XXIII съезд КПСС и вопросы атеистической работы

XXIII съезд КПСС — крупное событие в истории нашей страны и всего человечества. Международный резонанс съезда обусловлен активной ролью Советского Союза в мировой политике, его большим влиянием на ход освободительной борьбы, социальный прогресс во всем мире. XXIII съезд — важная веха на пути советского народа к коммунизму.

 

Решения XXIII съезда КПСС, утвержденные съездом Директивы но пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. вооружают советский народ научно обоснованным планом работ на ближайшие годы, вдохновляют его на новые героические свершения в борьбе за коммунизм. Претворение в жизнь решений XXIII съезда КПСС — основное содержание деятельности всех советских людей на всех направлениях коммунистического строительства: экономическом, социально-политическом, идеологическом.

 

Атеистическая работа — важный участок идеологического фронта. Здесь решаются задачи коммунистического воспитания: формирование научного мировоззрения, борьба против идеализма и фидеизма, преодоление пережитков прошлого — религиозных предрассудков. Советские ученые, работающие в области научного атеизма, пропагандисты атеизма, как и все труженики нашего общества, черпают в материалах XXIII съезда КПСС четкую и ясную программу своей деятельности.

 

Их вдохновляет высокая оценка съездом роли общественных наук, в том числе марксистско-ленинской философин и ее органической составной части — научного атеизма, в жизни нашего общества. «Развитие общественных наук и внедрение их рекомендаций в практику,— говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии,— играют не менее важную роль, чем использование достижений естественных наук в сфере материального производства п развитии духовной жизни народа»1. Важные выводы для работников научного атеизма вытекают из указаний съезда о том, что теория должна и впредь прокладывать путь практике, обеспечивать строго научный подход к руководству социальными процессами, что дальнейшее творческое развитие марксизма-ленинизма, всех его составных частей партия рассматривает как важнейшую задачу, как необходимое условие успехов в строительстве коммунизма.

 

Анализируя современное состояние научной работы в области атеизма, нельзя не отметить, что за последние годы она значительно активизировалась. В нее включилось много новых исследователей из союзных и автономных республик, краев и областей. Разработка актуальных проблем атеизма стала лучше координироваться в масштабах всей страны. Большую научно-исследовательскую работу в области атеизма проводят институты Академии наук СССР и академий наук союзных республик, кафедры высших учебных заведений. В атеистической работе широко используется такой перспективный научный метод, как конкретные, в том числе и статистические, социальные исследования. Растет число кандидатских и докторских диссертаций на атеистические темы, в центральных и местных издательствах страны выходит немало содержательных научно-исследовательских работ.

 

Опираясь на ленинское атеистическое наследие, советские ученые создали ряд серьезных работ, в которых раскрываются сущность религии, ее социальные и психологические корни, исследуются причины существования и пути преодоления религиозных пережитков в нашем обществе, проблемы свободы совести, объективных и субъективных факторов отмирания религиозности, политики партии в отношении к религии и др. Ряд исследований посвящен вопросам происхождения и истории религии, ее месту в общественной жизни в прошлом и настоящсм, истории борьбы религии и свободомыслия. Внимание исследователей привлекают такие актуальные проблемы, как социальный, нравственный прогресс и религия, наука и религия, женщина и религия, психологические аспекты религии, обновленческие тенденции в различных религиозных организациях и т. д. Усиливается практическая направленность научной работы в области атеизма, более обстоятельно, с широким применением конкретных социальных исследований стали изучаться вопросы эффективности различных форм атеистического воспитания, роль в нем коллектива и общественного мнения, проблемы совершенствования новых, безрелигнозных праздников и обрядов.

