Новые формы соревнования. Стахановское движение в СССР

Ввод в действие новых гигантов индустрии, внедрение передовой техники и неуклонное облегчение условий труда в промышленности и сельском хозяйстве, крупные успехи в хозяйственной и политической жизни страны — все это вызывало у советских людей чувство гордости за свою Родину и стремление быстрее построить социализм.

 

Новая техника создавала прочную базу для повышения производительности труда — важнейшего, решающего фактора окончательной победы социалистического общественного строя над капиталистическим.

 

Работа по обучению промышленных кадров новой технике, проведенная под руководством Коммунистической партии в 1933— 1934 гг., дала значительные результаты. Уже к началу 1935 г. на большинстве предприятий снизился брак, заметно повысилась производительность труда, возросли заработки рабочих. С 1 февраля 1935 г. во всех промышленных центрах страны началась сдача государственного технического экзамена рабочими ведущих специальностей тяжелой промышленности, а также рабочими легкой, пищевой и лесной промышленности, обслуживающими сложные станки. Особенно глубокие знания техники показали коммунисты и комсомольцы Донбасса. Донецкая организация комсомола за выдающиеся заслуги в социалистическом строительстве и за хорошее освоение техники была награждена орденом Ленина.

 

В Ленинграде, Москве, Харькове, Горьком, Днепропетровске и других промышленных центрах десятки тысяч рабочих не только прекрасно освоили свои станки, но и сами стали вносить ценные рационализаторские предложения по лучшему использованию техники. В ходе широкого народного движения за овладение техникой воспитывался, сплачивался и поднимался па более высокую ступень рабочий класс Советского Союза.

 

Рост культу;шо-технического уровня рабочего класса, кровная заинтересованность рабочих в повышении производительности труда, улучшение их материального положения породили новые формы социалистического соревнования. Партия и правительство всячески поддерживали передовую инициативу трудящихся масс, поощряли стремление рабочих поднять производительность труда.

 

В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда в 1934—1935 гг. была перестроена система оплаты труда в промышленности: повсеместно вводилась прогрессивная сдельщина. К октябрю 1935 г. на прогрессивно-сдельную оплату труда было переведено более трети всех рабочих черной металлургии, каменноугольной и железорудной промышленности, а также рабочие основных профессий других отраслей, Введение прогрессивно-сдельной оплаты труда в сочетали с отменой в 1935 г. карточной системы распределения продуктов и ростом товарооборота в стране укрепляло материальную заинтересованность рабочих в повышении производительности труда. Массы рабочих все более активно включались в борьбу за досрочное выполнение второй пятилетки.

 

Широкое развитие получило движение рабочих-отличников, бравших на себя социалистическое обязательство давать государству продукцию только высокого качества. Это движение зародилось в 1934 г. на авиационном заводе им. Менжинского. Передовые рабочие завода, учитывая, что в авиационной промышленности каяедая деталь, каждый винтик должны гарантировать высокие летные качества самолетов, развернули социалистическое соревнование как за повышение производительности труда, так и за выпуск продукции только отличного качества. Это движение быстро распространилось на все авиационные заводы, затем было подхвачено рабочими других отраслей промышленности.

 

На металлургических заводах страны с первых дней 1935 г. развернулось движение за отказ от государственных дотаций. Инициатор этого движения — Макеевский завод им. Кирова, отказавшийся от запланированной ему государственной дотации, закончил первое полугодие 1935 г. с прибылью. Московский завод «Серп и молот» дал государству уже в первом полугодии 1935 г. свыше 2 млн. руб., а сталинградский завод «Красный Октябрь» — более 5 млн. руб. прибыли.

 

По почину украинских металлургов развернули социалистическое соревнование сталевары, доменщики, горновые и рабочие других ведущих профессий заводов тяжелой индустрии. На предприятиях и стройках Белоруссии широко развернулось в 1934—1935 гг. движение рабочих-«двухсотников», боровшихся за выполнение норм на 200% и более.

 

К середине 1935 г. в социалистическом соревновании участвовало почти три четверти промышленных рабочих СССР. В широком размахе социалистического соревнования и многообразии его форм ярко выражались революционная активность рабочего класса и подлинно демократический характер советского общества, в котором сливались воедино интересы трудящихся и интерес],i государства.

