ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ ПО ПОВОДУ СХОДЯЩЕГОСЯ КОСОГЛАЗИЯ У ДЕТЕЙ

С. С. ГАЛЕЕВ. Куйбышевская областная глазная клиническая больница (главный врач — Т. В. Филатова). Научный руководитель — заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АМН СССР, профессор Т. И. Брошевский)

 

При операциях на глазных мышцах описаны многочисленные осложнения: кровотечения, флегмона орбиты (Моогеп, 1882), некроз склеры (Thies, 1932), прободение склеры, отслойка сетчатки, травматическая катаракта, атрофия глазного яблока, язва роговицы (Haase, 1879), панофтальмит, проникновение возбудителя столбняка через кетгут, пролежни роговицы, прорезывание швов, выпячивание склеры (В. Н. Долганов, 1930), энофтальм, экзофтальм, западение слезного мясца, грану ляционные разрастания в ране, расширение или сужение глазной щели, кистовидные образования в области рубца, двоение (Е. Ж- Трон, 1924; Е. М. Фишер, 1925), ограничение подвижности глазного яблока, нарушение конвергенции и другие.

 

Так, например, В. Н. Долгонов (1930) на основании изучения большого клинического материала приводит 26 видов различных осложнений, среди которых: прорезывание швов, растяжение склеры, язва роговицы, абсцесс стекловидного тела, панофтальмит, гиперэффект, гипоэффект.

 

А. С. Чемолосов (1938) описывает случай слепоты после операции по поводу косоглазия на почве неукротимого кровотечения у пациента с гемофилией.

 

Е. М. Бочевер (1938) приводит случай язвы роговицы, флегмоны орбиты, абсцесса стекловидного тела, панофтальмита. (Sandovici, 1966) приводит два случая септического эндофтальмита после резекции мышцы. О случаях гиперэффекта, нарушения конвергенции, аддукции, двоения писал Е. М. Фишер (1951) и многие другие.

 

Описанные выше тяжелые осложнения в части случаев, по-видимому, являются результатом грубых манипуляций оперирующего, нарушения правил асептики и антисептики, поверхностного обследования больного, недостаточной квалификации хирурга.

 

В настоящее время осложнения при операции по поводу косоглазия встречаются довольно редко, а такие грозные осложнения как флегмона орбиты, эндофтальмит, атрофия глазного яблока являются эксквизитными.

 

В детском отделении областной глазной клинической больницы за последние 5 лет по поводу содружественного и альтернирующего сходящегося косоглазия произведено 344 операции 190 детям.

 

Детей с альтернирующим косоглазием было 65, содружеств венным — 125 человек.

 

С целью ослабления действия мышцы нами производится рецессия на 4 мм и удлинение на 5 мм.

 

Для усиления действия мышцы делается укорочение ее от 5 до 10 мм. Как правило, операция производится на косящем или чаще косящем глазу и только у 15 детей, где ведущий глаз при альтернирующем косоглазии определить не удалось, операция производилась на внутренних прямых мышцах обоих глаз.

 

У 21 больного операция произведена на внутренней прямой мышце одного глаза.

 

У 154 детей рецессия или удлинение прямой мышцы сочеталось с укорочением антагониста.

 

Лучшим материалом для сшивания мышцы является кетгут. От применения капрона мы отказались, так как он не рассасывается, поддерживает раздражение и вызывает косметический недостаток.

 

Детям дошкольного возраста на конъюнктиву накладываем биошвы.

 

Предпочитаем горизонтальный разрез в области внутренней прямой мышцы вертикальному.

 

Детям с лябильной нервной системой и до 10-летнего воз-роста даем общий гиопенталовый или гексеналовый наркоз. Тиопенталовый наркоз переносится лучше гексеналового. По нашим наблюдениям, после гексеналового наркоза наблюдается крайнее возбуждение, поэтому он применяется только в случае отсутствия тиопентала.

 

Больных старше 10 лет обычно оперируем под потенцированным наркозом.

 

Большинство составили дети в возрасте 8—14 лет (138) и только 52 человека от 4 до 7 лет. Преобладали дети с большим углом косоглазия: 30—60° — у 139 человек, менее 30° — у 51.

 

Рефракция глаз гиперметропия или гиперметропический астигматизм.

 

У 152 больных острота зрения была выше 0,4, у 38 — ниже.

 

До операции дети лечились консервативно.

 

В результате операции косоглазие исправилось полностью у 147 человек, гипоэффект получен в 38 случаях, у пяти больных в ближайшее время после операции обнаружен гиперэффект.

 

Таким образом, хороший косметический эффект достигнут в 77% случаев и созданы благоприятные условия для дальнейшего лечения.

 

Среди осложнений, с которыми нам пришлось встретиться во время и после операции, необходимо обратить внимание на следующие: в одном случае было значительное кровотечение, которое было остановлено, но в послеоперационном периоде отмечался хемоз и отек конъюнктивы. Отек исчез полностью только через 2 месяца, хемоз — через две недели.

 

Исследование свертывающей системы крови у этого ребенка патологии не выявило.

 

Расхождение краев раны в послеоперационном периоде отмечено в четырех случаях; оно произошло при наложении вертикального, а не горизонтального, как рекомендуем мы, разреза конъюнктивы в области внутренней прямой мышцы; всем больным пришлось наложить реошвы.

 

Ущемление теноновой капсулы в ране ведет к длительному незаживлению; подобное осложнение встретилось один раз. Причиной его является захватывание в конъюнктивальный шов одновременно и теноновой капсулы, в результате чего края конъюнктивальной раны плохо адаптируются.

 

Изменения роговой оболочки отмечены у одной больной, когда на 8-й день при спокойном послеоперационном течении развился кератит (по-видимому, травматический), полностью исчезнувший через три дня. В одном случае после повторного хирургического вмешательства развилась киста конъюнктивы. Дважды приходилось снимать капроновые швы, наложенные атравматической иглой, из-за косметического дефекта.

 

У пяти детей в ближайшие месяцы после операции обнаружен гиперэффект, причем у трех — он постепенно исчез без операции, а в двух случаях пришлось прибегнуть к реоперации. У пяти пациентов в отдаленные сроки отмечено нарушение конвергенции.

 

Неприятных последствий от дачи общего наркоза детям мы не наблюдали. В трех случаях из 12 после гексеналового и в шести — после тиопенталового наркоза было резкое возбуждение в послеоперационном периоде; при подобных состояниях приходится прибегать к седативным средствам. Наши наблюдения показывают, что в настоящее время осложнения после операций по поводу косоглазия у детей минимальны и ни в коей мере не могут служить препятствием для широкого хирургического лечения косоглазия.

Категория: Медицина | Добавил: fantast (01.07.2019)
Просмотров: 1636 | Рейтинг: 0.0/0