Советское искусство после Великой Отечественной войны

С переходом к мирному строительству жизнь поставила новые ответственные и сложные задачи перед искусством. Надо было осмыслить историческое значение победы над фашизмом, запечатлеть героические усилия советских людей, восстанавливающих фабрики и заводы, города и села, развивающих социалистическое общество, средствами искусства воспитывать коммунистическое мировоззрение у народных масс. Этим и определялись основное содержание и характер искусства в те годы.

 

Большой жизненный опыт, накопленный в годы Великой Отечественной войны, активное участие в созидательной деятельности народа, возросшие эстетические требования советских людей — все это способствовало повышению идейного содержания и художественной выразительности произведений советских мастеров искусства. Развивая ранее накопленные традиции, они созда-

ли в театре и кино, в живописи, скульптуре и музыке произведения, прославляющие подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны, достойно отражающие творческий благородный труд современников. Первые послевоенные годы явились новым важным этапом в поступательном развитии социалистического реализма. В те годы во всех областях искусства были созданы большие художественные ценности. Появилось новое поколение художников, прошедшее закалку в битвах Великой Отечественной войны и создавшее произведения, вошедшие в сокровищницу советского искусства.

 

В послевоенные годы были созданы интересные фильмы о Великой Отечественной войне, такие, как «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика», «Молодая гвардия», и некоторые другие. Эти фильмы раскрывали суровую правду военных лет, воспевали подвиги рядовых участников войны. Вышли на экраны значительные кинопроизведения, разоблачающие врагов мира, поджигателей новой войны, появились удачные биографические фильмы.

 

К достижениям советского киноискусства тех лет следует отнести такие фильмы, как «Сельская учительница» и «Возвращение Василия Бортникова», в которых правдиво отражены некоторые стороны жизни деревни.

 

Плодотворно работали признанные мастера советского кино Г. Александров, С. Герасимов, А. Довженко, М. Донской, М. Калатозов, В. Пудовкин и другие режиссеры. Впечатляющие образы были созданы В. Марецкой, С. Бондарчуком, Н. Черкасовым, А. Борисовым и другими актерами.

 

Успешно развивалось советское театральное искусство. Внимание театров привлекали образы участников Великой Отечественной войны. Они были героями новых произведений драматургии. «Молодая гвардия» (по роману А. Фадеева) обрела большую сценическую жизнь в театрах Москвы, Киева, Еревана и других городов. Один из этих спектаклей, поставленный Н. Охлопковым в Московском театре драмы, вошел в историю советского театрального искусства как образец героического, монументального жанра. С большим успехом на сценах МХАТа, Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина и других театров шла пьеса Б. Чирского «Победители» — о великом подвиге народа в минувшей войне.

 

Заметными явлениями стали постановка пьес «Сказка о правде» М. Алигер в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола и «За тех, кто в море» Б. Лавренева на многих сценах советского многонационального театра. С большим успехом в Белорусском театре имени Я. Купалы и в театрах других республик прошла пьеса А. Мовзона «Константин Заслонов», посвященная героическим партизанам.

 

Постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» благотворно повлияло на развитие советского театра. Утверждение темы советской современности стало главной линией развития репертуара драматических театров. Драматурги и театры всех республик Советского Союза создавали образы современника, стремились осмыслить и воплотить на сцене новые драматические конфликты. Главный из них — борьба подлинных патриотов, людей творческих, преданных делу коммунизма, с носителями индивидуализма, безыдейности. Наиболее значительными спектаклями театров союзных республик явились «Начальник станции» И. Мосашвили в Тбилисском театре имени Ш. Руставели, «Эти звезды наши» Г. Тер-Григорьяна и Л. Карагезяна, «Шелковое сюзане» А. Ка-хара в Узбекском театре имени Хамзы, «Глина и фарфор» А. Гри-гулиса в Академическом театре драмы Латвийской ССР, пьесы А. Якобсона в эстонских театрах. В спектаклях на современную тему был ряд крупных актерских достижений.

 

Значительным явлением театральной жизни в те годы стали спектакли, посвященные борьбе за мир, разоблачающие агрессивную сущность империализма. В большинстве театров страны прошла острая публицистическая драма К. Симонова «Русский вопрос». Широко ставилась пьеса Б. Лавренева «Голос Америки».

