Главная » Статьи » Литература » Литературные статьи

Болгарская литература в XX веке

Болгарская литература в XX веке

Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала огромное влияние на общественно-политическую жизнь Болгарии и на болгарскую литературу. В сентябре 1923 г. в Болгарии произошло народное вооруженное восстание, направленное против монархо-фашистского режима. Восстание было жестоко подавлено монархо-буржуазными реакционными властями.

 

Во время второй мировой войны царское болгарское правительство, учитывая давние симпатии болгарского народа к России, не осмелилось официально объявить войну СССР. Но фактически Болгария находилась на стороне фашистской Германии и помогала ей в войне против Советского Союза. В тяжелых условиях войны и кровавого террора, разорения хозяйства и падения культуры демократические силы страны стали объединяться в антифашистский Отечественный фронт под руководством Болгарской коммунистической партии. В стране началось движение сопротивления фашизму, появились партизанские отряды. В ночь с 8 на 9 сентября 1944 г. болгарский народ, возглавляемый своей коммунистической партией, поднял всенародное восстание, сверг фашизм при помощи Советской Армии и установил народно-демократическую власть.

 

Огромное значение для развития болгарской литературы имела деятельность Георгия Димитрова (1882—1949), выдающегося борца и руководителя болгарского рабочего движения.

 

Димитров пристально изучал процесс развития болгарской культуры и литературы. Его книга о литературе, искусстве и науке', вышедшая в 1949 г., охватывает широкий круг проблем болгарской культуры, искусства и литературы за последнее столетие, дает меткие, .научно правильные характеристики творчества многих болгарских писателей. Уделяя большое внимание классикам, Димитров заботился и о состоянии современной болгарской литературы.

 

Глубокая идейность, интернационализм, патриотизм, антифашистская направленность — эти черты восприняты прогрессивной литературой Болгарии. И Георгий Димитров немало способствовал этому.

 

В 20-е годы в Болгарии создается фронт революционной, антибуржуазной и антимонархической литературы, которую, по меткому выражению критика Бакалова, часто называют «сентябрьской литературой». Здесь и представители старшего поколения — критики Г. Бакалов и Т. Павлов, поэт Д. Поля-нов и молодые поэты — Христо Смирненский, Крум Кюляв-ков, Христо Ясенов, Гео Милев и др.

 

В этот период выходят коммунистические журналы «Ново време* (редактор Благоев), «Младеж» (редактор Т. Павлов), «Черновы смях» и др. Журналы собирали вокруг себя передовые силы литературы. После запрещения этих журналов возник еженедельный литературный журнал «Ведрина», который редактировал писатель-демократ А. Страшимиров. Прогрессивные и пролетарские писатели разоблачают и показывают антинародную сущность буржуазной действительности и обращают свои взоры к Советскому Союзу. В их творчестве возникают темы революционной борьбы и Октябрьской революции. К лагерю прогрессивной литературы принадлежат в это время и такие писатели, придерживавшиеся общедемократических взглядов, как Елин Пелин, Стаматов, Багряна и др.

Христо Смирненский 1898-1923

Значительным революционным поэтом Болгарии этого периода является Христо Смирненский. Его литературная деятельность началась в 1915 г. в сатирических журналах «Болгарин» и «Смех и слезы». Первая и вторая Балканские войны 1912 и 1913 гг., а затем первая мировая война открыли перед молодым поэтом пучину бедствий народных, он начинает осознавать классовую сущность войны и в своих стихотворениях называет ее «роковой бойней» (стихотворение «Молитва жителя столицы», 1917). В процессе нарастания революционного движения в стране (Владайское восстание солдат в 1918 г.) Смирненский встает на сторону революции. В соответствии с этим и в творчестве поэта возникает тема революционной борьбы. В стихотворении «От великого до смешного» он рисует картину торжествующего хода революции.

