Болгарская литература в конце XIX – начале XX века

Болгарская литература в конце XIX – начале XX века

Пятьсот лет — с конца XIV в. до 1878 г.— Болгария находилась под игом Турции. В XIX в. национально-освободительное движение особенно усиливается. Борьба болгарского народа против турецкого ига сливается с борьбой против собственных эксплуататоров — чорбаджиев. Эти обстоятельства определяют пути развития национальной литературы. Во второй половине XIX в. в литературе создается демократическое направление, характеризующееся реалистическими тенденциями. Деятели болгарской культуры этого периода разделились на две группы: просветителей (П. Славейков, В. Друмев и др.) и революционеров-де-мократов (Г. Раковский, X. Ботев). Огромное влияние на них оказывала передовая русская литература. И либералы-просветители, и особенно революционеры-демократы своей общественной и литературной деятельностью содействовали подъему национально-освободительной борьбы, которая вылилась в вооруженное Апрельское восстание 1876 г.

 

Участником восстания был Христо Ботев, публицист и поэт, последователь Чернышевского, павший в бою 1 июня 1876 г.

 

Разгром Апрельского восстания и кровавый турецкий террор вызвали общественное возмущение в России, которая в апреле 1877 г. выступила в защиту братьев-болгар. Болгарский народ с помощью русских развернул героическую борьбу за свободу своей родины. Турецкие войска были разгромлены русскими и болгарами, и Болгария освободилась от пятисотлетнего турецкого рабства.

 

В последующие десятилетия Болгарию не раз используют в дипломатической игре империалистические державы Европы. Болгарская буржуазия ориентировалась на западноевропейский капитализм, вела антирусскую политику, предавала национальные интересы страны и установила реакционный режим, осуществлявшийся правителями Болгарского княжества — немецкими принцами Александром Баттенбергом и Фердинандом Кобургским.

Апрельское восстание 1876 г. и осво-

 

бождение Болгарии в 1878 г. открыли новую страницу в истории Болгарии как самостоятельного государства и дали начало новому периоду в развитии болгарской литературы. В этот период в болгарскую литературу проникают идеи пролетарской солидарности и социализма. Недаром Христо Ботев, получив известие о Парижской коммуне, немедленно послал коммунарам в Париж поздравительную телеграмму. Под непосредственным воздействием идей Парижской коммуны он написал «Символ веры болгарской коммуны», который стал манифестом революционной группы — «Болгарской коммуны».

 

Болгарская литература после 1878 г. развивалась под влиянием прогресривных идей и реалистических традиций писателей предшествующего периода — Христо Ботева и Любена Каравелова.

 

В Болгарии стало выходить значительное количество газет и журналов, возникла литературная критика.

 

В связи с ростом пролетариата в Болгарию начинают проникать марксистские идеи, возникает революционное социал-демократическое движение.

 

В 80—90-е годы XIX в. ведущим направлением в болгарской литературе стал критический реализм, представителями которого были писатели И. Вазов, 3. Стоянов, А. Константинов, С. Михайловский, А. Страшимиров, Д. Полянов и др., выступившие со значительными произведениями различных жанров.

Иван Вазов (1850—1921)

Иван Вазов родился в городе Сопот (теперь Вазовград) в семье торговца. Юношей он вступает в тайный революционный союз. За участие в народном национально-освободительном движении его преследовала турецкая полиция, и он эмигрировал в Румынию. Во время русско-турецкой войны И. Вазов служил в разных городах Болгарии при русской администрации. С 1880 по 1886 г. Вазов ведет многообразную общественно-политическую и литературную деятельность. Его избирают членом Областного собрания в Пловдиве, он редактирует газету ♦Народный голос» и резко критикует князя Александра Бат-тенберга за его попытку отменить Тырновскую конституцию и ограничить права народа. За демократические убеждения и критику правящей камарильи он снова подвергся преследованиям и вынужден был эмигрировать в Россию, где жил (в Одессе) с 1887 по 1889 г. По возвращении в Болгарию Вазов был избран министром просвещения. Затем он посвяшдет себя исключительно литературной работе.

