Комплексный подход - магистральный путь повышения эффективности Научно-атеистической пропаганды в СССР

В идеологической деятельности Коммунистической партии Белоруссии период 1961—1977 годов знаменателен возросшим уровнем пропаганды научного атеизма, значительным обогащением ее содержания, улучшением организации. Многие позитивные перемены, происшедшие в этой области, явились наглядным отражением общего процесса дальнейшего совершенствования идеологической деятельности партии в условиях зрелого социалистического общества, возрастания ее роли в решении как стратегических, так и практических задач воспитания всесторонне развитых людей. В чем же смысл этих перемен и их практическое значение? Ответ па данный вопрос можно свести к следующим основным моментам.

 

1. Углубилась связь научно-атеистической пропаганды с другими направлениями идеологической работы — идейно-политическим, трудовым, нравственным, патриотическим, правовым, эстетическим воспитанием. На этой основе шло обогащение форм и методов пропаганды атеизма, увеличивались возможности и расширялась сфера влияния этой работы на сознание и поведение людей;

 

2. Более разнообразным стал диапазон средств атеистической пропаганды, включавший в себя систему марксистско-ленинской учебы, лекционную пропаганду, массово-политическую работу, печать, радио, телевидение, кино, культурно-просветительные учреждения, социалистическую обрядность; совершенствовались массовые и индивидуальные формы, повысился идейный уровень атеистической пропаганды, усиливалась ее эмоциональная насыщенность;

 

3. В научных коллективах продолжалась разработка актуальных проблем теории и практики научного атеизма, глубоко обосновывалась критика религиозных направлений, имевших известное распространение на территории Белоруссии. Возрос теоретический уровень работ по научному атеизму, расширилась их тематика, приблизившись к потребностям практики атеистического воспитания;

 

4. Сложилась определенная система подготовки и воспитания атеистических кадров, вооружения их теоретическими знаниями и методическими приемами для работы в массах, получившая высокую оценку;

 

5.            В процессе совершенствования стиля и методов партийного руководства паучпо-атеистической пропагандой найдена организационная структура, позволившая лучше координировать ее, привлечь к участию в атеистическом воспитании широкие круги актива, значительные силы интеллигенции, расширять и углублять воспитательное воздействие средств и форм идеологической и культурно-воспитательной деятельности.

 

В результате усилилась позитивная направленность атеистической пропаганды, возросла ее результативность в утверждении мировоззрения и морали нового человека.

 

И все же достигнутое в этой области идеологической работы пас удовлетворить не может. Дальнейшее повышение идейного уровня и эффективности научно-атеистической пропаганды остается главной заботой партийных организаций па современном этапе.

 

Накопленный в республике опыт пропаганды научного атеизма убедительно свидетельствует о том, что дальнейшее ее совершенствование может дать ожидаемый эффект, если будет вестись на основе комплексного подхода, путем оптимального применения средств, форм и методов пашей партийной пропаганды, полного использования возможностей и условий социалистической действительности в формировании коммунистического сознания советских людей. Будучи одним из важнейших принципов в преобразующей деятельности партии, слагаемым научной организации воспитания, комплексный подход отвечает тенденциям развитого социализма, в котором углубляются взаимосвязь экономической, социально-политической и духовной сфер жизни, единство их действия в воспитании всесторонне развитой личности.

 

В формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения личности комплексный подход прежде всего обеспечивает единство действия всех компонентов, составляющих систему атеистической пропаганды, организацию ее взаимодействия с другими направлениями идеологической работы. Дальнейшее совершенствование пропаганды научного атеизма, повышение ее эффективности на этой основе требуют решения ряда задач, из которых наиболее актуальными представляются следующие.

 

Необходимо более глубокое и полное насыщение содержания научно-атеистической пропаганды проблематикой социалистического образа жизни, усиление ее роли в формировании и воспитании новой личпости. Конечно, в исследуемый период атеистическая пропаганда в той либо иной степени касалась темы образа жизпи советских людей, однако это было эпизодическим обращением.