 

Под влиянием Октябрьской социалистической революции и бурных революционных событий в Болгарии взгляды и творчество Христо Смирненского эволюционируют от общедемократических позиций к коммунистическому мировоззрению и от критического реализма к реализму социалистическому. Его произведения стали печататься в коммунистической прессе: «Работнически вестник», «Младеж», «Червоны смях». В 1920 г. Смирненский вступает в комсомол, а в 1921 — в коммунистическую партию. Большое влияние на формирование эстетических взглядов и творчество поэта оказали Горький и Маяковский. Смирненский принимает активное участие в политической деятельности, пишет агитационные стихи, которые он называет «злободневками», поднимает самые актуальные вопросы современности. Он становится крупнейшим представителем пролетарской поэзии Болгарии. Будучи поэтом политическим, он в то же время выступает как подлинный лирик. Лучшая часть его революционной лирики вошла в замечательный сборник «Да будет день!» (1922) и в сборник «Зимние вечера» (1923).

 

Характеризуя сущность поэзии Смирненского, критик Г. Бакалов писал: «Восторг, опьянение борьбой, жажда подвига и самопожертвования, подъем, страсть и движение, движение — таково содержание поэзии Смирненского» '.

 

Ряд стихотворений и поэм он посвящает Октябрю, международному рабочему движению, Советскому Союзу: «Красные эскадроны», «Три года», «Москва», «Углекоп», «Политическая зима», «Русский Прометей», «Пролетарий», «Массы», «Гнев рабов», «Эпидемия конференций», «Карл Либкнехт», «Роза Люксембург», «Буря в Берлине», «Иоганн» и др.

 

Одним из лучших произведений Смирненского является стихотворение «Красные эскадроны» (1920), посвященное Великой Октябрьской социалистической революции. Рассказывая о походе конницы Буденного против белополяков, поэт характеризует образ красных эскадронов как символ мировой революции, к которой обращены взоры трудящихся всей земли:

 

Ах, летите, эскадроны! Взор огромный, взор мильонов

К вам надеждою прикован и огнем любви живым.

Руки крепкие сплетая, о свободе мир мечтает,

Потрясен и очарован вашим кличем боевым.

Даже самое интимное — любовь — у поэта неразрывно связано с революцией, с борьбой:

А ты, подруга, цвет моей надежды,

Восторженно и смело проходи

К весенним дням, горящим впереди!

Целую светлые твои одежды.

Зарю целую праздника людей Кораллом крови пролитой моей.

 

Христо Смирненский — первый болгарский поэт, в творчестве которого видно начало формирования нового метода — социалистического реализма — в болгарской литературе. Он реально показал силу революционной, социалистической идейности, впервые в болгарской поэзии создал образ пролетарского революционера.

в следующий период (1918—1920) превалируют декадентские настроения и мотивы, и, наконец, в последний период (1921— 1925) поэт порывает с декадентством и вступает на путь революционной литературы.

 

Октябрьская революция и революционные события в Болгарии, знакомство с поэзией Маяковского производят перелом в мировоззрении Гео Милева. В январе 1924 г. в статье «И свет во тьме светит», показав картину Сентябрьского восстания 1923 г. и зверскую расправу фашистов над восставшими, Милев заявил: «Мы, интеллигенция, не можем оставаться беспристрастными к тому, что пережил народ в сентябре, не только из простой человечности, но и, прежде всего,— из ревности к делу народа. Как огненная роса, падает на наши сердца кровь, пролитая народом». Поэт считал, что нет сил, которые смогли бы остановить или предотвратить социальную революцию.

 

Милев отходит от символизма и считает, что искусство должно служить народу. В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Пламя», он писал: «Место поэта не на Парнасе, не в объятиях муз, а на кипящей арене жизни, среди народа» *. В творчестве Милева возникает тема революционной борьбы — поэмы «Ад», «День гнева», «Сентябрь». В них главную роль играет народ, борющийся за свою свободу.

 

Лучшим произведением Гео Милева является его поэма «Сентябрь», в которой художественно показан революционный энтузиазм масс. Поэма состоит из 12 глав, составляющих три части. В первой части (главы 1—5) показан всенародный революционный подъем, во второй части (главы 6—11) — картины фашистского террора и в третьей части (глава 12) выражена твердая вера в грядущую победу революции.