 

Литературная деятельность Вазова начинается еще до освобождения Болгарии. В 1870—1872 гг. он создает лирический сборник «Майский букет». Личное знакомство с Ботевым и Каравеловым, революционные события на Балканах способствовали обращению Вазова к гражданской лирике и социальной сатире. Наиболее значительны в этом цикле стихотворения «Сегодня», в котором он воспевает освободительную борьбу славян, и «Сосна», где дан символ порабощенной, но борющейся Болгарии.

 

В период Апрельского восстания и освобождения Болгарии Вазов создает свою знаменитую поэтическую трилогию, в которую входят сборники «Знамя и гусли» (1876), «Печали Болгарии» (1877) и «Избавление» (1878). Это поэтическая эпопея, воспевающая героическую национально-освободительную борьбу болгарского народа.

 

Трилогия богата и разнообразна в тематическом и жанровом отношении — автор широко использует балладу, элегию, оду, гражданскую лирику и сатирические стихи; он говорит о трагедии народа — поражении восстания, о турецком терроре, дипломатических происках западноевропейских держав и об освобождении страны и народа русскими войсками. По своему основному тону эпопея реалистична, хотя автор широко пользуется и романтическими приемами письма.

 

Наивысшее достижение патриотической лирики Вазова — цикл его произведений «Эпопея забытых» (1881), который состоит из двенадцати небольших поэм, повествующих о героической борьбе и гибели славных сынов болгарского народа, боровшихся за национальную независимость. «Эпопея забытых» — выдающийся образец национального героического эпоса.

 

Тема России, тема болгаро-русской дружбы и освободительной миссии русского народа занимает значительное место в поэтическом творчестве Вазова. Мысли и чувства болгарского народа Вазов блестяще выразил в своем стихотворении «Россия»:

 

По всей Болгарии сейчас Одно лишь слово есть у нас,

 

И стон один, и клич: * Россия!*"

Россия! Свято нам оно,

То имя милое, родное,

Оно во мраке огневое,

Для нас надеждою полно.

И мы тебя зовем святой,

И как сыны тебя мы любим,

И ждем тебя мы, как Мессию —

Ждем потому, что ты Россия!

 

Литературная деятельность Вазова, продолжавшаяся свыше пятидесяти лет, была исключительно многогранной. Его лирические произведения воспевают героическую историю болгарского народа («Легенды о ЦаревЦе»), рисуют картины родной природы, любовно показывают труд крестьянина на полях. Он пишет о событиях болгаро-сербской войны 1885 г., откликается на острейшие проблемы первой и второй Балканских войн 1912—1913 гг., а также на события первой мировой войны, ввергшие Болгарию в национальную катастрофу (сборник «Под гром побед», 1912—1914, «Новые отзвуки», 1916—1917, «Не погибнет», 1912—1919).

 

Перу Вазова принадлежит ряд прозаических произведений. Наиболее значительны из них повести «Митрофан и Дор-мидольский» (1881), «Отвержецные» (1884), «Наша родня» (1885) и первый болгарский роман «Под игом» (1889— 1890).

 

Об истории создания романа «Под игом» Вазов сообщал: «Я поставил перед собой цель изобразить жизнь болгар в последние дни рабства и революционный дух Апрельского восстания... Многие из эпизодов романа явились результатом моих личных воспоминаний и наблюдений. Большая часть действующих лиц — это подлинные жители Сопота, выведенные под собственными или измененными именами».

 

Действие романа развертывается в небольшом прибалкан-ском городке Бяла-Черква — типичном для отсталой феодальной Болгарии. Время действия охватывает события с весны 1875 до веёны 1876 г.

 

Герой романа — профессиональный революционер, учитель Бойчо Огнянов. Вокруг него объединяются и другие революционеры. Тайная организация в городке Бяла-Черква имеет связи с заграничной болгарской революционной группой, в ча стности с такими революционерами, как Левскии, Ботев, Ка-равелов. В самой Бяла-Черква вместе с Огняновым действуют доктор Соколов, учительница Рада, крестьяне Боримечка, Овчаров, Беслортнев и др. Вазов подчеркивает, что болгарские революционеры не были одиноки, что народ им верил и помогал. Мельник Стоян, разговаривая с Огняновым, так характеризует его: «Ты — народный человек, и за таких людей я душу отдам». Верным сподвижником и помощником Огнянова стал простой крестьянин — богатырь Иван Боримечка. Эти люди полны ненависти к угнетателям, верят в высокие идеалы свободы и справедливости.

