Главная » Статьи » Литература » История зарубежной литературы XVIII века

Французская литература в 18 веке

Французская литература в 18 веке

Экономическое положение Франции

Франция в XVIII веке представляла собой аграрную страну с крепостническими формами ведения хозяйства. Земля находилась в руках дворянства и церкви. Крестьянство в подавляющей своей массе юридически было свободным, но в экономическом отношении всецело зависело от своих сеньоров.

За держание земли, так называемой цензивы, французский полукрепостной крестьянин (цензитарий) выплачивал денежную ренту (ценз) феодалу и налог (талью) государству. Но этим дело не ограничивалось. Особенно велики были всякого рода натуральные поборы. Натуральный оброк часто достигал четвертой части урожая. Высоки были дорожные пошлины. Кроме того, крестьяне платили сеньору за помол зерна, за печение хлеба, за пользование кузницей, виноградным прессом и т. д.

Не отставала от дворянства в эксплуатации народа и церковь. Она взимала в свою пользу десятину, причем распространяла десятинную повинность на все отрасли крестьянского хозяйства. Высшие церковные сановники (архиепископы и епископы) вели роскошную жизнь, активно защищали основы феодально-абсолютистского строя. Трудно перечислить все формы феодальной кабалы, от которых страдал французский крестьянин. Он вынужден был по непомерно высокой цене покупать соль, торговля которой была государственной монополией. Его посевы вытаптывались во время псовой охоты. Его обманывали и обирали судьи, унижали и оскорбляли большие и малые начальники.

3 вдавленное крепостным гнетом, французское крестьянство жило в ужасающей бедности. Недороды вели к вымиранию целых деревень. Дороги и города Франции кишели нищими. Маршал Вобан, внимательно изучавший жизнь французского общества, писал незадолго до смерти Людовика XIV: «Из всех моих исследований я узнал, что почти десятая часть народа в нищете и действительно нищенствует, что из девяти остальных частей только пять в состоянии давать милостыню, а из прочих четырех три опять-таки совершенно стеснены долгами и процессами». Это говорил человек, сочувствовавший абсолютизму и безусловно преданный королю.

 

В XVIII столетии во Франции, хотя и не такими быстрыми темпами, как в Англии, развивается промышленность. Довольно большое распространение получает капиталистическая мануфактура, особенно в хлопчатобумажном производстве. Владельцы ее чаще всего привлекали для чесания и прядения хлопка отдельных кустарей, работавших на дому. Французские крестьяне охотно участвовали в таких заработках. В 1789 году только в районе г. Руана насчитывалось 190 тысяч прядильщиков. Так постепенно в недрах феодального общества формируется будущий пролетариат.

 

Однако развитию промышленности мешали феодальные отношения. Дворяне и выражавшее их волю правительство далеко не всегда считались с интересами буржуазии. В стране благодаря зависимости крестьянина от сеньора не было свободного рынка рабочей силы. Феодально-крепостнический строй являлся серьезным тормозом экономического прогресса.

 

Судьбы Франции вершили два привилегированных сословия — дворянство и духовенство. Они были прежде всего крупными земельными собственниками, сосредоточившими в своих руках огромные богатства. Особенно богата была титулованная знать (герцоги, маркизы, графы, виконты), составившая путем самой беззастенчивой Эксплуатации народа огромные состояния, оценивавшиеся в десятки, а иногда и в сотни миллионов ливров.

 

Дворяне вели праздный образ жизни. Они роем кружились вокруг королевского двора, который был центром всякого рода увеселений и морального непотребства. Особенно низко нравы французской аристократии пали в период Регентства (1715—1723), когда пьяная бесшабашность и адюльтер были возведены в ранг общественной добродетели. Мало изменилось положение и в годы царствования Людовика XV (1723—1774), когда нравственная распущенность считалась признаком хорошего тона. Сам король, руководствовавшийся в своей жизни девизом: «после нас хоть потоп», служил образцом великосветского легкомыслия. Увлекаясь любовными похождениями, он мало вникал в государственные дела, передав значительную часть королевской власти своим фавориткам — сначала маркизе Помпадур, а затем графине Дюбарри.

 

В XVIII веке Франция терпит серьезные поражения на внешнеполитической арене. С колониальных рынков ее постепенно вытесняет Англия. Попытки французской монархии поправить свое пошатнувшееся положение с помощью военной силы успеха не имели. В результате неудачных операций в годы Семилетней войны (1756—1763) французы были вытеснены англичанами из Канады, из Северной Америки. Военные расходы тяжело сказались на финансовом состоянии страны. Казна опустела, государству нечем было платить огромные долги.