 

Вместе с тем научная разработка проблем атеизма не свободна от серьезных недостатков. Ослаблено внимание к подготовке высококвалифицированных атеистических кадров в аспирантуре академических институтов, слабо координируется научная работа в области атеизма исследователей различных общественных наук: философов, историков, этнографов, специалистов других отраслей знания. Недостаточно разрабатываются некоторые актуальные теоретические проблемы атеизма, в том числе вопросы модернизации религиозной идеологии, духовного мира современного верующего, вопросы, связанные с эффективным функционированием системы атеистического воспитания, а также чрезвычайно важные, во многих отношениях злободневные в атеистической работе социально-нравственные проблемы человека, смысла его жизни, ценностей жизни и т. и. Проведение атеистической работы среди мусульман тормозит слабое теоретическое осмысление проблем ислама. Все еще робко, а зачастую и кустарно проводятся конкретные социальные исследования в области религии и атеизма. Устранение этих недостатков — необходимый ответ на те высокие требования, которые предъявил к общественным наукам XXIII съезд КПСС.

 

Важные задачи стоят перед советскими атеистами, вытекающие из указания съезда по вопросам идейно-политической, пропагандистской работы в массах. «Надо так организовать дело,— говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии,— чтобы партийная пропаганда, массовая агитация, культура, просвещение и образование народа,— словом все средства служили благородному делу формирования марксистско-ленинского сознания советских людей, великому делу строительства коммунизма»1. Партия видит в идейно-политическом воспитании трудящихся важнейшую часть своей деятельности, считает основными целями идеологической работы мобилизацию трудящихся на успешное решение задач создания материально-технической базы коммунизма, формирование научного мировоззрения, коммунистической морали у всех членов общества, воспитание всесторонне развитой личности.

 

Атеистическому воспитанию принадлежит важная роль в осуществлении основных задач коммунистического воспитания. Оно испытывает не только сильное влияние других участков коммунистического воспитания, но и оказывает на них обратное воздействие. От уровня атеистического воспитания во многом зависит успех общего образования, этического и эстетического воспитания и особенно успех формирования научного мировоззрения у всех тружеников советского общества. Между тем атеистическое воспитание, хотя оно и несколько улучшилось за последнее время, не свободно от существенных недостатков: по-прежнему не решена задача создания стройной системы атеистического воспитания; многие идеологические звенья осуществляют атеистическое воспитание не в полную меру своих возможностей; продолжает желать лучшего состав атеистических кадров и др.

 

Материалы XXIII съезда КПСС, сам подход съезда к рассмотрению и решению вопросов имеют огромное методологическое значение. Определяющая черта работы XXIII съезда — непоколебимая верность марксистско-ленинскому учению. Решая сложнейшие вопросы внутренней и внешней политики партии, съезд вновь и вновь обращался к сокровищнице ленинских идей, черпал в ленинском теоретическом наследии исходные принципы решения актуальных сегодняшних экономических, социально-политических и идеологических задач. Чрезвычайно актуальной и благодарной задачей научной работы в области атеизма остается глубокое изучение, современное осмысливание ленинского атеистического наследия.

 

Всю работу XXIII съезда КПСС пронизывает ленинское творческое отношение к революционной теории. Материалы съезда знаменуют дальнейшие шаги вперед в творческом развитии марксистско-ленинского учения в таких его существенных частях, как теория мирового революционного процесса, наука управления строительством нового общества, экономическая политика, колхозное строительство, теория коммунистического воспитания, партийное строительство и др. Эта примечательная черта работы съезда — наглядный пример подлинно научного отношения к теории. Долг советских атеистов — смелее ставить и решать назревшие вопросы своей науки, глубже изучать и обобщать новые явления и процессы жизни, практику атеистического воспитания, ибо именно в тесной связи с жизнью решающий источник творческого развития теории.

 

XXIII съезд КПСС продолжил и развил курс, выработанный на октябрьском (1964 г.) и последующих Пленумах ЦК КПСС, курс на искоренение субъективизма в политике, на борьбу против непродуманного, поверхностного решения партийных и государственных вопросов. Было подчеркнуто, что сила внутренней и внешней политики партии в ее научном обосновании, что субъективистские импровизации в политике противоречат самой природе нашей партии — партии научного коммунизма. Курс партии на глубокое научное обоснование своей политики, своей руководящей деятельности во всех сферах общественной жизни имеет принципиальное значение для теории и практики научного атеизма.