 

Их противники — турки-захватчики и болгарские чорбад-жии — показаны как угнетатели и эксплуататоры.

 

Не все персонажи романа уже определили свою позицию. Таковы старец Натанаил, молодой дьякон Викентий, Минчко Байзаде, Марко Иванов. Они колеблются между близкими им по общественному положению чорбаджиями и демократической интеллигенцией. Постепенно новое, прогрессивное побеждает — в их душе наступает перелом:    во время высшего

 

подъема национально-освободительного движения они сочувственно относятся к нему или даже становятся его участниками. Многие герои романа — борцы за свободу Болгарии — погибают. Заканчивается роман картиной торжества турок. Но в произведении нет и тени пессимизма. Подводя итоги борьбы и учитывая уроки поражения, Огнянов говорит: «Мы выполнили наш гражданский долг, мы кровью своей попытались завоевать свободу... Не вышло... Об этом приходится жалеть, но стыдиться нечего... А вот если мы теперь будем сидеть сложа руки, если мы станем оплевывать свой идеал, если забудем про кровь и пламя пожаров, в которых теперь гибнет Болгария, это будет позор и преступление».

 

«Апостолы свободы» не сложили оружие, они продолжают борьбу и зовут к ней народ. Это оптимистическая трагедия болгарского народа. И в этом заключается огромное историческое и воспитательное значение романа «Под игом».

 

Роман не лишен и некоторых недостатков. Его многоплановость и многосюжетность, подробная детализация и описа-тельность создают впечатление некоторой растянутости повествования. Не всегда автор стоит на последовательно революционных позициях, рассуждая о путях развития Болгарии. Показателен в этом отношении спор между Огняновым и Кан-довым. Кандов выдвигает задачу уничтожения монархии, устранения из гражданской жизни религии и даже ликвидации частной собственности. Это широкая программа социалистического характера. Огнянов же ограничивается требованиями буржуазно-демократической революции.      _

 

В этом споре Базов на стороне Огнянова; тем самым он обедняет сущность революционного движения в современной ему Болгарии. Образ Огнянова также обеднен. Огнянов представлен только как борец за национальное освобождение.

 

Но, несмотря на эти недостатки, роман «Под игом» представляет собой яркое и значительное явление. Это героическая эпопея революционной эпохи, написанная писателем-реалистом.

 

Базов был большим мастером жанра короткого рассказа; с рассказами он выступил в 90-е и 900-е годы. Они характеризовались высоким художественным мастерством и политической остротой.

 

В социально-бытовых романах «Новая земля» (1896) и «Казаларская царица» (1903) Базов осуждает пороки общественной и политической жизни и уродливые отношения в буржуазной семье, хотя еще не видит тех сил, которые смогли бы с ними успешно бороться. Его герои противопоставляют современной действительности нравственное самосовершенствование (в романе «Новая земля») или смирение и просвещение (в романе «Казаларская царица»). И автор согласен с ними. Это — свидетельство возникновения серьезных противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.

 

Отступления от радикального, революционного разрешения общественных конфликтов находят свое выражение в стихах и очерках Вазова этого периода, например «Поэт и жница», «Перед гумном*. Но в стихах «Двадцатый век», «На милой горе», в сборниках стихотворений «Песни скитальца» (1899), «Под нашим небом» (1900), «В Малой Планине», «Вы бы поглядели», в очерках «Стара-Планина» Вазов рисует картины нищеты болгарских крестьян.

 

В литературном наследии Ивана Вазова огромное значение имеют его эстетические взгляды, его борьба против различных проявлений декаданса.

 

Вазов требовал изображать «естественно и верно болгарскую жизнь», он одобрял тех писателей, которые давали «правдивое воспроизведение жизни*. Говоря о своих книгах, он отмечал, что его герои «не вымышлены, а взяты из действительности», что прототипы многих его героев живут в его родном городке Сопоте.

 

Эти эстетические требования Вазова формулировали принципы критического реализма в болгарской литературе. Огромное внимание он уделял народному творчеству, считая его основой всего искусства и литературы. Большое значение он придавал родному народному языку, который в руках истинного поэта способен быть и арфой и острым мечом. В стихотворении «Родная речь» Вазов писал:

 

Люблю тебя, язык родной

Ты — наших дум бессмертный пламень.