Революционные движения во Франции

Нескончаемые феодальные поборы, почти непрерывные войны тяжелым бременем ложились на плечи народа. Народные массы в течение XVIII века неоднократно берутся за оружие, чтобы отстоять свое право на жизнь и свободу. В 1702 году на юге Франции вспыхнуло жестоко подавленное восстание камизаров (рубашечников). Во второй половине века освободительное движение приобрело особенно широкий размах, причем в нем принимали участие не только крестьяне, но и рабочие. Лишь в одной Нормандии за период с 1752 по 1768 год отмечено шесть революционных выступлений. Систематически происходили стачки в Лионе. Одна из них (1786) носила массовый и организованный характер и закончилась кровопролитным столкновением с войсками. Стачечники временно даже одержали победу, но затем их руководитель Пьер Соваж был казнен.

В XVIII веке французский абсолютизм вступает в полосу тяжелого экономического, социального и политического кризиса, который вызвал широкое недовольство в стране. Против феодально-монархических порядков создается единый фронт представителей всего «третьего сословия» — и буржуазии, и крестьянства, и пролетарских Элементов. Идейными вдохновителями борьбы с феодальным строем оказались просветители, выдвинутые на авансцену истории объективным ходом общественного развития.

Своеобразие французского просвещения

Французское Просвещение — наиболее мощная струя в общем потоке европейской просветительской мысли. Его отличает боевой, наступательный характер. Оно теснейшим образом связано с освободительным движением масс, подтачивавшим устои феодально-монархического режима. Отсюда особая боевитость французских просветителей и их оптимизм, вера в возможность построения нового общества на основах разума, с учетом естественных потребностей человека.

Во Франции просветительство развивалось в наиболее отчетливых, классических формах, а его теоретики были настроены наиболее революционно. Энгельс ценил их необычайно высоко за критику религии и обветшавших взглядов на природу, общество и государство.

Для французских просветителей характерна необычайная широта знаний и интересов. Они активно проявляют себя и как философы, и как публицисты, и как художники слова, и как историки, и как литературные критики. Подобная энциклопедичность совершенно не случайна, она была обусловлена велением времени. Перед Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо и другими деятелями Просвещения стояла задача ниспровержения всей феодально-церковной идеологии, в каких бы формах она не выступала. В своих статьях и художественных произведениях они бичевали сословные и религиозные предрассудки, политический и социальный гнет, просвещая тем самым народ, готовя его сознание к восприятию идей грядущей революции.

Наиболее радикально настроенные французские просветители не ограничивались критикой феодального общества, они шли дальше, поднимая голос протеста против частнособственнического строя вообще. На самом левом фланге просветительской армии стоит Жан Мелье (1664—1729), деревенский священник из провинции Шампань. В своем единственном сочинении, в «Завещании», Мелье, отражая настроение народных низов, с исключительной энергией громит дворян-тунеядцев, королей, князей церкви, обманывающих и обирающих народ. Он критикует народные массы за пассивность, упрекает их в том, что у них «нет мужества объединиться и стряхнуть е себя общими усилиями тираническое иго» *.

 

Мелье, в отличие от других просветителей, уповает не на силу слова и морального примера. Он зовет к революционному действию, к насильственной расправе с властителями. «Ниспровергните повсюду эти троны несправедливости и нечестия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших деспотов и уже не допускайте, чтоб когда-либо они царствовали над вами».

 

Мелье раскрывает реакционную сущность христианского учения и церкви, санкционирующей рабство, угнетение человека человеком. Он разоблачает религиозные суеверия и поповские сказки о загробном мире. «Я готов кричать изо всех сил,— пишет Мелье, обращаясь к народной аудитории,— с вашей стороны безумие давать себя таким образом обманывать и так слепо верить стольким нелепостям. Я разъяснил бы людям, что они находятся в заблуждении и что те, кто ими правит, обманывают и одурманивают их».

 

Общественно-политическим идеалом Мелье был коммунизм, который ему представлялся как общество, основанное на коллективной собственности и общественном для всех труде. Конечно, положительная программа Мелье утопична, но она имела для своего времени огромную притягательную силу.

Жан Мелье был единственным революционным демократом во Франции XVIII века. Ни один из французских просветителей (ни Дидро, ни Руссо, ни тем более Вольтер) не поднялся до признания необходимости народной революции. Отзвуки идей Мелье слышатся лишь в книге молодого Марата «Цепи рабства» (1774), призывающей народ к восстанию против тиранов.

«Завещание» Мелье распространялось в списках, но оно было хорошо известно просветителям и оказало большое влияние на формирование их философских, атеистических взглядов. Следы воздействия работы Мелье видны в философских сочинениях Ламетри, Гольбаха, Дидро. Его учение о коммунизме подхватили и по-своему интерпретировали французские социалисты-утописты Мабли и Морелли.

