянии на американское рабочее движение примера Советской России, он выражает надежду на наступление каких-то изменений. «Что-то надломилось, трещит... Что-то должно произойти», — писал он.

 

Путь, пройденный Шервудом Андерсоном, свидетельствует о глубоком разочаровании писателя в жизни капиталистического общества, о поисках новых идеалов, способных обеспечить людям более свободное и содержательное существование.

 

В 20-е годы появились социальные романы Синклера Льюиса. Синклер Льюис— один из значительных представителей критического реализма в американской литературе XX в. Произведения С. Льюиса — романы и рассказы — были напечатаны еще в 10-е годы. Но его большое дарование раскрылось по-настоящему в романе «Главная улица» (1920). «Главная улица» — сатира на американское мещанство, на уродливую, застойную жизнь провинциальных городов.

 

В романе «Бэббит» (1922) С. Льюис создал замечательный сатирический образ американского дельца мистера Бэббита. Противоречия буржуазного общества изображались в этом романе более глубоко, чем в «Главной улице». Духовная деградация и моральное убожество Бэббита были нарисованы с такой обобщающей силой, что имя его стало нарицательным, превратилось в синоним американского мещанина.

 

В романе «Эроусмит» (1925) писатель показал борьбу талантливого ученого, отстаивающего научный прогресс, против разлагающего влияния капиталистической среды. В художественном отношении «Эроусмит» считается одним из самых совершенных романов писателя.

 

Жестокой сатирой на религию явилась книга «Элмер Гентри» (1927), в которой нарисован отвратительный образ попа-прохвоста.

 

В 30-е годы С. Льюис пишет книгу «У нас это невозможно» (1935), в которой резко выступает против фашизма. Написанное в полуфантастической форме, это произведение говорило о нарастании фашистских тенденций в Соединенных Штатах и рисовало картину тяжелых последствий, к которым может привести непротивление деятельности фашистов.

 

В 40-х годах были созданы романы «Гидеон Плениш» (1943) и «Королевская кровь» (1947). В первом из них изображалась деятельность изворотливого, ловкого болтуна, который становится опасным, находясь на службе у фашистов. В «Королевской крови» С. Льюис с большой силой и убедительностью нарисовал трагедию людей, подвергающихся расовой дискриминации. «Королевская кровь» — роман о тяжелом положении негров в США, о тех диких преследованиях, которым подвергаются люди, имеющие в своих жилах хотя бы каплю негритянской крови.

 

Начало литературной деятельности Джона Дос-Пассоса связано с первой мировой войной. Окончив Гарвардский университет, он отправился в Европу, принял участие в военных действиях. На основе военного опыта он создал первые свои романы—«Посвящение человека — 1917» (1920) и «Три солдата» (1921). За ними последовал роман «Манхэттен» (1921), утвердивший известность писателя.

 

Наиболее значительное произведение Дос-Пассоса — трилогия «Соединенные Штаты» (1937), в которую вошли романы: «42-я параллель» (1930), «1919» (1932) и «Большие деньги» (1936). В трилогий рисуется широкая картина жизни Соединенных Штатов на протяжении двух десятилетий XX в. Герои трилогии — обыкновенные люди, чьи судьбы прослеживаются в связи с большими общественными событиями. Б трилогии описываются рабочее движение, промышленный бум и развитие спекуляции в годы первой мировой войны, жизнь в послевоенное время.

 

Дос-Пассос пытался создать новую, усложненную форму романа. Рассказ о жизни героев носит разорванный характер: он постоянно прерывается так называемыми «новостями дня», прямыми цитатами из газет, «камерой обскура», которая отражает личные Впечатления автора, биографиями крупных политических деятелей.

 

Все это вместе взятое создает сложную и пеструю картину жизни, в которой, однако, прослеживаются основные сюжетные линии, связанные с судьбами действующих лиц. Форма романов Дос-Пассоса искусственна, затрудняет восприятие. Но содержание таких книг, как «Манхэттен», «42-я параллель», «1919», отличается человечностью и демократизмом'.

 

Последующий путь писателя свидетельствовал о резком сдвиге в сторону реакции. В годы гражданской войны в Испании, когда прогрессивная мировая общественность осудила фашистский мятеж и решительно поддержала республиканцев, Дос-Пассос занял враждебную позицию по отношению к республике. Неоднократно он выступал с клеветническими измышлениями по адресу коммунистов.

