Билет 3

Билет 3

1.            Правительственная политика и система печати в первой трети XIX века. Типология прессы первой трети XIX века.

2.            Аналитические жанры  СМИ.

3.            Расширение общественно-политического вещания (1969-1985 гг.). Гостелерадио СССР.

1. Правительственная политика и система печати в первой трети XIX века. Типология прессы первой трети XIX века.

Краткое развитие прессы

РАСШИРЕННЫЙ ОТВЕТ

1800-1810 гг.: возникло 60 журналов, 9 газет, 15 сборников; все они были недолговечны, за исключением «Вестника Европы» (1802—1830). Издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств: «Свиток муз» (1802, 1897), «Периодическое издание»(1804), «Северный вестник» (1804—1805). Выходит «Северная почта, или Новая санкт-петербургская газета», на титуле которой впервые появляется слово «газета» (1809, Почтовый департамент).

1811-1820 гг. Идеи патриотизма в связи с войной 1812 года в жур-налах: проправительственном «Русском вестнике» С.Н.Глинки и недостаточно благонамеренном «Сыне отечества» Н.И.Греча. Газета «Русский инвалид».

1821-1830 гг.: Альманахи декабристов: «Полярная звезда» А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева, «Мнемозина» В.Ф.Одоевского и В.К.Кюхельбекера, «Русская старина» А.О.Корниловича. Газета Ф.В.Булгарина «Северная пчела». Издатель «Московского телеграфа» Н.А.Полевой впервые вводит в обиход слово «журналистика» (1825). «Литературная газета» А.А.Дельвига и О.МСомова, редактирование издания А.С.Пушкиным (1830). «Московский вестник» (1827-1830) М.П.Погодина.

Начало журналистике XIX века положил журнал «Вестник Европы», выходивший почти тридцать лет, с 1802 по 1830 год.. Однако после назначения его редактора Н.М.Карамзина в 1804 г. придворным историографом, он уходит из «Вестника», журнал теряет былую современность и злободневность: политические обзоры и публицистические статьи теперь появляются редко В начале двадцатых годов «Вестник Европы» был, по мнению В.Г,Белинского, «идеалом мертвенности, сухости, скуки и какой-то старческой заплесневелое» [21]. (Заметим, что через 38 лет после крушения первого «Вестника», растерявшего своих читателей, появился второй, более удачливый, о котором речь впереди).

Возникают такие ведомственные и частные газеты, как «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», «Северная пчела», «Северная почта», «Русский инвалид» и другие. На титуле «Северной почты» впервые появляется термин «газета». Это издание, выходившее дважды в неделю на четырех полосах тиражом до 5400 экземпляров, содействовало развитию отечественной промышленности, торговли и сельского хозяйства. Слившись в 1811 году с «Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостями», «Северная почта» стала выходить под названием «Коммерческая газета».

В крупных городах России началось издание местных журналов: выходят «Восточные известия» в Астрахани, «Казанские известия», «Украинский вестник» в Харькове. Расширилась издательская деятельность Академии наук, университетов, литературных обществ. Стали выходить «Экономический журнал», «Статистический журнал», «Медико-физический журнал», «Военный журнал», «Московские записки», «Артиллерийский журнал» и др.

Отечественная война 1812 года существенно повлияла на характер журналистики первой четверти XIX века. В первом десятилетии века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: либерального («Сын отечества» Н.И.Греча, выходивший с 1812 по 1820 гг.), консервативного («Русский вестник» С.Н.Глинки), буржуазного («Московский телеграф» Н.А.Полевого). Созданное в 1801 г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств издает ряд альманахов и журналов. С благотворительными целями с 1813 г. стала выходить газета «Русский инвалид». Под идейным влиянием будущих декабристов находились журналы «Невский зритель» и «Соревнователь просвещения и благотворения». Незадолго до восстания декабристы начали выпускать журнал «Полярная звезда» (1823—1825) в Петербурге и альманах «Мнемозина» (1824-1825) в Москве [22].

Различный подход к социальной действительности, свойственный изданиям различной ориентации, можно проследить по отношению их к войне 1812 года. «Сын Отечества» считает ее освободительной, борьбой за национальную независимость Родины, показывая в зарисовках рядовых солдат, храбрых, выносливых, готовых пожертвовать собой за Отчизну. Иной взгляд у «Русского вестника» (1808—1820), издающегося писателем С.Н.Глинкой на средства московского военного губернатора Ф. В. Рас-топчина. «Вестник» рассматривал войну как защиту православной церкви, престола, помещиков, а к истинным «сынам отечества» причислял только царя и дворянство [23].

