Сентиментальная поэзия XVIII века в Англии

Сентиментальная поэзия XVIII века в Англии

Сентиментальное направление в английской поэзии возникает очень рано — уже в 10—20-х годах XVIII в.

Ранние сентименталисты не играли почти никакой роли в литературном процессе страны. Первая половина века была периодом триумфа просветительского романа и классической поэзии.

Однако в 50—60-е годы в связи с кризисом просветительской идеологии в Англии, вызванным аграрно-промышленным переворотом, сентиментализм в целом становится ведущим литературным направлением. Большой популярностью в 60—80-х годах пользуется и сентиментальная поэзия.

Первым по времени крупным сентименталистом был шотландский поэт Джемс Томсон (1700—1748). Сын бедного священника, Томсон и сам готовился принять духовный сан. Однако его первые проповеди отличались столь необузданной фантазией, что профессора богословия не позволили ему проповедовать. Обратившись к литературной деятельности, Томсон вскоре приобрел широкую известность как автор цикла поэм, объединенных под названием «Времена года» — «Лето», «Осень», «Дима» и «Весна».

В творчестве Томсона еще ясно заметно влияние классицизма. Это влияние сказывается и в выборе жанра поэм (описательно-дидактический), и в использовании элементов условно-поэтического языка (так называемый «поэтик дикшон»), и в стремлении в некоторых случаях вводить морально-поучительные моменты. В поэмах Томсона появляется новая тематика: он обращается к описанию родной природы, жизни социальных низов общества — крестьян-земледельцев и пастухов. В его поэтике заметна резкая реакция и против «правил» и «установлений» классической поэзии. Так, например, он далеко не всегда рассудочен, часто обращается к «голосу сердца», стремится показать борьбу чувств в человеке и правдиво рассказать о жизни людей на лоне природы. Греческих и римских богов и богинь Томсону заменяет христианская религия, а попадающиеся изредка персонажи античной мифологии — «пенаты», «лары», «оры» имеют лишь подчиненное, служебное значение. Большим новшеством является также и замена рифмованных двустиший белым стихом, получившим большое распространение в эпоху Шекспира.

 

Необычайным было и то теплое участие, которое Томсон выразил страдающим беднякам. Однако Томсон, как и все сентименталисты, обратившись к жизни и быту крестьян, представил эту жизнь в очень идеализированном виде. Говоря о страданиях крестьян, порт спешит сразу же оговориться, что они «исполнены кротости и религиозного смирения».

 

Характерной, отличительной чертой поэзии английского сентиментализма является чрезмерная насыщенность ее элементами религиозного учения, большинство портов этого направления были ревностными поклонниками церкви и сторонниками субъективно-идеалистической философии Беркли. Поэтому в свою поэзию они ввели мотивы всепрощения, раскаяния, мистики. Главный жанр английского Зрелого сентиментализма в поэзии — это элегия, описание «радостей, но уже прошедших, горя, но давно пережитого». Благодаря этой особенности сентиментальная поэзия не сумела изобразить игру бурных страстей, больших переживаний, сильной радости, глубокого горя. Понадобилась романтическая реакция, чтобы вернуть английское искусство к достижениям шекспировской эпохи, сделать его способным к изображению «могучих страстей, из которых состоит народ» (Байрон).

Религия, мотив отчужденности от «городского многолюдства», сознание «собственной греховности», ожидание смерти как залога радостного свидания с друзьями «милой юности» — все эти мотивы не от мира сего сильно ослабляли воздействие сентиментальной поэзии, в частности поэзии Томсона, и привели, в конечном счете, к тому, что она потеряла эстетическую ценность за рамками своей Эпохи.

Тем не менее, даже робкая «сентиментальная» критика бедствий, порожденных капиталистическим прогрессом на той ранней стадии своего развития, в эпоху, когда еще не были известны причины, породившие эти бедствия, была весьма прогрессивной, и все последующие сентименталисты унаследовали у Томсона все особенности его поэзии.

Другие произведения, написанные Томсоном,— это пьесы, созданные на основе классицистических канонов («Софонизба», «Агамемнон», «Эдгар и Элеонора», «Танкред и Сигизмунда», «Кориолан»), большое количество од, лирических стихотворных посланий.

В поэме «Свобода» Томсон выразил свои просветительские взгляды, близкие во многом взглядам умеренного крыла английских просветителей.

 

В пьесе-маске «Альфред» имеется гимн «Правь, Британия», который впоследствии стал государственным британским гимном.

 

Из больших английских поэтов Томсона особенно ценил Р. Бернс, подражавший ему в своих юношеских стихах и посвятивший ему специальное стихотворение («Томсону»). Слава Томсона распространилась в конце века далеко за рубежами Англии. В России Томсона переводили на русский язык многие поэты конца XVIII — начала XIX веков. Лучшие переводы принадлежат Жуковскому.