Литературная деятельность Дос-Пассоса продолжалась в 40-е и 50—60-е годы, но ничего равноценного трилогии «Соединенные Штаты» он уже не создал.

 

На 20-е годы приходится начало литературной деятельности таких значительных писателей, как Скотт Фицджеральд и Ринг Ларднер. Скотт Фицджеральд писал о хорошо знакомой ему буржуазной среде, о разочаровании и духовной опустошенности буржуазной молодежи (романы «По ту сторону рая», 1920, «Великий Гэтсби», 1925, рассказы «Эти грустные молодые люди», 1926,роман «Ночь нежна», 1934, и др.).

 

Вершиной творчества Фицджеральда явился роман «Великий Гэтсби», в котором показано американское буржуазное общество 20-х годов, «век джаза», как называл это время писатель, показана трагедия незаурядного человека, погубленного миром денег.

 

Воспитанный на «американской мечте», на вере, что главное в жизни — деньги, что они олицетворяют счастье, Гэтсби стремится к богатству, его влечет крикливая, мишурная красота. Однако, разбогатев, герой не обретает счастья и подлинной любви и мучительно переживает крах своих иллюзий. История Гэтсби — один из вариантов «американской трагедии», связанной с призрачностью «американской мечты». Конфликт между романтическими устремлениями Гэтсби и реальной действительностью приводит его к гибели. Этот конфликт определяет и художественное своеобразие романа, реалистическая линия которого переплетается с эмоциональнолирической стихией.

 

. Столкновение человеческой личности с развращающим миром денег составляет и основу романа «Ночь нежна». Дик Дайвер, талантливый врач-психиатр, женится на психически неуравновешенной Николь Уоррен, дочери миллионера, которой нужен «свой доктор». Среда «самых богатых» оказывает пагубное влияние на Дайвера, он начинает жить в соответствии с ее нормами и попусту растрачивает свои силы, свой , Талант, неизбежно приближаясь к, полному моральному крушению.

 

Творчество Скотта Фицджеральда отразило характерные явления американской действительности 20-х годов, отразило и его личную трагедию. Ранняя и шумная, слава, временная близость к миру богатых, соблазны «сладкой жизни» — все это привело писателя к жестокому жизненному краху, хотя и не сломило его правдивого таланта. Ложь, фальшь типично американских иллюзий, преклонение перед богатством и успехом с большой силой показаны в его лучших произведениях. Больной, опустившийся, Скотт Фицджеральд связал себя в последние годы своей недолгой жизни с Голливудом, который стремился поработить и превратить в литературных поденщиков многих писателей Америки.

 

Одновременно с реализмом в американской литературе того же периода появляются модернистские группы, которые пропагандируют культ «чистого искусства», занимаются всевозможными формалистическими изысканиями.

 

Усиление духовного разложения американской буржуазии, проповедь реакционных идей отчетливо прозвучали в творчестве одного из виднейших представителей американского модернизма Эзры Паунда.

 

Эзра Паунд родился в штате Айдахо, учился в Пенсильванском университете. В 1908 г. он уехал в Италию, где опубликовал первую книгу поэм «Угасший свет» (1908). Вторая книга его «Человек» была напечатана в Англии (1909).

 

Находясь в Англии, Паунд присоединился к модернистской группе поэтов, возглавляемой Т. Е. Хьюмом. Идеологи группы видели смысл поэзии не в отражении реальной действительности, а в идеалистических и формалистических исканиях.

 

Эзра Паунд не только подхватил эту формалистическую теорию, но развил ее дальше, став одним из основоположников .модернистского течения имажинизма. Имажинизм отрывал литературу от жизни, отстаивал принцип существования «чистого искусства», провозглашал примат формы над содержанием. Имажинисты старались подчеркнуть «внутреннее», «образное», «эмоциональное* значение слов, а не их смысловое содержание.

 

«Поэзия, — говорил Паунд, — это разновидность вдохновенной математики, которая дает нам уравнения, состоящие из абстрактных фигур, треугольников, сфер и тому подобного, но уравнения, служащие для выражения человеческих ЭМОЦИЙ»,

 

Формалистическая концепция Паунда со временем претерпела незначительные изменения и положила основание еще одной разновидности модернистской поэзии, известной под именем вортицизма.

