Пьер Поль Прюдон. Размышления о живописи современников (1806)

Те, кто считает, что все человеческие типы, существующие в природе, можно изображать в одной и той же манере, вступают, мне кажется, в противоречие с самой природой и ее творениями. Разве не показывает она пример величайшего разнообразия? И если она создала человеческий род приблизительно по одному образу и подобию, разве не меняла она до бесконечности цвета, черты лица? Разве дикарь похож на цивилизованного человека, испанец — на русского, англичанин — на француза, пассивный азиат — на деятельного европейца?.. И вы хотите, чтобы я, каждодневный свидетель тех изменений, которые происходят хотя бы только с моими соотечественниками, согласился принять для изображения тех, кого я вижу, стиль, чуждый их природе, стиль, достоинства которого я, правда, признаю и который мне служит мерилом, но которого я не нахожу во всем меня окружающем? Это все равно, как если бы мы стали придавать всем мужчинам в наших картинах одно и то же лицо, всем женщинам — одни и те же черты, одну и ту же красоту. Я не могу и не хочу видеть глазами других, их очки мне не подходят: я наблюдаю природу и стремлюсь изображать ее в самых привлекательных ее проявлениях. Но пусть мне покажут тех самых греков, которые позировали древним скульпторам, и я стану писать их с тем же воодушевлением. Однако разве дать всему искусству один общий образец — не значит заковать гений и связать талант, не значит обречь их творения на единообразие, не совместимое со свободой, которая должна поощрять их расцвет? Наконец, если Корнель и Расин создали бессмертные шедевры, разве следует из этого, что говорить и писать можно только александрийскими стихами?

 

Категория: Искусство | Добавил: fantast (22.12.2018)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0