18:45
Онкология в Зауралье. Однозначная неоднозначность.

Онкология в Зауралье. Однозначная неоднозначность

Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью.

Гиппократ

Материал приурочен к Всемирному Дню борьбы с раком – 4 февраля.

Журналисты порой забывают, какой большой груз ответственности лежит на их плечах. Порой забывают, что в погоне за мнимой сенсацией теряется сама суть журналистики. Донести жареный факт, завёрнутый в жёлтую обёртку сенсации – легко. Разобраться, углубиться, вникнуть в суть, увидеть за цифрами, графиками и таблицами живых людей – вот главная сложность.

В этом материале тоже будут цифры и графики. Но все эти цифры абсолютно ничего не значат, если они не сопровождаются комментариями компетентных людей. Знающих и понимающих механизм и путь их появления, начиная от первых раковых клеток и заканчивая жареными фактами, поданными в определенном ключе.

В ситуации мне помог разобраться главный врач ГБУ «КООД» Гиви Гиоргиевич Сепиашвили, кандидат медицинских наук и заслуженный врач России. Его ассистентом выступила Озерова Елена Михайловна, врач высшей категории радиологического отделения курганского онкологического диспансера. Наша беседа длилась ровно час, за это время мы обсудили ситуацию в онкологической сфере Зауралья, способы ведения статистики, мифы о раке и множество других вопросов.

Фокусы со статистикой

Статистика штука опасная и двойственная. С одной стороны она отражает реальную картину, но когда начинаешь разбираться в том, каким образом она формируется, возникает огромное количество «НО». Каждая цифра это не просто человек, а целая история. Каждая цифра – море слёз, консилиум врачей, сложности постановки диагноза и возможно чья-то сломанная судьба. А на бумаге это просто галочка в отчете, которая пошла гулять по ведомствам. 

Например, в Зауралье смертность от злокачественных образований составляет 256 человек на 100 000 человек.  Параметр зависит от двух составляющих  – абсолютного числа умерших людей (2206 чел. в 2016 году) и численности населения области (861 896 чел. в 2016). Далее количество умерших умножается на 100 000 и делится на численность населения области. Вуаля! Появляется смертность на 100 тыс. человек. Изменение одного параметра полностью меняет всё картину.

На 1 января 2017 года численность населения снизилась до 853 950 человек! Если в 2015 году от рака умерло 2223 человек, то в 2016 – 2206 человек. То есть даже на 17 человек меньше! А население области уменьшилось почти на 8 тыс. человек. А теперь представьте, что в нашей области численность населения снизилась до 700 000 человек, а абсолютное количество умерших осталось прежним. Тогда смертность у нас уже составляет 315 человек на 100 000 человек. Поиграемся с цифрами. Теперь у нас в области миллион человек. Тогда смертность падает до 221 человека на 100 тыс. Интересная игра, правда?

- За последние годы абсолютная численность умерших от раковых  заболеваний всегда находилась на одинаковом уровне. В районе 2200 человек, с учётом погрешности, а вот численность населения снизилась, это и создаёт высокую смертность в расчете на 100 тысяч человек, - отметила Елена Озерова.

Кодирование причин смерти

Это настоящая проблема отечественной медицины. Неверное указание причины смерти серьезно влияет на статистику не только в масштабах области, но и всей страны. При анализе амбулаторных карт часто выявляется отсутствие данных свидетельствующих о прогрессировании злокачественного заболевания, а преобладает нарастание симптоматики сопутствующей патологии ( сердечно-сосудистой, нарушения обмена, неврологической). Несмотря на это первоначальной и непосредственной причиной смерти устанавливается диагноз злокачественное новообразование.

Есть ряд заболеваний, которые вкупе с другими вызывают сложности правильного кодирования. Понимания главной причины смерти. Например, у покойного человека может быть обнаружена ВИЧ-инфекция вместе с саркомой Ка̀поши. От чего умер человек? Умный врач закодирует ВИЧ как причину, а саркома явилась следствием инфекции. Или ещё пример. У пациента обнаружили бронхопневмонию и хронический лимфолейкоз. Где первопричина? Причина – хронический лимфолейкоз, его и надо закодировать. Бронхопневмония – это прямое следствие лимфолейкоза.  Как видите, всё очень сложно и компетентность врача, который фиксирует смерть, имеет большое значение. Есть структура причин смертности, которую надо свети. Таким образом, в одном месте у нас убывает, а в другом прибывает. Кодировка всё определяет!