 

Вортицизм (от vortex — водоворот, вихрь) близок к имажинизму и футуризму. Вортицисты пытались добиться зрительного восприятия звука, старались находить такие слова-звуки, которые выражали бы движение, динамику вне связи с их смыслом и значением.

 

Являясь одним из идеологов модернизма в области искусства, Эзра Паунд позднее ствл ревностным поклонником идеологии фашизма. В годы второй мировой войны он находился на службе у итальянских фашистов, выступая для них по радио с профашистскими речами на английском языке.

 

Видным теоретиком американского модернизма явилась Гертруда Стейн. Гертруда Стейн покинула Америку, жила сначала в Лондоне, а затем переехала в Париж.

 

Именно здесь возник ее кружок, к которому некоторое время примыкали такие известные писатели, как Хемингуэй, Дос-Пассос, Арчибальд Маклиш и др. Согласно идеалистической теории, созданной Гертрудой Стейн, в основе поведения человека лежит не разум, не сознание," а интуиция. Задача писателя, учила она, и заключается в том, чтобы «проникнуть в самую суть связей интуиции». Эти связи Гертруда Стейн пыталась обнаружить при помощи особого толкования слов.

 

Мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х годов потряс до основания все здание капиталистического общества. Огромные размеры он принял в США. Тридцатые годы ознаменовались бурным рабочим движением.

 

Под влиянием этих событий передовые американские писатели усиливают критику капиталистических порядков, активно включаются в общественную деятельность. В их числе — Э. Колдуэлл и Томас Вулф.

 

Томас Вулф — писатель, испытавший короткую славу. Его быстро забыли после смерти, и только в 60-е годы снова возникает интерес к его творчеству. Ныне он считается одним из классиков американской литературы.

 

Первый роман Вулфа «Оглянись на отчий дом, ангел» был опубликован в Д929 г. За ним последовали роман «О времени и реке» (1935), сборник повестей и рассказов «От смерти к утру» (1935). После смерти писателя были изданы романы «Паутина и скала» -(1939), «Домой не вернешься» (1940), сборник «За холмами» (1941).

 

Произведения Вулфа носят автобиографический характер. В романе «Оглянись на отчий дом, ангел» появляется центральный герой Юджин Гант, рассказывающий о своей семье: об отце — резчике по камню, "человеке огромной физической силы и кипучих страстей; о матери, воспитанной в условиях пуританской семьи и впитавшей в себя ее условности и предрассудки; о себе, о своих стремлениях вырваться из этой среды.

В романах «Паутина и скала» и «Домой не вернешься» повествуется о жизни Джорджа Веббера, образ которого, как и образ Юджина Ганта, носит автобиографический характер. Вульф сосредоточивает внимание на судьбах членов одной семьи, но одновременно идет рассказ об Америке, о простых американцах.

 

Герои Вулфа осознают, что буржуазное общество враждебно человеку, уничтожает все индивидуальное в нем, и они-стремятся вырваться, из враждебного окружения.

 

Для Вулфа характерен глубокий психологизм. Он использует прием внутреннего монолога, смещает времена, нить повествования прерывается частыми отступлениями. Известная ущербность' его творчества отмечена слишком пристальным вниманием к теме смерти.

Литературная деятельность Эрскина Колдуэлла началась в конце 20-х годов. Писатель вырос в Джорджии, одном из южных штатов. Он учился в университете, испробовал целый ряд профессий, а затем обратился к литературе. Его рассказы, романы, очерки быстро снискали ему известность. В 30-е годы были опубликованы первые сборники его рассказов — «Американская земля» (1931), «Мы — живые» (1933), «На колени перед восходящим солнцем» (1935). За ними последовали новые сборники рассказов, романы, очерковые произведения. В 1941 г. Эрскин Колдуэлл побывал военным корреспондентом в Советском Союзе. На основе военных впечатлений им были написаны книги «На дороге к Смоленску» (1942), «Мб-сква под огнем» (1942), «Всю ночь напролет» (1942).

 

Хорошо зная жизнь американского Юга, Колдуэлл пишет о быте и нравах его, рассказывает о повседневных событиях и о необычайных происшествиях. Тут и мелкие сплетни, которыми живет захолустный южный городок («Слухи»), и ссора между соседями из-за пары брюк («Праздничные брюки»), и внезапная смерть отца во время игры с детьми («Первая осень»).

