Жак Луи Давид. Речь при поднесении Национальному Конвенту картины «Марат». 16 октября 1793 г.

Граждане, народ вновь врывал к своему другу, звучал его скорбный голос, он обращался к моему искусству и хотел вновь увидеть черты своего верного друга. Давид! — вскричал он, — возьми свои кисти, отомсти за нашего друга, отомсти за Марата; пусть его побежденные враги еще раз побледнеют, увидев его искаженные черты; заставь их завидовать участи того, кого они подло убили, не сумев развратить. Я услышал голос народа и повиновался ему.

 

Придите же все — мать, вдова, сирота, угнетенный воин! Все вы, кого он защищал с опасностью для жизни, приблизьтесь и созерцайте вашего друга! Того, кто стоял на страже, больше нет; перо его, гроза предателей, перо его выскользнуло из рук. О горе! Неутомимый друг ваш умер!

 

Он умер, ваш друг, отдавая вам свой последний кусок хлеба; он умер, не оставив денег на свои похороны. Потомство, ты отомстишь за него; ты поведаешь нашим внукам, какими сокровищами он мог бы обладать, если 6 не предпочел добродетель богатству. Человечество, ты скажешь тем, кто называл его кровопийцей, что никогда Марат, любимый твой сын, никогда он не заставил тебя пролить ни единой слезы.

 

Я вызываю и тебя саму, гнусная клевета; когда-нибудь я увижу, и этот день недалек, как ты собственными руками душишь своих иссохших змей, как ты умираешь от ярости, отравленная своим же ядом.

 

Тогда все увидят, что силы аристократии истощены, что она в смятении и не решится больше выйти на свет.

 

А ты, Марат, чей прах будет радоваться из глубины могилы, ты не будешь сожалеть о своих бренных останках, твой долг будет исполнен, и народ, венчая вторично твои дела, на руках отнесет тебя в Пантеон. Вам, мои сотоварищи, приношу я дань своей кисти; ваши глада, устремившись к безжизненным и окровавленным чертам Марата, вновь напомнят вам о его добродетелях, которые остаются с вами.

 

Граждане, когда наши тираны и заблуждения еще обманывали общественное мнение, оно дало Мирабо место в Пантеоне. Теперь добродетели и труды народа разрушили его влияние; является истина; перед лицом ее слава друга королей рассеивается, как тень; так пусть порок и ложь скроются из Пантеона; народ призывает туда того, кто никогда его не обманывал.

 

Я голосую за то, чтобы воздать Марату почести Пантеона.

Категория: Искусство | Добавил: fantast (22.12.2018)
Просмотров: 627 | Рейтинг: 0.0/0