 

Курс партии на научное обоснование всей общественной практики выдвигает перед работниками научного атеизма первостепенной важности задачу — научное обоснование практики атеистического воспитания. Формирование научного мировоззрения у всех тружеников советского общества, их атеистическое воспитание не только благородная и высокогуманная, но и очень сложная задача. Она может быть успешно решена лишь при условии научного обоснования каждого шага практической работы, последовательного претворения в жизнь ленинского завета: «Борьбу с религией поставить научнее»1.

 

Научная работа в области атеизма не самоцель, она имеет огромное практическое значение. Этой работе должны быть присущи все основные компоненты научного руководства социальными процессами, а именно: всестороннпй учет и сознательная реализация объективных законов общественного развития; правильное сочетание коммунистической перспективности и трезвого реализма в решении вопросов; умение выделять в цепи задач решающее звено, всесторонне изучать реальную обстановку, опираться на массы и обобщать опыт масс. Рассмотрим эти компоненты научного руководства применительно к атеистической работе.

 

Уровень научного руководства социальными процессами зависит от глубины проникновения в их объективные закономерности, от умения вырабатывать наиболее рациональные формы реализации этих закономерностей в практике, от способности строить всю предметную практику на основе объективных законов. Применительно к атеистической работе такая постановка вопросов требует научного объяснения сущности религии и путей преодоления религиозных пережитков. Отступлением от этого принципа является субъективистская концепция, которая сводит в конечном счете сущность религии к обману простаков жуликами, а причины существования религиозных пережитков в нашей стране — к чуждому идейному влиянию и изворотливости церковников, с одной стороны, и недостаткам атеистической пропаганды — с другой. Такая концепция приводит к ошибочным практическим выводам, она подогревает стремление искусственно форсировать преодоление религиозности, ведет к администрированию в атеистической работе. Коренной порок указанной концепции в ее субъективизме, в отходе от научного материалистического подхода к религии, в игнорировании объективных социальных факторов живучести религиозных предрассудков.

 

Научный подход к атеистической работе состоит в признании того факта, что живучесть религиозных пережитков в советском социалистическом обществе обусловлена не только отставанием сознания людей от изменения их общественного бытия, влиянием чуждой пропаганды и недостатками атеистического воспитания, но и действием объективных социальных факторов. В нашей литературе совершенно справедливой критике подвергаются не только попытки искать истоки религиозности в самих принципах, общественных отношениях социализма, но и попытки вообще игнорировать наличие в нашем обществе объективных социальных факторов, способствующих живучести религиозных пережитков1. Признание объективных социальных причин живучести религиозных пережитков не только выводит решение проблемы на единственно правильные диалектико-материалистические теоретические позиции, но и ведет к единственно правильному практическому выводу: процесс преодоления религиозных пережитков в социалистическом обществе не сводится только к идеологической работе, его успешное протекание зависит от развития, совершенствования социалистических общественных отношений.

 

Это, разумеется, не умаляет роли идеологической работы, атеистического воспитания. Научный подход к социальным явлениям предполагает учет не только первичности бытия, но и единства, взаимодействия бытия и сознания, активной организующей и преобразующей роли передовых идей в борьбе за коммунистическое переустройство общественного бытия. От атеистического воспитания во многом зависит, с одной стороны, действие объективных факторов, благоприятствующих преодолению религиозных пережитков, и, с другой — сужение поля действий тех социальных и эмоционально-психологических факторов, которые способствуют живучести религиозных пережитков. Иначе говоря, успех преодоления религиозности в нашей стране находится в прямой зависимости от размаха и содержания атеистического воспитания, всей идеологической работы.

 

Атеистическое воспитание немыслимо без систематической и упорной работы по образованию, политическому просвещению, культурному развитию народных масс. Важным моментом в атеистическом воспитании является вооружение всех людей научными знаниями, выработка на этой основе твердых материалистических убеждений. На идентичность задач формирования научного мировоззрения и атеистического воспитания неоднократно обращал внимание В. И. Ленин. «Наша программа,— писал он,— вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...»1

 