 

Главный герой поэмы — трудовой народ — противопоставлен фашистской буржуазии. Поэма звучит оптимистически и полна уверенности в грядущей победе, которая принесет людям счастье:

 

Нам сентябрь будет маем!

Пусть воспрянут

Для свободы Человеческие всходы, —

И земля нам будет раем!

Будет раем!

 

За свою литературно-общественную деятельность, и в частности за поэму «Сентябрь», Гео Милев был привлечен к суду и убит фашистскими палачами.

 

Революционная поэзия Милева, призывающая народ к борьбе за социализм, созданная на новой основе интонационного стиха, вошла в золотой фонд революционной болгарской поэзии.

Жестокий фашистский террор, установившийся в Болгарии после Сентябрьского восстания 1923 г., тяжело обрушился на прогрессивную и особенно революционную литературу. В 1925 г. были казнены X. Ясенов, Г. Милев и др. Были закрыты прогрессивные издания, передовые писатели преследовались. Многим нисателям-коммунистам (Г. Бакалову, Т. Павлову, К. Кюлявкову и др.) грозила смерть, и им пришлось эмигрировать из Болгарии. В литературе усилились тенденции эстетства. Многие писатели отошли от современной тематики и частично нашли себе убежище в историческом прошлом или проповедовали мистику и смирение.

 

Однако и в условиях жесточайшего фашистского террора прогрессивная и революционная литература продолжала развиваться. В этих тяжелых условиях активно выступали: критики Г. Бакалов и Т. Павлов; поэты Н. Хрельков, X. Радев-ский, М. Исаев; прозаики К. Белков, Г. Караславов, О. Василев. Их публицистическая и художественная деятельность свидетельствовала о революционных настроениях в стране и находила живой отклик в народе. На первый план выдвигается тема борьбы против фашизма.

Антон Страшимиров 1872-1937

Сложно и противоречиво творчество прозаика и драматурга Антона Страши-мирова. Будучи настроен демократически, он тем не менее часто впадал в либерально-буржуазные или националистические ошибки. Однако многие важные проблемы общественной жизни раскрыты в его произведениях верно и с большой художественной силой. Мировой резонанс получил его антифашистский роман «Хоровод» (1926). Писатель гневно разоблачил зверства болгарского фашизма при подавлении Сентябрьского восстания 1923 г. Это яркое и талантливое произведение пользовалось широкой популярностью в стране и объективно сыграло большую революционную роль.

 

Значительным произведением был и роман «Рабы» (1926—1930), затрагивавший вопросы борьбы македонского народа за свое освобождение.

 

В политическом отношении Страишмиров считал себя писателем, стоящим над партиями. Это привело к тому, что он не понял политики коммунистической партии. Однако творчество Страшимирова в лучших своих образцах реалистично, направлено против врагов народа и тем самым служит трудовому народу Болгарии.

Наиболее значительными писателями-антифашистами были Л. Стоянов и К, Кюлявков.

Людмил Стоянов начал свое литературное творчество как символист. Только к началу 30-х годов он переходит на сторону борющегося народа и одновременно на позиции реализма и революционного искусства. .

 

В своих публицистических работах Л. Стоянов говорит о давящей политической атмосфере в Болгарии, отливается на статью А. М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», публикует антивоенные и антифашистские статьи. В 1935 и 1937 гг. он участвует в международных конгрессах писателей в Париже и Мадриде, выступает как друг Советского Союза, ведет в Болгарии активную пропаганду советской книги. Все это выдвинуло Л. Стоянова в первые рады борцов против фашизма, за мир и прогресс. В 1936 г. Л. Стоянов впервые посетил Советский Союз, побывал в Москве, Ленинграде, Киеве. Он много переводил с русского на болгарский: «Слово о полку Игоревен, произведения Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого, Горького, Маяковского, Н. Островского.