 

Пропаганда принципов и преимуществ социалистического образа жизни па современном этапе выступает действенным средством идейного воспитания масс, утверждения их классового самосознания, преодоления пережитков прошлого. Научно-атеистическая пропаганда как составная часть идеологической работы партии призвана в единстве с другими направлениями активно способствовать усвоению трудящимися взглядов, устремлений, ценностных установок, соответствующих требованиям социалистического образа жизпи, воспитанию у каждого человека высокой социалистической гражданственности, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу.

 

Решая эти задачи, научно-атеистическая пропаганда обогащается непревзойденными идейными, духовно-нравственными ценностями советского образа яшзни, берет на вооружение в качестве аргументов такие его качества, как коллективизм, творческое отношение к труду, подлинный демократизм, гуманизм, социальный оптимизм, отражающие неисчерпаемые возможности социалистической системы для всестороннего развития человека. Выдвигаемые же религией идеалы, которые вдохновляются служением несуществующему божеству, вымаливанием некоего будущего «небесного блаженства», извращепие ею важнейших общечеловеческих социальных и нравственных принципов (свобода, равенство, братство, счастье), ложное толкование смысла жизни и назначения человека чужды подлипвым устремлениям людей, ценностям социалистического образа жизни, практике их воплощения в жизнь.

 

Во главу угла научно-атеистической работы следует поставить пропаганду коммунистического идеала. Ведь он — источник общественной и трудовой активности советского народа, его стойкости и мужества, непримиримости к классовому врагу, к миру капитала. Каждый гражданин Страны Советов своими конкретными делами, поступками содействует утверждению и развитию коммунистического идеала, являющегося одновременно и окрыляющей мечтой, и научной теорией, и повседневно творимой социальной действительностью. В коммунистическом идеале находит наиболее глубокое воплощение подлинная партийность, он — идейный базис научного, марксистско-ленинского мировоззрения, морали, основа воспитания и самовоспитания трудящихся.

 

Коммунистический идеал как фактор укрепления и развития советского образа жизни должен находить выражение во всех важнейших сферах человеческой жизнедеятельности: трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой. Полное раскрытие творческих сил каждого конкретного человека, всемерное повышение его социальной активности во всех ее многообразных проявлениях, развитие интересов и потребностей выступают важнейшим критерием воплощения идеала в жизнь. Пропаганда призвана настойчиво добиваться, чтобы отношение к труду как первой жизненной потребности, глубокое осознание общественных интересов, стремление к знаниям, овладение научным мировоззрением, высоконравственное поведение, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка, понимание роли дружбы народов, подлинный интернационализм становились внутренней потребностью человека, определяли общую ориентацию в совершенствовании его образа жизни.

 

Наиболее существенные изменения в экономической, социальной и духовной жизни советского общества, глубокий демократизм общенародного государства, как отметил XXVI съезд КПСС, нашли концентрированное выражение в новой Конституции СССР. Разъяснение трудящимся, и прежде всего молодому поколению, вступающему в жизнь, великих преимуществ Конституции СССР, открывшей более высокий этап в развитии социалистической демократии, воспитание глубокого понимания зафиксированного в пей принципа единства свобод, прав и обязанностей граждан, разоблачение антикоммунистических спекуляций о мнимом нарушении прав человека, якобы имеющем место в пашей стране, являются важнейшими направлениями и задачей идейно-политического воспитания. Это также и актуальная задача научно-атеистической пропаганды.

 

Новая Конституция страны дала на вооружение идеологическим, пропагандистско-агитационным кадрам огромные возможности и действенные аргументы для разоблачения клеветнических утверждений апологетов антикоммунизма.