Но самое яркое издание тех лет — «Московский телеграф» (1825 — 1834 гг.), «телеграф идей», как его называли. Он издавался Н.А.Полевым, человеком купеческого звания, без систематического образования, который, по словам А. И. Герцена, «родился быть журналистом». А вот что пишет В. Г. Белинский о журнале и его издателе: «журнал с первой же книжки изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком». Полевой же «каждую книжку его издавал с тщанием, обдуманно, не жалея ни труда, ни издержек. И при этом он владел тайной журнального дела, был одарен для него страшною способностью».

Угадав, что Грамотный читатель интересовался уже не только литературой, но и политикой, хозяйством, торговлей, достижениями науки, Полевой решил сделать «Московский телеграф» массовым, энциклопедическим, привлекая к сотрудничеству известных ученых и писателей (в том числе А. С. Пушкина и А. Мицкевича). Он шел впереди читателя, воспитывал его вкус в отличие от других, кто или замыкался на узкий читательский круг, или шел навстречу широкому читателю, потакая его вкусам. Журнал был закрыт в 1834 г. из-за опубликованной рецензии Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла»: рецензент высказывал мысль о том, что спасителем в 1612 г. был все-таки купец Минин.

Для журналистики 1830-х годов характерно сокращение числа общественно-литературных изданий, но в то же время возрастает объем специальной периодики — экономической и научно-технической. В эти годы в русскую журналистику и литературу впервые проникают денежные отношения: введение гонорара способствовало профессионализации труда литератора и журналиста.

Газеты все еще отстают в своем развитии от журналов. Из частных изданий наиболее интересной была «Литературная газета» А.А.Дельвига и О.М.Сомова, в редактировании которой участвовал и А.С.Пушкин. Всем частным газетам, кроме реакционной «Северной пчелы» Ф.В.Булгарина (начала выходить с 1825 г.), запрещалось касаться вопросов политики. «Неужто, кроме «Северной пчелы», никто не смеет у нас объявить, что в Мексике было землетрясение и что Камера депутатов закрыта до сентября?» — возмущался Пушкин в письме к П. А. Вяземскому 2 мая 1830 г.

В эти годы в провинции возникают новые газеты, которые носят официальный характер: в 1838 года в 42 губерниях стали выходить губернские «Ведомости», в последующие годы — во всех остальных регионах. Губернские «Ведомости» состояли из двух частей: официальной (постановления губернской администрации, награждения, кадровые перемещения, чинопроизводство, казенные объявления) и неофициальной (статьи по истории, географии, этнографии, произведения местных авторов, частные объявления о купле-продаже). Наиболее интересными были «Ведомости», в которых сотрудничали политические ссыльные. Например, «Владимирские губернские ведомости», неофициальную часть которых редактировал в 1838—1839 гг. А. И. Герцен, сосланный во Владимир [25].

В 1830— 1840 гг. центральная фигура русской журналистики — В.Г.Белинский. Сначала он сотрудничает в московских изданиях — журналах «Телескоп» и «Московский наблюдатель», а также в газете «Молва», а в 1839 году переезжает в Петербург, где становится ведущим сотрудником и неофициальным редактором журналов «Отечественные записки» и «Современник». Два года как был убит на дуэли Пушкин, связанные с его именем журнал «Современник» и «Литературная газета» боролись с реакционным триумвиратом издателей: Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин издавали журнал «Сын отечества» и газету «Северная пчела», а О.И.Сенковский — журнал «Библиотека для чтения».

2.            Аналитические жанры  СМИ

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, характеру литературно-стилистических средств, выразительно-изобразительным средствам.

 

Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной: сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, производственном опыте. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала, обстоятельным развитием определенной темы. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана. На основе анализа фактов в материале нередко ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы социально-экономической или политической жизни. Такие корреспонденции называют постановочными. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов — так рождается корреспонденция-раздумье.

 

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глубоко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Если в корреспонденции все строиться на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екатеринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится).

До перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического строительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандистским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести научно-популярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли. Но особенно ценными являются проблемные (постановочные) статьи, требующие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

 

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их.

 

Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок (театральная рецензия), кинофильмов (кинорецензия), телевизионных передач (телерецензия), художественных выставок, музыкальных концертов.