 

Лучшими произведениями Стоянова являются повести «Серебряная свадьба полковника Матова» (1929—1933), «Холера» (1935) и «Мехмед Синап» (1936), а также сборник стихов «Земная жизнь».

 

В повести «Серебряная свадьба полковника Матова» рассказывается история семейной жизни полковника Матова и его служебной карьеры. На примере его семьи писатель разоблачает буржуазную мораль. Показывая служебную карьеру Матова, Стоянов подвергает бичующей критике весь монархо-фашистский строй Болгарии. Матов участвовал в подавлении революционного движения в Болгарии, издевался над солдатами, преклонялся перед начальством, приветствовал возник-новение фашизма в Европе. Жизненная карьера Матова дает возможность писателю показать всю общественную жизнь Болгарии, заклеймить прежде всего военщину и царский двор и разоблачить нравы этого общества, его мораль.

 

В повести «Холера» вскрыта сущность второй Балканской войны 1913 г., бессмысленной и преступной бойни. Это одно из лучших антивоенных произведений в мировой литературе. Повесть написана, как и барбюсовский «Огонь», в форме дневниковых записей солдата-фронтовика. Писатель показывает ужасы войны, бессмысленную гибель солдат, изображает просветление сознания солдат, нарождающийся протест против войны. Стоянов показывает, как антивоенные настроения солдат перерастают в революционное сознание. Заканчивается повесть описанием антивоенного митинга в Софии, участники которого поют «Интернационал*.

 

Не лишена повесть и некоторых недостатков: схематичности, частичного стилистического воздействия декаданса — телеграфной отрывочности языка. Исторический сюжет из событий конца XVIII в. в повести «Мехмед Синап» перекликается с событиями после Сентябрьского восстания. Батрак Синап выступил против турецких пашей и беев, чтобы накормить бедняков своего села. Эта ситуация и образ Синапа напоминали болгарскому народу, стонущему под игом монархо-фашистских правителей, что покоряются только слабые и безвольные, а мужественные и решительные героически борются и побеждают.

 

Сборник стихотворений «Земная жизнь», составленный из произведений 1928—1939 гг., характеризуется глубокой гражданской лирикой, разработкой темы войны, интернациональных мотивов, темы родины, патриотизма.

 

Лучшими стихотворениями сборника являются: «Не могу без людей», «Европа», «Родина», цикл «Испания» и др.

 

После освобождения от фашизма и установления в Болгарии народно-демократического строя Стоянов принимает активное участие в общественно-политической, научной и литературной жизни страны. Его избрали действительным членом Болгарской Академии наук, он вступил в коммунистическую партию. В послевоенный период вышел ряд новых произведений Стоянова: роман «На рассвете», драма «Желтая звезда», цикл стихов «Великий день», стихотворение «Русскому народу», сборник стихотворений «За железным занавесом» и др. Выходит собрание сочинений Стоянова, большого мастера слова, ставшего на путь социалистического реализма.

Когда в 1919 г. возникает боевой сатирический журнал коммунистической партии «Червен смях», первым его редактором становится К. Кюлявков. Непосредственное участие в революционной борьбе наложило свой отпечаток на поэзию Кюлявкова, которая стала развиваться в русле так называемой «сентябрьской литературы», посвященной революционной борьбе народных масс. Кюлявков принимает активное участие в популяризации и переводах на болгарский язык произведений советских писателей.

 

После Сентябрьского восстания 1923 г. Кюлявков, преследуемый охранкой, эмигрировал из Болгарии и несколько лет жил в Советском Союзе. По решению БКП он в 1940 г. возвратился на родину и возглавил группу революционных писателей.

 

В исключительно трудных условиях второй мировой войны Кюлявкову удалось нелегально выпустить два номера антифашистской газеты «Патриот» (1944). Важное значение для организации литературных сил на борьбу с фашизмом имели литературно-политические статьи Кюлявкова 1942—1943 гг.: «Талант и вдохновение», «Поэт и гражданин», «О политической литературе». В них отражалась борьба против реакционной литературы, за становление литературы социалиста ческого реализма. В первый период существования свободной Болгарии Кюлявков принимает участие в создании Союза писателей. В последние годы жизни он руководил Художественной академией.