 

Комплексный подход в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения требует полного охвата всех сторон и аспектов процесса воспитания, вытекающих из действия формирующих личность механизмов социальной среды, воздействия хозяйственно-экономического, административного, организаторского и других направлений практической деятельности хозяйственных и государственных органов, общественных организаций. В таком понимании комплексный подход применительно к атеистической работе мало исследован, но именно он, по нашему глубокому убеждению, исключительно перспективен в борьбе за высокую эффективность и качество атеистического воспитания.

 

В данном случае попытаемся именно с такой позиции наметить некоторые направления эффективного ведения пропаганды научного атеизма в системе идеологической деятельности партийных организаций.

 

Начнем с производственного коллектива, его роли как основной ячейки нашего общества в утверждении атеистических убеждений своих членов. Социальная роль трудовых коллективов в общественной, политической жизни, воспитании людей законодательно зафиксирована в новой Конституции СССР. Нам представляется, что разработка путей и методов дальнейшего усиления воспитательной роли трудовых коллективов должпа вестись, с одной стороны, на основе всемерного усиления ответственности первичных партийных организаций, других общественных объединений, хозяйственно-экономических подразделений, администрации за морально-политическое состояние коллективов, создание в каждом из них обстановки доверия и деловитости, атмосферы созидания и устремленности вперед. С другой стороны, по линии усиления ответственности коллектива за поведение его членов на работе, дома и в обществе, за их взгляды и убеждения.

 

Оказывая свое влияние на коллектив, на складывающиеся в нем отношения, научно-атеистическая пропаганда должна более эффективно воздействовать на низовые производственные ячейки: бригаду, звено, участок, где проходит основная трудовая деятельность работника, формируются его взгляды и поведение, усваиваются и реализуются принципы и нормы социалистического образа жизни, складываются новые отношения между людьми. Опыт подтверждает, что именно в таких ячейках общественное мнение зачастую мирится с разного рода нарушениями трудовой и общественной дисциплины, требований коммунистической морали. Безусловно, права ткачиха Брестского коврово-суконного производственного объединения О. Ковальчук, высказавшая на страницах газеты «Правда» свою озабоченность по поводу того, что в некоторых ячейках коллективов ослаблено внимание к атеистической пропаганде. «А в результате,— пишет О. Ковальчук,— даже некоторые коммунисты начинают считать, что здесь возможна нейтральная или компромиссная позиция» 1.

 

В активизации низовых ячеек производственных коллективов, целенаправленном формировании в них активного общественного мнения таятся огромные возможности атеистического воспитания и самовоспитания. Было бы заблуждением рассматривать аудиторию атеистической пропаганды лишь как объект воспитательного воздействия, а пропаганду трактовать как односторонний процесс. Успех прежде всего зависит от самодеятельности людей, их самостоятельной мыслительной и практической работы. И пропаганда должна быть действенным стимулятором ее, призвана развивать и углублять у человека потребность самостоятельно приобретать научные знания о мире, его законах, жизни, назначении человека.

 

Далее. Одним из основных направлений идейно-воспитательной деятельности партийных организаций является развитие у членов коллективов творческого отношения к труду, ярким проявлением которого, как было подчеркнуто на XXVI съезде КПСС, было и остается социалистическое соревнование — действенный метод строительства нового общества и воспитания людей. Насущная задача комплексного подхода состоит в обеспечении тесной связи научно-атеистической пропаганды с воспитательной функцией социалистического соревнования.

 

Значение такой связи вытекает из возрастания роли идейно-нравственных, мировоззренческих начал соревнования, его коллективистского духа и принципов, массовости. На современном этапе в различных формах соревнования — индивидуальных и коллективных — участвует практически все взрослое население республики, включая и тех, кто находится под влиянием религии либо проявляет колебания, безразличие в вопросах атеизма и религии. Несмотря на социальную пассивность, они в конце концов подчиняются общим нормам и правилам, по которым живут другие члены социалистических коллективов, испытывают благотворное влияние атмосферы всеобщего трудового энтузиазма и подъема.

