Жак Луи Давид. Письма и речи революционных лет.

Господам представителям Коммуны Парижа. Мемуар. 25 февраля 1790 г.

Граждане, которые имеют сегодня честь просить представителей Коммуны Парижа о поддержке, принадлежат к организации художников, чьи произведения каждые два года представляются на суд нации, и в чьи обязанности входит общественное и специальное обучение юношей, избравших себе их почетную профессию.

 

Для всех жителей этого великого города понятны красоты произведений искусства и то полезное воздействие, которое они оказывают на торговлю, ремесла и благосостояние всей Франции; поэтому интересы художников близки всем, и особенно представителям первой Коммуны.

 

Режим Королевской Академии живописи и скульптуры деспотичен, унизителен, губителен для талантов и почти во всем противоречит декретам о равенстве и свободе, которые Национальная Ассамблея и королевское правосудие только что изложили во Французской конституции.

 

Не время приводить здесь во всех подробностях те установления Академии, которые вызывают протесты большинства ее членов; достаточно указать на них в целом.

Королевские художники, скульпторы и граверы составляют организацию, разделенную на три класса: почетные члены, члены Академии и «допущенные».

 

Первые пользуются всей полнотой власти и располагают всеми привилегиями: они диктуют законы, приводят их в исполнение и присваивают себе все, что может быть почетного и выгодного.

 

Членам Академии, составляющим второй класс, отведены места, узаконивающие самую тягостную зависимость; лишь раз или два в год они получают возможность высказаться; у них никогда нет права совещательного и решающего голоса, и в любом случае последний из членов высшего класса может заткнуть им рот, если они решатся хотя бы раз нарушить тиранический закон молчания.

 

Наконец, члены последнего класса, после строжайшего испытания и лишь выказав самый бесспорный талант, получают звание королевского живописца, скульптора или гравера, а с ним и право, поистине драгоценное, принимать участие в публичных выставках. Однако члены этого класса не включены ни в какой обнародованный список; они вносят в общую казну свои взносы, употреблявшиеся до сих пор на нужды Академии, и после многих расходов, усилий и трудов подвергаются опасности потерять свое положение «допущенного», ибо таков устав, столь же ужасный, сколь несправедливый и нелепый.

 

Это краткое изложение дает лишь слабое представление о тех чудовищных статутах, которыми порабощаются два низших класса в парижской Академии изящных искусств.

 

Если до сих пор они в молчании склонялись под столь унизительным ярмом, то причина этого в том, что они не могли добиться ни малейшего ослабления корыстного гнета первого класса, которому всегда покровительствовало министерство; но в дни, когда уничтожаются все узурпированные и противоречащие общественному порядку привилегии, те члены этих классов, которые не способны к низкопоклонству и яснее других сознают свои права, договорились о том, как избавиться от этого порабощения.

 

 

Категория: Искусство | Добавил: fantast (22.12.2018)
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0