 

Литературное наследство Кюлявкова составляет свыше тридцати книг. Он выступал как поэт, прозаик и драматург. Главным героем всех его произведений является борец-коммунист. Его пьеса «Борьба продолжается» была первой революционной драмой в Болгарии. Перу Кюлявкова принадлежат также комедия «Борсановы» и драма «Первый удар», в которых разрабатываются проблемы коммунистической морали, показана борьба за становление нового человека.

 

Действие пьесы «Борьба продолжается» происходит в 1943 г., когда особенно сильно поднялась волна партизанского антифашистского движения в Болгарии. Ее главные герои — подпольщики учитель Симо и его жена Вера. Фашистский провокатор Ненов проникает в подпольную организацию и в партизанский отряд. Потеря бдительности подпольщиками приводит к гибели многих партизан. Но антифашистское партизанское движение еще больше растет и ширится, в его ряды вливаются новые силы, — борьба продолжается.

Никола Вапцаров 1909-1942

Важная веха в развитии болгарской поэзии социалистического реализма — творчество Николы Вапцарова. Литературная деятельность его начинается с 1926 г., но большая поэтическая сила и художественная самостоятельность его произведений становятся очевидными, когда в 1930 г. он публикует стихотворения «Эпоха», «Родина», «Горький». Первый сборник его стихотворений — «Песни мотора» — выходит в 1940 г.

 

Стихи Вапцарова лиричны и полны революционного пафоса. Основная тема его стихов — борьба трудящихся за свои права, за социальную справедливость. Главный герой его стихов — народ. Лирический герой Вапцарова живет и трудится вместе с народом.

 

Поэт задумывается о судьбах человечества, об угрожающей ему войне. В стихотворении «Нет, теперь мне не до поэзии» передается эта тревога за судьбу людей:

 

Вот ты пишешь, а рядом где-то

Вместо рифмы взорвался снаряд,

Озаряют небо ракеты,

И кругом города горят.

 

Наиболее содержательны и ярки стихотворения Вапцарова «Вера», «Завод», «Поединок», «Горький», «Доклад», «Борьба так беспощадна и жестока!».

 

Вапцаров — поэт больших масштабов: он пишет о родине и обо всем мире, его герои думают о вселенной и о пшеничном зерне, об отдельном человеке и обо всем человечестве. Его герои — борцы против ужасов капитализма. Они верят, что жизнь станет лучше, прекрасней, мудрее...

За то чтобы жизнь людей стала лучше, прекрасней, мудрее, коммунист Вапцаров боролся всю свою жизнь. После нападения фашистов на Советский Союз Вапцаров переходит на нелегальное положение, становится членом военного комитета коммунистической партии и работает организатором боевых отрядов. Но не оставляет он и литературного творчества, создавая значительные антифашистские произведения («Антенны» и др.). 4 марта 1942 г. Вапцаров был арестован охранкой и подвергся жестоким пыткам. Ему был вынесен смертный приговор, и 23 июня 1942 г. его расстреляли фашистские палачи.

 

В 1952 г. Николе Вапцарову Всемирным Советом Мира посмертно присуждена Международная премия мира.

 

После победы народно-демократической революции 9 сентября 1944 г. в Болгарии утвердился народно-демократический строй. Болгарская литература в период от 1944 г. до наших дней получила неограниченные возможности свободного и всестороннего развития. Этот новый период в болгарской литературе характеризуется развитием социалистического реализма как основного метода литературы. Современная литература народной Болгарии творчески использует народные богатства в области искусства, наследие классиков болгарской литературы. Огромное значение в становлении метода социалистического реализма в болгарской литературе имеет творчество Горького, Маяковского и всей советской многонациональной литературы. Большинство болгарских писателей активно включились в литературную жизнь, стали на службу народу. Возникли новые издания: газета «Литера-турен фронт», журналы «Нововреме», «Изкуство», «Септемв-ри», сатирический журнал «Съершел».