 

В пропаганде атеизма важно и то, что в результате творчества масс постоянно возникают новые, эффективные формы соревнования, обладающие большим воспитательным потенциалом, расширяющие и углубляющие сферу его влияния на формирование идейных убеждений. Глубокая сознательность, дисциплинированность, чувство ответственности за порученное дело, рачительное отношение к народному добру, принципиальность, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения, пережиткам прошлого — эти и другие, подобные им, неотъемлемые черты коммунистической нравственности партийные организации, идеологические кадры и должны утверждать с помощью всего многообразия средств, форм и методов коммунистического воспитания, включая пропаганду научного атеизма.

 

И еще одно. Комплексный подход в атеистическом воспитании ведет к упрочению взаимосвязи научно-атеистической пропаганды и экономического образования. Как известно, через систему экономического образования партийные организации решают двуединую задачу. Прежде всего, вооружают работников знанием экономической теории и политики партии, передовым опытом хозяйствования и на этой основе обеспечивают их творческую, экономически квалифицированную деятельность по обеспечению высокой эффективности производства. Вместе с тем изучение марксистско-ленинской экономической теории и политики, ленинских принципов хозяйствования, важнейших решений партии и правительства по народнохозяйственным вопросам существенно влияет на идейно-политический рост работников. Они овладевают умением оценивать достигнутое с общегосударственных позиций, воспитывают у себя такие качества, как организованность, дисциплинированность, ответственность, коммунистическое отношение к труду, чувство заботы об общих интересах. Этому способствует осуществляемое в процессе занятий информирование о ходе экономического строительства, работе хозяйственных органов, экономической деятельности трудовых коллективов. В результате у слушателей системы экономического образования углубляется база формирования научного мировоззрения, вырабатываются марксистско-ленинские взгляды и представления о закономерностях и явлениях экономической жизни.

 

Мы считаем важным обратить внимание на необходимость мировоззренческих акцентов экономического образования, поскольку через эту систему так или иначе проходят все работники, занятые в сфере материального производства. Пока же действующие программы и учебные планы предусматривают в определенной мере усиление идейно-воспитательных моментов, упуская из виду атеистический аспект. Между тем, углубляя базу формирования научно-материалистического мировоззрения, экономическое образование объективно способствует выработке у слушателей атеистических убеждений, дает новые аргументы для научной критики религиозных концепций. Соответственно сориентированные в этом плане программы и учебные планы окажут существенную помощь преподавателям и слушателям, послужат им методическим и практическим руководством. Такой акцент необходим в школах коммунистического труда, в которых учебный процесс удачно сочетает пропаганду политических, экономических знаний с освоением передового производственного опыта и нравственным воспитанием людей.

 

Говоря о комплексном подходе в атеистическом воспитании, нельзя обойти и такой, на наш взгляд, важный вопрос, как связь научно-атеистической пропаганды с личной, идейно-нравственной, мировоззренческой позицией руководителей трудовых коллективов. В. И. Ленин учил, что пример действий и поведения руководителя-коммуни-ста обладает громадным моральным авторитетом и гигантской силой убеждения 2. Если руководитель безразлично, примиренчески относится к исполнению членами коллектйва религиозных обрядов, то в таком коллективе трудно ожидать активного общественного мнения, осуждающего религию. Анализ статистических данных о количестве невыходов на работу с разрешения администрации показывает, что определенная часть их падает на период религиозных праздников. Часто на предприятиях не обращают внимания на случаи крещения детей, которые обычно расцениваются как личное дело родителей. Подобные примеры снижают, а то и сводят на нет действенность атеистической работы.

 

Используя различные формы общественного воздействия, партийные организации дают принципиальную оценку каждому неправильному поступку руководителя, инженерно-технического работника, вовлекают их в пропагандистскую работу, политическое информирование членов коллективов. Для оказания помощи руководителям в выполнении ими функций воспитателей в формы их политической и производственной учебы (теоретические семинары, школы мастеров, школы актива) введены курсы основ идейно-воспитательной работы. Большую роль играют народные университеты нравственного образования, получившие в последнее время широкое распространение в республике. Они представляют собой новые по характеру и задачам учебные заведения, призванные обеспечивать идейно-нравственную закалку мастеров, бригадиров, начальников цехов, наставников молодежи, овладение ими основами педагогики и методики нравственного воспитания. Мы считаем необходимым введение в программы и учебные планы университетов нравственного образования атеистической тематики для этой категории кадров.