 

В таких рассказах, как «Большой Бэк», «На девять долларов чепухи», описываются отдельные стороны жизни негров. Прибегая временами к гиперболе и фантастике, автор использует материалы народного творчества, разрабатывает мотивы негритянского фольклора.

 

Жестокая расправа над невинным негром описывается в рассказе «В субботу днем». В целом ряде произведений Колдуэлл показывает, как дикие нравы американского Юга уродуют человеческую психику, извращают естественные чувства.

 

Гнетущее впечатление производят фигуры голодных Ринга и Руфи, медленно бредущих по дороге. Чтобы навестить могилу умершей дочери, они из-за отсутствия денег вынуждены несколько десятков километров пройти пешком и по пути просить милостыню («Мужчина и женщина»).

 

Потрясающая нищета фермерской семьи Лестеров была показана в романе «Табачная дорога» (1932), рассказывающем о том, как под влиянием голода люди теряют человеческий облик и превращаются в диких зверей. Но в целом этот роман производит двойственное впечатление. Наряду с показом нищеты и убожества семьи Лестеров он содержит слишком много натурализма, стирающего грань между животными и людьми.

 

В неповторимой колдуэлловской манере была написана повесть «Мальчик из Джорджии» (1943). Она представляет собой цепь рассказов, объединенных единством главных действующих лиц. Повесть рассказывает о жизни семьи Страупов — фантазера и бездельника отца, рано постаревшей матери и их мальчика-сына, от имени которого ведется повествование. Повесть окрашена грустным юмором, под которым чувствуется большая жизненная драма'.

 

Наиболее удачными оказались книги, написанные в 60-е годы. Это повести «Дженни» (1961), «У нас в городе» (1962) и книга очерков «В поисках Виско» (1964). В них писатель обратился к одной из острейших проблем современной Америки к проблеме расовой сегрегации.

 

В «Дженни» показан небольшой современный американский городок и его обитатели. Центральная роль принадлежит немолодой женщине Дженни Ройстер, прожившей нелегкую жизнь, наделенной чувством справедливости и сострадания к людям. Дженни бросает вызов местному боссу — расисту Дэйду Уомэку. По приказу Уомэка поджигают дом Дженни, ее единственное достояние, и в пламени пожара сгорает спящая Лоуэна Нели. Но моральная победа остается за Дженни, не отказавшейся от своих убеждений; ее пример пробуждает совесть у окружающих. «Вы сделали то, чего не осмелился сделать никто другой в городе, — говорит Дженни судья Майло Рэйни. — Мне стыдно, что у меня нет вашей смелости» Ч

 

В романе «У нас в городе» запоминается страшный образ расиста-изувера Клайда Хэфлина, надругавшегося над телом убитого им молодого негра Харви Брауна.

 

Гневный протест против расовой дискриминации звучит и в книге «В поисках Виско», в которой автор рассказывает о своем путешествии по южным штатам, предпринятом, чтобы отыскать друга детства, негритянского мальчика Виско.

 

Эрскин Колдуэлл — реалист. Он твердо убежден-в том, что «в этом реалистическом мире писатели и художники должны быть реалистами»1 2. Колдуэлл утверждает гуманистическое содержание, литературы. «Долг писателя, — говорит он, — выразить и надежды, и горести своего народа, потому что без надежды человек не может преодолевать невзгоды» 3.

 

Среди слабых сторон его творчества следует отметить известный объективизм в изображении действительности, некоторое пристрастие к натуралистическим деталям. Любит писатель изображать и людей с болезненной психикой.

 

К изображению жизни фермеров обратился Джон Стейнбек. В отличие от Колдуэлла, который делал упор на раскрытии психологии своих героев, на бытовых подробностях, Стейнбек решал эту проблему в плане социальном.

Первые произведения Джона Стейнбека были опубликованы в 20-е годы, но настоящая известность пришла к нему после романа «Гроздья гнева» (1939). В этой книге он отразил трагедию разоряющегося американского фермерства, нарисовал картину большой обобщающей силы. Фермерская семья Джоудов оказывается изгнанной с родной земли, где жили ее деды и прадеды, и начинает свой скитальческий путь по Соединенным Штатам в поисках работы и хлеба. Джоуды включаются в огромный поток таких же, как они, переселенцев, катящийся с востока на запад, на благодатные земли Калифорнии. Но когда они добираются до этих «благодатных мест», то и там встречают нужду и безработицу.