 

Еще в XIX веке слово «обозрение» характеризовало жанр, ставящий целью ознакомить читателя с определенными событиями, Так, в рамках этого жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В. Г. Белинский (например, «Взгляд на русскую литературу 1847 года»). Современный газетно-журналъный обозреватель обычно рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обозрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения могут быть внутренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, информационными или аналитическими, а по проблематике — политическими, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрение телевизионных передач в минувшую неделю санкт-петербургская газета «Невское время» дает под рубрикой «Переключая каналы»).

 

Особым подвидом обозрения служат обзоры писем, в которых обобщаются читательские мысли (рубрики «Переписка с читателем», «Обзор писем»).

 

3.            Расширение общественно-политического вещания (1969-1985 гг.). Гостелерадио СССР.

Основные этапы в развитии российского телевидения:

1931 г. — начало экспериментального телевидения;

1938 г. — проект телевизионного центра в Москве;

1955г. — первые образовательные программы на телевидении;

1956г. — образование 2-го канала телевидения;

1965 г. — образование 3-го канала телевидения;

1967 г. — образование 4-го канала телевидения;

1988 г. — система спутникового вещания;

1989 г. — первая реклама на телевидении;

1990 г. — 5-й канал (Санкт-Петербург);

1990 г. — создание канала РТР (окончание монополии коммунистической партии на СМИ);

1992 г. — создание кабельного телевидения;

1993 г. — создание TBC и НТВ;

1997 г. — создание каналов ТВ-Центр и НТВ-Плюс;

1998 г. — создание телеканала "Культура";

1998 г. — образование единого производственного технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации.

 

70-е годы: господство видеозаписи

Передачи с приглашением в студию большого числа собеседников были опасны для руководства телевидения возможностью прорыва на экран незапланированной правды, «крамольных» мыслей. Чтобы уменьшить риск, уже в конце 60-х годов передачи «Голубой огонек», «КВН», «Пресс-центр» и другие стали выходить в эфир в видеозаписи после тщательного монтажа, в процессе которого убирались даже намеки на какое-либо оригинальное суждение.

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР был стал Государственный. Приезжая на места снимать серию очередной эпопеи «От съезда к съезду» или передачу «Стране рапортует Ивановская область», телегруппы пользовались лучшим транспортом, гостиницами, столовыми, так как в них видели представителей первой и единственной власти – партийно-государственной. Съемки велись непременно с ведома местного партийного руководства, которое и обеспечивало журналистам привычный сервис. Разумеется, это накладывало особый отпечаток на сам характер профессии телевизионного журналиста в СССР.

5 июля 1978 г. из названия телевизионного ведомства исчезло упоминание Совета Министров. Теперь название звучало так: Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Это означало, что председатель Совета Министров уже не был властен над телевидением и его начальником, что С. Г. Лапин отныне подчинялся напрямую руководителю государства Л. И. Брежневу, о чем он не уставал напоминать с трибун. Программа «Время» теперь ориентировалась исключительно на вкусы стареющего генсека и содержала только хорошие новости.

Большие публицистические передачи делались с размахом, с немалой изобретательностью и мастерством. Требовалось создать видимость серьезной постановки какого-либо вопроса, который обязательно должен быть разрешен на протяжении одной этой передачи, чаще всего благодаря вмешательству партии.

О возможностях прямого эфира пришлось вспомнить в 1980 г., когда телевидение СССР транслировало на весь мир репортажи с XXII Олимпийских игр. Хотя олимпиада получилась неполноценной из-за бойкота, объявленного США и некоторыми другими странами (по причине вторжения советских войск в Афганистан), режиссеры, операторы и журналисты, собранные в Москву со многих телестудий страны, показали высокий класс работы.

 

К олимпиаде телевидение получило много новой техники, было построено специальное здание олимпийского телецентра, сослужившее хорошую службу в последующие годы: сюда было переведено информационное вещание, что позволило сделать облик информационных программ более современным.

Появились компьютерная графика, телесуфлеры, новые виды связи и т. п. Все это свидетельствует о том, что в годы так называемого застоя телевидение продолжало довольно интенсивно развиваться.

Правда, перемены касались в основном техники и формы передач. Основным содержанием неизменно оставалась пропаганда успехов социализма. Главная информационная программа «Время» стала официозом, не столько информирующим население обо всем, что случилось в стране и в мире, сколько радующей глаз картиной, демонстрирующей незыблемость марксистско-ленинских постулатов и их неуклонное воплощение в жизнь.