 

Ведя речь об идейно-нравственной, мировоззренческой позиции руководителя, нельзя допускать, как это нередко бывает, упрощенного представления, когда единство хозяйственно-организаторской и воспитательной работы рассматривается лишь с точки зрения участия руководителей в политическом просвещении. Это только часть их деятельности по воспитанию членов коллективов, созданию здоровой нравственной атмосферы, утверждению атеистического общественного мнения. XXVI съезд КПСС потребовал от хозяйственных руководителей проявления постоянной заботы об улучшении условий труда и быта людей; позиция тех из них, кто относится к таким вопросам как к чему-то второстепенному, побочному, была оцейена как в корне неверная, вредная 3. Повышение ответственности руководящих кадров за нравственное воспитание подчиненных, обеспечение хороших условий труда и быта работников составляют неотъемлемую часть процесса атеистического воспитания людей, так как направлены на устранение тех социальных факторов, которые нередко еще питают их религиозность.

 

Особо следует остановиться на результативности воспитательной работы в трудовом коллективе. Она во многом определяется умением партийной организации скоординировать деятельность средств, форм и методов пропаганды и воспитания, а также кадров, организаций и служб, имеющих к ним отношение. Изыскивая пути практической реализации комплексного подхода, Минский горком КП Белоруссии совместно с научными учреждениями разработал Комплексную организационно-функциональную структуру идейно-воспитательной работы в трудовом коллективе и приступил к широкому ее внедрению. С известными различиями в конкретном применении в условиях того или иного коллектива эта структура апробируется на ряде предприятий промышленности, строительства, торговли и бытового обслуживания населения республики. Суть ее заключается в образовании функциональных секторов по участкам воспитательной работы, объединяющих организации и учреждения, участвующие в ней. Деятельность секторов направляется партийным комитетом через идеологическую комиссию как своего рода координирующий научно-методический центр. В идеологической комиссии выделяются группы активистов по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию.

 

Мы положительно относимся к внедрению организационно-функциональной структуры, ибо она, как показывает опыт, позволяет рационализировать идейно-воспитательную работу в коллективе, включить в нее административно-управленческие службы, руководителей, специалистов, общественные организации, точнее обозначить их обязанности, взаимосвязи, сосредоточить внимание на задачах как агитационно-пропагандистского обеспечения развития производства, так и формирования мировоззрения работников, их идейно-политических и нравственных качеств. Партийные комитеты получают реальные рычаги координации, усиления повседневного контроля за ходом воспитательного процесса. Совершенствуя организацию и управление воспитательным процессом в производственных коллективах, партийные комитеты приступили к разработке структуры управления воспитанием по месту жительства трудящихся. Суть ее сводится к тому, чтобы соединить воспитательные усилия, осуществляемые в трудовых коллективах, с мерами, осуществляемыми в этих же целях по месту жительства, добиться того, чтобы работа в микрорайонах пе дублировала, а продолжала, дополняла работу, проводимую в коллективе, оказывая влияние прежде всего на тех, кто в ней больше всего нуждается,— подростков, домохозяек, пенсионеров.

 

Известное распрострапепие такая структура получила и в сельских регионах, естествеппо, с учетом особенностей территориально-производственных зон сельскохозяйственных предприятий.