 

Продолжая традиции Гарленда и Норриса, Стейнбек в реалистическом плане рисует жизнь американских фермеров. Обыкновенные, простые люди являются его героями. Запоминается замечательный образ матери, сильной, доброй женщины из народа, воплощающей в себе его оптимизм, его веру в лучшее будущее. «Мы народ, Том. Мы живые люди, — говорит она сыну. — Нас не уничтожишь. Мы народ — мы живем и живем... Богачи поживут, поживут и умирают, и дети у них никудышные, неживучие. А мы, Том, нам ни конца ни краю не видно. Ты не огорчайся, Том! Наступят и другие времена!»

 

Не менее сильное впечатление производит образ Тома Джоуда. Этот честный, трудолюбивый человек должен скрываться, чтобы спасти свою жизнь.

 

В годы второй мировой войны Стейнбек написал несколько произведений, посвященных теме борьбы с фашистскими захватчиками. К их числу принадлежит повесть «Луна зашла» (1942), рассказывающая о' движении Сопротивления в Норвегии. Другая книга Стейнбека, «Бомбы вниз» (1942), рассказывает об американских летчиках. Однако эти произведения лишены тех больших художественных достоинств, которыми отличаются «Гроздья гнева».

 

Новым большим достижением писателя явилась повесть «Жемчужина» (1945). Огромная жемчужина, найденная индейцем Кино на дне моря, становится символом несчастья для его семьи. Из-за нее льется кровь, гибнут люди. Проникнутая гуманизмом, «Жемчужина» утверждает мужество и достоинство простых людей.

 

Лучшие традиции американского критического реализма Стейнбек затем продолжил в романе «Зима тревоги нашей» (1961). Его герой Итен Хоули участвовал во второй мировой войне, был офицером. Потом ему пришлось служить приказчиком в бакалейной лавке итальянца Марулло. Итен не похож на окружающих. Он добр и честен.

 

С точки зрения родных, знакомых, Итен — неудачник, не нашедший себе места в жизни. «...Ты погряз в своих неудачах, — говорит ему жена Мэри. — Ведь если бы не твои старомодные, выспренние понятия, ты давцо бы выкарабкался на поверхность. Над тобой все потешаются. Джентльмен без денег — все равно что босяк».

 

Испытывая давление окружающей среды, Итен решает стать таким же, как все, любой ценой добиться богатства. Он готовится ограбить банк, под видом помощи толкает на самоубийство друга, пишет донос на своего хозяина Марулло. Материальный успех приходит, но не радует Итена. Измена нравственным идеалам, оказывается трагической для героя. Он теряет точку опоры в жизни и приходит к мысли о самоубийстве.

 

Написанный просто, сильно, выразительно, роман Стейнбека продолжает традиции лучших писателей Америки — Лондона, Драйзера, Фицджеральда. Жизнь в американском обществе, основанная на деньгах, на достижении успеха,— трагична. Общество заставляет людей жить по законам джунглей, где идет борьба всех против всех. Но человеку так жить нельзя. Он перестает быть человеком.

 

Стейнбек — непоследовательный и противоречивый писатель. Интересные произведения чередуются у него с книгами незначительными или просто слабыми. Такие его романы, как «Чаша золота» (1929) или «Заблудившийся автобус »(1947), не относятся к числу его литературных достижений. В последние годы жизни Стейнбек политически скомпрометировал себя поддержкой американской агрессии во Вьетнаме.

Важную роль для развития американской литературы сыграло антифашистское движение 30—40-х годов, возглавленное коммунистами.

 

С резкой критикой фашизма выступил Синклер Льюис в романе «У нас это невозможно» (1935). Активное участие в борьбе против фашизма принимает Хемингуэй, создающий в 30-е годы свои «испанские произведения». Эптон Синклер пишет антифашистское произведение «Они не пройдут» (1937).

