ОСЛОЖНЕНИЯ ПОСЛЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПРОНИКАЮЩИХ РАНЕНИЙ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА

 

В. С. ПИСЕЦКИЙ. Кафедра глазных болезней (заведующий — доцент Л. Ф. Лин-ник) Оренбургского медицинского института Оренбургская областная клиническая больница (главный врач— заслуженный врач РСФСР В. И, Войнов)

 

Хотя вопросам глазного травматизма в офтальмологической литературе уделяется значительное внимание, все же осложнения в посттравматическом периоде представляют значительный практический интерес.

 

В настоящей статье мы подвергли анализу причины осложнений и исходы у 69 больных с проникающими ранениями без наличия инородных тел в глазу, находившихся на лечении в глазном отделении в 1968—1969 гг.

 

В своей работе хирурги отделения выработали четкий и единый взгляд на тактику хирургической обработки проникающих ранений глаз. При несоответствии краев раны накладываем П-образные швы с захватом половины толщины роговицы. Шов накладывается по возможности вне оптической зоны роговицы. Для восстановления передней камеры и предупреждения передних синехий в камеру вводится воздух через специальный прокол вне раны (Л. Ф. Линник, 1969).

 

Больные поступали в глазное отделение не "позже трех суток с момента ранения. В момент ранения помощь квалифицированными офтальмологами не оказывалась, и весь объем ее заключался в наложении асептической повязки и введения противостолбнячной сыворотки.

 

Все случаи ранений можно разбить на 2 группы. Первая группа — это проникающие ранения роговицы и склеры без выпадения оболочек и повреждения хрусталика, т. е. относительно легкие травмы. Во вторую группу объединены проникающие ранения с выпадением оболочек глаза или повреждением хрусталика. Эти ранения уже по характеру повреждения относятся к тяжелым.

 

Первая группа больных включает 14 человек, вторая — 55.

 

Из 14 больных первой группы у 11 было проникающее ранение роговицы и у троих — склеры. Накладывались швы: один в 8 случаях, 2— в пяти и 3 — в одном случае.

 

Острота зрения после выписки: 0,3 в двух случаях, 0,5 и одном, 0,8—в пяти, 0,9 — в одном и 1,0 — в пяти случаях.

 

У всех больных после заживления ран оставался рубец, и от того, как близко он находился от оптической зоны роговицы, зависела в последующем острота зрения.

 

При лечении мы применяли инстилляции 20% альбуцида, 1% хинина, 0,02% рибофлавина, 1% атропина; 11 больным сразу же после операции, а затем каждые 3 дня под конъюнктиву вводили по 0,3 мл кортизона. Нй в одном случае из 14 в послеоперационном периоде осложнений не наблюдалось.

 

Во второй группе у 55 больных мы встретились со значительным количеством и разнообразием осложнений. В послеоперационном периоде имелось 7 случаев расхождения швов, 1! — инфильтрации краев раны, 14 — длительного невоСста-новления передней камеры; у шести больных возник зндофталь-мит; в семи случаях глаза были Энуклеированы.

 

При анализе причин расхождения швов было установлено, что оно, как правило, встречалось в случае ущемления стекловидного тела (3), хрусталиковых масс или капсулы хрусталика (3), или объяснялось неправильным сопоставлением краев раны (1). Все 11 случаев инфильтрации краев роговичной раны связаны со значительным ёе загрязнением и, главным образом, с размозжением ткани.

 

Значительное многообразие причин длительного невосетанов-ления передней камеры глаза можно объединить в несколько групп: плохая адаптация краев раны (5), сочетание проникающего ранения роговицы с ушибом циллиарного тела (4), образование синехий (3), значительное повреждение структур глазного яблока с сопутствующей гипотонией (2). Во всех шести случаях эндофтальмита имелись тяжелые повреждения глаза с разрывами роговицы и склеры, травматической катарактой и гемофтальмом, с присоединившейся гнойной инфекцией, которая играла не последнюю роль в гибели глаза.

 

Мы придерживаемся мнения большинства офтальмологов, что не следует спешить с удалением глазного яблока при поступлении больного в стационар, и поэтому первичная энуклеация нами делалась в исключительных случаях при явной нежизнеспособности глаза. Случаев удаления глаза с предметным зрением не было.

 

С 1968 г. при обработке проникающих ран мы перешли почти исключительно на биошвы. Они мало раздражают глаз, узлы самопроизвольно отходят на 6—45-й день; особенно они целесообразны при детских травмах, т. к. дважды .давать общий наркоз для наложения и снятия швов явно нежелательно.

 

Преимущество биошвов подтверждено и другими авторами А. И. Поршнев и М. Г. Калинина, 1966).

 

В анализируемых случаях число наложенных швов колебалось от одного до восьми. Чаще всего оно зависело от величины раны и, таким образом, в какой-то степени определялось тяжестью травмы. Но полного параллелизма установить нельзя. В количестве швов при герметизации раны у хирургов допускаются значительные варианты (Е. О. Рывкина, Н. А. Хомич, М. А. Лукина, 1963).

 

При хирургической обработке ран, поддерживая более распространенную точку зрения, мы чаще иссекали выпавшие оболочки с последующей диатермокоагуляцией склеры (37). И только в отдельных случаях (9), когда проходило не более 6 час. с момента ранения и внешний вид выпавшей радужки не вызывал подозрения в смысле ее инфицирования, она заправлялась; перед заправлением радужная оболочка обильно орошалась раствором пенициллина. Наши наблюдения позволяют поддержать мнение Л. В. Рокицкой и С, Я. Бранчевской, (1969), В. И. Морозова, (1964), что роль радужки как носителя инфекции сильно преувеличивается. У нас намечается тенденция к расширению показаний для заправления радужки без ее иссечения.

 

В послеоперационном периоде, как правило, применялось местное и общее лечение. С первого дня внутрь назначались сульфаниламиды, антибиотики, в отдельных случаях антибиотики широкого спектра действия вводились внутривенно.

 

Для формирования более нежных рубцов почти во всех случаях после операции под конъюнктиву вводили гидрокортизон (А. Н. Пастухова, 1966).

 

В большинстве случаев получены удовлетворительные функциональные исходы, которые приводятся в табл. 1. На основании анализа 69 историй болезни можно сделать заключение, что при тяжелых проникающих ранениях глаза довольно часто встречаются осложнения в виде расхождения швов, инфильтрации краев раны, невосстановления передней камеры, эндофтальмитов.

 

Тщательная герметизация рапы с точным сопоставлением ее краев и активная борьба с инфекцией могут предупредить в какой-то степени появление данных осложнений.

Категория: Медицина | Добавил: fantast (01.07.2019)
Просмотров: 539 | Рейтинг: 0.0/0