Не все деятели французского Просвещения разделяли бунтарские, атеистические мысли Жана Мелье. Не принимал их, например, Вольтер. В 1762 году он издал сокращенный вариант «Завещания», в котором не нашли себе места ни призывы автора к революции, ни его атеизм, ни его пропаганда коммунистического строя жизни. Вольтер превратил Мелье из богоборца в робкого религиозного скептика, просящего перед смертью у бога прощения за совершенные ошибки в вопросах христианской веры. Этот факт свидетельствует о глубоких разногласиях в лагере просветителей, отражающих неоднородность социальной, классовой базы просветительского движения.

Французские материалисты

Наивысшего взлета философская мысль эпохи Просвещения достигает во второй половине XVIII века, когда выходят в свет лучшие работы Дидро, «Система природы» Гольбаха, «Об уме» Гельвеция и ряд других произведений. Французские философы-просветители в своем подавляющем большинстве в объяснении явлений природы стояли на материалистической точке зрения. Материю они рассматривали как объективную реальность и первооснову всего сущего. Они видели в ней способность к развитию, движению, которая на определенной ступени приводит к появлению высокоразвитых организмов, наделенных сознанием. Французские материалисты отстаивали положение о познаваемости окружающего мира, причем огромную роль в познании они отводили органам чувств, т. е. были сенсуалистами.

Материалистическое понимание природы логически приводило французских материалистов к отрицанию бога как создателя вселенной. Они были атеистами и сыграли большую роль в развенчании религии, используемой господствующими классами для того, чтобы держать народ в повиновении и невежестве, отвлекать его соблазнами райской жизни от борьбы за свои действительные интересы. Однако французскому материализму при всех его несомненных достижениях присуща историческая ограниченность. Он носил метафизический характер, не был в состоянии «понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии».

Наибольшую слабость французские материалисты обнаруживают при объяснении явлений общественной жизни. Тут они стояли на идеалистических позициях. Движущей силой истории они считали разум, с помощью которого надеялись излечить все общественные болезни. Тем самым идея революционного преобразования общества отодвигалась на второй план.

 

Основные этапы французского Просвещения

Французское Просвещение прошло в своем французского развитии два основных этапа. Первый условно Просвещения падает на 1715—1750 годы. Он начинается после смерти Людовика XIV, как бы символизировавшего мощь абсолютной монархии, и кончается с выходом в свет первого тома «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера, начавшей планомерный штурм идеалогических твердынь абсолютизма. Второй период (1751 — 1789) протекает в условиях обострившегося кризиса феодально-монархических порядков, приведших к буржуазной революции 1789—1794 годов. Он ознаменовался возросшей активностью просветительской мысли, более острой критикой феодального и церковного гнета, мощным наступлением просветителей на все формы старой идеологии.

 

Следовательно, периодизация Просвещения непосредственно определяется развитием классовой борьбы во Франции. Чем чаще бьется пульс общественной жизни, чем выше накал революционных страстей в стране, тем с большей энергией обрушиваются идеологи «третьего сословия» на феодально-крепостнический строй и его политические институты, тем с большей глубиной раскрывают они противоречия феодальной действительности и с большей настойчивостью защищают интересы народа.

 

В первый период Просвещения просветительская мысль отличается относительной умеренностью. Вождями движения в это время являются Вольтер и Монтескье. Оба они были сторонниками конституционной монархии английского типа, а в решении религиозных вопросов склонялись к деизму, т. е. признавали бога в качестве первопричины и законодателя вселенной. Своей остроумной критикой церкви Вольтер способствовал распространению в Европе вольнодумства, он идеологически подготавливал антифеодальный переворот, но революционные выступления масс его всегда пугали.

 

Во второй период Просвещения руководящая роль в идеологической борьбе с феодализмом переходит к Дидро и Руссо, хотя и Вольтер еще сохраняет большое влияние на умы и пользуется популярностью, особенно среди фрондирующей, просвещенной аристократии. Дидро и Руссо ориентируются в своем творчестве на вкусы не дворянства, а демократических кругов общества. Политическим их идеалом является не конституционная монархия, а республика. Что касается религии и философии, то тут их убеждения разошлись. *■ Дидро был материалистом и атеистом, Руссо же склонялся к идеализму, верил в бога, но не признавал догматов христианского учения и отрицал всякую церковную обрядность.

 

Во второй период просветители, выступая против феодального угнетения и официальной церкви, в то же время веду* острую полемику между собой. Их столкновения отражают разногласия внутри «третьего сословия», которое не было однородным по своему классовому составу.

 

Особенно сильные расхождения были между Вольтером и Руссо. Вольтеру претил плебейский демократизм Руссо, его выступления против частной собственности и в защиту социального равенства. Руссо в свою очередь не любил заигрываний Вольтера с титулованной знатью, не разделял его материалистических взглядов, в частности, насмешек над верой в бессмертие души и в божественное предопределение.