Алмазный, солнечный, стальной,

То гибок ты, то тверд, как камень.

 

Декадентскую поэзию Вазов называл «космополитической, холодной, не болгарской, не согретой живым человеческим чувством».

 

Иван Вазов многим был обязан русской литературе. С любовью говорил он о русских писателях: «Пушкин и Лермонтов открывали передо мной тайну стихотворства, давали мне уроки по музыке речи, по красоте форм, по выразительной краткости мыслей»; Гоголя он называл «волшебным художником», Льва Толстого — «могущественным гением».

 

Творчество Ивана Вазова, которое, по его личному определению, является «живой историей бесчисленных балканских потрясений», имеет огромное значение в истории болгарской литературы: он разработал и обогатил болгарский литературный язык, расширил жанровое многообразие национальной поэзии, утвердил критический реализм.

После освобождения Болгарии в стране началось ускоренное развитие капиталистических отношений со всеми присущими им противоречиями.

Алеко Константинов

1863-1897

Наиболее ярко разоблачал новых «рыцарей наживы» писатель-демократ, сатирик Алеко Константинов, получивший образование в России. Литературная деятельность Константинова начинается в середине 80-х годов, когда он выступает как переводчик Пушкина и Некрасова, а затем как передовой журналист.

 

Основным в творчестве Константинова является его сатирическое произведение «Бай Ганю. — Невероятные приключения современного болгарина». Это цикл, состоящий из двух частей: «Бай Ганю за границей» и «Бай Ганю на родине». Бай Ганю — молодой, энергичный негоциант, рыскающий по Европе и торгующий розовым маслом. Это мелкий торговец, постепенно превращающийся в крупного буржуа и политического дельца, эксплуататора народа.

 

В образе Бай Ганю Константинов заклеймил типичных представителей жадной, хищной болгарской буржуазии. В острых сатирических тонах писатель бичует ее бескультурье, стремление к наживе, безнравственность. Правда, в своей резкой критике Константинов не всегда был последователен. Так, например, в некоторых его замечаниях проскальзывает наивная вера в то, что такие вот Бай Ганю, прочтя его книгу, могут задуматься и, может быть, исправятся.

 

Буржуазия не простила Алеко Константинову его сатиры: 11 мая 1897 г. он был убит подкупленным убийцей. Это была расправа с талантливым болгарским сатириком.

Литературная борьба в начале XX века

На грани XIX и XX вв. в болгарской литературе происходит резкое размежевание сил, появляется декадентство в различных его проявлениях (модернизм, символизм). В то же время зарождается ипролетарская литература.

 

Эти литературные процессы нашли свое отражение в возникновении идейно противоположных литературно-эстетических теорий: реакционно-буржуазной и революционно-пролетарской.

 

Первое направление возглавлял редактор журнала «Мисъл» Крыстев (1866—1919), воспитанный на немецкой идеалистической философии и эстетике. А. М. Горький характеризовал его как эстета, индивидуалиста и представителя «модернизма» в болгарской литературе. Крыстев, в начале своей критической деятельности выступивший как поборник реализма, в дальнейшем становится его противником и выступает против связи искусства с общественной жизнью. Задача поэзии, с его точки зрения, — говорить не о «временных» а о «вечных» целях: ей, мол, нет никакого дела до «непосредственных интересов дня». Он выступал против тенденциозности в литературе, которая, по его мнению, угрожает литературе гибелью. В статье «О тенденции и тенденциозной литературе»

Крыстев писал: «Мы имеем все основания считать тенденцию аномалией и литературным заблуждением».

 

С резкой критикой декадентских теорий Крыстева и других выступил первый болгарский критик-марксист Димитр Бла-гоев. Свою задачу как литературного критика-марксиста он определил в предисловии к книге ♦Общественно-литературные вопросы» следующим образом: «Все мои статьи являются плодом моих стремлений приложить к различным общественнолитературным вопросам социалистическую точку зрения и объяснить их с этой точки зрения».

 

Благоев, опираясь на труды Маркса, а также Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Плеханова, утверждал в современной ему болгарской литературе принципы народности, демократизма и реализма, говорил о высоком общественном призвании и роли искусства. Он боролся против декадентского искусства, защищал прогрессивное литературное наследие прошлого.   v

 

Благоев в своих статьях, публиковавшихся в журналах «День», «Дело», а особенно в редактировавшемся им журнале «Новое время», ставил и на материале болгарской литературы решал проблемы материалистической эстетики, боролся за народность искусства, за тесную связь литературы с передовыми идеями эпохи. Он предсказывал в будущем возникновение социалистической художественной литературы.