 

В процессе централизации клубной сети в ряде сел Минской области, папример, возникли специфические социально-культурные комплексы, которые рассматриваются как весьма перспективные в деятельности партийных организаций по формированию атеистического мировоззрения сельских тружеников, их нравственному и эстетическому воспитанию. Эти комплексы представляют собой многофункциональные объединения культурно-просветительных учреждений, которые с помощью учебных заведений, предприятий торговли, быта, общественного питания, а также общественных организаций осуществляют социально-культурное обслуживание населения в соответствии с потребностями общества и личными интересами. Образование социально-культурных комплексов выводит учреждения культуры за рамки традиционных форм их работы, позволяет ликвидировать ведомственную разобщенность, дает организационную основу для создания множества любительских объединений взрослых и школьников, позволяющих разумно заполнить их досуг. В сельских населенных пунктах в различные виды занятий, предусмотренных рамками комплексов, удается вовлечь до 70 и больше процентов жителей.

 

Совершенствованию идейно-воспитательной работы, включая пропаганду научного атеизма, способствуют также складывающиеся в крупных сельских населенных пунктах своеобразные учебно-воспитательные комплексы, объединяющие общеобразовательную школу, межшкольпый учебно-производственный комбинат, музыкальную школу либо ее филиал, музей, спортивные сооружения, детский сад, учебные классы профессионального обучения взрослых. В результате создается организационно-материальная основа для лучшего обеспечения преемственности воспитания в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе.

 

Всемерпое развитие должны получить, по нашему убеждению, информационно-пропагандистские комплексы, возникшие в ряде партийных комитетов Минской области. В них входят кабинеты политического просвещения партийных комитетов, экономического образования учебных центров предприятий, методические кабинеты организаций общества «Знание», общественных дисциплин общеобразовательных школ и профтехучилищ, справочноинформационные центры первичных партийных организаций, а также другие организации и учреждения, участвующие в информационном, методическом и техническом обеспечении учебной и воспитательной работы. В центрах-комплексах концентрируются и обрабатываются политическая, социальная, технико-экономическая информация, материалы о развитии социалистического соревнования, передовом опыте. В помощь агитационно-пропагандистскому активу и руководящим кадрам ведутся картотеки по направлениям пропаганды, воспитательной и экономической работы. При ряде центров имеются социологические службы, работающие на общественных началах. Открыты пункты проката технических средств, формируются фонды экранной, звуковой и печатной информации, организовано обучение методике использования технических средств.

 

Значение информационно-пропагандистских центров-комплексов состоит в том, что они обеспечивают регулярность научно-атеистической информации, идущей от партийных комитетов в первичные партийные организации и обратно, как необходимое условие оперативности руководства этим участком воспитательной деятельности. На базе центров ведется вся текущая работа с организаторами и пропагандистами научного атеизма, создаются семинары и курсы, рассчитапные на длительный срок обучения. -

 

Впедрение комплексного подхода оказывает благотворное воздействие на текущее и перспективное планирование идеологической работы, обеспечивает более тесную связь планов идейно-воспитательной работы партийных комитетов с соответствующими разделами планов социального развития трудовых коллективов. Применяемые в воспитательной деятельности виды и формы планирования позволяют полнее учитывать специфику различных категорий трудящихся, их запросы и интересы, лучше координировать проводимую работу, контролировать ход реализации намеченного. На их основе создаются возможности программировать достижение оптимальных результатов в воспитании.

 

Однако достаточных оснований быть удовлетворенными нынешним состоянием планирования еще нет. Анализ показывает, что некоторые планы представляют собой лишь перечень мероприятий, часто намеченных без указания цели и четко определенного уровня их осуществления. В планах атеистического воспитания или разделах пропаганды научного атеизма не всегда предусматриваются меры по использованию атеистического потенциала других направлений и участков воспитания, подчинению его задаче формирования атеистических убеждений людей. Подобные недостатки во многом связаны с отсутствием научных методик составления комплексных планов, рассчитанных на практических работников, с недостаточной подготовкой части организаторов воспитательного процесса, а также наличием пробелов в социальной информации о составе, уровне сознательности, нравственном поведении и других особенностях членов коллективов. В последние годы меньше проводится конкретно-социологических исследований по вопросам атеизма и религии.