Научный уровень руководства социальными процессами определяется коммунистической целенаправленностью, умением подчинять текущую работу коммунистической перспективе, соизмерять каждый шаг практической деятельности с конечной целью, с идеалами коммунизма. Коммунистические идеалы в отличие, например, от идеалов утопического социализма не «символ веры», це благое пожелание. Их реальность вытекает из соответствия объективным законам. Коммунистическая устремленность всех участков социальной практики в нашей стране — требование объективных законов развития социализма. В наших советских условиях игнорировать в практической деятельности коммунистическую перспективу — значит игнорировать объективные законы общества. «...Начиная социалистические преобразования,— говорил В. И. Ленин,— мы должны ясно поставить перед собой цель, к которой эти преобразования, в конце концов, направлены, именно цель создания коммунистического общества...»2

 

Коммунистическая перспективность — необходимое условие научного руководства атеистическим воспитанием. Она проявляется в первую очередь в осознании несовместимости коммунизма и религии, в непримиримости к религиозным пережиткам. Нельзя из наличия социальных причин живучести религиозных пережитков в нашем обществе делать вывод, будто действие объективных факторов само по себе автоматически приведет к ликвидации их без идейной борьбы. Непременным следствием такой позиции является объективистский подход к анализу роли религии в жизни общества, недооценка вреда религиозных предрассудков в строительстве коммунизма, безразличное, примиренческое отношение к ним.

 

В проведении атеистической работы основные усилия следует сосредоточивать на неуклонном сокращении воспроизводства религиозности в новых поколениях советского общества. Вот почему необходимо всемерно улучшать атеистическое воспитание в семье и школе, проявлять особое внимание к детям из религиозных семей, искать наиболее яркие, эмоционально-насыщенные и эстетические формы атеистической пропаганды среди детей, подростков и юношества.

 

В научной и пропагандистской атеистической работе коммунистическая перспективность предполагает правильное сочетание критики религии с позитивной разработкой и пропагандой мировоззренческих, социально-нравственных и других важных проблем. Атеистическое воспитание не может ограничиваться разрушением религиозного миропонимания, оно должно дать стройную систему научных знаний, объясняющих вопросы, ответ на которые верующие прежде искали в религии. Атеистическое воспитание может быть успешным лишь тогда, когда оно органически связано с осуществлением основных задач коммунистического воспитания, когда оно подчинено великой и благородной цели воспитания нового человека — человека коммунистического будущего.

 

И наконец, коммунистическая перспективность в атеистической работе означает умение находить во всем многообразии форм и методов этой работы наиболее перспективные, всемерно развивать и совершенствовать их.

 

Необходимым условием научного руководства социальными процессами является правильное сочетание коммунистической перспективности и трезвого реализма, конкретности и деловитости в решении всех задач коммунистического строительства. Не увлекаться прожектерством, не пытаться перепрыгивать через объективно необходимые ступени общественного развития, а шаг за шагом строить новое общество на базе тех производительных сил, социальных отношений, общественного сознания, которые существуют в данный момент,— этому учил В. И. Ленин, учит партия. К коммунизму можно прийти лишь на основе упрочения и совершенствования принципов социализма.

 

Реализм, конкретность, деловитость — необходимые черты научного руководства и практики атеистического воспитания. Здесь также не должно быть забегания вперед, перепрыгивания через этапы. Таким забеганием является, в частности, отрицание социальных факторов живучести религиозных пережитков в советском обществе, субъективистское стремление преодолеть религиозность одним махом. В основе подобных явлений лежит игнорирование того обстоятельства, что социализм как низшая фаза коммунистического общества несет еще на себе «родимые пятна» старого общества, что отдельные стороны социалистического бытия (существенные различия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, остатки старого быта и т. д.) могут способствовать при определенных условиях живучести религиозных пережитков.

 

Конкретная и эффективная атеистическая работа должна учитывать как возможности и преимущества первой фазы коммунизма, так и ее противоречия, закономерные трудности. При анализе причин существования религиозных пережитков в нашем обществе важно иметь в виду как общие социальные факторы (отставание деревпи от города в социально-экономическом и культурно-бытовом отношении, загруженность женщин домашним хозяйством и др.), так и влияние микросреды: состояние общественного хозяйства и культурно-просветительной работы в данном колхозе, организация труда изданном предприятии, характер общественного мнения в данном коллективе и т. п. Свою основную задачу — формирование научного мировоззрения — атеистическая работа призвана решать с учетом особенностей каждой социальной группы, каждого человека.

