13:51
«Новому миру» в новом мире места не нашлось. Очередная жертва технического прогресса

Главная областная газета Зауралья планирует массовые сокращения сотрудников. Журналисты издания вдруг выяснили, что в современном мире мультимедийных лонгридов, подкастов и социальных сетей им просто не нашлось места.

 

 

Газета «Новый мир» никогда не была прогрессивным изданием Курганской области. Я всегда удивлялся её названию. Почему «Новый мир»? Что в нём нового? Листая старые подшивки Красного Кургана, Советского Зауралья и Нового мира, порой сложно понять, в какой эпохе ты находишься. Только дата подсказывает, что это 21 век, а не 1972 год.

 

 

За последние 5 лет «Новый мир» не сделал ничего, чтобы привлечь новую аудиторию. Пожалуй, единственным достижением стала группа «Вконтакте», в которой нет никакой системы выхода новостей. За 10-15 минут может быть опубликовано сразу 8-10 новостей.  Пожалуй, всё. Никаких иных форм медиадиалога с читателем Новый мир предложить не смог. Например, в сентябре 2016 года главную газету Кургана возглавила Жанна Чумакова, которая понимала, что в старом формате издание никому не нужно. Обновился дизайн сайта, появились лонгриды, панорамные видео, канал в Telegram. Из местных СМИ «КиК» сейчас очень хорошо представлен в Интернете. А «Новый мир» остался на уровне 10-летней давности, не сумев почувствовать дух эпохи.

 

 

Более того, существующие кадры даже не понимают, что такое современная система медиапотребления. Как она работает и зачем людям столько новостей. Меня сильно озадачил комментарий Татьяны Маковеевой, который она оставила в группе MEDIASTUFF.

 

«Объективности ради надо уточнить, что нас пока не уволил, а предупредили о предстоящем сокращении. Нам сказали, что газета "Новый мир" меняет формат, и мы в этот формат не вписываемся, дословно - "не прошли кастинг". В качестве нужной квалификации нам привели пример безымянных журналистов, которые могут (!) в течение дня (!!) сделать на сайт по 10 (!!!) информаций. А то, что эти информации берутся откуда-то готовыми, что эти люди не бывают на мероприятиях, не встречаются с людьми лично, не ездят в командировки и не пишут тесты САМИ - не считается важным и нужным».

 

Что же это за безымянные журналисты? Может Никита Телиженко из ZNAK.COM, который носится как угорелый с одного мероприятия на другое, оперативно отписываясь редактору на сайт и попутно делая фоторепортажи. Или, может, это Алёна Кононова из 45.ру, благодаря которой в Кургане появился формат видеотрансляций. Параллельно с трансляциями Алёна делает фото, отписывается на сайт и следить за группой. Как вам такие безымянные журналисты? Кадры «Нового мира», знаете ли, тоже не являются суперзвёздами.

 

Ожидаются осадки в виде сокращений и увольнений

 

В «Новом мире» даже нормальный рерайт сделать не могут. 10 дней назад нагло скопировали с моего сайта текст про строительство храма, поправили пару слов и выдали за свой. Никаких ссылок не было. А потом они с обидой пишут: «Просто мы динозавры в розовых очках, которые все ещё верят в объективную журналистику». Видимо, все остальные занимаются не объективной, один «Новый мир» последний столп объективности.

 

 

Да, среди редакции газеты есть профессионалы, которые создавали качественные материалы 10-15 лет назад, но сейчас их компетенции уже невостребованны на современном рынке. Их время прошло. Миром правит Интернет и сетевая журналистика. Кто не сумел подстроиться – тот проиграл конкурентную борьбу. Хотя о какой конкурентной борьбе может идти речь, если десятками лет сидеть на бюджете не вкладывая никаких сил в модернизацию СМИ.

 

 

В конце я хотел бы привести цитату из статьи Василия Гатова под названием «Будущее журналистики».

«Сетевое будущее» предопределено в этом смысле намного четче: в перспективе пяти или десяти лет существование бумажной прессы окончательно станет экономически бессмысленным (стоимость поддержания производства средств производства — печатных машин, бумажных фабрик, логистики и ритейл-организации — выйдет за пределы возможностей медиакапитала даже при прямой поддержке государства, что в России, что в остальном развитом мире). В отличие от Андрея Мирошниченко, я не возьмусь называть дату выхода последней газеты в мире, однако можно довольно уверенно говорить, что в 2020-х годах регулярная бумажная пресса станет реальным раритетом, а количество журналистов, которые будут работать именно на приоритет «бумаги», будет измеряться единичными процентами в общем «пироге» профессии. Вместе с «газетной» специализацией журналиста начнет сходить на нет и компетенция редактора бумажного издания; при наличии бесконечного информационного пространства Сети и инструментов быстрого поиска, отбора и организации контента (прежде всего агрегаторов) функция редактора-ограничителя, «дирижера» повестки дня становятся бессмысленной. Более того, традиционные редакторские функции — такие как определение ценностных, аудиторных целей журналистской работы, создание «стиля» коммуникации соответствующего бренда и этическая редактура — если не отменяются уже текущими сетевыми практиками, то явно переходят в список «обычных» компетенций журналиста. Если ты как автор не можешь без специальных указаний разобраться в том, для кого, как, почему и с какими ограничениями работает тот или иной медиабренд, — ты не можешь быть самостоятельным профессионалом.

 

«Сетевой журналист» ближайшего будущего, как показывает уже имеющийся опыт информационных агентств и наиболее успешных интернет-СМИ, это не просто профессионал-многостаночник. Прежде всего он сам себе редактор, он способен к анализу повестки дня в целом, он быстро и эффективно, с минимальными временными затратами ориентируется в контексте информации и способен самостоятельно определять наиболее правильный режим создания и распространения информации, адаптировать форму и способ подачи к различным носителям и способам коммуникации, он обладает компетенциями отслеживания собственной эффективности.

 

Мультимедийность и конвергентность, как я уже писал выше, — это не более чем временные «миражи». Эти понятия в применении к журналистике возникли для того, чтобы хоть как-то называть переходное состояние от «старой» к «новой» профессии.

 

Автор текстов, способный делать профессионального качества фотографии или снимать качественное видео (правильно сделанное с точки зрения визуальной информации, звука и последующего использования для монтажа), или журналист, обладающий компетенциями продюсера (то есть способный организовать сложный многофакторный процесс коллективного создания материала), безусловно, и востребованнее на рынке, и могут претендовать на бóльшие зарплаты. Цифровые компетенции — прежде всего способность к анализу данных, интерпретации этих данных и визуальной коммуникации данных — все больше становятся интересны работодателям»

Просмотров: 1387 | Добавил: fantast | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]