 

Г. Димитров в 1945 г. писал: «Богатое научно-литературное наследство, как и вся жизнь Димитра Благоева, является неисчерпаемым источником воспитания партийных кадров, членов партии и всех подлинных болгарских патриотов современной эпохи Отечественного фронта, в которой определяется будущее нашей родины».

 

Иногда Благоев ошибался в своих оценках и характеристиках, в частности в отношении' творчества И. Вазова и П. Славейкова. Критикуя их ошибки, он недостаточно оценивал значение их реалистического творчества. Но основная линия его критических исследований была всегда марксистской, направленной против реакционных течений в литературе.

 

Работу Благоева в развитии марксистской литературной критики продолжал Г. Бакалов, опубликовавший в 1911 г. сборник статей «Болгарская литература и социализм».

 

В то же время в болгарской литературе продолжают развиваться симптомы декаданса.

 

Значительную дань символизму отдал такой крупный поэт, как Пенчо Славейков, сотрудничавший в журнале «Мысль». Славейков, так же как и Крыстев, считал, что поэзия не должна говорить о социальной борьбе, что она должна изображать «вечное», а не «текущее», злободневное. В соответствии с этим в его художественных произведениях возникают образы ницшеанского сверхчеловека (поэма «Гимн о смерти человека», «Тень сверхчеловека» и др.).

 

Но творчество Пенчо Славейкова противоречиво. Он создал и многочисленные реалистические и патриотические произведения, в частности поэму «Кровавая песня», в которой поэтически воспел Апрельское восстание 1876 г.

 

Декаданс, символизм, модернизм не были органичными для болгарской литературы. В конце XIX — начале XX в. основным направлением литературного процесса в Болгарии было демократическое направление литературы критического реализма.

С 1897 г. в стране начинают выходить социалистические издания — газета ' «Рабочий вестник» и журнал «Новое время». На их страницах стали появляться теоретические статьи и художественные произведения социалистического направления. Появляется новый герой в литературе — рабочий, социалист. Все это свидетельствовало о возникновении новой, пролетарской литературы. Критический реализм и молодая пролетарская литература составляли единый демократический лагерь, хотя идейно они во многом отличались друг от друга.

Димитр Полянов

1876-1953

Основоположником болгарской пролетарской поэзии по праву считается Димитр Полянов. Участник политической борьбы, он свою задачу литератора видел в пропаганде социалистических .идей. В стихотворении «Поверженные кумиры» (1895), в котором изображены зарождение и рост революционного сознания рабочих, он отвергает трех кумиров эксплуататорского общества — бога, царя и капитал. Стихотворение явилось своеобразным манифестом болгарской пролетарской литературы.

 

Полянов — автор ряда сборников: «Морские капли» (стихи и проза, 1907), «С востока до запада» (сказки и легенды, 1909), «Железные стихи» (1921), «Избранные стихотворения» (1945), «Стихи» (1952). Широко печатался Полянов в газетах, альманахах и журналах. Свою поэзию он сознательно ставит на службу обществу, людям.

 

Заслуга Полянова состоит и в том, что он в своих стихах одним из первых ввел в болгарскую поэзию образ передового рабочего-социалиста. Он воспевает пролетарскую революцию и социалистическое будущее, прибегая при этом к фантастике, символике и аллегории. Восторженно воспринимает Полянов революцию 1905 г: в России, откликаясь на нее стихотворениями «Рождение пролетариата», «Годы», «Пульс жизни», «Стрелочник».

 

Заслуживает внимания его стихотворение «Дерево смерти», тоже написанное в 1905 г. Это дерево — символ старого эксплуататорского мира — капитализма: его корни высасывают кровь народа, его красные цветы — разбитые сердца трудящихся, шум листьев — стон угнетенных. Поэт призывает уничтожить это «дерево смерти»:

 

Пусть, молний не страшась, оно стоит от века:

Что буря не смогла, то довершит топор.

Иль видеть не пришлось ударов дровосека?

Иль мы не слышали, как валят старый бор?