 

Исключительное значение в деле борьбы с фашизмом, в критике буржуазного общества имела деятельность прогрессивного американского журнала «Мэссиз» (позднее называвшегося «Ныо-Мэееиз» и «Мэссиз энд Мейнстрим»), в котором сотрудничал еще Джон Рид. Многие передовые писатели начали свой творческий путь в этом журнале. В «Мэссиз» печатались статьи по вопросам литературы и искусства, резкой критике подвергались реакционные произведения, пропагандировались социалистические идеи.

 

Наряду с реалистами старшего поколения — Драйзером, Э. Синклером, Э. Хемингуэем, выступавшими на страницах журнала, вокруг него в конце 20-х — начале 30-х годов группируются более молодые писатели. Это были прозаик и критик Майкл Голд, драматург Джон Говард Лоусон, романисты Меридель Лесур, Майру Пейдж, Дальтон Тромбо, писатель Альберт Мальц. Связанные в большинстве с рабочим движением, с коммунистической партией, они включаются в борьбу против капитализма и фащизма.

 

Активную борьбу за социалистическую литературу начинает в 30-е годы Майкл  Голд. Он был редактором «Нью-Мэссиз» и часто выступал с литературоведческими статьями на страницах коммунистической прессы. В них он разоблачал реакционные явления в литературе, выступал против писателей-ренегатов, защищал демократические традиции американской литературы. Помимо теоретических и литературно-критических статей, Майкл Голд писал стихи, пьесы, прозаические произведения. Известен его роман «Еврейская беднота» (1930), рассказывающий о детских и юношеских годах писателя.

 

В 30-е годы вступает в ряды коммунистической партии Линкольн Стеффене. Бывший «разгребатель грязи», начавший творческий путь еще в 900-е годы, он в 1932 г. публикует «Автобиографию», самое значительное произведение, в котором рассказывает о своей жизни, о пути в коммунистическую партию.

 

Альберт Мальц родился в Нью-Йорке. Получив университетское образование, он в начале 30-х годов стал заниматься литературной деятельностью. Мальц обращается к одной из -главных тем своего творчества — к жизни рабочего класса (пьеса «Темная шахта», 1935). Наряду с пьесами он начинает писать рассказы, в которых изображает неприглядную американскую действительность. Герои рассказов — простые труженики, рабочие, мелкие служащие, негры. Их драматическая судьба, преследования, которым они подвергались за свои убеждения, произвол американских властей, моральная деградация под влиянием волчьих законов капитализма, трудная жизнь — вот главные темы рассказов Мальца.

 

Наиболее значительное произведение Мальца — роман «Глубинный источник» (1940), в котором нашли яркое отражение характерные явления американской действительности. «Глубинный источник» рассказывает о борьбе американских рабочих за свои права, за создание прогрессивного профсоюза. Эту борьбу возглавляют коммунисты. Писателю удалось создать отдельные удачные образы коммунистов. Среди них центральный образ рабочедо-коммуниста Принси, честного, глубоко преданного своему делу человека. Похищенный членами фашистской организации, Принси подвергается жестоким пыткам, но не отказывается от своих убеждений. Безжалостные палачи убивают его.

 

Запоминается образ Бена Силверсмита — негра-коммуниста, ведущего опасную и трудную организационную и пропагандистскую работу.

 

Но, достигнув значительного успеха в создании образов коммунистов, писатель не сумел нарисовать полную картину деятельности партийной организации. Практическая работа ее почти совсем не нашла отражения в книге. Более широкое освещение получил в «Глубинном источнике» лагёрь реакции. Борьба капиталистических монополий с рабочими, методы этой борьбы: репрессии, провокации, подкуп, шантаж, убийства — все это показано очень убедительно.

 

Мальц раскрывает тайные связи между фашистскими организациями и субсидирующими их монополиями. Именно монополии направляют И регулируют деятельность «черного легиона» и подобных ему реакционных организаций.

 

За свои убеждения писатель подвергался преследованиям, в 1956 г. отбывал тюремное заключение по приговору американского суда.

В 30-е годы началась литературная деятельность такого значительного писателя, как Ричард Райт. В Сборнике рассказов «Дети дяди Тома» (1938), в романе «Сын Америки» (1940), в автобиографической книге «Черный мальчик» (1945) ему удалось показать жестокое угнетение, те' неимоверные страдания, которые выпадают на долю негров в Соединенных Штатах Америки.