 

Вторая половина 1935 г. ознаменовалась новым историческим почином рабочих, сыгравшим важнейшую роль в борьбе за досрочное выполнение второй пятилетки,— возникновением мощного движения новаторов в промышленности и на транспорте. Это движение возникло в Донбассе и было названо стахановским по имени одного из его зачинателей, шахтера Алексея Стаханова.

 

Донецкий бассейн к середине второй пятилетки был передовым в техническом отношении угольным бассейном страны. Почти 85 % угля добывалось здесь с помощью врубовых машин и пневматических отбойных молотков. В 1934 г. Донецкий угольный бассейн, преодолев длительное отставание, выполнил годовой производственный план. Но после одержанной победы хозяйственные руководители Донбасса не сумели обеспечить дальнейшее нарастание угледобычи. План первого полугодия 1935 г. оказался невыполненным. Общий уровень производительности труда в бассейне был невысок. Если на шахтах Рура средняя сменная производительность труда забойщиков, работавших отбойным молотком, составляла в те годы 14 тонн, а в Англии — 11 тонн угля, то в Донбассе — лишь 6—7 тонн.

 

Причины низкой производительности шахтерского труда в Донбассе, как и в других угольных бассейнах страны, коренились в недостатках технического руководства шахтами, в сильном отставании механизации откатки, навалки и погрузки угля, в массовых простоях из-за аварий и поломок механизмов и большой текучести кадров. Серьезными причинами низкой производительности труда в угольной промышленности были неправильная, устаревшая организация труда и узкий фронт работы в забоях. Несмотря на наличие высокопроизводительных механизмов, работа в шахтах была организована так же, как и при отбойке угля вручную: каждый забойщик должен был не только рубить уголь, но и крепить забой. Крепление занимало обычно более половины рабочего дня. Пневматический отбойный молоток при такой системе работы использовался 5—6 часов в сутки, а остальное время бездействовал. Сохранившаяся со времен ручной выемки угля система коротких уступов в угольной шахте затрудняла использование новой техники. Подобное же несоответствие между новой техникой и старой организацией труда cj ществовало на большинстве участков не только каменноугольной, но и других отраслей промышленности.

 

В Советском государстве, где рабочий класс — хозяин всех средств производства и кровно заинтересован в максимальном развитии промышленности, сами рабочие начали ломку устаревших форм организации и приемов труда и замену их новыми. Начале этой ломке было положено почином молодого забойщика шахты «Центральная-Ирмино» А. Стахановым. Решив отметить 21-ю годовщину Международного юношеского днгГ'вЭевкой выработкой, Стаханов попросил дать ему двух крепильщиков, с тем чтобы самому в течение всей смены работать только отбойным молотком. Пожелание забойщика было поддержано партийной организацией шахты. Результат превзошел все ожидания. В ночь на 31 августа 1935 г. Стаханов за 6-часовую смену вырубил 102 тонны угля, превысив обычную норму в 14 раз.

 

Партийная организация шахты «Центральная-Ирмино» сразу оценила исключительно важное значение новаторского почина молодого шахтера. В день установления рекорда пленум партийного комитета шахты принял специальное решение о методе Стаханова, обязав хозяйственных руководителей, партийные и профсоюзные организации шахты обсудить на всех участках новый метод работы и развернуть соревнование забойщиков.

 

3 сентября парторг участка, на котором был поставлен рекорд, потомственный шахтер, участник гражданской войны Мирон Дю-канов сам пошел в забой и, работая но новому методу, дал за смену 115 тонн угля, перекрыв рекорд Стаханова. Всех горняков шахты «Центральная-Ирмино» охватил небывалый производственный подъем. Каждый забойщик стремился поработать по-стахановски. Развернулось замечательное соревнование мастеров механизированной угледобычи за высокие производственные рекорды. 5 сентября комсомолец Дмитрий Концедалов вырубил за смену 125 тонн угля.

 

Шахтный участок, на котором работали эти герои труда, опрокинувшие существовавшие нормы выработки, 9 сентября выполнил годовой план угледобычи.