 

Способствуя разрешению противоречия между новым бытием и пережитками прошлого в сознании, между передовым общественным сознанием и отстающим индивидуальным сознанием, пропагандисты атеизма призваны вести разъяснительную работу совместно с практическими действиями. В одном случае они должны умело сочетать идейное воздействие с вовлечением верующих в активную трудовую и общественно-политическую деятельность, в другом случае составной частью атеистической работы становится практическая помощь человеку, попавшему в беду, в третьем — особое значение приобретает создание и внедрение в быт новых, безрелигиозных праздников и гражданской обрядности.

 

Непременное качество научного руководства — умение выделить в системе, в цепи задач главное, основное, то решающее звено, ухватившись за которое только и возможно разрешение всех задач. Решающим условием, определяющим успех атеистической работы, всего дела коммунистического воспитания, является практическая револю-ционно-преобразующоя деятельность советских людей по изменению своего общественного бытия. Вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть коммунистического воспитания.

 

Прогресс общественного и индивидуального сознания определяется в конечном счете развитием экономического базиса общества, который в свою очередь связан с уровнем развития производительных сил. Поэтому трудно переоценить огромное идеологическое значение взятого XXIII съездом партии курса на ускоренное развитие производительных сил страны, совершенствование на этой основе производственных и других общественных отношений. На съезде получили свое дальнейшее развитие выработанные на мартовском (1965 г.) и сентябрьском (1965 г.) Пленумах ЦК КПСС научные принципы руководства экономикой: усиление роли экономических методов и стимулов в управлении народным хозяйством, улучшение государственного планирования, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, колхозов, совхозов, повышение ответственности и материальной заинтересованности производственных коллективов в результатах своей деятельности. Последовательное осуществление намеченных мероприятий позволит неуклонно наращивать производительные силы нашего общества, повышать техническую вооруженность и производительность труда, квалификацию работников, уровень материального благосостояния народа. А все это благотворно скажется на сознательности, образованности, культурности советских людей, будет способствовать преодолению религиозных и других пережитков прошлого в их сознании.

 

Одной из причин повышенной религиозности сельского населения являются сохраняющиеся еще существенные различия между городом и деревней, отставание деревни от города в социально-экономическом и культурно-бытовом отношении. Решающей основой преодоления религиозных пережитков у сельского населения является превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, совершенствование производственных отношений в деревне, и в первую очередь дальнейшее укрепление кооперативно-колхозной собственности, повышение культурного уровня деревни и дальнейшая социалистическая перестройка ее быта. Поэтому очевиден огромный воспитательный эффект осуществляемых в соответствии с решениями XXIII съезда КПСС мер: значительное увеличение капитальных вложений в сельское хозяйство; увеличение количества тракторов, грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин и минеральных удобрений для деревни; троекратное возрастание потребления электроэнергии в сельском хозяйстве; широкое развитие мелиорации земель; постепенный перевод сельскохозяйственного производства на современную индустриальную основу; введение ежемесячной гарантированной оплаты труда колхозникам применительно к уровню заработной платы рабочих совхозов по соответствующим видам работ и нормам выработки; развертывание жилищного и культурно-бытового строительства в деревне; повышение уровня жизни сельского населения с целью сближения его с уровнем жизни в городе и др.

 

Одним из социальных факторов живучести религиозных пережитков являются сохраняющиеся при социализме существенные различия между умственным и физическим трудом. Религия спекулирует на несовершенстве обыденного сознания, на недостаточной образованности и культуре части советских людей. Проведенные конкретные социальные исследования подтверждают, что в составе верующих преобладают люди малообразованные. Поэтому осуществление в соответствии с решениями XXIII съезда КПСС мер по культурно-техническому росту тружеников города и села, по механизации и автоматизации трудоемких процессов и постепенной замене на этой основе неквалифицированного труда высококвалифицированным, по развитию народного образования, строительству новых школ, культурно-просветительных учреждений окажет решающее влияние на успешное проведение атеистической работы среди населения.

