Что такое роман? Кратко
Около трех веков роман был доминирующей формой литературного произведения. Но прежде упоена высоким положением была поэзия, особенно эпическая. Такие эпопеи, как «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия и «Потерянный рай» Мильтона, раскрывали великие темы, во многом основываясь на мифах и текстах Священного Писания, а персонажами были герои и боги. В противоположность героическому эпосу прошлого, роман в основном (хотя и с некоторыми исключениями из этого правила) представляет на своих страницах узнаваемый мир с его повседневностью и характерами, хотя и вымышленными, но близкими читателям. В древнем мире тоже существовала беллетристика, и в числе примеров - «Сатирикон» римского писателя Петрония. В Средние века и в эпоху Возрождения среди образованного меньшинства были популярны новеллы, легенды и рыцарские романы. Претенциозность и домыслы последних - с историями о бедствующих девах и благороднейших рыцарях - стали предметом сатирического переосмысления в произведении, которое по праву считается первым настоящим романом: в «Дон Кихоте», написанном испанцем Мигелем де Сервантесом (1605,1615]. Разрыв между рыцарственными иллюзиями стареющего Дон Кихота и той реальностью, в которой он живет, вызывает глубокий эмоциональный отклик и сочувствие читателей. Популярность романа стремительно растет на протяжении XVIII века благодаря распространению грамотности Писатели пробуют все новые методы и подходы. Некоторые романисты пытаются добиться особой достоверности, ведя рассказ от первого лица, как, например, герой Даниэля Дэфо Робинзон Крузо, давший имя книге, вышедшей в 1719 году и воспринимаемой, во многом, как автобиография. Другие литераторы развивают эпистолярный жанр, создавая романы в виде серии писем - как знаменитая «Кларисса» Сэмюэла Ричардсона, напечатанная в 1747-1748 годах. Появляется множество новых жанров - от поэтического романа ужасов до произведений исторической тематики. Однако в течение всего XIX века роман остается преимущественно реалистическим, представляя читателям срез современного им общества и в то же время уделяя немалое внимание персонажам в развитии их характеров и действию с изощренной интригой. С утверждением модернизма (см. главу «Модернизм и постмодернизм») в начале XX века многие типичные черты романа отметаются за ненадобностью, хотя лихорадка экспериментаторства, в конечном счете, оказалась явлением преходящим. | |
Просмотров: 1627 | | |