Эволюция художественной литературы

Вместе с развитием просветительского движения изменяется и художественная литература, с усилением освободительной борьбы народа она все больше наполняется социальным смыслом, теснее сближается с жизнью, острее обличает все уродства феодально-крепостнической системы. В связи с общественно-политическими и эстетическими запросами «третьего сословия» к середине века видоизменяется и ее жанровая структура. Появляются новые жанры в драматургии («слезная комедия», «мещанская драма»).

В первый период в литературе Просвещения еще сильны классицистские традиции, но они постепенно подвергаются пересмотру. В театре господствует Вольтер. В своих трагедиях на материале античной или восточной истории он обличает политический деспотизм и религиозный фанатизм. Придерживаясь во многом канонов нормативной эстетики, Вольтер в то же время стремится идти своим путем. Он насыщает классицистскую драму новым, просветительским содержанием, вносит новые элементы в ее форму. Вольтер, в частности, проявляет большую заботу об усилении драматического действия, о преодолении риторики. Для него не прошло бесследно знакомство с Локком, с философией сенсуализма. Он борется за то, чтобы драматург воздействовал не только на разум, но и на чувство. Вольтер, не признав Шекспира, тем не менее в какой-то мере учел его художественный опыт, его умение потрясти зрителя, вызвать глубокие эстетические переживания.

Элемент чувствительности еще в большей степени проникает в комедийный жанр. В двадцатые годы с нравоучительными комедиями выступил Детуш. В них почти совершенно вытравлен комический элемент, столь богато проявлявшийся в творчестве Мольера. Детуш в серьезном тоне критикует безнравственность дворянства и защищает моральные устои семейной жизни.

На смену Детушу приходит Лашоссе, родоначальник «слезной комедии», вызывавшей не смех, а слезы зрителей. В ней акцент с обличения аристократии переносится на изображение добродетелей человека «третьего сословия». Детуш и Лашоссе подготовили рождение «мещанской драмы», образцы и теорию которой в пятидесятые годы создал Дени Дидро.

Общая тенденция развития литературы и искусства в эпоху Просвещения заключается во все более тесном их сближении с действительностью, во все возрастающем их стремлении правдиво отразить жизнь народа, показать нравственное, духовное величие нового героя истории, выходца из демократических кругов общества. В 50-е годы усилиями прежде всего Дидро создается учение о реализме, носящее просветительскую окраску. Выдвигается требование изображения не абстрактных человеческих характеров, а «общественного положения» людей, что открывало возможность воспроизведения человека в единстве с обстоятельствами его жизни.

Чувствительные настроения, характерные для Детуша и Лашоссе, во второй половине века в творчестве Руссо приобретают уже революционное звучание, выливаются в резкое осуждение бесчеловечности феодально-крепостнической системы. Руссо в своем сентиментальном романе «Новая Элоиза» не ограничивается прославлением нравственных совершенств Юлии и Сен-Пре, он выражает свое возмущение виновниками их несчастья и, рисуя трагическое положение крестьян, делает выводы об антинародной сущности феодализма. Если в драмах Детуша и Лашоссе преобладала критика проявлений крепостничества в моральной области (развращенность дворянства), то в 60—70-е годы в произведениях ведущих просветителей обличение захватывает более широкие сферы жизни.

Во второе пятидесятилетие вновь подвергается трансформации комедийный жанр. Нравоучительность и слезливость в нем стали вытесняться задорной веселостью. Новые тенденции наиболее яркое воплощение получили в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. При ее представлении публика весело смеялась над проделками ловкого слуги, оказывающегося куда умнее недалекого графа Альмавивы. Это был смех народа, уверенного не только в .своем моральном (как у Лашоссе), но и в своем общественно-политическом превосходстве над одряхлевшим противником. Недаром «Женитьба Фигаро» расценивалась как революция в действии.

Наряду с реализмом во второй половине века не прекращает свою жизнь и классицизм. Наоборот, накануне 1789 года и в ходе революционных лет произведения на античные темы пользуются популярностью в буржуазных кругах. Буржуазия идет на штурм феодализма, заимствуя боевые лозунги из времен античности, рядясь в греческие и римские костюмы. Такое «переодевание» ей необходимо для того, чтобы придать своей деятельности общечеловеческий характер, прикрыть ее буржуазное содержание.

На материале античной и европейской истории французские классицисты создают трагедии, проникнутые духом тираноборчества и республиканизма. Сорен пишет «Спартака», Лемьер «Вильгельма Телля». Традиции Вольтера выразились также в трагедиях М.-Ж. Шенье (1764—1811) — «Карл IX», «Жан Калас», «Гай Гракх», «Фенелон» и в ряде других, обличающих политический деспотизм и религиозное изуверство и представляющих собой яркую страницу в истории французского просветительского классицизма.

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (16.04.2016)
Просмотров: 187 | Теги: франция, Литература | Рейтинг: 0.0/0