На помощь жизни все! И топоры точите!

Удар, еще удар, последний мощный взмах!

Дружнее топором все, как один, взмахните,

Чтобы смерти дерево скорей упало в прах!

Произведения Полянова были популярны в Болгарии. Академик Тодор Павлов писал о Полянове: «Десятилетия подряд его стихи не сходили со сцены на рабочих вечеринках, утренниках, а также со страниц нашиз^ газет и журналов». Это объясняется тем, что в произведениях Полянова нашли свое отражение процессы и явления, связанные с развитием пролетариата и выходом его на политическую арену.

 

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Поля-нов встретил восторженными стихами. С большой любовью он пишет о Советской России («Советская Россия», «Серп и Молот»). Своей поэзией Полянов участвует в борьбе против фашизма (стихотворения «Ниш», «Страцин»), после войны воспевает мирный труд болгарского народа («Пейзаж», «Песня тракториста»), призывает к борьбе против поджигателей войны, за мир («Мир победит войну»).

Георгий Кирков

1867-1919

Основоположником болгарской пролетарской прозы считается Георгий Кирков, хотя он и начал свою литературную деятельность двумя стихотворениями-песнями:       «Марш

 

рабочих» и «Дружная песня», которые были приняты болгарскими трудящимися как рабочие гимны.

 

Но главное в художественном творчестве Киркова — проза: фельетоны и сатирические рассказы. Будучи с 1897 г. редактором партийной газеты «Рабочий вестник», Кирков свою литературную деятельность связывает с политической работой. Из-под его пера выходят образы дельцов, грабящих народ, политических интриганов, лакействующих интеллигентов. Выполняя волю читателей, Кирков в 1900 г. издал отдельную книгу своих фельетонов, назвав ее «Дремиградские чудаки». Дремиград Киркова во многом напоминает город Глупов Салтыкова-Щедрина. Георгий Димитров высоко ценил сатиру Киркова. Он писал: «Его неподражаемый сарказм был страшным оружием, которым он беспощадно высмеивал и разил наших врагов».

Елин Пелин

1877-1949

В этот же период развернулась деятельность таких писателей, как Елин Пелин (Димитр Иванов), Антон Страшимиров и др. Творчество этих писателей в основном развивалось по линии критического реализма, продолжая традиции Ивана Вазова. Большое влияние на них оказало творчество Горького и Чехова. Елин Пелин об этом говорил: «Я очень благодарен, что мог в молодые годы узнать русских классиков Чехова и Горького. Они выработали у меня вкус к прекрасному и правдивому».

 

Елин Пелин выступал в жанре короткого рассказа. Он пишет о болгарском селе. Герои его произведений — эксплуатируемые крестьяне, он показывает их тяжелый труд, бесправие, нарастание стихийного протеста. Писатель откровенно вскрывает конфликт между беднотой и сельскими богачами. Резко отрицательно он изображает духовенство с его ханжеством и жадностью. С глубоким сочувствием писатель рисует крестьян-бедняков, мечтающих о справедливой и счастливой жизни. В рассказе «Безумная» старуха-крестьянка кричит: «Нет правды... И бога нет... Слышите, вы, царя надо свергнуть, владыку развладычить, попа расстричь!»

 

Социально насыщены, художественно значимы рассказы Елина Пелина «Андрешко», «Преступление», «Ветряная мельница» и др. В повести «Гераковы» (1911) писатель показывает распад богатой чорбаджийской семьи Йордана Геракова под влиянием капиталистических отношений и собственнической психологии. Умирает старик Йордан, разоряются все его сыновья, и тяжелое будущее ожидает внука — маленького За-харинчо, отданного в город — «в люди».

 

Аналогичные проблемы разработаны писателем и в повести «Земля».

 

Елин Пелин с большой реалистической правдой показал процесс разложения патриархального уклада в болгарской деревне и выразил страстный протест против капитализма.

 

Отмечая значимость писателя как художника-реалиста, М. Горький говорил о нем: «Любая страна могла бы гордиться таким писателем, как Елин Пелин».

 

Елин Пелин ненавидел фашизм и после победы Отечественного фронта активно участвовал в строительстве народной Болгарии.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (05.01.2017)
Просмотров: 2693 | Теги: Болгария, XX века, Литература, 20 век | Рейтинг: 4.0/1