 

Известно, что некоторых к религиозности приводят ослабление социальных связей личности, отрыв от коллектива, изоляция от общественно полезной деятельности. Этим в значительной степени объясняется повышенная религиозность среди пенсионеров, инвалидов, женщин-до-мохозяек. Поэтому трудно переоценить атеистическое значение таких мероприятий партии, как дальнейшее развитие социалистической демократии, вовлечение все более широких масс в управление производством и общественными делами, повышение социальной роли коллективов трудящихся, введение пенсий для колхозников и т. д.

 

Проведенные конкретные социальные исследования свидетельствуют о повышенной религиозности среди женщин, которые составляют 70—85% всех верующих. Это обстоятельство невозможно объяснить без учета социальных факторов, и в первую очередь занятости женщин (особенно женщин-домохозяек) в домашнем хозяйстве, что ведет к ослаблению их социальных связей, к оторванности от коллектива, от участия в общественной жизни. Вот почему большое идеологическое, в том числе и атеистическое, значение имеют утвержденные XXIII съездом партии Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг., особенно в той их части, где речь идет о расширении сети дошкольных учреждений, улучшении бытового обслуживания населения, в том числе на селе, расширении сети предприятий общественного питания и т. п.

 

Научное руководство социальными процессами невозможно без полной и объективной информации, знания фактического положения дел. Применительно к теории и практике атеизма этот принцип требует в первую очередь широкой научной постановки конкретных социальных исследований. Накопленный на Украине, в Белоруссии, в Горьковской, Воронежской, Орловской и других областях опыт проведения таких исследований показал их большое значение для научной разработки актуальных проблем религии и атеизма, их роль в обеспечении конкретности, предметности, действенности атеистического воспитания. Дальнейшее развертывание конкретных социальных исследований, в том числе и таких важных и перспективных, как статистические, математические исследования, для получения надежных научных данных по вопросам религиозности позволит еще больше активизировать практику атеистического воспитания, сделать ее более действенной и эффективной.

 

Партия учит, что научное руководство производством и другими сторонами общественной жизни невозможно без развития демократии, народного творчества и инициативы, без улучшения подготовки кадров. Этот принцип научного руководства социальными процессами выдвигает ряд важных требований и перед атеистической работой.

 

Необходимо в первую очередь на основе тщательного изучения всего опыта атеистической работы, накопленного партией за ее многолетнюю историю, совершенствовать научные рекомендации для практики атеистического воспитания. Практика атеистического воспитания ежедневно дает много нового, интересного, поучительного. Приведем лишь некоторые примеры: значительный результат принесло создание в Белоруссии и на Украине для малограмотных людей пожилого возраста кружков и школ минимума знаний о природе и обществе; оправдала себя организация в Воронежской области для пенсионеров клубов пожилых; поучителен опыт проведения атеистической работы по месту жительства трудящихся атеистов Москвы, Ленинграда, Горького; много интересного и ценного в создание новой, безрелигиозной обрядности внесли атеисты Ростовской, Пензенской и других областей страны. Задача научного обобщения накопленного опыта в атеистическом воспитании состоит не только в том, чтобы рассказать, что делают лучшие пропагандисты атеизма, но и раскрыть, как они строят свою работу.

 

Научное руководство атеистической работой немыслимо без улучшения подготовки атеистических кадров. Этого же требует и все больший размах атеистического воспитания, возрастание значения индивидуальных форм работы с верующими. Советский народ идет навстречу двум великим датам. В 1967 г. исполняется 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции и образования первого в мире социалистического государства. В 1970 г. будет широко отмечаться 100-летие со дня рождения основателя Коммунистической партии Советского Союза, вождя трудящихся всего мира Владимира Ильича Ленина. Призыв XXIII съезда КПСС ко всем советским людям ознаменовать эти даты новыми выдающимися успехами в коммунистическом строительстве и специально к советским ученым — создать труды, посвященные 50-летию Великой Октябрьской со* циалистической революции и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, нашел горячий отклик у советских атеистов, и они ответят на него умножением своих усилий на благородном поприще борьбы за освобождение сознания людей от всякой мистики, суеверий, предрассудков, за их всестороннее, подлинно свободное развитие.

 

Категория: Религия | Добавил: fantast (16.02.2019)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0