 

Однако реалистическая тенденция в его творчестве приходит в столкновение с идеей рока и судьбы, с биологической обусловленностью поступков героев. Социальный протест часто подменяется у него индивидуалистическими стремлениями. В книгах Ричарда Райта много натуралистических описаний, заметно тяготение писателя к изображению искривленной, болезненной психологии.

Литература второй мировой войны

В годы второй мировой войны многие американские писатели включаются в борьбу против гитлеризма. Проникнутые гневом и страстью публицистические статьи пишет Теодор Драйзер. О мужестве советских людей, об их сопротивлении фашистским войскам рассказывали статьи и книги Эрскина Колдуэлла, побывавшего военным корреспондентом в нашей стране.

Движение Сопротивления в захваченных гитлеровцами странах, военные действия на фронтах привлекают внимание Стейнбека и находят отражение в его книгах («Луна зашла», 1942, «Бомбы вниз», 1942). С антифашистскими произведениями выступают Э. Хемингуэй, Э. Синклер, Л. Хеллман, М. Голд и др.

Американская литература после второй мировой войны

В послевоенные годы американский империализм становится главным оплотом мировой реакции. Американские капиталисты стремятся подчинить своему господству другие государства, вовлекают их в гонку вооружений, в политику подготовки новой агрессивной войны. Но народы все решительнее поднимаются на борьбу против империализма.

 

В 40-е годы началась литературная деятельность Александра Сакстона, в романе которого «Большая Среднезападная» (1948) нашла яркое воплощение тема рабочего движения, классовой борьбы.

 

Александр Сакстон после окончания Чикагского университета перепробовал много профессий: работал на лесопилке, на железной дороге, плавал на морских судах — и только потом обратился к литературе. Его первым произведением был роман «Большой перекресток» (1943), посвященный изображению жизни американской молодежи.

 

«Большая Среднезападная» — произведение.широкого плана. Действие охватывает период с 1912 г. до начала второй мировой войны. Основная сюжетная линия романа связана с рабочей семьей Спаасов, члены которой принимают участие в рабочем движении. Это вначале Эдди Спаас, который приезжает в Чикаго, чтобы принять участие в рабочем съезде. Затем главная роль переходит к его племяннику Дейву Спаасу — коммунисту, организатору рабочих.

 

Дейв Спаас — один из образов, бесспорно удавшихся . автору. Он изображен как собранный, волевой человек, твердо знающий, что ему нужно в жизни и за что он должен бороться. Деятельность Дейва показана на широком фоне американского рабочего движения и важнейших политических событий. Дейв принимает участие в гражданской войне в Испании. Возвратившись в Соединенные Штаты, он развертывает большую организационную работу среди железнодорожников. С началом второй мировой войны Дейв Спаас отправляется воевать с немецкими захватчиками.

 

Образ Дейва отличается многогранностью: он показан и в сфере общественной деятельности, и в личной жизни.

 

А. Сакстон выходит здесь за рамки критического реализма. Его «Большая Среднезападная» продолжает традиции Джона Рида. Рисуя жизнь в революционном развитии, писатель говорит о роли коммунистической партии в американском рабочем движении, создает живые, убедительные образы коммунистов. «Большая Среднезападная» — одно из произведений социалистического реализма в американской литературе.

Талантливую книгу о жизни борца за освобождение негров в США Фредерика Дугласа написала прогрессивная писательница Шерли Грэхем. Книга «Жил-был раб...» была опубликована в 1947 г. Рассказывая историю Дугласа, она повествует об ожесточенной борьбе в Америке XIX в., об угнетении негров, в ней фигурируют такие выдающиеся деятели, как Джон Браун, Авраам Линкольн.

 

В 1950 г. был опубликован роман «Железный город», написанный негром-ком-мунистом Ллойдом Брауном. В романе показана современная американская действительность. Коммунисты, посаженные в тюрьму по обвинению в «подрывной деятельности», начинают борьбу за освобождение молодого негра Лонни Джеймса, которому грозит смертная казнь за приписываемое ему убийство. Хотя роман не обладает художественными достоинствами «Большой Среднезападной», в нем выразительно показаны политические преследования в Соединенных Штатах, нарисована мрачная картина нравов, царящих в американских тюрьмах.