 

Коммунистическая партия Болгарии постоянно мобилизовывала писателей на выполнение новых задач. Так, в известном письме Г. М. Димитрова к болгарским писателям (1945) говорилось: «Наш народ нуждается в подлинно народной художественной литературе, как в хлебе и воздухе, в такой литературе, которая своей глубокой правдивостью и высокой эмоциональностью поднимет его культурный и идейный уровень, укрепит преданность и любовь к народу и родине, усилит ненависть к фашизму и ко всем врагам народа, будет бичевать все гнилое и разлагающее здоровый народный организм...»

Состоявшийся в декабре 1948 г. V съезд Болгарской коммунистической партии подвел итоги развития болгарской литературы за первые годы народной власти и отметил ее большие достижения. Появились значительные произведения, завоевавшие признание широких кругов болгарских читателей. Перед писателями съезд поставил задачу дальнейшего развития литературы социалистического реализма.

 

Лучшие болгарские писатели обращаются главным образом к изображению в своих художественных произведениях современной действительности, к анализу процессов глубоких социалистических преобразований, происшедших в жизни народа. Широкого развития достигла сатира, бичующая пережитки буржуазной идеологии.

 

Больших успехов добились критика и литературоведение. Наиболее плодотворно работает в области эстетики, критики и литературоведения академик Тодор Павлов (родился в 1890 г.). Его самые значительные работы опубликованы в двухтомном сборнике «За марксистскую эстетику, литературную науку и критику» (1954—1955).

 

В поэзии активно действуют представители старшего поколения— К. Кюлявков, Л. Стоянов и др., вливаются в литературу молодые поэты.

 

Большое место в поэзии занимает гражданская лирика, отражающая партизанскую борьбу, революционный переворот 9 сентября 1944 г., победу народа в Отечественной войне, социалистическое строительство.

 

Интересна «Баллада о коммунисте» В. Андреева, в которой он воспевает стойкость и героизм коммунистов — лучших сынов болгарского народа:

 

...Звал он твердо, что минуты его сочтены,

 

Но величье и гордость в глазах его были видны.

 

Грудь палач ему резал: «Ты железный. А все же согнись».

«Нет, я крепче железа, — ответил он. — Я коммунист!»

Развивается гражданская, философская, пейзажная и интимная лирика, представителями которой являются В. Ханчев, В. Петров, Г. Джагаров, Д. Методиев, Б. Димитрова, П. Пе-нев, Л. Стефанова и др.

После 1944 г. развивается болгарская проза. В ней прежде всего нашла отражение борьба болгарского народа против капитализма и фашизма, партизанское движение.

В романе X. Русева «По кручам» показана борьба партизанского отряда, руководимого коммунистом Руменовым. Партизанское движение ширится, сливается с операциями наступающей Советской Армии. Писатель рисует картины восстания болгарского народа в сентябре 1944 г. и радость народа, освободившегося от фашизма. Раскрытию этой же темы посвящены романы Д. Ангелова «На жизнь и смерть», Г. Ка-раславова «Простые люди», К. Каляева «Живые помнят».

Одним из наиболее значительных романов, в которых показывается крушение . старого мира, является роман Д. Ди-мова «Табак», получивший широкую известность не только в Болгарии, но и за рубежом. В романе изображена борьба между монополистами табачной промышленности и рабочими и крестьянами, связанными с производством табака. Рельефно нарисована фигура дельца Бориса Морева, совершающего головокружительную карьеру — от мелкого чиновника до директора крупной табачной фирмы «Никотиниана».

 

Монополистический капитал в буржуазной Болгарии подчинял себе все — торговлю, политику, власть, насаждал фашизм, растлевал морально людей. Его тлетворное влияние показано на примере судьбы простой девушки Ирины. Она мечтала о трудовой жизни, о врачебной деятельности. Но, встретившись и соединив свою судьбу с Борисом Моревым, для которого нет ничего святого, она докатывается до полного бесчестья и предательства.

