«Эгмонт» Гёте

«Эгмонт» Гёте

Осенью 1787 года Гёте закончил в Риме свою историческую драму «Эгмонт», начатую еще 13 лет тому назад во Франкфурте, когда он был тесно связан с «бурей и натиском». Работа велась урывками в Веймаре и была завершена в период, когда у Гёте быстро нарастало критическое отношение к своему прежнему творчеству и он склонялся к классицизму. Завершение «Эгмонта» падает на время между окончанием таких демонстративно классицистских работ, как «Ифи-гения в Тавриде» и «Торквато Тассо».

 

«Эгмонт» — второй и последний опыт писателя в духе исторических хроник Шекспира — большая тема о судьбах народа, широкий фон, народные сцены, вольное обращение с временем и местом, обилие действующих лиц. Как и большинство драм «бури и натиска», «Эгмонт» написан прозой. Новые эстетические взгляды автора повлияли и на «Эгмонта», но именно эта драма показывает, что и в годы написания «Ифигении» и «Тассо» поэта продолжали занимать большие социально-исторические проблемы.

 

Подобно «Гецу», «Эгмонт» — драма о судьбе целого народа. Речь в ней идет о начальном этапе Нидерландской буржуазной революции XVI— XVII веков, к которой автор относится с нескрываемым сочувствием. С большой симпатией говорит он о свободолюбивом, работящем, жизнерадостном народе, настойчиво выражает идею права народа на мирную и свободную трудовую жизнь, на самостоятельное историческое развитие, на национальную независимость и самобытность. Это основная идея драмы. Жизнерадостности и свободолюбию нидерландцев резко противопоставлены суровый религиозный фанатизм, мрачная замкнутость, подозрительность, человеконенавистничество поработителей-испанцев. Последнее характеризует как герцога Альбу, прибывшего в Брюссель во главе карательной армии, так и последнего солдата в его войске, и во всех этих чертах отражается деспотический строй испанской монархии в царствование Филиппа II.

 

Образ главного героя — графа Эгмонта — разработан автором очень вольно по сравнению с данными истории. Эгмонт молод, жизнерадостен, свободолюбив, храбр, беззаботен, доверчив. Все это роднит его с народом, который видит в нем типичного нидерландца. Эгмонт — любимец и надежда угнетенного испанцами народа. Он противник гнета и действительно защищает народ в знаменитом споре с Альбой (V акт) или, точнее говоря, пытается его защищать, но как политический деятель Эгмонт не стоит на высоте.

 

Его свободолюбие довольно абстрактно. Оно по преимуществу выражается в стремлении отстоять свой внутренний мир. Он не хочет поддаваться страхам, отказывается верить принцу Оранскому, что силы деспотизма не остановятся ни перед чем, отказывается уехать из Брюсселя, ведет прежний беззаботный образ жизни, отгоняя от себя тревоги свиданиями со своей возлюбленной Клерхен, простой, трогательно любящей его девушкой из народа. Именно эта беспечность становится причиной его гибели.

 

Однако несмотря на то, что Гёте не дал образа политического деятеля, способного возглавить революционное народное движение, его симпатии к Нидерландской революции выражены вполне определенно. Гёте постарался показать, что гибель Эгмонта на эшафоте послужила сигналом ко всеобщему восстанию, которое привело к победе, «О смелый мой народ! — восклицает Эгмонт в своем предсмерт ном монологе,— Богиня победы ведет тебя! Как море, что твои плотины рушит, так сокруши лихих тиранов крепость! Сметите их с неправедно захваченной земли».

 

В этой связи следует обратить внимание на народ в этой драме. Все эти брюссельские горожане — Бракенбург, Иеттер, Сует, Плотник, Мыловар — далеко не герои. И все же Гёте дифференцирует их, различает. Бракенбург когда-то мечтал о подвиге Брута, портной Иеттер сочувствует движению иконоборцев, тогда как Плотник и Мыловар больше всего опасаются движения черни, которое может угрожать их имуществу. Несколькими головами выше их писарь Фанзен — смелый и дальновидный политический агитатор, которого не запугают никакие неудачи. Образы Фанзена и Клерхен как бы служат мостом к будущему, предвещая конечную победу. Негероические бракенбурги и иеттеры могут в дальнейшем стать героями. И если*образ главного героя остается весьма проблематичным, то зато глубоко понята, тонко раскрыта и осуждена стратегия и тактика тех, кто угнетает народ. Эта сторона драмы — существенное достижение реалистического искусства.

 

Особенно удался автору образ Клерхен, едва ли художественно менее яркий, чем образ Маргариты в «Фаусте». В отличие от Гретхен, возлюбленная Эгмонта смело порывает с патриархальным семейным кругом, она готова повсюду следовать за Эгмонтом, хотя бы и в битву (песня Клерхен). После заточения Эгмонта в тюрьму, она призывает бюргеров Брюсселя к восстанию.

 

Убедившись в том, что спасти Эгмонта невозможно, она принимает яд. Накануне своей казни Эгмонт видит во сне гения свободы в образе Клерхен.

 

Глубокие симпатии автора к народу, вступающему в борьбу с иноземными угнетателями, привлекли к себе внимание такого искреннего демократа как Бетховен. В 1809—1810 годах он написал свою знаменитую музыку к «Эгмонту».

Категория: История зарубежной литературы XVIII века | Добавил: fantast (13.05.2016)
Просмотров: 4112 | Теги: Литература | Рейтинг: 3.1/16