Структура информационных программ казалась раз и навсегда данной, застывшей:

 

  1. сначала внутриполитические новости, которыми были те или иные действия членов Политбюро ЦК КПСС,
  2. потом экономическая хроника (хорошо работает такой-то завод, высокий урожай вырастили в таком-то колхозе) – все в стране прекрасно, только непонятно, почему мясо и колбасу люди видят преимущественно по телевизору.
  3. потом международные новости: сначала из «братских стран социализма», а затем с «загнивающего» Запада, где возмущенные пролетарии демонстрируют на фоне правительственных зданий, а наши корреспонденты рассказывают, как плохо живется братьям по классу. Иногда по недосмотру редактора на экране мелькали витрины западных магазинов, ломившиеся от невиданного у нас изобилия. В те времена многие зрители включали информационную программу «Время» как раз на вторую пятнадцатиминутку, чтобы узнать слегка искаженные международные новости да полюбоваться на чистые улицы красивых городов.
  4. В конце программы спорт и прогноз погоды.


Справедливости ради надо сказать, что в рамках поставленных задач авторы «Времени» работали вполне профессионально. «Время», по заявлению тогдашнего председателя Гостелерадио, «формировавшееся в Кремле», действительно стало неотъемлемой частью жизни советского общества.

Программа Время от 07.10.1977 года, принятие конституции стран СССР. 20 минут речь Брежнева, непонятная, чавкающая, хлопки, развитой социализм. Очень много всевозможных комментариев, штук 20.

Следующее – хлебов много, БАМ достигли нового результата, рельсы положили, 500 тон сверхплана. 32 минута из 40.

Ох уж этот язык, зиждится.

Погода. В кадре мужик и женщина.


Телевидение «перестройки и гласности»


Серьезные перемены в телеэфире начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны.

 

«Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР» (энциклопедический словарь «Политология»).

В противовес сухой официозной программе «Время» появились ночные выпуски ТСН (Телевизионной службы новостей), в которых работали молодые талантливые репортеры.

 

Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов.

 

Резко выросло количество прямых передач, не подвластных редакторским ножницам. Лидерами в этом отношении оказались молодежные программы «12-й этаж» и «Взгляд». Непременным участником первой из них стали подростки. При помощи передвижной телестанции в разговор министров, специалистов и публицистов включалась реальная лестница одного из московских зданий. Ведь известно, что кроме лестниц и подъездов подросткам собираться негде. Убийственные реплики с лестницы показывали все лицемерие государственной политики в отношении молодежи. Передача 12 этаж, выпускалась Главной редакцией программ для молодежи ЦТ СССР, получила своё название благодаря тому, что эта редакция находилась на 12 этаже телецентра и была приложением к программе "Мир и молодежь". Авторы Кира Прошутинская, Иван Кононов, Оксана Найчук. Выходила в эфир с 1985 по 1987 год. Хронометраж - 90 минут. Передача была закрыта по решению Политбюро ЦК КПСС с формулировкой: «Такой молодёжи у нас нет».

 

«Взгляд» же имитировал московскую кухню – обычное место для откровенных разговоров и критики властей. Именно во «Взгляде» режиссер Марк Захаров впервые высказал мысль о необходимости убрать труп Ленина с Красной площади и покончить с иллюзиями относительно коммунизма. Нельзя в конце XX в. жить по трудам, написанным гусиным пером, когда не было даже электричества.

 

Популярная телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ) и Первого канала (ОРТ), одна из программ, «изменивших представление россиян о телевидении»[1]. Главная передача телекомпании ВИD[источник не указан 788 дней]. Официально выходила в эфир со 2 октября 1987 года по 23 апреля 2001 года. Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов. Наиболее популярная передача в 1987—2001 гг. Производитель — Главная редакция программ для молодёжи ЦТ Гостелерадио СССР (1987—1990) и Телекомпания ВИD (с 5 октября 1990 года). В 1988—1991 годах сюжеты для программы делала телекомпания АТВ, а с 1994 по 1995 год программа выпускалась совместно со студией «Публицист» РГТРК «Останкино».

 

Идет один час. Непринужденно. Новости реальные, объективные. Новости и их комментирование. Сарказм, ирония. Много рока. Какие–то непонятные вставки типа рекламы, кусков фильмов, музыки, танцев. Очень эмоционально.