 

Автор показывает обреченность владельцев табачной фирмы, гибель мира эксплуататоров, утверждает веру в великую силу народа.

 

С победой народной власти на первый план в литературе выдвигается тема строительства новой Болгарии. Одним из первых разрабатывал эту тему в книге «Перевал молодежи» Г. Караславов. В ней рассказывалось о трудовых подвигах молодежи, о возникновении нового, социалистического отношения к труду, к людям.

 

О первых шагах организации коллективного труда крестьян на селе рассказал Стоян Даскалов в романе «Своя земля» (1952). Особенно живо процесс кооперирования болгарского крестьянства отображен в романе А. Гуляшки «МТ станция». События романа развиваются в житнице Болгарии—* Добрудже. Это высший этап кооперирования крестьянства — механизация сельского хозяйства, социалистическая перестройка деревни. Писатель показывает роль Коммунистической партии Болгарии в этих сложных процессах. Удача писателя — создание образов агронома Павлова, секретаря парторганизации Илии, токаря Марина и др. Писателю удалось осветить не только профессиональную или общественную деятельность своих героев, но и глубоко проникнуть в их характеры, чувства и настроения, показать их в быту, на фоне чудесных пейзажей Добруджи.

 

Интересен роман Ивана Мартинова «Шахтеры». В нем отражен процесс индустриализации страны, рост рабочего класса, опоэтизирована профессия рабочего-горняка.

 

В романах К. Каляева «Семья ткачей» и А. Гуляшки «Семь дней нашей жизни» глубоко разрабатываются проблемы новой морали, возникающей на основе коренных преобразований общества.

Растет художественное мастерство писателей. В последнее время особенно заметно их стремление проникнуть в существенные явления жизни, глубоко показать характеры людей, создать запоминающиеся и волнующие образы, изобразить широкую панораму жизни болгарского народа.

 

Во время шумных ревизионистских атак 1956—1957 гг., которые имели место в ряде стран, в Болгарии также проходила дискуссия по кардинальным проблемам развития литературы, метода социалистического реализма, понимания принципа партийности литературы. Однако в Болгарии, где современная литература выросла на традициях прогрессивной демократической и революционной литературы прошлого, не было сколько-нибудь заметных ревизионистских выступлений. Болгарские писатели продемонстрировали свое идейное единство, тесную связь с народом и преда'нность высоким коммунистическим идеалам.

 

В связи с пятнадцатилетней годовщиной со дня освобождения Болгарии от фашизма на специальной сессии Союза болгарских писателей были подведены итоги основным достижениям свободной болгарской литературы за 15 лет. Премиями имени Димитрова были отмечены писатели: Г. Караславов — за роман «Обыкновенные люди» (о рабочем и социалистическом движении в Болгарии), Д. Талев — за трилогию «Железный светильник», «Преспанские колокола» и «Ильин день», Д. Ангелов — за роман «На жизнь и смерть», А. Гуляшка — за роман «Безоблачно», С. Дичев—за роман «За свободу», Н. Фуранджиев — за сборник стихов «Я ходил по твоим путям» и В. Ханчев — за сборник «Стихи в колчане».

 

Написан ряд современных пьес, большинство которых посвящено темам революционно-освободительного движения и борьбе Болгарской коммунистической партии и народа за построение социализма и становление новой, социалистической морали (пьесы О. Васильева, К. Зидарова, К. Кюлявкова). Драматургия привлекла к себе ряд поэтов (И. Пейчева, И. Ра-доева, В. Петрова), создающих «лирические драмы». Успешно развивается в Болгарии и публицистическая и интеллектуальнофилософская драма, создателями которой являются Н. Русев, Г. Джагаров, Л. Стрелков и др.

 

Только в условиях народно-демократического строя стал возможным такой могучий рост новой болгарской литературы. Еще большие перспективы открываются ей в будущем.

 

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (23.01.2017)
Просмотров: 99 | Теги: Литература, Болгария, 20 век | Рейтинг: 0.0/0