 

О славном почине забойщиков шахты «Центральная-Ирмино» заговорила вся страна. Всемерную поддержку стахановскому движению оказал нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Узнав о первых рекордах стахановцев, он призвал всех работников тяжелой индустрии последовать их примеру и организовать массовое движение за высокойроизводительный труд. Донецкий областной комитет партии (секретарь обкома С. А. Саркисов) оценил рекорды Стаханова и Дюканова как начало нового движения в борьбе за освоение техники и оказал энергичную поддержку почину новаторов.

 

На всех шахтах Донецкого бассейна появились десятки и сотни последователей нового метода угледобычи. Забойщик шахты им. Карла Маркса комсомолец Терехин вырубил 4 сентября за смену 122 тонны, а через три дня забойщик той же шахты Савченко — 141 тонну угля; 10 сентября горловский забойщик Исаченко дал 201 тонну угля за смену. Все эти рекорды перекрыл И сентября забойщик-орденоносец, член ЦИК СССР Н. А. Изотов, вырубивший за шесть часов 241 тонну угля. Такое количество угля равнялось суточному плану выработки всего участка, где ранее работали 20 забойщиков. 13 сентября знатный забойщик Донбасса Ф. Н. Артюхов, работая на том же пласте, что и Н. А. Изотов, вырубил за смену 311 тонн угля.

 

На стахановскую вахту встали горняки и других угольных бассейнов страны. Бригадир забойщиков Карагандинской шахты № 1 коммунист Т. Кузембаев, работая по новому методу, сразу же в 4 раза перевыполнил норму выработки, а в дальнейшем добился еще более высоких результатов. Забойщик Кизил-Кийского рудника (Киргизия) А. Сотин, следуя методу Стаханова, вырубил за смену 100 тонн угля вместо 22 тонн по норме.

 

Движение распространилось и на другие промышленные центры, захватило рабочих Москвы, Ленинграда, Горького, Харькова и других городов.

 

16 сентября кузнец Горьковского автозавода А. X. Бусыгин, перестроив работу своей бригады, отковал 1050 коленчатых валов при норме 675. Его примеру последовали кузнецы Горьковского и Московского автозаводов, Луганского паровозостроительного, Харьковского тракторного, Ленинградского и Сормовского судостроительных заводов. В Ашхабаде рабочий механического завода Шири Анна давал по 4—5 норм в день. Макеевские металлурги перекрыли существовавшие в те годы мировые рекорды использования полезного объема доменных печей.

 

Инициаторами движения новаторов в текстильной промышленности выступили ткачихи Вичугской фабрики им. Ногина Евдокия и Мария Виноградовы, взявшиеся обслуживать по 144 ткацких станка вместо 40 станков по норме. Рабочий Ленинградской обувной фабрики «Скороход» Н. С. Сметанин стал перетягивать за смену 1400, а минский рабочий Г. Скабло—2100 пар обуви вместо 700 пар по норме. Рамщик Архангельского лесопильного завода В. С. Мусинский, ускорив движение механизмов, стал распиливать по 220 кубометров леса за смену вместо 95 по норме. Эти рекорды свидетельствовали о неиссякаемой энергии и творческой инициативе советского рабочего класса.

 

Движение новаторов быстро распространилось и среди железнодорожников. Передовой машинист депо Славянок Донецкой железной дороги П. Ф. Кривонос в сентябре 1935 г. удвоил техническую скорость движения тяжелых угольных составов. Почин Кривоноса был подхвачен другими машинистами.

 

Широкому распространению новаторского движения в промышленности и на транспорте содействовала центральная и местная печать. Уже 2 сентября 1935 г. газета «Правда» поместила первую заметку о рекорде Стаханова. Через несколько дней на ее страницах было подробно рассказано о рекордах Стаханова и Дюканова. «Правда» публиковала статьи горняков-новаторов, их портреты, день за днем показывала, как ширится это движение в угольной промышленности. Материалы о новой форме социалистического соревнования не сходили со страниц центральной и местной прессы.

Категория: История | Добавил: fantast (30.11.2018)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0