 

В музыкальном творчестве послевоенных лет большое распространение получили в первую очередь наиболее демократические, доступные для массовой аудитории жанры: песня, оратория и кантата, опера. Значительные успехи композиторов были связаны с обращением к большой, социально значимой тематике. Борьбе за мир были посвящены лучшие массовые песни (в том числе «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, завоевавший международную популярность), оратории и кантаты, произведения для музыкального театра. Тема героизма советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками отражена в операх «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Певец свободы» Э. Каппа, в симфонии-легенде «Памяти Зои Космодемьянской» С. Разоренова и симфонической поэме «Краснодонцы» А. Мазае-ва. Воспоминаниями о минувшей войне навеяны и некоторые симфонические произведения: 5-я симфония С. Прокофьева, 5-я («Русская») симфония В. Щербачева.

 

Образам социалистической Родины, картинам труда и созидания посвящены сочинения различных жанров: оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах», «Кантата о Родине» А. Арутюняна, симфоническая поэма «Моя Родина» В. Мухатова и многие другие. Образы современности отражены и в таких выдающихся произведениях, как лирико-философская 27-я симфония Н. Мясковского, 6-я и 7-я («Юношеская») симфонии С. Прокофьева, вокальный цикл «Страна отцов» Г. Свиридова. Расширяются попытки воплощения современной тематики и в оперетте («Вольный ветер» И. Дунаевского, «Трембита» Ю. Милютина, «Самое заветное» В. Соловьева-Седого и др.). В некоторых сочинениях героикоэпического жанра достигался синтез исторической и современной темы, например в кантате «Сердце Картли» А. Чимакадзе.

 

Замечательное воскрешение образов героического прошлого, созвучных нашей эпохи, дано С. Прокофьевым в опере «Война и мир» (вторая редакция) и в произведениях других советских композиторов.

 

Интенсивно развивалось музыкальное искусство в братских республиках Советского Союза, выдвигались талантливые молодые национальные композиторы, вооруженные высокой профессиональной техникой, умело сочетающие в своем творчестве народные традиции с большой музыкальной культурой. Среди них можно назвать композиторов К. Караева и Ф. Амирова в Азербайджане, О. В. Тактакишвили, С. Ф. Цинцадзе и А. М. Ба-ланчивадзе в Грузии, А. А. Бабаджаняна в Армении, В. Мухатова в Туркмении и многих других.

 

Первый Всесоюзный съезд композиторов (1948 г.) способствовал установлению тесных творческих контактов между музыкантами всех республик страны. Важная особенность, типичная в равной мере для всех композиторов,— повышение интереса к проблеме народности, поиски новых путей ее творческого решения, методов разработки национального фольклора в профессиональной музыке.

 

Новых высот достигает музыкальное исполнительство. Советские музыканты одерживают много побед на международных конкурсах и фестивалях, которые укрепляют авторитет и мировое признание советской исполнительской школы (С. Рихтер, Т. Николаева, Д. Ойстрах, Л. Коган и др.). Вместе с тем возрастают общая роль советского музыкального творчества на международной арене, его прогрессивное влияние.

 

Параллельно с профессиональным искусством поднимается уровень музыкальной самодеятельности, обогащаются ее формы.

 

Для успешного развития изобразительного искусства большое значение имело создание в 1947 г. по решению Советского правительства Академии художеств СССР, призванной быть научным и творческим центром всех видов изобразительного искусства.

 

Большое место в живописи по-прежнему занимают картины, в которых заметно тяготение художников к широким историческим обобщениям, к осмыслению важнейших вех и поворотных этапов в революционном движении и социалистическом строительстве. Живописцы посвящают свои произведения событиям минувшей войны, эпизодам развертывавшейся борьбы за мир, созидательному труду советских людей, реалистически полно и выразительно раскрывая характеры героев. Среди них наиболее интересные полотна: «Ужин тракториста» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, работы С. Чуйкова, А. Дейнеки, Ю. Пименова и др.

 

Славным подвигам советских воинов и партизан посвящены такие картины, как «Отдых после боя» Ю. Непринцева, «О далеких и близких» Б. Йеменского, «Победа» П. Кривоногова, «Партизаны» С. Отрошенко, «Конец» Кукрыниксов и др. В бытовом жанре «Письмо с фронта» А. Лактионова и «Возвращение» В. Костецкого привлекли важностью темы, простым, искренним строем чувств, эмоциональным накалом и идеями советского гуманизма. Создаются интересные произведения на исторические темы: «Молодой Шевченко у Брюллова» Г. Мелихова, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнова и некоторые другие.

 

Рядом значительных произведений пополняется живописная Лениниана. В. Орешников написал картину «В. И. Ленин на экзамене в университете», В. Серов — картину «Ходоки у Ленина», плодотворно работал над образом В. И. Ленипа в станковой графике Н. Жуков.