Телемосты между СССР и США, СССР и Англией произвели буквально шоковое впечатление на советских зрителей. Они увидели, как запугана, зашорена, задавлена идеологическими предрассудками отечественная публика, собравшаяся в студии, как проигрывает она простым людям Запада, не понимающим, отчего надо приносить личные интересы в жертву государственным.


В ленинградской программе «Общественное мнение» и столичной «Добрый вечер, Москва!» непременным компонентом стали камеры и микрофоны, установленные прямо на улицах и позволяющие любому прохожему высказаться по острейшим политическим вопросам.

Если в 70-е годы количество городских и областных студий в стране несколько сократилось, то после 1985 г. вновь начался их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987 г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как «НИКА-ТВ» (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

В наибольшей степени способствовали формированию общественного сознания телевизионные дебаты во время выборов народных депутатов СССР (1989) и России (1990), прямые трансляции со съездов и сессий Верховных Советов. Без преувеличения вся страна следила по телевидению и радио за мужественным поведением Андрея Дмитриевича Сахарова во время обструкции со стороны «агрессивно-послушного большинства», за первым появлением на политической арене молодых, никому прежде не известных людей, готовых взять на себя ответственность за судьбу страны. Разумеется, телевидение в этих передачах играло лишь роль посредника, работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.

Противостояние телевизионного руководства демократическим тенденциям становилось все откровеннее. За самостоятельность суждений был отлучен от эфира ведущий «Международной панорамы» Александр Бовин. Возмущенный беззастенчивым редакторским вмешательством в передачи, прекратил сотрудничество с телевидением Эльдар Рязанов. Сам принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Была закрыта еженедельная аналитическая программа «7 дней», просуществовавшая менее полугода. Членов Политбюро ЦК КПСС раздражал сам факт, что кому-то позволено подводить итоги их работы по руководству страной. Ведущие «7 дней» Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, позволившие себе такой анализ (о чем и помыслить не могли создатели аналогичной передачи «Эстафета новостей» во время так называемой «оттепели» 60-х), стали весьма популярными в стране людьми. На первомайской демонстрации 1990 г., где впервые были разрешены не утвержденные начальством тексты транспарантов, среди прочих был и такой текст над колонной, проходящей по Красной площади: «Прямой эфир прогрессивным журналистам Тихомирову, Сагалаеву, Кузнецову!» Народ больше не безмолвствовал, телезрители требовали учитывать их мнение при формировании телевизионных программ и подборе ведущих. С площадей эти требования все чаще перекочевывали на страницы печатных изданий, в том числе и таких, которые никогда прежде не писали о телевидении.

Кемеровские избиратели выдвинули опального журналиста кандидатом в народные депутаты, и он победил на выборах кандидата, предложенного властями. Народными депутатами России стали и трое ведущих «Взгляда», а также один из репортеров «Прожектора перестройки» и корреспондент телеканала «Добрый вечер, Москва!». Здесь надо заметить, что в обществе с устойчивыми демократическими традициями журналист, занявшийся политической деятельностью, перестает быть журналистом – эти понятия несовместимы. Но в парадоксальной ситуации последних лет существования СССР депутатская неприкосновенность была для тележурналистов некоторой гарантией свободы слова, защитой от административного и партийного преследования.

В начале 1991 г. был окончательно запрещен «Взгляд». Молодые журналисты стали снимать очередные выпуски передачи у себя в квартирах, буквально на кухне, и распространять на видеокассетах. 13 января 1991 г. подразделения советских войск с участием танков штурмом взяли здание Литовского радио и телевидения, захватили телебашню. Московские средства массовой информации настолько лживо освещали эту трагедию, что у зрителей окончательно развеялись иллюзии по поводу новой коммунистической политики «перестройки и гласности». Ленинградский репортер Невзоров, завоевавший популярность критикой партийного руководства, в вильнюсской трагедии выступил как шовинист, объявив десантников «нашими», которые воевали против «ненаших» литовцев.


Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной того же переломного 1991 г. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения, в частности те, кто был отстранен от эфира, за попытку сказать правду о событиях в Вильнюсе. В ЦК КПСС состоялось специальное совещание по вопросу о том, что Останкино должно бороться с Российским телевидением, проводящим в жизнь идеи, связанные с именем Б. Н. Ельцина – руководителя России, стремящегося к независимости от партийного руководства СССР. Противостояние двух государственных телеканалов продолжалось до конца 1991 г., до распада СССР.

 

 

 

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (08.05.2018)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0