 

Антивоенная тема является одной из ведущих в творчестве Уильяма Сарояна. В его романах «Человеческая комедия» (1942) и «Приключения Весли Джексона» (1944) война находит решительное осуждение. Для этих книг характерны любовь и внимание к человеку.

 

Но протест против войны сочетается у писателя с явно идеалистическими воззрениями. По его мнению, причиной всех войн является «звериное начало» в человеке. Столь же наивны рецепты Сарояна, предлагаемые им в качестве главного средства против войны. Он считает, что люди должны заниматься самоусовершенствованием, проявлять смирение и терпение.

 

Значительным явлением прогрессивной американской литературы явились книги писателя Митчела Уилсона. Инженер по образованию, хорошо знакомый с состоянием современной науки и техники, М. Уилсон в романе «Живи среди молний» (русский перевод— «Жизнь во мгле», 1949) обратился к изображению технической интеллигенции, мира науки в Соединенных Штатах Америки.

 

Продолжая традиции классического реализма, М. Уилсон правдиво рисует положение науки в Соединенных Штатах. В научных кругах главный герой, физик Эрик Горин встречает равнодушие, тупость, косность. Ярким примером реакционности и человеконенавистничества буржуазной науки является выразительный образ Кларка Ригана, питающего ненависть ко всему живому в науке.

Пройдя через тяжелые испытания, приобретя жизненный опыт, Эрик Горин приходит к осознанию необходимости борьбы с реакционными силами, толкающими мир к новой мировой войне. Понимая всю опасность атомной войны, герой Уилсона выбирает правильный путь, путь борьбы за мир.

 

Другой роман Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой» рассказывает о двух талантливых изобретателях — братьях Мэллори, история которых прослеживается на фоне американской действительности 20-х годов. Основной конфликт книги, по замыслу писателя, должен заключаться в противоречиях, существующих между братьями Деви и Кэном, в их разном отношении к жизни, к науке.

Советскому Союзу посвящен роман М. Уилсона «Встреча на далеком меридиане».

Одним из самых значительных писателей США был Уильям Фолкнер. Он родился в маленьком городке Нью-Олбени, в штате Миссисипи. По окончании школы он, как и Хемингуэй, поступил добровольцем в армию, в Канадские военно-воздушные силы. Но в военных действиях не успел принять участия. Война окончилась. После войны учился в университете.

 

Свою литературную деятельность Фолкнер начал как поэт. В 1924 г. был опубликован сборник поэм «Мраморный фавн». Находясь в Новом Орлеане, Фолкнер знакомится с Шервудом Андерсоном и при его содействии издает свой первый роман «Солдатская награда» (1926) — мрачное, пессимистическое произведение о тяжело раненном, вернувшемся на родину фронтовике. В этой книге Фолкнер, как и его современники, разрабатывал тему «потерянного поколения».

Ларе Лоренс — автор эпопеи «Семена», в которую входят романы «Утро, полдень и ночь» (1954), «Из праха» (1956), «Старый шут закон» (1961) и «Провокация» (1961). В эпопее описаны «красные тридцатые» — годы забастовок, ожесточенной классовой борьбы. Действие происходит в вымышленном городе Реата, представляющем всю страну в миниатюре. Развертывается борьба между шахтерами и предпринимателями, полиция и власти арестовывают и избивают рабочих. Романы Ларса Лоренса густо населены людьми. Впечатляет широкий размах эпопеи, ее боевая направленность. Однако порой чувствуется известный схематизм и прямолинейность, автор злоупотребляет внутренним монологом.

 

Активный участник рабочего движения, публицист и романист Ф. Боноски (род. в 1916 г.) посвятил свой роман «Горящая долина» (1953) жизни шахтеров, а роман «Волшебный папоротник» — борьбе сталеваров. Запоминаются картины митингов, уличных боев, особенно удачны массовые сцены. Выведены образы коммунистов — людей, беззаветно преданных делу рабочего класса.

 

Много еще имен, много талантливых писателей может быть названо в общем литературном процессе в Соединенных Штатах 50-х и 60-х годов. Как правило, все эти люди пишут о необходимости борьбы против войн, об ужасах расовой сегрегации, о трудной жизни маленького человека в Америке.

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (20.01.2017)
Просмотров: 4324 | Теги: америка, США, Литература, 20 век | Рейтинг: 2.0/1