 

Значительные достижения можно отметить в портретной и пейзажной живописи. Художники вдохновлялись героическими характерами современников, людей труда, передовиков социалистического строительства. С. Герасимов, П. Корин, Г. Верейский создали удачные портреты. В портрете С. Коненкова работы П. Корина получила достойное продолжение серия портретов советской творческой интеллигенции, начатая в довоенное время М. Нестеровым.

 

В пейзаже преобладают в этот период эпические полотна. Наиболее удачные из них — «Белорусский пейзаж» Г. Нисского, «У подножия Тянь-Шаня» С. Чуйкова, «Склоны Арагаца» М. Сарь-яна. В пейзажной живописи особенно выпукло проявилось своеобразие различных национальных традиций в советском искусстве. Общие тенденции развития послевоенного искусства по-своему сказались в развитии графики. Здесь также наблюдались стремление к доходчивости образов, простота и ясность в раскрытии сюжета. В лучших станковых и графических работах, подобных иллюстрациям В. Фаворского к «Слову о полку Игоре-ве», Кукрыниксов к «Даме с собачкой» А. Чехова, к произведениям М. Горького и Н. Гоголя, О. Верейского к «Тихому Дону» М. Шолохова, Д. Шмаринова к «Петру I» А. Толстого, «Войне и миру» Л. Толстого, к произведениям Н. Некрасова и М. Горького, листам Б. Пророкова из серии «В Китае», были созданы убедительные образы, развивающие лучшие традиции советской I графики.

 

Советская скульптура в большей мере, чем живопись и графика, была обращена в те годы к событиям прошедшей войны. Воздвигались памятники павшим героям, создавались портреты участников военных событий. Лучшие из этих произведений пронизаны той же суровой героикой, под знаком которой развивалось советское искусство военных лет и которая особенно ясно сказалась в памятнике советским воинам в Берлине Е. Вучетича, в группе «Победа» Ю. Микенаса, в выразительных портретах ! солдат и офицеров, изваянных Н. Томским.

 

В художественных формах архитектуры первых послевоенных лет заметно стремление отразить атмосферу патриотического подъема народа-победителя. Начало восстановления разрушенных во время войны городов поставило перед советскими архитекторами новые серьезные задачи. Нужно было разработать комплексные проекты застройки отдельных кварталов и целых городов, превращенных фашистами в руины. Зодчие создали планы восстановления таких центров, как Сталинград, Севастополь, Воронеж, Минск и другие, полностью разрушенных в ходе войны. Были разработаны планы застройки важнейших магистралей Киева, Смоленска, Харькова и многих других крупных городов. Решение этих сложных задач небывалого масштаба требовало от архитекторов большого творческого напряжения, умения найти оптимальное решение сочетания исторически сложившихся городских обликов, природных условий и современных требований комфорта, удобств, эстетики. Все это вызвало бурное развитие такой важной отрасли архитектуры, как градостроительство.

 

Одновременно архитекторы работали над созданием проектов отдельных сооружений, призванных изменить облик многих городов и селений, положить начало их реконструкции. В Москве началось возведение высотных здапий, продолжалось сооружение новых станций метро, подготавливались планы перестройки столиц союзных республик и городов. В этих планах архитекторы стремились сочетать национальный колорит с достижениями современной архитектуры.

 

Характеризуя развитие советского искусства во второй половине 40-х годов, нельзя не отметить отрицательные последствия культа личности, проявившиеся в различных областях. Появился ряд кинокартин, в которых безгранично возвеличивался И. В. Сталин и допускалось при этом нарушение исторической правды («Клятва», «Падение Берлина», «Сталинградская битва», «Незабываемый 1919-й» и др.). Стремление к особой торжественности, создание гигантских, нередко прямо прославляющих Сталина полотен приводили к бутафорской парадности, а желание сделать эти картины максимально доходчивыми — к упрощенности их содержания и декларативной прямолинейности образов. В ряде спектаклей, особенно на историко-революционные темы, также обнаружилась тенденция отхода от исторической правды («Залп ,,Авроры“» во МХАТе, «Незабываемый 1919-й» в Малом театре и др.).

Таким образом, вместе с успешным восстановлением и дальнейшим развитием социалистического народного хозяйства в послевоенные годы происходит новый подъем советской культуры и науки. Развитие народного образования и подготовка новых многочисленных кадров специалистов, восстановление и расширение сети научных и культурно-просветительных учреждений, достижения науки, литературы и искусства — все это свидетельствовало о неоспоримых преимуществах социалистического строя, создающего все условия для всестороннего духовного развития человека, творца новой жизни.

Категория: История | Добавил: fantast (25.11.2018)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0