 

Известно, что планирование идеологической работы существенно отличается от экономического планирования. Тем не менее представляется перспективным в процессе реализации комплексного подхода более последовательное использование метода программно-целевого планирования, получившего широкое применение в экономической сфере.

 

Наибольшие трудности его применения в области идеологической работы связаны с определением четких, максимально конкретизированных целей воспитания, поскольку объектом планового воздействия выступает такая сфера, как сознание людей, в которой достижение намеченных рубежей весьма сложно выразить в каких-либо формализованных данных. Такая конкретизация — потребность планирования. Поэтому и при планировании атеистической работы нужно определить, какого результата, каких конкретных задач, промежуточных рубежей в том или ином регионе, социальной группе и отдельной личности предполагается добиться. Определение таких рубежей, их достижение явится основой контроля практической работы в конкретных условиях и в рамках общей стратегической задачи. При этом в центре внимания должны быть постоянное упрочение атеизма в сознании каждого нового поколения, исключение возможности возрождения религиозных представлений.

 

Другую сложность представляет разработка комплексной программы достижения намеченного. Такая программа (совокупность мероприятий, конкретизированных по срокам и направленных на достижение намеченной цели) отвечает требованиям комплексного подхода, если она учитывает, с одной стороны, действие и взаимосвязь всех компонентов системы коммунистического воспитания, а с другой — все аспекты воспитательной работы, вытекающие из влияния социального окружения и хозяйственной практики.

 

Программа, выработанная таким образом, явится тем средством, которое обеспечит необходимую слаженность в работе идеологических служб, их связь с социально-производственной сферой, должное взаимодействие факторов и аспектов воспитания в получении планируемых результатов.

Грандиозные экономические, социально-политические и культурные преобразования, осуществляемые в нашей стране в ходе коммунистического строительства, духовная и нравственная атмосфера развитого социалистического общества, его образа жизни, огромная идейно-воспитательная работа партии и государства обеспечивают последовательное формирование у всех трудящихся материалистических взглядов и атеистических убеждений. Полное преодоление религии, устранение религиозных пережитков из жизни советского общества — неизбежный, объективно неодолимый процесс. Пример Советской Белоруссии — одно из наглядных тому подтверждений. Тенденция к полному преодолению религии в республике отчетливо прослеживается в следующих явлениях.

tlepeoe. Подавляющее большинство членов общества, занятых в сфере материального и духовного производства, прочно стоит на атеистических позициях, многие из них активно участвуют в борьбе против религиозных предрассудков.

 

Второе. Неуклонно уменьшается число сторонников и последователей религии. Вот данные, иллюстрирующие это положение. Согласно материалам всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, все население, проживавшее в границах нынешней Белоруссии и прошедшее перепись, было определено как верующее православного (59 процентов), католического (24 процента) и других вероисповеданий (17 процентов)4. Проведенное в 1930 году кафедрой марксизма-ленинизма АН БССР обследование определенных групп населения выявило значительное сокращение числа верующих в обследованных группах. Полученные материалы свидетельствовали об интенсивном росте числа людей, порвавших с религией после победы Октябрьской революции под влиянием социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции.

 

В начале 60-х годов, по данным Института философии и права АН БССР, сотрудники которого, как уже отмечалось выше, изучали степень религиозности жителей ряда городов и сел Белоруссии, количество людей, считавших себя верующими, не превышало 30 процентов обследованного населения.

 

Исследования, проведенные в 1969—1970 годах социологической группой Гродненского обкома КПБ в ряде деревень области, показали уменьшение числа верующих там на 10—20 процентов5. В 1971 — 1972 годах Заводским райкомом партии города Минска с участием научных работников проведено повторное социологическое исследование жителей поселка Дражня по той же методике, что и десять лет назад. Оно показало дальнейшее снижение числа верующих примерно наполовину (8 процентов против 15,8 процента)6.