Рак нулевой стадии

Удивительно, но рак бывает и нулевой стадии. Его называют «Рак in situ», что означает рак на месте. Это очень маленькое скопление клеток без прорастания в подлежащую ткань. Считается, что этот вид рака находится в равновесии - клетки опухоли гибнут с такой же скорость, с какой и появляются. Характеризуется, как правило, небольшими размерами, отсутствием клинических проявлений, очень медленным ростом и отсутствием метастазов. До момента начала активного роста может пройти значительное время — вплоть до нескольких десятков лет. По сути, этот вид рака не представляет никакой опасности для пациента, но, тем не менее, его иногда кодируют как основную причину смерти. Это всё равно, что отметить прыщ в качестве причины смерти. Таких покойных пациентов в 2016 году наскреблось 16 человек, а в 2015 – 24. Кажется, что не много, но в масштабах области или страны возникает перевес.

Слышь, а ты с какого района?

Другая особенность статистики заключается в естественном перемещении жителей между регионами. Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти. Следовательно, все умершие на территории Курганской области  (иногородние и иностранные граждане) остаются зафиксированными  в Курганстате. Так рождаются мёртвые души, простите за оксюморон.

- Мы не согласны с Курганстатом. Эти цифры немножечко неправильные. Три ведомства отвечает за обработку данных. Пока мы не нашли общий язык с Курганстатом, а вот с Департаментом здравоохранения пытаемся искать точки соприкосновения. В Департаменте завляют, что как Курганстат считает, так и мы должны считать, – прокомментировал цифры Гиви Сепиашвили.

 

Без паники

Гиви Гиоргиевич даёт главный совет: «Не надо паниковать». Это его ответ на жёлтые и громкие новостные публикации, претендующие на сенсационность.

- Все так удивились, как будто онкология появилась в прошлом году в области. У нас были, куда большие цифры по смертности, чем сейчас. Нельзя никогда паниковать. Паника передаётся чисто психологически очень быстро. И люди начинают пугаться. На сегодняшний день можно пугаться туберкулёза, потому что это заболевание передаётся воздушно-капельным путём. ВИЧ-инфекции, СПИДа, инфарктов и инсультов – вот чего надо бояться, - отметил главный онколог области.

Гиви Сепиашвили отметил, что онкология – это проблема не только нашей страны, но и всего мира.

Про Щучье и Зверинку

В последние полгода среди жителей Зауралья бытует много мифов касательно радиационной обстановки и ситуации с онкологической заболеваемостью. Рождаются слухи о двухголовых животных в Щучанском районе, где находится комбинат по переработке радиоактивных отходов. Цифры же свидетельствуют об обратном. По Щучанскому району онкозаболеваемость даже ниже, чем по области. По Курганской области заболеваемость 256 человек на 100 000 чел. А в Щучанском районе 238 человек на 100 тыс.

- В Щучье негативное онкологическое влияние зафиксировано не было. Я разговаривал с местными докторами и главным врачом, который заявил, что никакой утечки там нет, и никогда не было. Всё тщательно контролируется дозиметрами и прочими измерительными приборами. 

О трудностях выявления

- Любая опухоль имеет свойство камуфлироваться, то есть скрываться. Вот, допустим, в Курганской области рак лёгкого на первом месте среди мужского населения. Мы выявляем 50-60% уже с третьей и четвёртой стадией. Они проходят флюорографию, рентгеновские исследования, но не всегда видна эта опухоль. Опухолевые клетки имеют свойство быть не рентгеночувствительными. Необходимо более тщательное исследование с использование контраста, который накапливается в опухолевых тканях и лишь затем они «подсвечиваются». Тогда уже становится ясно, что это не первые стадии, а третья или четвёртая.