 

Непосредственным преемником и продолжателем традиций Томсона был Эдуард Юнг (1683—1765). Поэт, драматург и теоретик литературы, он вьн;тупил в 1713 году как поэт-классицист, но не был замечен современниками. С 1728 года он принял духовный сап и стал королевским капелланом.

 

Сильное душевное потрясение, которое Юнг испытал в связи со смертью жены и приемной дочери, послужило непосредственным побудительным мотивом для создания его главного произведения — «Жалобы, или Ночных дум о жизни, смерти и бессмертии». Эта философская поэма, являющаяся разговором порта о своем времени, о себе и о судьбах его поколения, принесла ему всеевропейскую известность (40-е годы XVIII века).

 

Юнг в своей поэзии окончательно уничтожает мотив жизнерадостности, ожидания благих перемен, которые все же были свойственны Томсону. Мрачное отчаяние, пессимизм, перемежающийся с мотивами религиозного фанатизма,— вот что характерно для зрелого Юнга и что определило весь последующий путь сентиментальной поэзии в Англии.

 

Мир рисуется Юнгом, как «юдоль скорби и слез», и единственным утешением для человека в «жизни сей» является, по его мнению, покорное следование учению церкви и ее отцов.

 

Несмотря на эти черты ущербности и регресса в искусстве, Юнг делает шаг вперед в изображении противоречий человеческой души, в показе «тайной жизни сердца».

 

Сколь нищ и щедр, величествен и низок,

Сколь усложнен и чуден человек!

Червь, бог! — я за себя дрожу и в дебрях

Души моей теряюсь

 

(«Ночные думы»)

 

Попытки Юнга описать противоречия человеческой души пролагали путь для романтизма 90-х годов XVIII века.

Особенное впечатление на современников произвело то место из «Ночных дум», которое называется «Мысли на кладбище». За пересказом учения религии о загробной жизни (которое Юнг излагает в своих стихах) многие увидели большой подстрочный смысл. В peзультате в поэзии возникло новое, так называемое «кладбищенское» направление.

Представители «кладбищенской» поэзии — шотландский пастор Блэр, Джемс Гарви и другие — варьируют шекспировскую тему «равенства в смерти» короля и нищего, выражающую настроения отчаяния и пессимизма, овладевшие частью буржуазного общества при виде крушения просветительских идеалов. Создателем «кладбищенского» направления считается поэт Томас Грей (1716—1771).

Томасу Грею принесла всемирную известность его «Элегия, написанная на сельском кладбище». В этом произведении в отличие от «Ночных дум» Юнга появляется социальная тема. Размышления о бренности земного бытия занимают в элегии Грея отнюдь не главное место. Поэт вводит в английскую поэзию крестьянскую тему. Томсон лишь мимоходом говорит об «обиталищах страдания», где «бедность и недуг и рок напечатлел отчаянья клеймо на лицах искаженных». Грей неизмеримо расширяет эту тему; он также прославляет труд крестьян, как основу общественного блага.

 

                 как часто серпам их

 

Нива богатство свое отдавала; как часто их острый Плуг побеждал упорную глыбу; как весело в поле К трудной работе они выходили; как звучно топор их В лесе густом раздавался, рубя вековые деревья...

 

Грей оказал неоценимую услугу английской поэзии, введя в нее тему труда, тему осуждения (пусть хотя бы в очень робкой, сентиментальной форме) паразитизма нетрудовых классов общества. Эгоизм и паразитизм «гордых и изнеженных» «детей богатства» помешали «детям полезного труда» приобщиться к цивилизации, вступить в «просвещенья храм». Грей высказывает предположение, что на скромном сельском кладбище погребены величайшие умы и таланты, которые могли бы обогатить несказанно человечество.

 

Но просвещенья храм, воздвигнутый веками,

 

Угрюмою судьбой для них был затворен,

 

Их рок обременил убожества цепями,

 

Их гений строгою нуждою умерщвлен...

 

Быть может прахом сим покрыт Гампден суровый,

 

Защитник сограждан, тиранства смелый враг,

 

Иль кровию граждан Кромвель необагренный,

 

Или Мильтон немой, без славы скрытый в прах...

 

Эта сентиментальная критика социальных пороков имела большое значение для своего времени.

Тема труда, скорбь о загубленных талантах народа, критика несправедливого порядка была завещана Греем великим английским романтикам и Бернсу, а они сделали эти темы достоянием всей английской литературы XIX века. В России «Элегия» Грея стала известна уже в 80-х годах XVIII столетия. В 1802 году в журнале «Вестник Европы», издаваемом Н. М. Карамзиным, начал свою литературную деятельность переводом «Элегии» Грея молодой В. Жуковский. Через 40 лет Жуковский, посетив сельское кладбище близ Виндзора, где Грей написал свое произведение, вторично перевел на русский язык его «Элегию».

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (16.04.2016)
Просмотров: 4541 | Теги: Англия, Литература, поэзия | Рейтинг: 0.0/0