 

Третье. Существенные изменения происходят в сознании, нравственном облике, поведении верующих. У них повышается интерес к духовным и культурным ценностям социалистического общества, науке, социально-политической информации, меняется отношение к общественным и гражданским обязанностям, повышается трудовая активность. Религия оказывает все меньшее влияние на их жизнь, труд, быт, чувства.

 

Сами служители религиозного культа признают, что осознанной веры у большинства их прихожан нет, а связь с церковью заключается лишь в чисто формальном участии в религиозных обрядах. В этом плане любопытен анализ, сделанный ксендзом рубежевичского костела (Столбцовский район) в одной из его проповедей. Первую группу прихожан он назвал католиками по крещению, включив в нее тех, кто лишь считается католиком по крещению, но ничем не подкрепляет свою веру. Вторая группа— «католики от воскресенья до воскресенья», посещающие костел только по воскресеньям, а потом «все шесть дней никто не узнает в них католиков». И лишь третья группа — повседневные (истинные) католики, «но настоящих католиков мало».

 

Несколько иначе обстоит дело в религиозных сектах западного происхождения (баптисты, пятидесятпики, адвентисты седьмого дня и другие). Однако и среди них уменьшилось число религиозных фанатиков.

 

Четвертое. Постепенно сокращается число лиц, следующих религиозным обычаям и традициям, отправляющих церковные обряды и праздники; религиозная обрядность все больше обесценивается и вытесняется социалистической обрядностью. В сравнении с 1966 годом число крещений детей, как показывают исследования, уменьшилось почти вдвое; обряд венчания совершают не более 1,5 процента вступающих в брак 7.

 

Следует еще раз подчеркнуть, что указанные процессы и явления протекают в условиях неукоснительного претворения в жизнь положений и требований свободы совести, зафиксированной в Конституции СССР, которая в соответствии с глубочайшей гуманистической сущностью и подлинным демократизмом зрелого социалистического общества обогатила и расширила ее понимание. Коммунистическая партия нашей страны, осуществляя на основе единственно научного марксистско-ленинского мировоззрения пропаганду атеизма, отрицает какое бы то ни было насилие в отношении религиозных организаций, духовенства, верующих. Основываясь на ленинских принципах и традициях, она ведет борьбу против религии только идейными средствами, путем просвещения масс, гарантируя свободу совести, путем ворлечения всех трудящихся в практическую деятельность по переделке общественных отношений на коммунистических началах.

 

В углублении объективных и субъективных условий полного преодоления религии исключительно велико значение программы экономического, социально-политического и духовного прогресса развитого социалистического общества, определенной XXVI съездом КПСС на одиннадцатую пятилетку и на период до 1990 года. Неизменно ставя во главу принцип «Все во имя человека, все для блага человека», партия разработала широкие меры дальнейшего подъема благосостояния советских людей, охватывающие сферу потребления, условия труда и быта. По мере поступательного развития советского общества становится все более разносторонней, более широкой и богатой по своему диапазону качественная характеристика духовно-нравственной жизни общества, личности каждого труженика. Стремлением обеспечить необходимые внешние условия для успешного решения выдвинутых съездом гигантских задач пронизаны международная политика партии, ее последовательная борьба за укрепление мира, устранение военной угрозы, сохранение и углубление разрядки.

 

Религия окончательно уйдет из жизни общества при полном коммунизме, когда человек достигнет такой степени господства над природными и социальными силами, при которой они станут ему полностью подвластны и управляемы. Лишь тогда, писал Ф. Энгельс, когда «человек будет не только предполагать, но и располагать,— лишь тогда исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор еще отражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать»8.

 

Эффективность наступления на любую чуждую нам идеологию, включая религию, определяется боевитостью партийных организаций, активностью пропаганды коммунистических идеалов, умением по-ленински страстно, убежденно и доказательно, доходчиво и ярко нести людям правду о реальном социализме, о целях и преимуществах успешно развивающейся коммунистической формации, поднимать активность широких масс в борьбе за ее торжество.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0