В планах у нас вместе с департаментом здравоохранения провести избирательное обследование по типу скрининга, с целью выявления рака лёгкого. Это позволит нам отобрать тех людей, которые будут подозрительны по злокачественным образованиям на ранних стадиях.

Среди женщин высокая заболеваемость раком молочной железы. У нас есть маммографы, но они практически устарели. Каждому маммографу около 6-7 лет и они аналоговые, а не цифровые. У аналоговых выявляемость значительно ниже, чем у цифровых.  Проблема с оборудованием есть, но она решаема. Правительство идёт нам на встречу.

Самая главная проблема

- Самая главная проблема – это народ. Он не понимает, не хочет проходить обследование. Есть простой человеческий фактор. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Если он не придёт на обследование, не расскажет свои жалобы, если он сам не заинтересован быть здоровым. То как мы ему поможем? Естественно, это наша проблема и наша задача – выявлять таких больных и заставлять их проходить обследование. 

О плохих новостях

- Общение с пациентами, а особенно с онкологическими – это настоящее искусство. Всегда сложно найти общий язык. Когда я общаюсь с пациентом, я никогда не начинаю сразу с заболевания. Я начинаю с других тем и потихонечку подвожу к этому. Рассказываю примеры других людей, которые боролись, несмотря на всю серьёзность состояния. Надо сделать всё, чтобы пациент поверил доктору и его назначению. Хотя у нас нет такого, чтобы один врач назначил, и никто его не проверил. У нас постоянный контроль, вплоть до консилиума врачей.

- Когда к нам приводят пациента уже с 4 стадией, наша главная задача – это облегчить его жизнь. Мы занимаемся облучением головного мозга, и пациент через 10 дней уходит на своих ногах. Потому что эффект – есть! Мы не вылечили больного, но мы продлили ему жизнь. У нас достаточно много благодарных пациентов, несмотря на то, что пишут про нас в интернете. Вы знаете, ещё кадровый вопрос многое определяет. Есть большой процент запущенных случаев, а запущенный случай – это либо химиотерапия, либо лучевая терапия. Такое лечение применяется уже на крайних стадиях. Иногда из районов доставляют пациентов с опухолями, которые можно выявить без всякой аппаратуры, чисто визуально. И что человек делал до этого? Почему его никто в районе ни разу не направил? У нас есть программа диспансеризации, программа доставки «сложных» пациентов, которые не могут это сделать самостоятельно, - дополнила Елена Михайловна.

О настойках

- Если бы настойки помогали, то онкодиспансера бы не было. Лечились бы все дома настойками и вылечивались (улыбается). И знахари, и бабушки, а мы бы остались без работы, - ответила Елена Михайловна на вопрос о чудодейственных настойках.

- Я сам тоже люблю настойки... виноградные, - шутливо вставил Гиви Гиоригиевич.

Совет врача

- Всякий должен на своём месте делать свою работу. Участковые врачи должны по списку проверять каждого, у кого есть склонность к онкологическим заболеваниям. Это касается тех граждан, у которых есть хронические формы. Поэтому бояться не надо. Врачи должны честно обследовать, а пациенты – честно обследоваться.

Эпилог

Жизнь слишком сложна, чтобы делить в ней всё на белое и черное. В ней многое неоднозначно, неточно, приблизительно и условно. Онкологическая беда коснулась каждой семьи. Моя бабушка в 2009 году умерла от рака желудка. Это самая страшная форма, начинающаяся с ноющих болей, которые «глушатся» таблетками и списываются на обычное несварение. Она часто отмахивалась, авось пройдёт! Ей не смогли точно поставить диагноз, и время было потеряно. Сложилась негативная сумма факторов для всех сторон.  Кого мне обвинять? Врача, который не смог разглядеть метастазы или свою бабушку, которая потеряла время, глотая таблетки? Объясните мне, где среди мириад бесконечных цифр находится моя бабушка? В какую отчётную галочку она превратилась?

Не рубите с плеча, не делайте поспешных выводов. Мир слишком сложен. Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью.

 

Просмотров: 1847 | Добавил: fantast | Теги: Курганская область, онкология, рак, курган | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]