Жан Франсуа Милле. Набросок письма к Кастаньяри

Если бы Вы были обычным критиком, мне не пришло бы в голову просить Вас исправить в введении к Вашей статье одно место, которое мне кажется неверным, там, где Вы говорите о Милле. Все, что Вы говорите о нем вообще, так правильно и так глубоко, что если он читал Вашу статью, он, наверное, был очень доволен. Особенно место, где Вы говорите, что (привести то, что Вы [т. е.Сансье] находите лучшим) мне кажется прекрасным и правильно показывает значение таланта Милле. Но вот где ошибка: ошибка сперва чисто историческая. Вы говорите, что Курбе взломал двери... (употребить термин, которым пользовался Кастаньяри) и что за ним следом вошли Милле и другие. Я не беспокоюсь о других; но вот что я достоверно знаю о Милле, за работами которого давно слежу:

 

В 1848 году он выставил Веяльщика; эта картина была замечена; Т. Готье написал о ней прекрасную статью, и в итоге она была приобретена прямо с выставки Ледрю-Ролленом. В этом же году Милле получил небольшой заказ от министерства внутренних дел и написал Отдых сушильщиков сена, картину, которая нигде не была выставлена. В 1849 году он послал на выставку (только для того, чтобы его имя значилось в каталоге) одну картину, величиной в две ладони; из-за своего маленького размера она не привлекла к себе внимания, и если я упоминаю о ней, то только из-за ее сюжета: это была Пастушка овец. В 18 [...] Милле и Курбе выставились одновременно. Один показал Погребение в Орнане и Дробильщиков камня, Милле же Вязальщиков снопов и Сеятеля... Я добавлю только, что Вязальщики и Отдых сушильщиков сена равны по значению Сеятелю и Собирательницам колосьев, и в них ясно переданы тенденции Милле. Все эти даты имеют свое значение. Но вот доказательства психологического характера, более веские: устремления этих художников совершенно различны; по той уверенности, с которой каждый из них следует своей дороге, ясно, что они не оглядываются друг на друга. Оба изображают крестьян, но их выводы различны. Вы это чувствуете сами очень хорошо, ведь Вы не смогли бы сказать о Курбе то, что Вы говорите о Милле. Этот последний более близок деревне, в глубоком смысле слова rus, и он. как Вы заметили, главным образом интересуется человеком, обреченным тяжким работам на земле в смысле грозного стиха Библии: «Ты будешь есть хлеб твой в поте лица твоего». И вполне понятна причина этого, ведь он вырос, видя все это, и сам принимал в этом участие. Он передает только результаты и выводы из своих наблюдений за продолжительное время, так как до двадцати одного года он сам был землепашцем. Я думаю, Вам понятно, что я хочу сказать, а именно, что, когда имеешь возможность, как Вы, беседовать с публикой, следует прославлять качества людей, достойных этого, а не забавляться мелочами, которые только путают публику, вместо того чтобы воспитывать ее мнение. Всякие такие ухищрения можно предоставить критикам, которым больше нечего сказать...

 

Итак, следует признать, что когда кто-нибудь выражает чувства ему свойственные, они являются его собственными и ниоткуда не заимствованы. Из мешка нельзя вынуть того, чего там нет. Еще раз напомню, что Милле вовсе не стремится возглавить какое-нибудь направление или встать под чьи-то знамена. В отношении картин чьи бы они ни были, ему нравятся только те, которые что-то выражают. Можно поверить, что человек, который так упорно стремится выразить свои мысли, хотя знает, что этим возбуждает враждебно отношение к себе, потому что нарушает покой счастливых, человек который это делает, хотя он беден, можно поверить, что этот чело век находит в себе самом что-то, что поддерживает в нем это постоянство. Вывод: этот человек не может быть приравнен к кому нибудь другому, и он не может быть последователем другого [В конце приписка к Сансье]

 

Посмотрите, что можно сделать с этим. Еще раз прошу Вас, сокращайте, прибавляйте, делайте все, что хотите. Но мне пришло в голову, не нужно ли, чтобы это пошло за чьей-то подписью? Етше верри, например. Тогда его надо ввести в курс дела, чтобы в случая свидания с Кастаньяри он знал, что говорить, и чтобы ему был ясе весь ход мыслей.

Весь ваш Ж. Ф. Милле

Категория: Искусство | Добавил: fantast (28.12.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0